Использованиесовременных образовательных технологий на уроках истории и обществознания.
Современная педагогика все больше и больше акцентирует своевнимание на ученике, заботится о его становлении и утверждении как личности.Выявлен и обусловлен целый ряд условий, стимулирующих личностное развитиешкольников в процессе обучения. Доказано, что такое развитие происходит вучебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогического общения,творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.
Использование современных образовательных технологий в практикеобучения является обязательным условием интеллектуального, творческого инравственного развития учащихся. Чтобы школьник стал активным изаинтересованным на уроке, требуется высокий уровень мотивации осознаннойпотребности в усвоении знаний, умений, навыков. Одной из уникальных форм,позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только натворческо-поисковом уровне, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоениюфактов, дат, имен, является дидактическая игра; актуальность игры в настоящеевремя повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией.Телевидение, радио, компьютерные сети значительно увеличили поток получаемой детьмиинформации. Но все эти источники представляют в основном материал дляпассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие уменийсамостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные уменияпоможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой дляиспользования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время
Чем привлекательна эта педагогическая технология?
Она интересна в первую очередь в работе со средним звеномшкольников. А подростковый возраст характеризуется психологами как«переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью в обучении,быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики. Основой успешного усвоенияпредмета, и истории в том числе, у подростков является познавательная потребность,основанная на эмоциональном восприятии мира и на привлекательности самогопроцесса деятельности. Все это прекрасно реализуется в игре. Oнa позволяетрасширить границы собственной жизни ребенка, исчезает робость, происходитвнутреннее раскрепощение. Ребенок осуществляет самостоятельный поиск знаний.Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотоннуюдеятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению историческойинформации, а эмоциональность игрового действия активизирует всепсихологические процессы и функции ребенка. Здесь как видим, игровая технологиятесно связана со здоровьесберегающей технологией, которая рассматривается каксовокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса безущерба для здоровья школьников и педагогов.
Итак, игра на уроке, хочется остановиться на играх, которыеможно привлекать при изучении нового материала.
Н-р: Игра «Три предложения». Это несложная игра с некоторымиправилами. В ее основе лежит логическая операция по выделению главного.Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредствомправила — изложить это «главное» в трех простых предложениях. Один из вариантовэтой игры -работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфаучебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремяпростыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точнопередается содержание. Предложения можно записать в тетради. В этом случаеудобнее выявить победителя.
Эта игра позволяет развивать очень важноеумение — выделять главное, на котором основываются и навыки работы с текстом,прессой, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план,конспект, реферат, а также в процессе игры происходит определенная работа поразвитию речи.
В этом же методическом направлении применима игра «Деревомудрости». «Чистая доска». На уроках истории используется большое количествотерминов. Для работы с ними можно использовать игру с определенными правилами- «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложностьнаучного языка. В данной игре детям предлагается высказать какую-либо историческуюфразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный».Предлагается высказать разные варианты всем желающим. Лучшие фразы можнозаписать.
Часто использую дидактические игры на закрепление, повторение иобобщение исторического материала,в них школьников привлекает процессотгадывания, проявление сообразительности, смекалки, быстроты реакции. Вотнекоторые из игр «Аукцион», «Реставрация», «Исторические пятнашки» и другие.
Главная задача курса истории и обществознания – научить учащихсямыслить
Помочь в решении этой задачи и в создании условий, максимальностимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, можетиспользование приемов технологии критического мышления.
Первая стадия – вызов. Вызовом можетслужить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение кжизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе навопрос: «Что вы знаете о…?»). Можно применить различные приемы, такие как:свободное письмо, перепутанные логические цепи, ключевые термины, прием«Корзина» (идей, понятий, имен…), покопаемся в памяти, верные и неверные утверждения,ассоциации, кластеры.
Вторая стадия – осмысление. Этастадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации:таблицами, схемами, документами, картами, с учебником.
Третья стадия – рефлексия.Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации;присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждогоиз учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Использование технологии критического мышления предполагает организациюгрупповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах надопределенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивациюучащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытияпознавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.
Технология коллективного способа обучения.
Данная педагогическая технология позволяет использовать такиевиды обучения как практические работы, практикумы, лабораторные работы, работупо анализу исторических документов. Положительным элементом применения даннойтехнологии обучения является тот факт, что здесь в работу включены одновременновсе учащиеся класса. Этот способ обучения используется при работе с учащимися с5 по 11 класс при работе:
• анализ документов;
• составление синхронистических таблиц;
• составление сравнительных таблиц;
• составление исторических портретов;
• работа с памятками-алгоритмами;
• работа с учебником;
• работа в группах, парах.
Современные информационные технологии.
Современное школьное образование уже невозможно представить безиспользования современных компьютерных технологий. Однако злоупотреблятьновшествами не стоит. Все хорошо в меру. На уроках истории и обществознанияиспользую:
1. Интерактивные карты и интерактивные плакаты. В интернете естьмножество сайтов, содержащие электронные образовательные ресурсы. При наличии вшколе локальной сети провести урок с помощью этих ресурсов не проблема.
2. Электронные учебники имеют одно очень важное преимущество:комплексное воздействие – фото, видео, карты, схемы, документы, музыка, речьдиктора, автоматизированный контроль знаний ученика.
3. Обучающие программы. На CD сейчас выпускаютсяуроки-практикумы, тренажеры, онлайн-тесты. С их помощью можно проводитьпрактические занятия, контроль знаний, готовиться к ЕГЭ
4. Интерактивная доска. Интерактивная доска позволяет работать спрезентациями учащихся, с текстом, изображениями, обучающими программами,тестами и т. д.
6. Презентации. Презентации можно использовать в разныхвариантах:
1) При объяснении нового материала. Заранее созданнаяпрезентация фиксирует внимание на важных моментах темы.
2) Презентация для сопровождения доклада. Такая презентацияготовится учениками и сопровождает ученический проект, исследовательскуюработу.
3) Тестирование по теме, коллективный разбор заданий. Такиепрезентации могут быть использованы на обобщающих уроках, как длясамостоятельной индивидуальной работы учащихся, так и для коллективной.
7. Большое значение при использовании технологий имеет звуковоесопровождение. Так, например, большое значение имеет прослушивание произведенийкомпозиторов-классиков, с одновременным показом портретов этих людей, просмотрфильмов, картин.
Проектная деятельность.
Цель применения данного вида деятельности:
Ø развитие инициативности учащихся;
Ø развитие способностей учащихся заниматься исследовательскойдеятельностью;
Ø построение учащимися теоретических моделей;
Ø созидательная деятельность учащихся от постановки целей изадач до их реализации и получение определенного результата;
Ø умение решать конкретные проблемы.
Результатом этой работы являются тематические мини-проекты,школьные конференции «70-летию Великой Отечественной войны, посвящается…», «Мояродословная», «Война 1812 года». Участие в муниципальных краеведческих конференциях,различных конкурсах.
Новые образовательные технологии стремительно вошли в нашужизнь. Их значение велико для современного урока, т.к. интегрированноеприменение современных технологий делает учебный процесс более полноценным,познавательным, увлекательным, как для учащихся, так и для нас самих.
