X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Проектная деятельность в областиестествознания в начальной школе

Естествознание — это ряд наук о природе, природныхявлениях, вселенной и её законах. Основные предметы, которые можноотнести к естествознаниюэто биология,химия, физика, география, астрономия, геология. Базовые знания этих наукзакладываются в начальной школе и даются на уроках окружающего мира.

Важным и основополагающим, в начальной школе, является формирование УУД,а одним из методов, является проектная деятельность школьников, в основекоторой лежит умение самостоятельно решать проблему, а следовательно, развиватьпознавательные навыки. Метод проектов нужен для того, чтобы:

–– развитьспособности к аналитическому, критическому и творческому мышлению учащихся иучителя;

––самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников;

––размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей, делать обоснованныевыводы;

–– приниматьсамостоятельные аргументированные решения.

Научитьсяработать в команде, выполняя разные социальные роли. Если учащийся сумеетсправиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящейвзрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланироватьсобственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместноработать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Проектнаядеятельность – одна изличностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельнойдеятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта,интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Проектноезадание – дидактическоесредство, обеспечивающее продуктивную деятельность школьника в проектировании.

Естественно-научные проектычаще всего бывают исследовательскими, имеющими чётко обозначеннуюисследовательскую задачу. (Например, состояние лесов в определённой местности имероприятия по их охране; чем лучше кормить птиц зимой;  самая лучшая зубнаяпаста).

Условия организации проектнойдеятельности в начальной школе

1. «Исходи из ребёнка» -проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

2.Максимально возможноедидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельностипрямо в школе.

3.Детям младшего школьноговозраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интереснуюигру.

Проектные уроки:

предваряющие          обобщающие

Главная цель урока-проекта

Помочь ребятам проделатьсамостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решениявозникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продуктапроекта.

Алгоритм разработкипроектных уроков

1.Создать проблемнуюситуацию

2.Из проблемной ситуацииформулируется проблема со слов «Как…? Каким образом…?

3.Из проблемы формируетсяцель (планируемый результат)

4.Сформулировать задачи(шаги для достижения цели)

5.Организовать работу вгруппах. Определить регламент работы

6.Презентация результатов

7.Рефлексия учащихся

8. Оценка учащихся.

Условия организации урока-проекта:

  • грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности;
  • четкое соблюдение времени;
  • форма работы в группе или индивидуально;
  • достаточный накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования.

Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этапработы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можнобольше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мирчужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.27%
НЕТ
39.73%
Проголосовало: 1266
  • Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»
  • Представьте, что вы на какое-то .время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.
  • Составь рассказ, используя данную концовку: «…Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «…Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «…и котенок мирно заснул на руках у Маши», «…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когдаребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки,аппликации.

На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс)этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы безметодического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки,приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, вбольшей степени образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» детивыполняют следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия»,«Животные моего края», оформляли фотовыставку «Кошка в нашем доме», составлялиальбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», «Небесные тела», «Третьяпланета от солнца» и другие.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если ктворческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, торебенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтомутворчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа вгруппах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит оттого насколько правильно и удачно сформированы группы. Длятого чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, нужно научить детейправильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точкузрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнитьвысказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно сдетьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другиеслушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьмираспределяются роли.

Следующийэтап, это где можно найти необходимую информацию?

1.        Понаблюдать

2.        Прочитать в книге

3.        Найти в Интернете

4.        Провести исследование

5.        Спросить у взрослых

Отчет групп о проделанной работе.

1.     Расскажите, какое задание выполняла группа.

2.      Чтовы предприняли для выполнения задания.

3.      Представьтерезультат своей работы.

4.     Оцените работу своей группы.

При работе над любым проектом необходимо обращать внимание детейна основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобыдети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будетиспользовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальнаязначимость проекта).

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия.Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны,подводятся итоги. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороныпроделанной работы.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного,эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученикасредствами курса окружающего мира.

Какпоказывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес уучащихся вызывает деятельность практического характера, изучениеокружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который онимогут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение вих жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценностьприроды для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей,возможного только на основе гармоничного отношения с природой. При этом акцентс традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы перенесенна ее эстетическую, познавательную, исследовательскую, нравственную ценность.Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка кприроде, для предупреждения у него узко прагматического, потребительскогоподхода к своему природному окружению.

Оченьчасто, дети, участвуя в тех или иных мероприятиях, не замечают того что создаютмонопредметный проект (проект в рамках одного учебного предмета (учебнойдисциплины) , но может использоваться информация из других областей)  илиучаствуют в нём.

Фрагментыурока — проекта по теме « Как вырастить дерево дома?» (4  класс, монопредметный проект,предмет Окружающий мир, групповая работа)

Проблема:Можно ли вырастить дерево в классе? Каким образом вырастить деревов помещении, чтобы потом его благополучно пересадить в открытый грунт длядальнейшего роста.

Цель:Вырастить из семени росток дерева и саженец пересадить в открытыйгрунт для дальнейшего развития.

Задачи:

·        выбрать семена деревьев из нескольких видов;

·        соблюдая необходимые рекомендации вырастить ростки;

·        пересадить саженцы деревьев в открытый грунт придерживаясьрекомендаций;

·        создать условия для дальнейшего, благоприятного развития деревьевв открытом грунте.

Вначале, ребята, высказались, какое дерево им бы хотелось вырастить. Мы учлипожелания всех, и отправились в магазин выбирать. В магазине, к нашемусожалению, оказался не такой уж большой выбор и практически не было семян тех деревьев,что хотели посадить ребята. Из ассортимента: кедр, ель, катальпа, мы выбралипоследнее, т.к. это необычное дерево и растет оно в основном на черноморскомпобережье. После покупки, мы пришли в класс и ознакомились с рекомендациями повыращиванию, которые были на пакетике с семенами. Совместно с детьми, мы постаралисьсоздать условия для того, чтобы семена дали ростки. Для этого мы взялиблюдечко, положили на дно ваты, сверху уложили семена и накрыли ещё одним слоемваты, смочили водой комнатной температуры, так чтобы семена были покрыты водой.По мере испарения воды, мы её подливали. Через некоторое время семена действительнодали ростки, а это значит, что были созданы благоприятные условия. Как жедальше растить дерево в помещении? Решили посадить пророщенные семена, каккомнатное растение в цветочный горшок с почвой, на подоконник, к свету,поливать и дальше наблюдать. Через некоторое время из почвы пробились росткинаших будущих деревьев. Значит, мы вновь сумели создать благоприятные условия. Мы,продолжили поливать, при тех же условиях и наблюдать. Когда ростки подросли, иствол начал деревенеть (образование коры), наступило начало лета и мы решили попробоватьпересадить саженцы в открытый грунт на территории школы. И снова возник вопрос:Как это лучше и правильно сделать? Мы ознакомились с особенностями условий дляблагополучного роста нашего саженца, в открытом грунте. Обошли территорию школыи нашли подходящее место. Выкапывая ямки для саженцев, нам попадались камни,дерн и другие предметы в почве. Мы их предусмотрительно отделили, чтобыразвивающейся корневой системе ничего не мешало. Посадили саженцы, засыпалиочищенной почвой и полили. В течении лета, учитывая погодные условия, мыухаживали за саженцами. В засушливые дни поливали, по мере роста удалялисорняки, поставили яркую оградку, так как за растущей травой, наши саженцыможно было не заметить и наступить. И вот, через некоторое время, мы, увидели,что наши саженцы «прижились», т.е. дали новые ростки листья и сами саженцы подросли.Т.о. можно сказать, что мы достигли поставленной цели и решили все задачи. Впродолжение проекта, мы решили сделать кормушки для птиц (как основнымзащитникам деревьев от насекомых-вредителей) и помочь птицам в холодное времягода.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.27%
НЕТ
39.73%
Проголосовало: 1266

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.27% НЕТ 39.73% Проголосовало: 1266


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.27% НЕТ 39.73% Проголосовало: 1266


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.27% НЕТ 39.73% Проголосовало: 1266


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.27% НЕТ 39.73% Проголосовало: 1266


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.27% НЕТ 39.73% Проголосовало: 1266


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет