ГОСУДАРСТВЕННОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Средняяшкола №20 г. Орши имени И.А. Флёрова»
РЕФЕРАТ
«ИННОВАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»
Орешина С.Э.
учительбелорусского языка и литературы
государственногоучреждения образования
«Средняяшкола №20 г. Орши
имени И.А.Флёрова»
Орша, 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Инновационныетехнологии в образовании: отечественный и зарубежный опыт…………………………………………………………………………….4
1.1. Концептуальные основы различных подходовк использованию в образовательном процессе инновационных технологий …………………5
1.2.Инновационныеобразовательные технологии генерирования идей и поиска решения проблем вуправлении инновационными процессами в учреждении образования…………………………………………………….6
2. Применениеинновационных технологий: сильные и слабые стороны…..7
3. Программа и модель управления процессамииспользования инновационных технологий, интернет-сервисов для коммуникации всехучастников образовательного процесса, обмена информацией, мнениями, идеями…………………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….10
Списоклитературы………………………………………………………………11
Приложение………………………………………………………………………12
Введение
Сегодня под «инновационными образовательными технологиями»понимается не применение новых, новейших методов обучения, а более активноеиспользование информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ).Актуальность выбранной темы реферата объясняется тем, что, во-первых, внедрениеИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленноготехнологического и социального опыта человечества не только от поколения кпоколению, но и от одного человека к другому. Во-вторых, современные ИКТ,повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрееадаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Этодает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня,так и в будущем. В-третьих, активное и эффективное внедрение инновационныхтехнологий в образование является важным фактором создания инновационной системыобразования, отвечающей требованиям информационного общества и процессуреформирования традиционной системы образования в свете требований современногообщества. Понимая всю значимость применения информационных технологий вразвитии инновационных процессов, необходимо повысить уровень использования вобразовательном процессе инновационных технологий, интернет-сервисов длякоммуникации всех участников образовательного процесса. Представленные всодержании реферата программа и модель управления процессами использования вобразовательном процессе инновационных технологий, интернет-сервисов (приложение),позволит создать условия для применения инновационных технологий в учреждении образования, что существенным образом повысит качество образовательногопроцесса и позволит решить проблемы, связанные с организацией инновационнойдеятельности.
1. Инновационныетехнологии в образовании: отечественный и зарубежный опыт
Современные педагогические технологиимогут реализовываться только в инновационной школе. Инновационной школойсчитается учреждение, деятельность которого построена на оригинальных(авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательнуюпрактику (Г.К. Селевко). В настоящий момент в образовании применяют самыеразличные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующиенаиболее характерные инновационные технологии:
1) Коммуникативно-диалоговыетехнологии.
Цель применения данного видатехнологий — развитие коммуникабельности, формирование коммуникативныхкомпетенций основными средствами риторики и эристики. Основные виды – диспут,дискуссия, интеллектуальный бой, телемост, пресс-конференция, интервью,интервью-диалог, турнир ораторов, интеллектуальная дуэль, сократов-круг;открытая кафедра, «волшебный стул» и др.
2) Проблемно-поисковыетехнологии.
Проблемно-поисковые технологиинаправлены на развитие логического, креативного мышления; формированиесамостоятельности, самоорганизации, умения работать в парах и группе;формирование общенаучных компетенций. Основные виды: решение проблемных задач,проблемных ситуаций (иллюстрации, упражнения, оценки, проблемы);кейс-технологии (репродуктивно-творческого, исследовательского, творческогоуровня); видео-практикум; презентации и защиты творческих проектов; учебныйсовет, заседание научной лаборатории и др.
3) Имитационно-игровые технологии.
Основная цель имитационно-игровыхтехнологий — формирование умений моделирования ситуации и обсуждения различныхспособов ее решения; развития общепрофессиональных компетенций. Основные виды:организационно-деятельностные, деловые, ситуационно-ролевые, креативные ипраксиологические игры.
4) Рефлексивные технологии.
Цель: сформировать умение оцениватьличностью собственных ресурсов (личных качеств), необходимых в решенииконкретной моделирующей профессиональной ситуации.
Основные виды: психологическиетехнологии.
5) Арт-технологии.
Сущность арт-технологий заключается вприменении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательномпроцессе как средство творческой самореализации и способа личностного развитияобучающегося.
Основными формами проведенияарт-технологий являются: мини-лекции, кейс-студия, видеообсуждение, концепты,психогимнастические упражнения, библиотерапия.
1.1. Концептуальныеосновы различных подходов к использованию в образовательном процессеинновационных технологий
Концептуальные основы различныхподходов к использованию в образовательном процессе инновационных технологий начал формировать философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Согласноего концепции, обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовойдеятельности, где каждое действие подопечного становится инструментом егопознания, собственного его открытия, способом постижения истины.
В XVII веке великий педагог Ян Амос Коменскийусовершенствовал эту педагогическую технологию, создав на её основеклассно-урочную систему.
В XX веке в Гарвардскомуниверситете появляется уникальный, хотя и типично американский, гарвардский,мeтод разбора и анализа ситуаций. Суть метода — выделение из практическойдеятельности типовых ситуаций. Учащиеся анализируют выбранные ситуации, а затемпредлагают свои решения и формулируют сценарии развития событий.
В 1932 году преподавателем экономикиМ.М. Бирштейном была проведена первая, условно скажем, деловая игра.
В конце 50-х годов в США начинаютприменяться имитационные методы обучения, когда учащийся получает возможностьосвоить инструменты работы, сформировать представление об определённой сфередеятельности, профессии.
1.2.Инновационные образовательныетехнологии генерирования идей и поиска решения проблем в управленииинновационными процессами в учреждении образования
Как разбудить креативность? Какпридумать инновацию? Как решить нетривиальную проблему? Как генерировать идеии искать решения проблем в управлении инновационными процессами в учреждении образования?Ответ прост – использовать инновационные технологии.
Можно взять на вооружение инновационные образовательные технологии, способные разбудить воображение дажесамых упертых консерваторов: брейнсторминг; метод генерации идей «Цветоклотоса»; «Список 100»; морфологический анализ; метод фокальных объектов;обратный мозговой штурм; «Шесть шляп»; «Эффект Стравинского». Особое вниманиехочется обратимть на инновационную технологию «Открытоепространство» (Open Space), которая была разработана в середине 80-х годовпрошлого века Харрисоном Оуэном – специалистом по организационномуконсультированию. Сегодня данная технология активно используется во всем миредля проведения массовых конференций, совещаний.
Этап генерации идей важен. Онпозволяет найти массу потрясающих решений, выбрать лучшее. Применяяобразовательные технологии генерирования идей и поиска решения проблем в образовании, мы еще больше совершенствуем общие, профессиональные компетенциипедагогов, которые способствуют развитию инновационных процессов в учрежденииобразования.
2. Применениеинновационных технологий: сильные и слабые стороны
Применение инновационныхобразовательных технологий позволяет повысить качество обучения, создать новыесредства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействоватьпедагогам. По мнению многих специалистов, новые инновационные образовательные технологиина основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на20-30%.
Вместе с тем, существуют трудности,которые требуется преодолеть для применения ИКТ в образовательных учреждениях.Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению страдиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большогоколичества технических (компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержкатехнологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методическихпособий (специальные инструкции учащимся и преподавателям и др.), приобретениеновых учебников и учебных пособий и т.п. .Трудности освоения ИКТ в образованиивозникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере,но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога напрактике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать путиэффективного применения информационных технологий. Ситуация осложняется и тем,что информационные технологии быстро обновляются: появляются новые, болееэффективные и сложные, основанные на искусственном интеллекте, виртуальнойреальности, многоязычном интерфейсе, геоинформационных системах и т.п. Выходомиз создавшегося противоречия может стать интеграция технологий, то есть такоеих объединение, которое позволит преподавателю использовать на уроках понятныеему сертифицированные и адаптированные к процессу обучения технические средства.
3.Модельуправления процессами использования в образовательном процессе инновационныхтехнологий, интернет-сервисов для коммуникации всех участников образовательногопроцесса, обмена информацией, мнениями, идеями (на основе прочитанногоматериала)
Модель управления процессамииспользования в образовательном процессе инновационных технологий (приложение)включает следующие этапы:
1) оценку уровня готовности педагогов киспользованию инновационных технологий;
2) оценку материально-техническихвозможностей учреждения;
3) определение проблем, связанных снежеланием педагогов применять инновационные технологии;
4) определение условий и механизмов повышения уровня использования инновационных технологий.
На этапе определенияусловий и механизмов повышения уровня использования инновационныхтехнологий в учреждении образовании необходимо создать условия для ростамотивации педагогов через материальное и моральное стимулирование деятельности;повышения значимости продуктов с использованием инновационных технологий;организовать обучение педагогов с учётом выявленных проблем и образовательныхзапросов через проведение семинаров, практикумов, различных встреч, тренингов,освоения содержания курсов повышения квалификации.
На основе модели была разработанапрограмма организации инновационной деятельности в учреждении, на первомэтапе которой необходимо сформироватьобщие представления об образе будущего учреждения образования, о ближайшихэтапах инновационной деятельности и необходимости использования для этогоинновационных технологий. Помогут это осуществить виртуальные экскурсии вучреждения образования, где осуществляется инновационная деятельность,знакомство с опытом работы по внедрению инноваций. На втором этапе необходимоопределить материально-технические возможности учреждения для использования в образовательномпроцессе инновационных технологий, интернет-сервисов для коммуникации всехучастников образовательного процесса, обмена информацией, мнениями, идеями.Этот этап, на мой взляд, важен, так как применение инновационных технологий вучебном процессе весьма затруднительно без обеспечения учреждения образованиядостаточным колличеством компьютерной техники, мультимедийными досками,обеспечения точек доступа в Интернет, наличия систематизированных методическихматериалов, современных компьютерных программ. Следующимэтапом необходимо провести оценку уровня готовностипедагогов к использованию в образовательном процессе инновационных технологий,интернет-сервисов для коммуникации всех участников образовательного процесса. На этом этапеследует ознакомить педагогов с критериями инновационной деятельности, провестианкетирование готовности к инновациям, а затем, выявить проблемы, связанные снежеланием педагогов использовать инновационные технологии, интернет-сервисы всвоей работе и разработать план мероприятий по их устранению. Следующий шаг повнедрению инноваций — определение условий и механизмов повышения уровняиспользования инновационных технологий, интернет-сервисов для коммуникации всехучастников образовательного процесса, обмена информацией, мнениями, идеями. На этом этапе действия администрацииучреждения должны быть направлены на повышениемотивации педагогов, организацию обучения для повышения их квалификационногоуровня, разработку системы стимулирования ИД. Следующий этап – создание ВТГ,ВПГ которые будут заниматься разработкой программы реализации проекта поповышению уровня использования инновационных технологий.
Заключение
Управлениелюбым объектом зависит от конкретных условий его существования и состояния вданный момент, определяющих специфику объекта и данной ситуации, лучший способуправления инновациями тот, который более всего соответствует сложившейсяситуации.
Возможно, скептикискажут, что инновации в образовании не обязательны. Однако, мне бы хотелосьотметить, что именно инновационныепроцессы гарантируют достижение современных целей, стоящих перед образованием. Входе работы над темой реферата, я пришла к выводу, что применение инновационныхтехнологий в образовательном процессе способствует развитию инновационныхпроцессов в учреждении, повышает качество образования, квалификацию учителя,поскольку стимулируют его на постоянный поиск новых путей и способовосуществления педагогической деятельности, тем самым определяет перспективыразвития всего учреждения образования. В результате изучения темы я поняла,что умелое применение инновационных технологий приведёт к позитивнымизменениям в структуре, содержании образовательного процесса, в формах и методахего осуществления, в компетенциях и способах взаимодействия его участников, вструктуре управления образовательной системой.
Литература
1.Алексеева, Л. Н. Инновационныетехнологии как ресурс эксперимента/ Л.. Алексеева// Учитель. — 2009. — № 3. —с. 28..
Источник: https://www.menobr.ru/article/65463-qqq-18-m5-innovatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii
2.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.. Толковый словарьрусского языка. Издательство «Азъ», 1992.
Источник: https://www.menobr.ru/article/65463-qqq-18-m5-innovatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii
3.Селевко, Г. Я. Освоение технологиисамовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я. Селевко// Народное образование. — 2015. — № 1. — с.181.
Источник: https://www.menobr.ru/article/65463-qqq-18-m5-innovatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii
4. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы вобразовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессыв образовании: Сборник научных трудов. — Тюмень, 2013. — с. 8.
Источник: https://www.menobr.ru/article/65463-qqq-18-m5-innovatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii
5.Образование и XXI век:Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
6.Открытое образование – объективнаяпарадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.
7.Яковлев А.И.Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад накруглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.
Приложение
Модель управления процессами использования вобразовательном процессе инновационных технологий