Тематическоенаправление: Экологическое воспитание
Темаметодической разработки: «Всемирный день Земли»
Автор:Поцелуева Оксана Анатольевна
Должность:учитель биологии
МКОУСеверная СШ
2021год
Пояснительнаязаписка
Экологические уроки взаимосвязаныс охраной окружающей среды. Поэтому существенно дать детям экологическиезнания, приучая их к экологическому мышлению, создавая основы экологическойкультуры. Для этого нужна системность, комплексность и эффективные методическиеприёмы. К большому сожалению, современные дети мало бывают на природе плохознают родные места, и она со временем для них становится чужой, даже можносказать посторонний. Наверно, это можно назвать естественным процессом, ведьуровень жизни сегодня такой, что ребята живо интересуются различнымикомпьютерными играми. Конечно немаловажно и даже очень хорошо, что у нас естькомпьютеры и иная техника, но и должно быть то, с чем у человека должна бытьнескончаемая, единая, крепкая связь с самого рождения. Это любовь к Родине, кдому, к реке, на которой он вырос, к природе которая его окружает всюду. Обнаруживаешьв самом себе, что эта связь рвётся. Все это вызывает тревогу и заставляет нас,педагогов, искать новые подходы к обучающимся, конструкцию занятий, к подборудополнительного, в том числе и воспитательного, материала. Моя цельсформировать у детей внимательное отношение к природе и к окружающей среде.Основными методами работы на внеклассном занятии избрала словесный и наглядный,и практический, так как они, наиболее доступны и просты в настоящее время.Замечательный писатель М.М. Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы, и онадля нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице –воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу– значит охранять Родину!».
Цель:воспитание экологически грамотного, социально активного школьника,ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствамприроды.
Задачи:
· учить детей быть ответственными за своипоступки.
· формировать культуру поведения в природе.
· развивать творческое воображение,познавательные возможности детей.
· воспитывать бережное отношение кокружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживойприроды.
· прививать любовь к природе, желаниезаботиться о ней и о своём здоровье.
Формапроведения: урок – игра.
Целеваяаудитория: 5-6 класс
Ресурсы:Компьютер, проектор, звуковое оборудование,раздаточный материал.
Ходмероприятия.
(Звучитпесня в исполнении Л.Лещенко «Родная Земля»)
ВЕДУЩАЯ:-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня — не просто значительный, а действительновсемирный праздник — Международный день Матери-Земли, проводимый под эгидойОрганизаций Объединенных Наций, — день нашего всеобщего, можно сказатькомфортного дома. Международный день Земли — праздник чистой Воды, Земли иВоздуха, Растений, Животных и всего того, что нас окружает. Это день приближаетнас к воспоминаниям о страшных экологических катастрофах, потрясших весь мир. Вэтот день каждый человек может поразмыслить над тем, что же он может сделать врешении экологических проблем, перебарывая безразличие в самом себе. Впервойэта Всемирная акция началась в 1970 году. Более 20 млн. человек в разныхстранах мира имели возможность участвовать в акции, которая в то время получиланазвание День Земли. А с 1972 года по побуждению сенатора Гейлорда Нельсона онастала официальным праздником. Как –то известный учёный-физик С.П. Капицасказал «… День Земли — это день поручительства перед нашейпланетой, поручительства перед людьми, которые ее населяют, перед самойприродой, перед самими собой, ведь мы являемся частью этой природы ».
Изпоколения в поколение в этот день в течение одной минуты доносится КолоколМира. В этот день, то самое время, когда все окружающие должны поразмышлять надтем, как сберечь и обезопасить нашу планету, изменить условия жизни всехсуществ, живущих на ней. Впервые Колокол Мира был создан и установлен вштаб-квартире Организаций Объединенных Наций в Нью-Йорке в 1954 г. Он слитый измонет, подаренных детьми всей планеты, и является символом всемирной солидарностилюдей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знакилюдей многих стран. Надпись на Колоколе сообщает: «Да здравствуетвсеобщий мир во всем мире». В 1990 году праздник стал международным, вакции участвовали уже 200 млн. человек из 141 страны. В России День Землиотмечается с 1992 года, а акция «Колокол Мира в День Земли» осуществляется1998г.
(Звучитзвон колокола.) Ученица читает
Звонкоколокол звенит.
Мирув мире жить велит.
Чтобогромная Земля
Безвойны всегда была.
Людидобрые, очнитесь,
Даскорее оглянитесь:
Намже негде будет жить
ЕслиЗемлю не хранить!
ВЕДУЩАЯ:- Ю.А. Гагарин — первый человек в мире,облетевший наш земной шар, планету Земля, написал: «ОблетевЗемлю в корабле-спутнике, я смог рассмотреть, как же красива и разнообразна нашапланета. Так давайте же мы с вами — люди, будем сберегать накапливать этукрасоту, а не убивать её еще больше!»
Давайтеже будем дружно любить нашу родную Землю, оберегать её, и не только в этот ДеньЗемли, а регулярно.
|
Сценка(учащиеся 5 класса)
«Почему у Земли платье зелёное?»
— Что на земле самое зеленое? —поинтересоваласькак – то одна маленькая девочка у своей мамы.
— Трава, деревья, кустарники и другиерастения, дочка, — ответила й мама.
— А почему эти растения выбрали именно зеленыйцвет, а не какой – то другой? Но вдруг мама поразмыслила, а потом сказала:
— Творец попросил кудесницу Природу пошитьдля своей любимице-Земли наряд цвета веры и надежды, и Природа сделала подарок Землеплатье зеленого цвета. С той поры зеленый ковер душистых трав, растений идеревьев зарождает в сердце человека надежду и веру, делает его искреннее.
—Но трава к осени увядает, а листья осыпаются. Мама снова задумалась, а затем спросила:
— Как тебе сегодня спалось в твоей кроватке,доченька? Девочка растерянно посмотрела на маму:
— Я спала замечательно, но причем здесь моякроватка?
—Потомучто такой же сладостный сон, как у тебя в своей кроватке, спят цветы и травы наполях и в лесах под мягким, нежным одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набратьсяновых сил и тешить сердца людей новыми надеждами. А для того чтобы мы не забылиза зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не лишились своих надежд, елочка ссосной нам на радость и зимой зеленеют.
ВЕДУЩАЯ: —Экология — это очень важная, глобальная проблема, которой необходимоуделить пристальное внимание. 147 стран Мира участвуют в движении за экологиюЗемли. Многие страны организовывают в этот день велопробеги в защитувелосипедистов и чистого воздуха. Проводятся лекции с предложениями по решениюпроблем ядерной энергетики и радиоактивных отходов.
ВЕДУЩАЯ: — Ребята,помогите мне, пожалуйста, пройти квиз «PRO/экологию/»,( Приложение№ 1, 2) которое было создано при поддержке Всероссийскогодвижения школьников(РДШ). В этом квизе вы сможем узнать об экологическихпроблемах, разобраться в способах и правилах переработки опасного мусора, атакже много интересного и познавательного из фактов о животном и растительноммире.
Но прежде чем мы начнем проходить квиз, вамнеобходимо поделиться на команды (дети сами, по желанию, выбирают за какой столсадиться (в каждой команде по 5 человек)). На столе разложены конверты, вкоторых находятся полоски бумаги с буквами (Приложение 3). Участники должны изэтих букв составить название команды. Вписать их в бланк ответов квиза.
Видео квиз «PRO/экологию»
ВЕДУЩАЯ: —Молодцы! Вы прекрасно прошли Квиз.
22 апреля все, кому не безразлично будущеенашей планеты, кому не всё равно о происходящем вокруг нас, а значит и своесобственное, настоящее и будущее, кому не безразлично какой увидят нашу планетубудущее, подрастающее поколение, могут внести свой достойный вклад, принявучастие в Международном дне Земли. Этот день объединяет всех людей на Земле, которымне безразлично, что будет с нашей Матушкой Землей. Проводятся субботники, вовремя которых очищают дворы, парки, скверы. Мы с вами также ежегодно вносимсвой вклад в очищение двора, пришкольных участков, улиц и окраины нашего селаот мусора — собираем кучи пластиковой тары, банки из-под напитков и консервов,полиэтиленовые пакеты и т.п., но мусор появляется намного быстрее снова. Ведьдавно известно — чисто не там, где метут, а там, где не мусорят!
ВЕДУЩАЯ: Ясобрала данные различных загрязнений, их переработке и утилизации в 3 странах (Россия,Европа, США). На основе этих данных мы сможем выявить набор цифр и ответы намногие вопросы. Для этой цели нам понадобится окунуться, так скажем, в мирмусора. Так как проблема отходов очень важная и глобальная, можно сказатьнеисчерпаемая, то окунаться мы будем не только в российский мусор, но ещё и вевропейский и американский. Вам нужно разложить разные виды мусора вспециальные мусорные ведра для расчёта этих видов мусора. Эти мусорные вёдра разграниченына 100 частей. Вам нужно посчитать, какой процент в общей массе мусора составляютразные виды этого мусора и какой процент составляют весь перерабатываемый мусор(металл,стекло, бумага, пластик, пищевые отходы) в сумме. (Каждой группе учащихся раздаютсяматериалы для выполнения данного задания).
Правильные ответы для каждого мусорноговедра: Полезные Прочее Металл Стекло ПластикБумага Пищевые фракции 68 32 5 10 10 18 25 Россия 69 31 3 5 12 18 31 Европа 8218 9 5 13 27 28 Америка.
ВЕДУЩАЯ: А теперь давайте проанализируемвашу проделанную работу. (проводят анализ, делают вывод)
ВЕДУЩАЯ: Уменя есть необычный документ — это Кодекс по спасению планеты отмусора. Сейчас мы превратим эти листы бумаги в удобные карманные книжечки,которые вы сможете рационально использовать в обучении». (Учащиеся оформляют карманныекнижечки в соответствии с инструкцией). (Приложение 4)
ВЕДУЩАЯ: — Ну что ребята, а теперьскажите мне, много ли вы знаете пословиц о Земле? (выдвигают предположения)
ПОСЛОВИЦЫ.
Земляродная — колыбель золотая.
Хорошавсякая земля, а лучше всех земля своя.
Земля- тарелка: что положишь, то и возьмёшь.
Ктоземлю лелеет, того и земля жалеет.
Нетплохой земли, есть плохие хозяева.
ВЕДУЩАЯ:- Я предлагаю каждой команде отгадатьребус — пословицу. На этомрисунке — схеме зашифрована пословица о бережном отношении к окружающейприроде, расшифруйте ее.
|
Ответ. Не мудрено дерево срубить – мудрено вырастить. (Читатьследует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)
ВЕДУЩАЯ:Как выпонимаете эту пословицу? (каждая команда высказывают мысли)
ВЕДУЩАЯ:Завершить наше мероприятие хочется словамисоветского писателя Валентина Григорьевича Распутина. А вот какие словаупотребил писатель, попробуйте отгадать и понять их смысл. (отгадывают ребус)
Ответ. «Экология стала самым громким словом на земле, громчевойны и стихии». (В. Распутин)
ВЕДУЩАЯ: Так давайте же ребята будем беречь нашу землю! Повсюду, на каждом шагу,ежечасно, ежеминутно и каждый индивидуально. Другого нам не требуется.Завтрашний день Земли будет таким, каким его создадим мы с вами сегодня.
Ина этой, если можно так сказать, высокой ноте я бы хотела закончить нашемероприятие посадкой деревца на нашем пришкольном участке. Надеюсь, что многиенас поддержат в этом.
(Посадкадеревца на пришкольном участке.)