Развитие духовно-нравственного сознания личностишкольников
(из опыта работы классного руководителя)
Кузнецова Екатерина Анатольевна
учитель английского языка,
классный руководитель 11 класса
Актуальность проблемы
Вопросы духовно-нравственного развития,воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда, так какдуховно-нравственные ценности являлись и являются важной сторонойфункционирования и развития любого общества. Они определяют духовную атмосферужизни людей и способствуют улучшению морально-психологического климата, без нихобществу грозит самая настоящая бездуховность.
Пропаганда средствами массовойинформации и другими информационными источниками несвойственных исторической психологиироссийского сознания ценностей и идеалов представляет серьезную опасность длясудьбы России и ее нового поколения.
Размываниекультурно-исторических и национально-культурных традиций может стать серьезнымфактором духовной деградации общества, усиления таких негативных тенденций всоциокультурной сфере как рост наркомании и подростковой преступности, распадсемейных устоев как традиционного института воспитания подрастающего поколения, утрата ценностей, семьи и т.д.
В связи сэтим свою работу, как классного руководителя, я направила на развитиедуховно-нравственного сознания личности школьников.
Важно помнить, что в современнойсоциально-культурной ситуации востребованной становится личность, способная сделатьвыбор между добром и злом, жить, соблюдая нравственные нормы и принципы,чувствовать человека, проявлять заботу, милосердие, внимание и любовь.
Цель работы:сформировать целостную духовно — нравственную развитую личность.
Свою работу я построила по направлениям с использованием форм и методов ,которые формируют личностьподростка, развивают его самосознание, чувство взрослости, приобщают его кценностям, принятым в обществе:
v— овладениедетьми основными сферами жизнедеятельности современного человека;
§ забота оздоровье и жильеУчастие в конкурсах, агитбригадах и мероприятиях по ЗОЖ, организацияпоездок на горки, подвижные игры на воздухе)
§ охранаприроды и среды обитания
§ общение сродителями и друзьямиСовместные родительские собрания, концерты для родителей,совместная трудовая деятельность детей и родителей)
§ совместныеэкскурсии и путешествия (Обзорные экскурсии в Чебоксары, Казань,Козьмодемьянск, п. Юрино; Казанский цирк)
§ оказаниепомощи младшим и старшим, забота о братьях наших меньших
v— освоениематериальных и духовных ценностей общечеловеческой культуры (посещениетеатра, организация и участие концертов и мероприятий как школьного, так имуниципального уровня).
Большуюроль в формировании классного коллектива в целом и личности каждого ребенка вчастности, сыграло создание на базе нашей школы кадетского класса по профилю«Пожарный-спасатель»
Благодарясовместному сотрудничеству школы и офицеров МЧС, ребята осваивают различныедополнительные дисциплины, которые помогают расширить их кругозор. На занятияхони изучают тактическую подготовку, медицинскую подготовку и порядок действий вчрезвычайных ситуациях. Поэтому очень важным я считаю:
v— формированиеопыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявлениегражданских чувств, противодействие аморальным явлениям, воспитание чувствапатриотизма (Вахта памяти, парад Победы, парад в г. Самара, облагораживаниеаллеи славы ветеранов пожарной охраны, караул в театре и на торжественныхмероприятиях).
Став для ребят класснымруководителем, ты не просто человек, который следит за его питанием,успеваемостью и посещением школы. Ты человек, который не равнодушен к егопроблемам, к его радостям, к его тревогам и ожиданиям и играешь большую роль встановлении его духовно-нравственного сознания.
Именно в школе, а значит, у нас наглазах, дети переживают свои первые неудачи, свои первые взлеты, свою первуюлюбовь, проблемы с друзьями первые разочарования. Кто, как не классныйруководитель, должен помочь им в такой период?
Все дети разные и нужно найти длякаждого ту самую нить, дернув за которую, ты коснешься всех струн детской души.
Проработав с ребятами почти 7 лет, явижу большие результаты своих трудов, потому что для меня выпускник кадетскогокласса школы №24 это:
ü Ответственный
ü Дружелюбный
ü Добрый
ü Отзывчивый
ü Творческий
ü Толерантный
ü Готовый помочь
ü Любящий
ü Почитающий родителей,старших и учителей
ü Ведущий здоровый образжизни
ü Неравнодушный
ЧЕЛОВЕК, а значит и достойный член нашегообщества!
