X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

  Дидактическиеигры.  Морфология.

Олиныпомощники
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
— К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте,кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
— Что это? (Это ноги)
— Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, детиотвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят,моргают…)

Разноцветныйсундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского)рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимаюткартинку и называют, что на ней изображено.

Игра «Один– много».

Цель: научитьдетей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Материал:предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Ход: детямдемонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найтикартинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве. Речевойматериал: — У меня красный шар. — А у меня красные шары (ребенок).

Игровоеупражнение «Догадайся, что делает девочка, и что отвечает».

Цель: научитьобразовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.

Материал: сюжетныекартинки.

Ход: детямпоказывались сюжетные картинки с конкретным изображением действия, и ответитьна вопросы «Что делает девочка?» и ответ девочки в 1 лице настоящего времени.

Мячик-согласователъ

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительныхопераций, речи, умения согласовывать части речи.

Ход: Учитель бросает мяч кому-нибудь из детейпроизнося при этом несогласованные слова, например: Собака, гулять.Ученик, поймав мяч, правильно произносит предложение, составленное из этих слови бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз — взависимости от ситуации и состояния детей.

Движение мячика активизирует непроизвольноевнимание, а то что он может быть брошен любому из детей, мобилизует также ипроизвольное внимание. Кроме того, внимание играющих детей направляется каждыйраз на того, кто поймал мяч, и их ожидание ответа и следующего броска усиливаету поймавшего потребность ответить как можно скорее.

Дидактическаяигра « Найди ошибку». 
Цель:
развивать умение выделять в речи слова, обозначающиепредмет. 
Ход: Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов идопускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее ипочему.
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п. 

Дидактическаяигра «Найди пару». 
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета идействия. 
Материал: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбикзаписаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака,туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает,стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. 
Ход: Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбираютслово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.

Игра “Найдиглаголы”.

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умениянаходить глагол в тексте. Материал:

В понедельник ястирала

Чашки в пятницупомыла,

Пол во вторникподметала,

А в субботу торткупила,

В среду я пеклакалач,

Всех подружек ввоскресенье

Весь четвергискала мяч.

Позвала на деньрожденья.

 

( П. Башмаков).

 

Ход: На доске записан текст. Детям предлагаетсянайти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнитзадание.

 

Игра“Ктобольше?”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, уменияобразовывать глаголы с помощью приставок.

 Материал:1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.

Ход. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаныполучают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждыйигрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записываетодин из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя командыначинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы.Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.

Игра“Чтоделать? Что сделать?”

Цель: Закрепление понятия о глаголах, отвечающих навопросы что делать? и что сделать?

 Материал:Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать,рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить,принести, строить, нарисовать, возить.

Ход. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Однакоманда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая –глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затемпроизводится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее числоошибок.

Игра “Объяснизначение”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство смногозначностью слова. Материал:

Завели собакузавели разговор закипел самовар

Завели хозяйствозавели мотор закипела ссора

Завели песнюзакипела вода закипело море

 

Ход. Играют 3 команды по 3 человек. На доскезаписаны слова в 3 столбика словосочетаний с многозначными глаголами. Задачаигроков: объяснить значение глагола в каждом словосочетании. Класс оцениваетработу команд.

Игра“Ктокак кричит?”

Цель. Закрепление понятия о числе глагола, уменияупотреблять глагол в нужном числе.

 Материал:

Коровы — (мычат),

куры — (кудахчут),

Свиньи –(хрюкают),

вороны -(каркают),

Собаки – (лают),

воробьи -(чирикают),

Кошки -(мяукают),

кукушки -(кукуют),

Утки — (крякают),

соловьи — (поют),

Гуси — (шипят),

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

лягушки –(квакают).

Ход. Играют 2 команды по 6 человек. На доскезаписаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать ккаждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильнои быстрее справится с заданием.

Игра“Какоевремя?”

Цель. Закрепление понятия о времени глагола, уменияопределять время глагола.

Ход: Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголовв ней. Класс оценивает работу игроков.

 Летит безкрыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Длинной шеейповерчу —
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.

Принялась она задело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Игра“Найди своё слово”

Цель. Повторение и закрепление знаний о частяхречи.

Материал: Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый,чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить,чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта.Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает толькосуществительные, команда второго ряда — прилагательные, команда третьего ряда -глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали всепродиктованные слова данной части речи.

ИграЧто? – Какой? – Что делает?

Цель. Повторение и закрепление изученного о частяхречи, умения образовывать однокоренные слова

Материал: Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад,ход, бег, цвет, ночь, груб.

Ход: В игре участвует весь класс в составе 3команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.

В каждой командепобедитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.

Игра “Найди неопределённую форму глагола”.

Цель. Закрепление понятия онеопределённой форме глагола.

Ход. Игра проводится в формевыборочного диктанта, который пишет весь класс. Детям предлагается записатьтолько глаголы в неопределённой форме из стихотворения, которое читает учитель.Побеждает ученик, который правильно записал все глаголы в неопределённой форме.

Хорошоночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.

Насприветствуют звонкие птицы,
Шум листвы и журчанье ручья.
Так шагать по земле и учиться
До чего интересно, друзья!

Еслиочень стараться, ребята,
Если очень хотеть и мечтать,
Мы из школьных кружковцев – юннатов
Можем завтра учёными стать.

Подчинятьчеловеку природу,
Чтоб земля процветала твоя,
И трудиться на благо народа
До чего интересно, друзья!

(М.Матусовский).

Игра “Аукцион”.

Цель. Закрепление понятия онеопределённой форме глагола.

Ход. В игре участвует весь класс. Заопределённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов внеопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь,мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидетьи др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее числоглаголов за указанное время.

Игра “Замени одним глаголом ”.

Цель. Закрепление понятия о глаголе,знакомство с фразеологическими оборотами.

Материал:

Соватьнос,

датьстрекача,

Клеватьносом,

выходитьиз себя,

Зарубитьна носу,

чесатьязыки,

Унестиноги,

битьбаклуши,

Надутьгубы,

ломатьголову.

Ход. В игре принимают участие 2 командыпо 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков –заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу,например, была такова — убежала. Класс оценивает работу команд.

Игра  Измени число”.

Цель. Закрепление умения изменять числоглагола.

Материал:

1/идёт, увёз, скажет, принёс, встанет, пьёт;

2/пришли, сидят, возьмут, намокли, спешат, найдут.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. Надоске записаны слова в 2 столбика глаголов в ед. и мн. числе. Задача игроков:изменить число глагола и записать справа, рядом с данным глаголом. Выигрываеткоманда, допустившая меньше ошибок.

Игра “Закончи пословицу”.

Цель. Закрепление понятия о глаголе,знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.

Материал:

Мирстроит, а война……..(разрушает).

Смелыйпобеждает, а трус…….(погибает).

Трудкормит, а лень……..( портит).

Человекот лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Летоприпасает, а зима…….(подъедает).

Лентяйест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумелзавязать, сумей и …….(развязать).

Чемзря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрьгод кончает, а зиму…..(начинает).

Легкодруга потерять, но трудно …..(найти).

Поодёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточкадень начинает, а соловей….(кончает).

Ход: В игре участвует 3 команды по 4человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один изглаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположнымзначением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет