X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспектоткрытого занятия

вдетском объединении

«ИсторияДонского края»

 

 

 

 

 

Тема:Символы Ростовской области. Герб Ростовской области.

 

 

 

 

 

Автор-составитель:Кабаков Павел Павлович,

педагогдополнительного образования

МБУДО ГЦВР «Досуг»

г.Красный Сулин, Ростовская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема занятия:Символы Ростовской области. Герб Ростовской области.

 

Цель -Формирование представления о функциональном назначении Герба Ростовской областикак её символа.

Задачи:

·       познакомитьс историей Герба Ростовской области как символа её государственности;

·       развитьпознавательные интересы и творчество детей;

·       вызватьу учащихся уважительное отношение к государственному символу Ростовскойобласти, её многовековой истории, чувство гордости за своё Отечество.

Оборудование

Интерактивная доска, плакаты с гербамиРостовской области и Области Войска Донского, флагом и гимном Ростовскойобласти, изображения первых печатей донских казаков, карточки с терминами.

 

Ходучебного занятия

Организационныймомент.

Приветствие,знакомство с темой, целью и задачами занятия.

 

Видыобразовательной деятельности.

Беседа-диалог«Геральдика и её значение в познании истории».

 

Педагог.

Скажите, пожалуйста, что вы понимаете подтермином «государственный символ»?

Ответы учащихся:

·       Символ– это знак, отражающий историю, культуру, самобытность той или иной территории;

·       Символ– это эмблема, по которой можно определить территорию, которую онапредставляет.

  Педагог:

Действительно,символ – это знак, примета, если будет угодно, пароль. Имеющий символическоезначение.

Слово «символ»пришло к нам из греческого языка /simbolon/  иозначает опознавательный знак для членов определённой общественной группы,тайного общества, знак. обозначающий или напоминающий какое-либо понятие,образ, воплощающий какую-либо идею.

Уместно вспомнитьслова знаменитого русского философа, уроженца Донского края А.Ф.Лосева: «Символесть концентрированное зримое выражение идеи, явления или понятия, основанноена структурном сходстве символа и символизируемого содержания».

Педагог:

(Указывая нарасположенные на стене плакаты с изображениями Герба, Флага и гимна Ростовскойобласти) Какие символы изображены на плакатах?

Ответы учащихся:

Герб, флаг, гимнРостовской области.

Педагог.

Верно. Вместе и поотдельности они являются символами Ростовской области. Но сегодня мы будемговорить только о гербе Ростовской области. Мы знаем, что такое герб, какиефункции он выполняет, что собой представляет.

Теперь постараемсяоживить в памяти эти знания, т.к. ранее мы рассматривали эти вопросы.

Откуда произошлослово «герб» и что оно означает?

Ответы учащихся.

В русский языкслово «герб» проникло из польского языка. Польское «herb»

происходит отчешского «erb», воснове которого немецкое слово «Erbe» — «наследство».

Гербами называютграфические знаки – символы, эмблемы отдельных лиц, семей, корпораций,территорий и государств, составленные по определённым правилам.

Педагог.

Для чегонеобходимы гербы?

Ответыучащихся.

Они нужны как воплощениеистории и отражения настоящего, как выражение патриотизма граждан в отношениисвоего Отечества.

 

В ходе беседывыясняется, что такое геральдика и её значение.

Педагог.

Знаете ли выосновные элементы. Используемые при составлении гербов? Назовите их.

Ответы учащихся.

Щит, шлем, намёт,корона, нашлемник, щитодержатель, бурелет, девиз, мантия, сень.

Педагог.

Какие типыгеральдических щитов вы знаете?

Ответы учащихся.

Немецкий,английский, испанский, итальянский, французский, польский, косоугольный, византийский…

Педагог.

Какойгеральдический шит на гербе Ростовской области?

Ответ учащихся.

Французский.

Педагог.

Посмотритевнимательно на герб Ростовской области. Соответствует ли, на ваш взгляд, гербРостовской области установленным геральдическим правилам?

Ответ учащихся.

Да.

Педагог.

Скажите,пожалуйста, из каких геральдических элементов состоит герб Ростовской области?

Ответы учащихся.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Щит, короны,щитодержатель.

Педагог.

Какиегеральдические элементы отсутствуют на гербе Ростовской области?

Ответы учащихся.

Девиз, мантия,сень, намёт, бурелет.

 

Исследовательскийэтап.

На данном этапеучащимся предлагается, с учётом знаний по геральдике, составить герб своейсемьи.

По завершенииработы, учащиеся предлагают присутствующим свои проекты гербов, аргументированообъясняя и защищая свои подходы при составлении герба.

Проводитсямини-выставка «Герб моей семьи».

По итогаммини-выставки объявляется «лучший герольд». С вручением медали.

 

Экскурсв историю.

Педагог.

Не всегда герб наДону был именно таким. Гербовая символика существует с незапамятных времён.Символические знаки изображались на перстнях, печатях, клеймах, оружии,доспехах, знамёнах.

Первые гербы, втом числе и на печатях, как это имело место у донских казаков, появились в XIXII  вв.

На Дону, как ужебыло сказано, таким знаком была печать с изображением оленя, пронзённогостелою.

Почему же именноэто изображение находится на печати Войска Донского, фактически являющейсяпервым гербом донских казаков ?

С этим связанаочень древняя история. В историю нас возвращает миф о богине целомудрия Диане.

Сообщениеучащегося.

В древние временабогиней  Приазовья была Диана – богиня целомудрия, охранительница лесов изверей района Азовского и Черного морей.

Некто Актеон, сынАристея, случайно увидел Диану обнажённой, когда она купалась. Разгневаннаябогиня обратила Актеона в оленя, пронзив его стрелой.

Сообщениеучащегося.

Высшими  добродетелямидревнего казачества были храбрость и целомудрие, нарушение которого каралосьсмертью.

Таким образомизображение на первом гербе донских казаков объясняется следующим образом:«Казак блюди целомудрие, иначе будешь наказан как Актеон».

Педагог.

На протяжениидлительного  времени печать с оленем пронзённым стрелою, ставшая фактическигербом у донских казаков, использовалась во взаимоотношениях с другимигосударствами. Ею скрепляли важные документы.

В данном виде гербдонских казаков просуществовал до 1704 г., когда Пётр I  «пожаловал» казакам новую печать, с изображённым на ней раздетымказаком, сидящим на бочке с порохом и держащим в правой руке ружьё, а в левойкальян.

Оскорблённые таким«подарком», казаки стали трактовать эту печать по-своему. Они считали, чтоказак сидит  на бочке с вином, а в левой руке держит не кальян, а чарку.

Эту печать казакииспользовали для отписок в Посольский приказ в Санкт-Петербург, тогда каквнутри Войска Донского использовали печать с изображением оленя, пронзённогострелою.

С чем связанотакое неприятие петровской печати? Дело в том, что казаки никогда не куриликальян.

Хотя казаки веливоенный образ жизни, тем не менее, им не чуждо было стремление к миру. Вместе стем казаки всегда готовы дать отпор врагу и защитить Отечество.

 

Беседас элементами исследования.

Педагог.

Что представляетсобой герб Ростовской области?

Ответы  учащихся.

Он отражаетопределённый исторический этап в жизни общества. Его героическое прошлое  исовременный этап развития.

Педагог предлагаетлюбому  желающему прочитать герб Ростовской области. Вызвавшийся осуществитьэту задачу, должен описать и научно объяснить, с использованием геральдическойтерминологии, герб Ростовской области.

Педагог.

При составлениигерба Ростовской области за основу был взят герб Области Войска Донского,утверждённый 5 июля 1878 г. императором Александром II.

Герб Ростовскойобласти представляет собой геральдический щит в лазоревом поле которого  — серебряныйстолб, с поставленной на волнистый лазоревый пояс красной крепостной стеной стремя башнями, одна из которых – выше других. В оконечности – золотой колос,накрывающий волнистый лазоревый пояс. Столб сопровождён историческими регалиямидонских казаков: справа – серебряным перначём поверх серебристых бобылевахвоста и насеки, расположенных накрест; слева – серебряной булавой поверхсеребряных насеки с орлом и бунчука, расположенных накрест.

Щитодержатель –возникающий над щитом чёрный двуглавый орёл с золотыми клювами и червленымиязыками, имеющий на каждой из голов Российскую Императорскую корону иувенчанный посередине большой Российской короной, символизирующий единство Донаи России.

За щитом – четыресложенных накрест флага Ростовской области на золотых знамённых древках скопейными наконечниками, шнурами и кистями. Знамённые древки перевиты внизулентой ордена Ленина.

Герб Ростовскойобласти был утверждён 5 декабря 1997 г.

Аналитическаядеятельность

Сравнительныйанализ  гербов Ростовской области и Области Войска Донского.

Педагог.

Посмотрите нагербы Ростовской области и Области Войска Донского. Сделайте анализ обоихгербов. Выявите отличия герба Ростовской области от герба Области ВойскаДонского. Какие геральдические элементы присутствуют у обоих  гербов и какиетолько у одного из них?

 

Герб

Ростовской области

 

 

 

сходство

отличие

1.Наличие двуглавого орла на гербе.

2.Наличие короны.

3.Четыре сложенных накрест флага.

4.Наличие регалий донских казаков.

5.Серебряный столб.

1.Поле щита лазоревое.

2.Алая лента ордена Ленина.

3.Флаги Ростовской области.

4.Двуглавый орёл является щитодержателем.

5.Золотой колос в оконечности серебряного столба.

 

1.Поле щита алое.

2.Алая лента ордена Александра Невского.

3.Флаги с российской символикой.

4.Двуглавый орёл является элементом щита.

5.Нет щитодержателя.

 

 

Учащимся даётсязадание устно описать и объяснить изображения и элементы, внесённые в гербРостовской области, отражающие современный этап истории Донского края.

Ответы учащихся.

Золотой колос,флаг Ростовской области, алая лента ордена Ленини.

Педагог.

Ответьте,пожалуйста, где является обязательным воспроизведение герба Ростовской области?

Ответы учащихся.

Воспроизведениегерба Ростовской области является обязательным:

·       На фасаде зданий Законодательного собранияобласти, Главы Администрации/губернатора/ Ростовской области, в залах, гдепроводятся заседания Законодательного собрания Ростовской области, а также впомещениях торжественной регистрации рождений и браков;

·       На бланках документов и гербовых печатяхЗаконодательного собрания Ростовской области, Администрации Ростовской области,органов Администрации области, а также государственных предприятий областнойсобственности, областных государственных учреждений и организаций;

·       На штандарте/флаге/ Главы Администрации/Губернатора/ ростовской области;

·       На удостоверениях депутатовЗаконодательного собрания Ростовской области, служебных удостоверенияхгосударственных служащих , на печатных изданиях Законодательного собрания иАдминистрации Ростовской области;

·       В оформлении народных и официальныхпраздников, отмечаемых в Ростовской области/ст.4 Областного Закона «О Герберостовской области»/.

Вывод.

Мысегодня говорили о Гербе Ростовской области. Являющемся её символом,познакомились с его историей, провели сравнительный анализ Гербов Ростовскойобласти и Области Войска Донского, совершили экскурс  в историю донского Герба.

Этопозволяет почувствовать свою сопричастность к событиям истории Дона.

Итогзанятия.

Педагог.

Взаключение занятия. Скажите. Пожалуйста, каким должно быть отношение гражданинак государственному символу, в частности, к Гербу Ростовской области.

Ответыучащихся.

Клюбому символу отношение должно быть уважительным, что показывает любовь ксвоему Отечеству, родному краю.

Каждыйдостойный гражданин области, любящий её, гордящийся её историческим прошлым исовременными достижениями , должен делать всё для процветания своей Родины.

Педагог.

Какиевиды образовательной деятельности, применяемые в ходе занятия, вы считаете длясебя очень важными и почему?

Ответыучащихся.

Интереснымоказался экскурс в историю, который позволил расширить исторические познания,проследить пути становления государственной символики Донского края, от печатис оленем,  пронзённым стрелою, до Герба Ростовской области.

Назанятии очень много  дал сравнительный анализ, в ходе которого надо было найтии объяснить сходства и отличия гербов Ростовской области и Области ВойскаДонского , а также выявить новые геральдические элементы, как отражение новогоисторического этапа в развитии Ростовской области.

Сравнительныйанализ позволяет активизировать мыслительную деятельность,поисково-исследовательскую работу с элементами сравнительного анализа.

Такаядеятельность даёт возможность совершенствовать свои навыки и умения, не тольков области истории, и в повседневной жизни, что очень важно.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет