Конспектиндивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в слогах,словах и предложениях.
Задачи:
1.Образовательная: автоматизациязвука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
закрепитьнавыки правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;
развиватьартикуляционную и мелкую моторику;
развиватьфонематический слух;
развиватьречевое дыхание;
развиватьчёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
закрепитьумение определять место звука в слове;
развиватьвнимание, память, мышление;
упражнятьв умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
формироватьположительную мотивацию на занятии;
воспитыватьнавыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: домик,змейка, картинки с изображением карандаша, малыша, шарфа, лягушки, камыша,кошки, шахмат, шаров, машины,
Ход занятия
1.Организационныймомент. Дыхательная гимнастика.
Вотзвонок нам дал сигнал:
Поработатьчас настал.
Такчто время не теряем
Иработать начинаем.
-глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.
2.Артикуляционная гимнастика
Раз– скорее улыбнись,
Два– язык опустим вниз,
Три– язык наверх потянем.
Начетыре – в чашку чай мы наливаем.
Пять– варенье облизать.
Шесть– по нёбу постучать.
Семь– лошадка скачет звонко.
Восемь– гриб на ножке тонкой.
Девять– можно поболтать.
Десять– нужно отдыхать.
Сказка о Веселом Язычке
Жил-был Веселый Язычок. Онлюбил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначаладомика одну дверку («Заборчик»), затем другую («Окошко»). Выглянул он издомика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать («Лопатка»).Надоело ему загорать и решил чаю попить («Чашечка»). Затем непоседа сел на лошадкуи отправился в лес(«Лошадка»).
Посмотрел Язычок, а вокруггрибов видимо-невидимо («Грибок»). Набрал он целое лукошко грибов и хотел быловозвращаться домой, но огляделся по сторонам и увидел ореховую рощу. СталЯзычок орехи собирать («Орешек»). Устал язычок , сел на лошадку и отправилсядомой.
-Сейчас я прочитаю стихотворение, а ты внимательно его послушай и скажи какойзвук чаще встречается в словах:
Шепчеткошке петушок:- Видишь пышный гребешок?
Шепчеткошка петушку:- Шаг шагнешь – и откушу!
-Какой звук в этом стихотворении ты услышал?
-Правильно,звук [Ш], молодец! к нам пришла в гости змейка Шуша.
3.Произношениеизолированного звука [Ш].
-Какзмейка Шуша шипит? Ш-ш-ш-ш-ш
4.Анализартикуляции звука [Ш].
-Что делают губки, зубки и язычок, когда мы произносим звук [Ш]? (Губы«Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на«Чашечку».)
5.Характеристиказвука [Ш] (с элементами мелкой моторики).
-Приготовь пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш]:
Звук[Ш]- согласный или гласный? (согласный);
Почемуон согласный?(потому, что встречается преграда)
Какаяпреграда у звука [Ш]?(зубки, язык);
Звук[ш] звонкий или глухой? (глухой);
Твёрдыйили мягкий? (всегда твёрдый
Какимцветом обозначаем? (синим).
-Выложииз спичек большую и маленькую букву Ш ш
-Молодец.Вот мы и вспомнили наш звук, можем отправляться в гости к Шуше. Вот ее домик,но чтобы к нему подойти нужно выбрать правильный путь. Выбери тропинку, котораяприведёт тебя к домику. Составь имя змейки. А какое имя нужно составить?(Шуша).
6.Развитиефонематического слуха
-У меня в руках волшебная палочка и я превращаю тебя в поэта. Давай вместепопробуем с сочинить стихотворение.
Яначну, а вы продолжайте:
Ошка-ошка– села кошка у окошка.
Ышка-ышка– побежала в норку мышка.
Ша–ша–ша– поймай-ка, кошечка, мыша
Ошки–ошки – мышка любит крошки
Ша– ша – ша – игра наша хороша! Составьте предложение правильно.
Кошкабоится мышки. – Мышка боится кошки.
Пышкаест мышку. – Мышка ест пышку.
Шкафсидит под мышкой. – Мышка сидит под шкафом.
7.Автоматизациязвука (Ш) в слогах.
Машапод душем моет шею и уши.
Умишки шишка, шишка у мишки.
9. Автоматизациязвука (Ш) в словах.
-Шуша не может отгадать загадки, давай ей поможем? Отгадай загадки:
Негалстук он, не воротник,
Ашею обнимать привык.
Ноне всегда. А лишь тогда,
Когдабывают холода. (Шарф)
Светгорит, мотор гудит
На колёсах шины
По дороге лихо мчит
Нас в себе … .(машина)
Еслиты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ...(карандаш)
Наквадратиках доски
Стой и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться.(шахматы)
Дажепо железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днём всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.(кошка)
Зелёнаяпружинка
В речку прыгает с кувшинки.
И как только ей не лень
Кувыркаться целый день?(лягушка)
Яумею раздуваться,
(только не перестараться!)
Я прошу Вас если можно –
надувайте осторожно!(шар воздушный)
Вместес Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш … (малыш)
Стоитнад водой,
Трясет бородой. (камыш)
-Молодец, ты все загадки угадал правильно.
10.Игра «Подскажи словечко».
-Давай, я буду в читать стихотворение, а ты догадайся, какое слово надодобавитьв конце.
Пришел домой художник наш,
Он взял альбом и (карандаш).
Петушок петушок, золотой (гребешок).
Миша моется под душем.
Моет шею. Моет (уши).
Мама просит Машу: Поешь на завтрак (кашу).
Села на окошко беленькая (кошка).
Вот бежит малышка – серенькая (мышка).
11..Задание «Соедини слова».
-Вдвух столбиках записаны слова, соедини их парами таким образом, чтобыполучились верные словосочетания:
Лягушка красивая
Солнышко зеленая
Пташка маленькая
Кувшинка ласковое
Мошка высокий
Камыш быстрая
Каштан мелкая
12. Закрепление навыка звукового анализа слов.
Определение места звука (Ш) в словах.
—А теперь Шуша просит разложить этикартинки в 3 столбика: в первом столбике буду картинки со звуком [ш] в началеслова, во втором столбике картинки со звуком [ш] в середине слова, и в третьемстолбике картинки со звуком [ш] на конце слова.
-Справишьсяс этим заданием?
13.Автоматизациязвука (Ш) в предложениях.
— Соедини слова-действия с подходящими картинками. Составь и проговорипредложения. Узнаем, что делала Маша. (Маша ела шоколадку. Маша ела грушу. Машаела вишню. Маша мыла грушу. Маша увидела школу. Маша подошла к школе. Машавышивала подушку. Маша купила шоколадку. Маша подшивала шорты. Маша гладилашорты.)
-Молодец.Давай теперь выбери любые 3 картинки и составь с ними предложение.
(Бабушка связала мне шарф. Мы с родителямипоехали на машинев лес. Мама купила мне цветные карандаши).
12.Итог занятия. Домашнее задание.
-Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?
-Что было трудным для тебя?
-Какоезадание запомнилось больше всего?
-Тебепонравилось играть с Шушей? Пойдем к ней еще в гости? Давай ты к следующемузанятию выучишь небольшой стишок со звуком [ш] и расскажешь его Шуше?
Шуршатосенние кусты,
Шуршатна дереве листы.
Шуршиткамыш
Идождь шуршит.
Имышь, шурша,
Внору спешит.
13.Оценка речевой деятельности. Рефлексия.
-Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [Ш].
-И Шуше тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За этоона хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такой карандаш. Тымолодец!
