X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Формированиеи оценка функциональной грамотности обучающихся

 

Выступление учителя МБОУ СШ № 12 С.Н. Захаровой  

 

 

            В 2021  году  Министерством  юстиции  Российской  Федерации зарегистрированы приказы  о  введении  в  действие  обновленных федеральных  государственных образовательных  стандартов  начального общего  и  основного  общего образования,  разработанных  Министерством просвещения Российской Федерации. В обновленных  ФГОС  сформулированы  максимально  конкретные требования  к предметам  всей  школьной  программы  соответствующего уровня, позволяющиеответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать,  чем  овладеет  и что  освоит. 

«В целях  обеспечения  реализации  программы  основного  общего  образования  в Организации для  участников  образовательных  отношений  должны  создаваться  условия,обеспечивающие возможность формирования  функциональной  грамотности обучающихся  (способности  решать  учебные задачи  и  жизненные  проблемные ситуации  на  основе  сформированных  предметных, метапредметных  и универсальных  способов  деятельности),  включающей  овладение  ключевыми компетенциями,составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мирепрофессий»

Основныенаправления функциональной грамотности:

Читательскаяграмотность (2018)- способность человека понимать и использоватьписьменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобыдостигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать всоциальной жизни. Компетенции (умения):

•Находить и извлекать информацию

•Интегрировать и интерпретировать информацию

•Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

•Использовать информацию из текста

Математическаяграмотность (2022) — это способность индивидуума проводитьматематические рассуждения и формулировать, применять, интерпретироватьматематику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Онапомогает людям понять роль математики в мире.

•формулировать ситуацию математически

•применять математические понятия, факты, процедуры

•интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

•рассуждать  (над формулированием, над решением, над результатом)

Естественно-научнаяграмотность (2015)– это способность человека занимать активнуюгражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и егоготовность интересоваться естественно-научными идеями. Человек стремитсяучаствовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественнымнаукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

•Научно объяснять явления

•Понимать основные особенности естественно-научного исследования

•Интерпретировать  данные и использовать научные доказательства для получениявыводов

Компьютернаяи информационная (цифровая) грамотность – это способностьучащихся использовать компьютеры в личных, исследовательских, творческих икоммуникационных целях, чтобы успешно участвовать в учебной, производственной иобщественной деятельности.

•Практические навыки по работе с компьютером

•Сбор, обработка, создание информации

•Цифровое взаимодействие (обмен информацией в социальных сетях)

Естественнонаучнаяграмотность определяется какосновная цель школьного естественнонаучного образования   и отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных  жизненых ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимыхвопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

Существенную роль воценке качества российского образования играют международныесравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности подготовки российских школьников по сравнению со школьниками других стран в части овладения важными и признанными на  международном уровнекомпетенциями. Результаты 15-летних российских школьников в международном исследовании PISA-2015 свидетельствуют о среднем невысокомуровне естественнонаучнойграмотности учащихся. Но даже больше, чем невысокое место России в рейтинге стран, настораживает тот факт, что эти результаты не демонстрируют никакого прогресса на протяжении всех циклов исследования PISA, начиная с  2000 года, в отличие, например, от математической и читательской грамотности.

Таким образом, передроссийским образованием стоит задача повышенияуровня естественнонаучной грамотности российских учащихся, а значит, исоответствующей модернизации содержания и методов обучения в области естественнонаучного образования. Необходимость решения этой задачи вытекает также из майских  (2018 г.) указов Президента Российской Федерации,согласно которым наша страна к 2024 г. должна войти в десятку ведущих стран мира, лидирующих по качеству общего образования.

Естественнонаучнаяграмотность – это способность человека занимать активную гражданскуюпозицию по вопросам, связанным с развитием  естественных наук иприменением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучнымиидеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать варгументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам итехнологиям, что требует от него следующих компетенций:научно объяснять явления;понимать особенности естественнонаучного исследования;научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получениявыводов.

Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по  оцениваниюестественнонаучной грамотности. Они должны быть направлены на проверкуперечисленных  вышекомпетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях

Компетенция: научноеобъяснение явлений – распознавание, выдвижение и оценка объяснений дляприродных и техногенных явлений, что включает способности:

                    Вспомнитьи применить соответствующие естественнонаучные знания;

                    Распознавать,использовать и создавать объяснительные модели и представления;

                    Сделатьи подтвердить соответствующие прогнозы;

                    Предложитьобъяснительные гипотезы;

                    Объяснитьпотенциальные применения естественнонаучного знания для общества.

                Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования — описаниеи оценка научных исследований, предложение научных способов решения вопросов,что включает способности:

                    Распознаватьвопрос, исследуемый в данной естественнонаучной работе;

                    Различатьвопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать;

                    Предложитьспособ научного исследования данного вопроса;

                    Оценитьс научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса;

                    Описатьи оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжностьданных и достоверность объяснений.

Компетенция:интерпретация данных и использование научных доказательств для получениявыводов — анализ и оценка научной информации, утверждений и аргументов иполучение выводов, что включает способности:

                   Преобразоватьодну форму представления данных в другую;

                   Анализировать,интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

                   Распознаватьдопущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;

                   Отличатьаргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов,основанных на других соображениях;

                   Оценивать научные     аргументы и      доказательства    из различных источников (например, газета,интернет, журналы)

 

1

Научное объяснение явлений

 

1.1.  Применить  естественнонаучные  знания  для  анализа

 

ситуации / проблемы

 

1.2.  Выбрать модель, лежащую в основе объяснения

 

1.3.  Выбрать  объяснение,  наиболее  полно  отражающее  описанные

 

процессы

 

1.4.  Создать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей

 

1.5.  Выбрать возможный прогноз и аргументировать выбор

 

1.6.  Сделать прогноз на основании предложенного объяснения процесса

 

1.7.  Привести  примеры  возможного  применения  естественнонаучного

 

знания для общества

2

Понимание особенностей естественно-научного исследования

 

2.1.  Различать  вопросы,  которые  возможно  исследовать  методами

 

естественных наук

 

2.2.  Распознавать  гипотезу  (предположение),  на  проверку  которой

 

направлено данное исследование

 

Понимание особенностей естественно-научного исследования

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

2.1.  Различать  вопросы,  которые  возможно  исследовать  методами

 

естественных наук

 

2.2.  Распознавать  гипотезу  (предположение),  на  проверку  которой

 

направлено данное исследование

 

Оценить  предложенный  способ  проведения  исследования / план

 

исследования

 

2.4.  Интерпретировать результаты исследований / находить информацию в

 

данных, подтверждающую выводы

 

2.5.  Сделать выводы по предложенным результатам исследования

 

2.6.  Оценить способы, которые используются для обеспечения над ежности

 

данных и достоверности объяснений

 

2.7.  Предложить способ увеличения точности получаемых в исследовании

 

данных

3

3.   Интерпретация  данных  и  использование  научных  доказательств

 

для получения выводов

 

3.1.  Определять недостающую информацию для решения проблемы

 

3.2.  Распознавать  предположения  (допущения),  аргументы  и  описания  в

 

научно-популярных текстах

 

3.3.  Находить  необходимые  данные  в  источниках  информации,

 

3.4. Преобразовать информацию из одной  формы представления данных в

 

другую

 

3.5.  Интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

 

3.6. Оценивать  достоверность  научных  аргументов  и  доказательства  из

различных источников

 

 

 

 

 

При  разработке заданий  выделяются  следующие  ситуации:  глобальная, местная  (национальная) и  личностная.  Например,  выбор  продуктов  для сбалансированной  диеты  – это  личностная  ситуация,  а  анализ  проблем изменения климата на Земле – глобальная.

Контекст заданийстроится по различным содержательным блокам:

  «Процессы иявления в неживой природе»,

  «Процессы иявления в живой природе»,

  «Современныетехнологии»,

  «Техника итехнологии в быту»,

  «Сохранениездоровья человека»,

  «Опасности ириски», 

  «Экологическиепроблемы»,

  «Использованиеприродных ресурсов».

 

Таким  образом, одной  из  характеристик  каждого  задания  является  его тематика,  т.е. описание  тех  знаний,  которые  необходимы  для  выполнения данного  задания. Помимо  описания  областей  содержания  для  оценки естественно-научной грамотности,  была  включена  единая  для  предметов характеристика  «Знание процедур»:  знание  о  различных  методах  научного познания  (наблюдение, измерение,  опыт,  моделирование,  гипотеза) и  приемах  проведения  исследований и  обработки  данных  (выбор оборудования, способы увеличения точностиизмерений и т.д.).В рамках данного проекта выделяют 3 уровня сложности заданий,как это принято  в  структуре  международного  исследования  PISA  (низкий, средний и высокий уровень).

 

            При разработке  заданий  по  ЕНГ  учитываются  два  вида  знания:  знание процедури знание содержания. Перечень  процедурного  знания  отражает  перечень приемов  научного познания.  К ним относятся  знание методов научного познания(наблюдение, эксперимент,  измерение); моделирование  явлений  и  процессов; проведение прямых  и  косвенных  измерений;  выбор условий  проведения опытов;  выбор способа  измерений,  представление  и  интерпретация данных; точность измерений и способы уменьшения погрешности; знание правил безопасноготруда при проведении исследований.

            Начиная с  первых  уроков  физики  у  школьников  должно формироваться представление обэтапах метода научного познания:

 наблюдение явления и установление закономерностей явления;

 выдвижение гипотезы для объяснения закономерностей;

 создание  модели  явления  и  экспериментальная  проверка  выдвинутой гипотезы;

 открытие физических законов или создание физической теории;

 объяснение  других  явлений  на  основе  открытого  закона  или выдвинутойтеории.

            Учащиеся должны  понимать,  что  все  теории  и  законы  имеют  границы применимости.При  расхождении  новых  экспериментальных  данных и  существующих  законов  и теорий ученые  выдвигают  новые  гипотезы и физические теории. Важнейшей задачей  при  изучении  физики  в  основной  школе  является освоение обучающимися  умений проводить прямые и косвенные  измерения на  реальном лабораторном  оборудовании  и  записывать  результаты измерений с учетомабсолютной погрешности. Перечень  содержательного знания  для разработкизаданий банка ФИПИ был составлен по каждому классу  и построен в соответствиис  примерными программами по биологии, физике и химии, представленными вПримерной основной образовательной программе.

           

Формирующееоценивание – это качественная обратная связь от учителя в виде активной оценки,основанной на установлении того, достигнуты ли учеником учебные результаты. Спомощью получения регулярной и постоянной обратной связи учащиеся вовлекаются всамооценивание и рефлексию, совершенствуют результаты своего обучения. Применениетехнологии формирующего оценивания – это один из способов  индивидуализации процесса обучения.

Вопросыдля формирующего оценивания при развитии функциональной грамотности:

o  Простые вопросы: Что ..? Как ..? Куда ..? …

o Объясняющие вопросы:Почему ..? Как можно доказать, что ..?

o Обобщающие вопросы: Какможно это организовать? Что бы изменилось, если бы ..?

o Оценочные вопросы: Каквы относитесь к ..? Что лучше ..?

o Практические вопросы:Где может пригодиться знание ..?

Профессиональные уменияпедагога понимать, что проверяет то или иное задание; разрабатывать/подбиратьзадания на функциональную грамотность и системно использовать их в предметномобучении в качестве логичного продолжения цепочки учебных заданийорганизовывать различные виды деятельности в процессе обучения для достижениякомплекса планируемых результатов (предметных, метапредметных функциональнойграмотности) выстраивать межпредметные связи и участвовать в командной работеучителей-предметников в вопросах формирования ФГ школьников.

Для развитияфункциональной грамотности необходима совместная работа всей

школьной командыпедагогов.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет