Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Идеалистическая диалектика Г. Гегеля
Философия марксизма: теория сущности человека, общества, истории. -
2 слайд
Г. Гегель – биография (кратко)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – немецкий философ
Родился 27 августа 1770г. в городе Штутгарт;
С 1777г. учился в Штутгартской гимназии. Дома занимался с репетиторами. Регулярно посещал библиотеку, увлекался идеями античных философов;
В 1788-1793гг. учился в Тюбенгенском университете, фундаментально изучал изданные труды Канта и Шиллера;
В 1801-1806гг. преподавал в Йенском университете;
В 1808г. занял пост руководителя Нюрнбергской гимназии;
В 1816г. Гегель стал штатным профессором университета Гельдерберг, стал преподавать философию;
В1818 г. получил приглашение и переехал в Берлин, где в университете стал заведующим кафедры философии. Ученый вернулся к чтению лекций, его познания и философские взгляды охватывают широкий круг наук: право, метафизика, искусство, эстетика, религия, логика, психология. -
3 слайд
Лекции постепенно обрели популярность, к 1820 году залы полны слушателей со всего света;
В 1827г. под началом Гегеля основан и стал выпускаться академический журнал «Ежегодники научной критики», в котором ученый размещает свои статьи и публикует рецензии на труды других ученых;
В1830г. Гегеля назначили ректором Берлинского университета. Со временем лекции;
В 1831г. философ получил в награду орден Красного орла за свои труды и вклад в развитие немецкой науки. В этот год в Берлине случилась эпидемия холеры.
14 ноября Гегель скончался. Официальной причиной была названа холера, но позже получила распространение версия о желудочной болезни. -
4 слайд
Основные положения гегелевской диалектики
-
5 слайд
«ТЕЗИС – АНТИТЕЗИС — СИНТЕЗ»
Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам.
В самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез».
Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает.
Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вобрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. -
6 слайд
Таким же образом развивается и вся природа и общество. Эволюция есть развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.
Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери.
-
7 слайд
Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.
Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков. -
8 слайд
Законы диалектики Гегеля
-
9 слайд
Первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.
Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).
Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую. -
10 слайд
В своих книгах «Наука логики», «Малая логика» Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.
Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».
Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.
Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее» или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».
Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество. -
11 слайд
Сущность человека и общества в марксистской философии
-
12 слайд
В марксистской философии человек не просто живет, чувствует, переживает, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество, позволяющее ему определенным образом трудиться, вести производственную деятельность. Человека отличает его социальная сущность.
Философия марксизма стремится подчеркнуть, что существует особая исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
В ней сущность человека раскрывается не только как природно-биологического существа, но и на основе концепции общественно-практической, деятельной сущности человека.
Идеи марксизма сыграли исключительно важную роль в европейской и мировой истории XIX — XX вв. Их влияние на социально-экономическую и духовную жизнь мира, основательно подорванное к концу XX в., невозможно отрицать и сейчас. -
13 слайд
С точки зрения этой концепции, человек выделился из мира животных благодаря труду.
Началом такого выделения марксистская антропология определяет начало изготовления человеком орудий труда.Однако необходимо уточнение. У животных уже наблюдаются элементы трудовой деятельности, и имеют место начальные формы изготовления примитивных орудий труда. Но они используются для обеспечения, и в качестве вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности.
В сущности, этот способ, основанный на системе условных и безусловных рефлексах и инстинктах, можно считать предпосылкой для осуществления перехода от животного к человеку, но их еще нельзя рассматривать в качестве человеческого начала. -
14 слайд
Таким образом, человек — это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве. осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.
Итак, марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но в месте с тем отмечает, что человечества как такового не существует.
В ней используются понятия «индивид» и «личность», что в данном контексте позволяет марксистской антропологии применить исторический подход к изучению человека, его природы, рассматривать как отдельного человека, так и человечество в целом. -
15 слайд
Марксистская философия различает индивида и личность не только в плане эволюционного развития человека, но и как особые типы социальности человека.
Индивид — это массовидное существо, то есть человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры. Человек, который не хочет и не может выделяться из общей массы людей, который не имеет своего мнения, своей собственной позиции.
Личность — это автономный человек, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть мышления и воли ,но и самосознания, то есть самоанализа, самооценки ,самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию, основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте.
Способ реализации жизненной позиции — социальная активность, которая представляет собой процесс и способ самореализации личностью своей сущности -
16 слайд
В процессе преобразования социальность является высшим и завершающим моментом. Она заключается в общении индивидов.
Развитие социальности как общения заключается в функции налаживания (в организации и управлении) коллективной жизни.
Как меж-индивидная связь она всецело зависит от субъективности индивидов.
Усилия, воля и разум всех объединяются в деятельность как бы одного человека, в единый централизованный коллектив, чтобы надежно и продуктивно обеспечить необходимость воспроизводства жизни людей в собственно материальном производстве и создать условия и стимулы «бессмертие» в развитии свободной индивидуальности каждого в высших формах человеческой деятельности. -
17 слайд
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: «Проспект», 2002. — 322 с.2. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. — М., Новосибирск: ИНФРА-М, Сибирское соглашение, 2000. — 248 с.
3. Глядков В.А. Феномен марксистской философии. М., 2001. — 293 с.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 2003. — 325 с.
5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.П. Кохановского. — издание 5-е, переработанное и дополненное. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 576 с.
6. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности — М. Флинта: Наука, 2001. — 185 с.