МБОУ Гимназия им. А. Платонова
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
РуководительМО Зам. директора по УВР Директор гимназии
________/МакаренкоС.Н./ _________/Головкова И.В./ ________/Бондарева Т.Я./
Протокол№1 Приказ№ 378/5
от«24» августа2021г. от «31» августа 2021г.
Программа
коррекционных занятий
«Социально-бытовая ориентировка»
в ресурсном классе
Вариант 8.4
Программа разработана педагогом-психологом IKK
Подопригориной Ю.А.
на заседании
педагогического совета
пр.№ 1 от «24»августа 2021г.
Воронеж — 2021 г
I. Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по курсу«Социально-бытовая ориентировка» составлена для детей с расстройствомаутистического спектра и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), ТМНР на основе примерной адаптированнойосновной общеобразовательной программы начального общего образованияобучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) и всоответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цель: формированиеу детей с умеренной умственной отсталостью умения обслуживать себя,ориентироваться в социальной среде.
Основные задачи:
— Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения,выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности;
— Формирование у учащихся знаний и умений,способствующих социальной и психологической адаптации, привитие навыковкультуры поведения;
— Формирование у детей положительного отношения и интересак бытовому труду, привитие навыков самостоятельности.
Сроки реализациипрограммы:
Курс «Социально-бытоваяориентировка» для обучающихся с РАС с вариантом АООП 8.4 изучается в 1 классе 2часа в неделю, 66 часов в год, во 2- 6 классах 2 часа в неделю, по 68 часа вгод, всего за курс 406 часов.
II. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Освоениеданной программы обеспечивает формирование следующих базовых учебных действий,а также достижение предметных результатов:
Личностныерезультаты:
— развитие чувства любви к родителям, другим членамсемьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
— развитие мотивации к обучению;
— развитие адекватных представлений о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;
— владение элементарными навыками коммуникации ипринятыми ритуалами социального взаимодействия;
— развитие положительных свойств и качеств личности;
— готовность к вхождению обучающегося в социальнуюсреду.
— овладение социально-бытовыми умениями,используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней ишкольной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела).
Предметные результаты:
— Ребенок владеет навыками самообслуживания.
— Умеет самостоятельно аккуратно одеваться ираздеваться в определенной последовательности.
— Замечает и самостоятельно устраняет непорядок всвоём внешнем виде (умывается, чистит зубы, пользуется носовым платком),подготавливает и убирает своё рабочее место.
— Умеет бережно относиться к личным вещам.
— Умеет ухаживать за вещами (мыть, протирать,чистить).
— Умеет использовать приобретенные навыки в различныхжизненных ситуациях.
III. Содержаниекурса(ч.).
Обучение организуется на практической наглядной основе.Уроки обеспечиваются соответствующей системой наглядных пособий для фронтальнойи индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическимматериалом для самостоятельных работ учащихся. Практическаядеятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, являетсянаиболее понятной и доступной для учеников с РАС. Разнообразие видов трудастановится источником приобретения новых знаний и представлений. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется вразличных предметно-практических и игровых ситуациях.
Личная гигиена (112ч.)
Учащиеся знакомятся с предметами личной гигиены, узнают опользе личной гигиены. Продолжают знакомиться с предметами гигиены для умывания,правилами пользования ими, предметами гигиены для ухода за волосами, правиламипользования ими, предметами гигиены для ухода за зубами, правилами пользованияими. Продолжают учиться вовремя проситься в туалет и вымыть руки после него.
Навыки самообслуживания (270ч.)
Учащиеся продолжают знакомиться с различными предметами одежды, обуви. Узнают о пользе одежды длячеловека. Продолжают учиться одеватьи снимать одежду в определенной последовательности. Продолжаютучиться расстегивать и застегивать одежду самостоятельно. Продолжают учиться элементарно ухаживать заодеждой и обувью. Учащиеся знакомятся с предметами, нужными для приема пищи. Продолжают учиться различать и называть предметы,нужные для приема пищи (ложка, вилка, тарелка, кружка). Продолжаютучиться правильно сидеть за столом, правильно использоватьстоловые приборы и посуду, аккуратно кушать. Продолжают учиться убирать за собой посуду. Садиться за стол и выходить из-за стола поразрешению взрослого. Продолжают учиться правильно накрывать на стол. Знакомятся с правилами поведения застолом. Продолжают учитьсяподдерживать порядок на парте, столе, в классной комнате.Продолжают учиться готовить парту к уроку.
Повторение (24ч.)
Учащиеся закрепляют умения: ухаживать за полостью рта –чистить зубы, надевать одежду в определенной последовательности, есть неторопясь, хорошо пережевывая пищу.
Формы организации и виды деятельности: индивидуальные.
IV. Тематическое планирование
1 класс (66 ч.)
Количество часов |
|
Личная гигиена |
17 ч |
Навыки самообслуживания |
45 ч |
Повторение |
4 ч |
2 класс (68 ч.)
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
Личная гигиена |
19 ч |
Навыки самообслуживания |
45 ч |
Повторение |
4 ч |
3 класс (68 ч.)
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
Личная гигиена |
19 ч |
Навыки самообслуживания |
45 ч |
Повторение |
4 ч |
4 класс (68 ч.)
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
Личная гигиена |
19 ч |
Навыки самообслуживания |
45 ч |
Повторение |
4 ч |
5 класс (68 ч.)
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
Личная гигиена |
19 ч |
Навыки самообслуживания |
45 ч |
Повторение |
4 ч |
6 класс (68 ч.)
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
Личная гигиена |
19 ч |
Навыки самообслуживания |
45 ч |
Повторение |
4 ч |
Программно-методическиематериалы:
1. Зыкова Т. С., Хотеева Э. Н. «Социально бытоваяориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
2. Кислякова Ю.Н. Формирование навыковсоциально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития: Путешествие вмир окружающих предметов: Для дошк. и младш. школьного возраста: Пособие дляучителя-дефектолога / Ю.Н. Кислякова. — М.: ВЛАДОС, 2004
3. Моллер А. Р. Социальное воспитание и обучениедетей с отклонениями в развитии детей. М., 2000.
4. Солнцева Л. И. Содержание и методы коррекционныхзанятий по социально- бытовой ориентировке // Особенности проведения занятий сослепыми детьми в часы коррекции. – М., ВОС, 1990;
5. Щербакова А.М. Пособие для учителя«Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательныхучреждения.