II Региональная научно-практическаяконференция
«Экологическое образование: до школы,в школе, вне школы»
«Организация исследовательской работымладших школьников в рамках реализации эколого-краеведческого образования»
Новикова Любовь Валентиновна
МКОУ «Вихоревская СОШ № 10»
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
г.Братск 2022г.
1. Актуальность
Проблема взаимоотношения природы и человека всегдабудет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень развитияпроизводительных сил, общество не может игнорировать законы развития природы;оно всегда испытывает влияние этих законов и вынуждено считаться с ними. Такимобразом, современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливаетнеобходимость формирования эколого-краеведческой культуры у самых широких масснаселения и, в первую очередь, у подрастающего поколения.
Изучение краеведения является одним из основныхисточников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему,формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль внравственном, эстетическом, трудовом, гражданственном воспитании современныхшкольников, реализует связь обученияс реальной жизнью, направляет на решение жизненно важных проблем.
Краеведениеучит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает ихинтересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурныйуровень. Это – самый массовый вид науки, – писал Д.С.Лихачев.
Не менее важна роль экологического воспитания.Экологическая грамотность школьниковневозможна без глубокого знания природы родного края. Начальная школа –важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развитиямногогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению,способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Пришло время, когдаэкологическая воспитанность людей становится залогом процветающего будущегонашей планеты.
2. Организация исследовательской работы
Одним из направлений в реализацииэколого-краеведческого образования является формирование у учащихсякомпетенций в учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Но, все мы знаем, что в первый класс приходят дети сразными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленностик обучению. Тем не менее, дети любознательны. Им интересно всё, всё хочетсяпотрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. А это врожденныеисследовательские качества. Вне зависимости от выбора темыисследовательской работы у младших школьников происходит формированиепознавательных, коммуникативных и личностных, а так же регулятивныхУУД.
К познавательным УУД относят: выдвижениегипотез и их обоснование, умение вести поиск и выбор информации, умениеструктурировать знание, умение строить осознанно письменное и устноевысказывания, выбор наиболее эффективных способов решения, самостоятельноесоздание алгоритмов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков,построение логической цепи рассуждения.
Формирование коммуникативных УУД происходит при групповой работе: умение договариваться и находить общее решение,строить высказывания, умение задавать вопросы, формулировать свою позицию,умение принимать позицию других.
Поскольку очень часто проектно-исследовательскаяработа предполагает самостоятельную деятельность, то важно сказать о регулятивныхУУД, таких как: способность принимать цель и следовать ей, умениедействовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности.
Важной особенностью исследовательской деятельностиявляется личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, здесьформируются личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника,развитие этических чувств и нравственных качеств.
Результативность исследовательской работы позволяетотметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности,познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровняобученности и воспитанности, что является одной из целей обученияшкольников по ФГОС.
Учитывая взросление и развитие учащихся формированиеУУД в процессе исследовательской работы усложняется.
Этапы формирования УУД висследовательской деятельности.
1 класс
Задачи пополнения исследовательского опыта |
Внеурочная деятельность |
УУД |
— поддержание исследовательской активности школьников; — развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать; — формирование первоначальных представлений о деятельности |
— игры-занятия, — определение интересов ребёнка, — индивидуальное составление схем, -выполнение моделей из различных материалов, — экскурсии, — выставки детских работ |
-умение видеть проблемы; -умение выдвигать гипотезы; -умение задавать вопросы; -подбор литературы; -ориентация в тексте; -ориентация в словаре, справочной литературе
|
2 класс
Задачи пополнения исследовательского опыта |
Внеурочная деятельность |
УУД |
— развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать; — формулировать выводы; — оформлять результаты исследования; — поддержание инициативы, самостоятельности |
-разработка маршрутов экскурсии; — индивидуальное составление моделей и схем; — мини-доклады, ролевые игры, эксперименты; — работа над простыми проектами (коллективными и индивидуальными) |
— умение формулировать проблему; — умение структурировать знания; — умение работать в группах, — умение разрешать конфликты, договариваться; — доказывать своё мнение, — умение анализировать, сравнивать; — самоутверждение Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
3 – 4 класс
Задачи пополнения исследовательского опыта |
Внеурочная деятельность |
УУД |
— выбор средств и способов исследовательской деятельности; — осознание логики проекта; — увеличение сложности учебно-исследовательских задач; — развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов |
— мини-исследования; — коллективное выполнение и защита работ; — наблюдение, эксперимент анкетирование; — самостоятельные исследования школьников, -подготовка презентации и защита исследовательских работ на конференциях; -участие в конкурсах, олимпиадах.
|
— целеполагание; — умение прогнозировать — планирование учебного сотрудничества; — умение самостоятельно работать; — самооценка; — рефлексия; — умение контролировать; — личностный рост |
3. Методика проведения учебных исследований.
Подробнее остановлюсь на методике работы на каждомэтапе исследования
1. Постановка проблемы, или как выбратьтему исследования.
При выборе темы необходимо учесть несколько важныхправил.
-Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.
-Тема должна быть выполнима и доступна, решение еедолжно быть полезно участникам исследования.
-Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе ктой сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себяодаренным.
-Тема должна быть оригинальной, в ней необходимэлемент неожиданности, необычности.
-Тема должна быть такой, чтобы работа могла бытьвыполнена относительно быстро.
-С выбором темы не стоит затягивать.
2. Поиск вариантов решения и сборматериала.
Главный смысл долговременного исследования школьника –добыть знания самостоятельно. Поэтому в данном случае наиболее ценнымисточником информации следует считать саму природу в самых разных еепроявлениях. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебныхисследований такие методы, как наблюдение и эксперимент. Особенно ценно проведениесобственных экспериментов.
Дети с увлечением наблюдают за поведением людей,проводят несложные тесты, опросы и анкетирование, и в ходе этого учатсяважнейшему качеству – понимать других. На этом этапе исследования, какпоказывает опыт, торопиться не стоит. Исследовательская работа – дело серьезноеи не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему.
3. Обобщение полученных данных иподготовка к представлению результатов.
Собрать материал по теме — это увлекательно и интересно;сложнее решить, что делать дальше с полученной информацией. Как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить второстепенноеи, наконец, в каком виде представить. Дети становятся очень серьезными иважными, увлеченно, ответственно, с нескрываемым интересом проводятэксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки. Здесь первое время никак необойтись без деликатной помощи взрослого.
Итогом исследовательской работы может быть макет, этоможет быть и научный отчет о проведенном эксперименте.
4. Оформление исследовательской работы.
В любой работе, как правило, выделяют три основныхраздела: введение, основную часть и заключение.
Во введении необходимо обосновать актуальностьпроблемы исследования. Обоснование выбора темы исследования можно начинатьсловами: «Тема представляется мне интересной, потому что…». В объекте впредмете исследования указывают то, чему оно посвящено.
Определение цели и задач зачастуювызывает значительные трудности. Цель обычно формулируется кратко, однимпредложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могутиспользоваться слова: «доказать», «обосновать», «разработать». Приформулировании задач применяют глаголы «проанализировать», «описать»,«выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно бытьслишком много. Оптимальное их количество – три-пять.
Основная часть исследования содержитобзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.
В заключение исследовательскойработы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, иформулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи сзадачами, а выводы – с целью исследования.
5. Презентация результатов исследования.
Содержание и композиция защиты-презентацииопределяются авторами самостоятельно, однако в выступлении должны бытьосвещены следующие вопросы: актуальность и обоснование выбранной темы; цели изадачи проекта, степень их выполнения; краткое содержание, ключевые положенияи выводы; этапы выполнения проекта, распределение обязанностей междуучастниками; обязательное определение степени самостоятельности в разработке ирешении поставленных проблем; рекомендации по возможной сфере практическогоиспользования проекта.
Этап защиты исследования пропустить нельзя. Без негооно не может считаться завершенным. Ребёнок обязательно должен поделиться своимоткрытием, знанием, быть услышанным и признанным.
На всех этапах педагог выступает как помощник. Педагогне передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
–мотивирует
–консультирует
–помогает
–наблюдает
Роль учащихся в учебном процессе принципиальноменяется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а непассивными статистами. На всех этапах они:
–выбирают (принимают решения).
— выстраивают систему взаимоотношений с людьми
–оценивают.
Исследовательская или проектная деятельность,организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует преобразованиюпроцесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидетьсебя как человека способного и компетентного.
4. Из личного опыта.
Уже много лет веду с детьми исследовательскую работупо разным темам, интересным для них. Но все они сориентированы на изучениеродного края, истории своей малой родины. Краеведение экологично по своей сути, т.к. изучение своей местности не что иное, как изучение окружающейсреды. Изучение истории родного края предполагает также знакомство сприродно-географическими, социально-экономическими и демографическимиособенностями места проживания, его историко-культурными памятниками, духовнымии нравственными ценностями жителей.
Привожу примеры, как мои ученики работали надисследовательскими проектами: (презентация)
«Хлеб – всему голова»- 4 класс. (Изучениеспроса на хлебобулочные изделия в г. Вихоревка; беседа с работниками школьнойстоловой; проведение соц.опроса в семьях одноклассников; экскурсия на пекарнигорода; выпечка хлеба в домашних условиях; сравнение вкусовых качеств своегохлеба с магазинным хлебом.)
«Следы на снегу» -2 класс. (Знакомство с фауной Братского района; изучение и сравнение следов животных иследов их жизнедеятельности в ближнем лесу; соц.опрос одноклассников; экскурсияв эколого-биологический центр г. Братска; проведение викторины «Знаешь ли ты,кто живет в нашем лесу?»; проведение акции «Покормите птиц зимой»,изготовление кормушек; наблюдение за зимующими птицами.)
Результаты исследовательских проектов моих учениковвесьма удовлетворительные. Работы отмечены дипломами 1 и 2 степени нанаучно-практических конференциях разного уровня: муниципального, районного,межрегионального.
Итак, организуя исследовательскую и проектнуюдеятельность младших школьников, мы убеждаемся в правоте слов В.П. Вахтерова:“Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеетдобывать эти знания”. А в свете экологическо-краеведческого образования удетей формируется научное мышление, экологическоемировоззрение, а не простое накопление знаний.
Своё выступление я хочу закончить словами В. А.Сухомлинского:
В душе каждогоребенка
Есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой,
Они красиво зазвучат.
Желаю, чтобы струны в душах ваших учеников звучалигромко и красиво.
Список литературы:
1.АсмоловА.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальныеучебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. – М.: «Просвещение», 2008
2. Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа смладшими школьниками / Т.А. Бабакова // Начальная школа. – 2003. — № 9. – С.16-17. – ISSN 1617-2736
3. Барковская, О.М. Содержание,цель и задачи программы начального экологического воспитания / О.М. Барковская// Начальная школа. – 2004. — № 2. – С. 32-33. – ISSN 1626-0376
4.Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации //Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
Источники:
1. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467258 © Библиофонд
2. Краеведение // Большаясоветская энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/99357
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2360/ Интеграция