ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании примерной программыначального общего образования (авторы — Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова,Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина), составленной в соответствии с Федеральнымкомпонентом Государственного стандарта.
Рабочая программаконкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даетпримерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательностьизучения разделов литературного чтения с учетом межпредметных ивнутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастныхособенностей учащихся.
Ø Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Ø Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации о введении ФГОС НОО;
Ø Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерныеучебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общегообразования, утвержденные приказом Министерства образования РФ «Об утверждениифедерального базисного учебного плана и примерных учебных планов дляобразовательных учреждений РФ.
Цель:
· Развитие художественно-творческих и познавательныхспособностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественныхпроизведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог,выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
· Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтениемкак базовым умением в системе образования младших школьников; формированиечитательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательскойдеятельности;
· Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса кчтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представленийо добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств,уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личностьчитателя, его чувства, сознание, волю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературноечтение».
Литературное чтение – один из основных предметов всистеме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формируетфункциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативностьобучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтениязаключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предметапредставляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтениюсочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родногоязыка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованиюнавыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированиючитательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формированиячитательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный кругчтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Длялитературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем,имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даютсякак в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .
Система работы по литературномучтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, чтоформирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью.Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучениемладших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разныхвидов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примернойпрограммы.
ЦЕННОСТНЫЕОРИЕНТИРЫ КУРСА
Содержания учебногоматериала по литературному чтению ориентирован на формирование базовыхнациональных ценностей.
Средствами предмета вдетях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малойРодине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям,уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам,самобытным обычаям и традициям, к государственным символам РоссийскойФедерации.
Детизнакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждогочеловека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого дляблагополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствоватьсебя маленькими гражданами великой страны.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
· Формирование чувства гордости за свою Родину,её историю, российский народ, становление гуманистических и демократическихценностных ориентации многонационального российского общества;
· Формирование средствами литературныхпроизведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы,народов, культур и религий;
· Воспитание художественно-эстетического вкуса,эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания изаучивания наизусть произведений художественной литературы;
· Развитие этических чувств, доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;
· Формирование уважительного отношения к иномумнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимоотноситься к людям иной национальной принадлежности;
· Овладение начальными навыками адаптации кшколе, к школьному коллективу;
· принятие и освоение социальной ролиобучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностногосмысла учения;
· Развитие самостоятельности и личнойответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормахобщения;
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми исверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов инаходить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героевлитературных произведений со своими собственными поступками, осмысливатьпоступки героев;
· Наличие мотивации к творческому труду ибережному отношению к материальным и духовным ценностям, формированиеустановки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
· Овладение способностью принимать и сохранятьцели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
· Освоение способами решения проблем творческогои поискового характера;
· Формирование умения планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленнойзадачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способыдостижения результата;
· Формирование умения понимать причиныуспеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действоватьдаже в ситуациях неуспеха;
· Использование знаково-символических средствпредставления информации о книгах;
· Активное использование речевых средств длярешения коммуникативных и познавательных задач;
· Использование различных способов поискаучебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретацииинформации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
· Овладение навыками смыслового чтения текстов всоответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказыванияв соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной иписьменной формах;
· Овладение логическими действиями сравнения,анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
· Готовность слушать собеседника и вести диалог,признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнениеи аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· Умение договариваться о распределении ролей всовместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственноеповедение и поведение окружающих;
· Готовность конструктивно разрешать конфликтыпосредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
· Пониманиелитературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения ипередачи нравственных ценностей и традиций;
· Осознаниезначимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине иеё людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятийо добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическомчтении;
· Достижениенеобходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебныхтекстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
· Использованиеразных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умениеосознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценкупоступков героев;
· Умениесамостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочнымиисточниками для понимания и получения дополнительной информации, составляясамостоятельно краткую аннотацию;
· Умениеиспользовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливатьпричинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делитьтекст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средствавыразительности, пересказывать произведение;
· Умениеработать с разными видами текстов, находить характерные особенностинаучно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическомуровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созданиетекста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание —характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
· Развитиехудожественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст наоснове художественного произведения, репродукции картин художников, поиллюстрациям, на основе личного опыта.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Раздел «Круг детского чтения» включает произведенияустного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиковотечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и другихстран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основныелитературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам.Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об ихотношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащаетсясоциально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьниковчитательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различноговида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать,говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен наформирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативныхнавыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. Формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения.Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение просебя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладеваютрациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими иинтонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтениятекста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствиис конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётсяцеленаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного,обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительногочтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно собучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание иличтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы поуслышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условияхучебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национальногоэтикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных иклассических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (сопорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения),целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваиваютсжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественногопроизведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представлениео текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравниваютхудожественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатсясоотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью),овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части,озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительнойинформации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика.Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основноймысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературныхпроизведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорныхжанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использоватьизобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописаниесловом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность имузыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигаетсяхудожественный образ (без термина). Сравнивая художественный инаучно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не простопознавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства.Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средствосоздания словесно-художественного образа, через который автор выражает своимысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме,который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа,адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный(с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передачаосновных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливаютпоступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждаютмотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознаютдуховно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы испособы деятельности, которые помогут учащимся адекватно восприниматьхудожественное произведение и проявлять собственные творческие способности. Приработе с художественным текстом (со словом) используется жизненный,конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления,возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесныеобразы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечиваетполноценное восприятие литературного произведения, формированиенравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбираютпроизведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования,инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников.Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развиваетсяинтерес к литературному творчеству писателей, создателей произведенийсловесного искусства.
Календарно –тематическое планирование по литературному чтению на 2020-2021 уч.года. 4 класс
№ урока |
Тема урока |
Дата план/факт |
1 четверть |
||
1. |
Что уже знаем и умеем. Былина-жанр устного народного творчества |
|
2 |
Былина «Ильины три поездочки» |
|
3 |
Былина «Три поездки Ильи Муромца» |
|
4 |
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
|
5 |
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего» |
|
6 |
Житийная литература. Житие Сергия Радонежского |
|
7 |
Житийная литература. Житие Сергия Радонежского |
|
8 |
Поговорим о самом главном. Проверим себя |
|
9 |
Что уже знаем и умеем. Что такое классическая литература |
|
10 |
А.С. Пушкин. Подготовка сообщения о жизни и творчестве А.С. Пушкина |
|
11 |
А.С. Пушкин «Няне» |
|
12 |
А.С. Пушкин «Унылая пора» |
|
13 |
А.С. Пушкин «Туча». Работа с текстом |
|
14 |
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
|
15 |
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
|
16 |
М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова |
|
17 |
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
|
18 |
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
|
19 |
Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого |
|
20 |
С. Толстой о Толстом Л.Н. Л.Н.Толстой «Детство». |
|
21 |
Л.Н.Толстой «Детство». |
|
22 |
А.П. Чехов. Подготовка сообщения о жизни и творчестве |
|
23 |
Семанова М. о Чехове А.П. |
|
2 четверть |
||
24 |
А.П. Чехов «Мальчики» |
|
25 |
А.П. Чехов «Мальчики» |
|
26 |
Поговорим о самом главном. Проверим себя |
|
27 |
Поэтическая тетрадь. Что знаем и умеем. |
|
28 |
Как составить рассказ по картине. В мире книг |
|
29 |
К.Ушинский «Четыре желания» |
|
30 |
Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». |
|
31 |
Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко». |
|
32 |
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка» Представленная информация была полезной? ДА 60.33% НЕТ 39.67% Проголосовало: 1273 |
|
33 |
Е. Баратынский «Весна,весна…», «Где сладкий шёпот…». |
|
34 |
И.Никитин «В синем небе плывут над полями…», Н. Некрасов «Саша» |
|
35 |
И.Бунин «Листопад» |
|
36 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа |
|
37 |
Литературные сказки. Что знаем и умеем. Как работать с текстом. В мире книг. |
|
38 |
В.Одоевский «Городок в табакерке» |
|
39 |
В.Одоевский «Городок в табакерке» |
|
40 |
П.П. Бажов Серебряное копытце |
|
41 |
П.П. Бажов Серебряное копытце |
|
42 |
С.Т. Аксаков Аленький цветочек |
|
43 |
С.Т. Аксаков Аленький цветочек |
|
44 |
С.Т. Аксаков Аленький цветочек |
|
45 |
Поговорим о самом главном. Проверим себя |
|
2 полугодие. 3 четверть |
||
Делу время – потехе час. (7 ч.) |
||
46 |
Что знаем и умеем. Как сочинить веселый рассказ. В мире книг |
|
47 |
Шварц Е. Сказка о потерянном времени |
|
48 |
Шварц Е. Сказка о потерянном времени |
|
49 |
Шварц Е. Сказка о потерянном времени |
|
50 |
В. Драгунский «Главные реки» |
|
51 |
Поговорим о самом главном. Как хорошо уметь читать. Головякин В. Никакой я горчицы не ел. |
|
52 |
Проверим себя. |
|
Страна детства. (7 ч.) |
||
53 |
Что уже знаем и умеем. В мире книг. |
|
54 |
Житков Б. Как я ловил человечков. |
|
55 |
Паустовский К. Корзина с еловыми шишками. |
|
56 |
Паустовский К. Корзина с еловыми шишками. |
|
57 |
Зощенко М. «Елка» |
|
58 |
Как хорошо уметь читать. М.Цветаева «Наши царства», М.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» |
|
59 |
Есенин С. «Бабушкины сказки» Проверим себя. |
|
Природа и мы. (6 ч.) |
||
60 |
Что уже знаем и умеем. В мире книг. Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш» |
|
61 |
С.Есенин «Лебёдушка» |
|
62 |
М.Пришвин «Выскочка» |
|
63 |
А.Куприн «Барбос и Жулька» |
|
64 |
В.Астафьев «Стрижонок Скрип» |
|
65 |
В.Астафьев «Стрижонок Скрип». Проверим себя |
|
Родина ( 4 ч.) |
||
66 |
Что уже знаем и умеем. Как подготовить презентацию. В мире книг. И. С. Никитин «Русь» |
|
67 |
И. С. Никитин «Русь» |
|
4 четверть |
||
68 |
С. Д. Дрожжин «Родине», А.В.Жигулин «О, Родина!» |
|
69 |
Поговорим о самом главном. «Песня защитников Брестской крепости». Проверим себя. |
|
Страна Фантазия (4 ч.) |
||
70 |
Что уже знаем и умеем. В мире книг. Е. Велтистов «Приключения Электроника». |
|
71 |
Е. Велтистов «Приключения Электроника». |
|
72 |
Кир Булычев «Путешествие Алисы». |
|
73 |
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Проверим себя. |
|
Зарубежная литература (10 ч.) |
||
74 |
Что уже знаем и умеем. Как составить список литературы. В мире книг. |
|
75 |
Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» |
|
76 |
Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» |
|
77 |
Г.Х.Андерсен «Русалочка» |
|
78 |
Г.Х.Андерсен «Русалочка» |
|
79 |
Г.Х.Андерсен «Русалочка» |
|
80 |
М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
|
81 |
М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
|
82 |
Проверим себя. |
|
83 |
Итоговая контрольная работа. |
|
84 |
Резерв |
|
85 |
Резерв |
|
