X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

5

 

 

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

 

 

 

 

           

 

 

 

 

Дополнительная образовательная  программа

Естественно-научная направленности

«Клуб путешественников»

(базовыйуровень)

для обучающихся 9 классов (15-16лет)

срок реализации: 7 месяцев

 

Разработчик программы:

Николаева А.В.,

педагог дополнительно образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Пангоды

2021

 

Пояснительнаязаписка

Цель современнойшколы: развитие личности учащихся, формирование его сознания. Ее невозможнодостичь без развития духовного мира ребенка, его нравственной воспитанности.

Полноценная познавательнаядеятельность школьника выступает в обучении главным условием развития у нихинициативы, активной жизненной позиции.

Дополнительноеобразование в школе, а значит, и наличие дополнительных образовательныхпрограмм, позволяет создать широкий эмоционально значимый для ученика фонусвоения школьных предметов. А также предметно ориентировать его в определенииего жизненных планов. Интеллектуальное удовлетворение, которое получает ученикв самой деятельности, и есть залог формирования у учащихся увлеченности наукой,техникой без чего невозможно всестороннее развитие личности.

В настоящее время выбор профильности обучения учащимися встарших классах является одним из направлений модернизации школьногообразования на современном этапе. С учетом целей обучения в основной школепроверяются сформированность комплекса умений, связанных синформационно-коммуникативной деятельностью, с получением, анализом, а такжеприменением эмпирических знаний.

Направленностьдополнительной образовательной  программы «Клуб путешественников» является естественно-научной и предполагает уровень освоения знаний и практических навыков, пофункциональному предназначению — учебно-познавательной, по времениреализации – 7 месяцев.

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Пифагор» разработана всоответствии с:

• Порядкоморганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещенияРФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от30.09.2020 №533);

• Методическимирекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ(включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департаментагосударственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерстваобразования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);

• Требованиями кобразовательным программам дополнительного образования детей (письмоМинобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);

• Санитарнымиправилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования корганизациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от28 сентября 2020 г. №28;

• Санитарнымиправилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования кобеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов средыобитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарноговрача РФ от 28 января 2021 года №2;

• ПостановлениемПравительства РФ от 15 сентября 2020г. №1441 «Об утверждении Правил оказанияплатных образовательных услуг»

• ПостановлениеАдминистрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении ПоложенияОб организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальныхобразовательных организациях, расположенных на территории муниципального округаНадымский район Ямало-Ненецкого автономного округа».

Уровень освоениясодержания программы: базовый.

Актуальность.В настоящее время интерес к предмету география снизился, в значительной степениэто объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточновозможностей для тренировки коммуникативного умения как в устной, так и вписьменной формах. Поэтому даже учащиеся с хорошим в целом уровнем подготовкине умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. Актуальностьпрограммы «заключается в развитии мотивации к изучению предмета, в формированииумений решения не стандартных заданий повышенной сложности и коммуникативныхнавыков. Содержание программы  позволяет познакомить учащихся с современнойполитической картой мира и основными этапами ее формирования, познакомить стипами стран современного мира, их многообразием и многоликостью (расширить иуглубить знания по страноведению), а также с основными международнымиорганизациями. Курс «Клуб путешественников» представляется особенно актуальным,так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии,необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира.Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшегоизучения географии и может быть рекомендован  для изучения учащимся разныхпрофилей.

Новизна программызаключается в том, что она способствует не только получению знаний, умений и навыковв рамках углубленного изучения географии, но и нацелена на формированиерегулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальныхдействий, что и является новизной данной программы для учреждения.

Педагогическаяцелесообразность заключается в соединениипрактической и интеллектуальной деятельности, которая способствует умственномуразвитию учащихся, активному познанию окружающего мира, его экологических исоциальных проблем, формирует потребность применять знания в повседневнойжизни, активную социально-значимую позицию учащихся, устойчивую мотивацию кпрофильному самоопределению, способствует их дальнейшей адаптации в социуме.

 Взависимости от имеющегося учебного оборудования, а также особенностей класса,учителю предоставляется право вносить коррективы в планирование и методикупроведения занятий. Методические рекомендации к занятиям, представленные впрограмме, ориентируют на проведение разных форм учебно-познавательнойдеятельности школьников, использование различных методов, приёмов и средствобучения.

Отличительныеособенности. Программа объединила в себе теоретические сведения изобласти географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Даннаяинтеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающегомира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найтисвое место в жизни. Отличительной особенностью данной программы от ужесуществующих является возможность в полном объеме получать знания,умения, навыки и компетенции, которые им будут необходимы для будущей жизнедеятельности

1.    Цели и задачи:

Цель: создать уучащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрытьразнообразие её природы и населения, расширить и углубить базовые знания ипредставления страноведческого характера (о континентах, странах и народах)необходимых современному человеку.

Обучающие задачи:

— Способствоватьосвоению обучающимися знаний об основных географических понятиях;

— Обучать навыкамсамообразования и решения заданий повышенной сложности.

Развивающие задачи:

— Развиватьпознавательные интересы и творческие способности школьников;

— Формировать уобучающихся понимание значимости географических знаний;

— Формироватьустойчивую мотивацию к профильному самоопределению;

— Предоставитьвозможность для самореализации в рамках выбранного вида деятельности;

— Формирование уобучающихся потребности в творческой деятельности.

Воспитательныезадачи:

— Способствоватьформированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, ответственности,бережного отношения к окружающей среде;

— Воспитыватьгеографическую, экологическую, психологическую и коммуникативную культуру,навыки сотрудничества;

— Формироватьактивную социально-значимую позицию обучающихся, способствующую их дальнейшейреализации социуме.

Планируемыерезультаты реализации программы

Личностнымирезультатами обучения по программе  является формирование всестороннеобразованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современныхмировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных,культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшиеличностные результаты:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее

рациональногоиспользования и сохранения;

-патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизнилюдей, толерантность;

Метапредметнымирезультатами обучения является формирование и развитие познавательныхинтересов,интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Важнейшиеметапредметные результаты:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических

умений,умение управлять своей учебной деятельностью;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационныхтехнологий;

-умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различныхсоциальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

-умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметнымирезультатами обучения является:

Минимальныйуровень:

-умение работать с разными источниками географической информации;

-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических

 объектов и явлений.

Базовыйуровень:

-картографическая грамотность;

-овладение системой географических знаний и умений практической направленности инавыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами,процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результатеприродных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Продвинутыйуровень:

-умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения иоценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;

-умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенныхкатастроф;

-умение составлять географический прогноз.

Адресатпрограммы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста (15 – 16 лет).

Объем исрок освоения программы: срок реализации программы – 7 месяцев, количествоакадемических часов по программе – 96, из них 30  часов теории, 66 часов практики.

Формаобучения: очная, очная с применением дистанционных технологий

Режимзанятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организацииучебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий -групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одногозанятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями — 10 минут. На годобучения отводится  96 академических часов, занятия проводятся 2 раза в неделюпо 2 часа. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости отвозрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся сучетом действующего СанПиН.

Наполняемостьгрупп: не менее 12 учащихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательныхрезультатов

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходереализации программы, является контроль программных умений и навыков.

Уровень сформированности программных умений и навыкови их качество определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестациии аттестации по завершении реализации программы.

Для отслеживания результативности программыиспользуются следующие методы:

— педагогическое наблюдение;

— педагогический анализ выполнения учащимися диагностическихзаданий, тестирования, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задачпоискового характера, активности учащихся на занятиях;

— педагогический мониторинг, включающий диагностикуличностного роста и продвижения;

— мониторинг образовательной деятельности учащихся,включающий оформление фотоотчета.

Указанные способы отслеживания результативностииспользуются как средство: начальной или входной диагностики; текущейдиагностики;

Виды контроля:          

·  начальныйконтроль – проводится в начале освоения программы обучения с 15 по 25 октября;

·  промежуточнаяаттестация – с 20 по 26 декабря;

·  аттестацияпо завершению реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19апреля.

  Текущий контроль проводится систематически назанятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Оценка УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2- 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме тестирования.

Используемые методы – практикумы, зачеты,зачетные итоговые работы, защиты творческих работ.

Промежуточная аттестация — в форме теста. Используемыеметоды – зачеты,зачетные итоговые работы, защиты творческих работ. Аттестацияпо завершении реализации программы проводится в форме тестирования, зачета. Используемые методы  опрос, практическая работа, самостоятельная работа,зачеты, зачетные итоговые работы, защиты творческих работ.

  Содержание аттестации по завершении реализациипрограммы определяется на основании содержания дополнительной общеразвивающейпрограммы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

  Критерииоценки результатов освоения программы

Критерииоценки начального контроля:

уметьрешать географические  задачи;

— уметьиспользовать карты атласа для нахождения географических объектов и установлениязакономерности процессов и явлений в ГО;

Критерииоценки промежуточной аттестации (с 20 по 26 декабря):

уметь решатьтиповые задачи по топографии;

уметь использоватьформулы для вычисления демографических показателей;

уметь решатьзадачи статистического характера;

Критерииоценки промежуточной аттестации (с 12 по 19 апреля):

уметь  устанавливатьвзаимосвязь между происходящими географическими процессами;

знатьгеографическую номенклатуру;

знать основы ипринципы рационального природопользования;

уметь выполнять классификациюстран мира по различным критериям;

знать рольинноваций в международной туристской индустрии.

Условияреализации программы

Даннаяпрограмма может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ееобеспечения:

Учебноепомещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническоеобеспечение (описать в соответствии с программой):

• компьютер;

• мультимедиапроектор;

• оборудованиедля практических работ;

• доска– 1 шт. и т.д.

Кадровоеобеспечение:

педагогдополнительного образования.

Методическоеи дидактическое обеспечение :

• методическиеразработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации кпрактическим занятиям;

• учебная,методическая, дополнительная литература;

• развивающиеи диагностические процедуры: тестовые задания;

• дидактическиематериалы:; таблицы, модели – схемы, географические карты, образцы горных породи минералов;

• учебники,учебные пособия в расчете на одного учащегося;

• видео-фотокаталоги:СD-диск, репродукции;

• литературныекаталоги;

• научно-популярныежурналы и т.д.

Воспитательнаядеятельность. Работа с родителями

В рамках программыпредусмотрено проведение:

— географическихконкурсов, участие в олимпиадах, выставках, конкурсах;

-реализация творческих проектов;

Эффективнорешать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве сродителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитыватьсяпри       организации учебной деятельности.

Работас родителями предусматривает:

-родительские собрания;

-индивидуальные беседы и консультации;

-профилактические беседы;

— анкетирование,социологический опрос родителей;

-совместные воспитательные мероприятия.

3.Учебно-тематическийплан

 

№ раздела тем

Название раздела, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

 

всего

теория

практика

 

Введение – 2 час.

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Фронтальный опрос.

 

  1. Моя Россия. Большое путешествие (61 часов)

2.

Место России на международном туристском рынке

2

1

1

Устный текущий опрос.

3.

Разработка федеральных и региональных программ развития туризма.

2

1

1

Фронтальный опрос.

4.

Инфраструктурное обеспечение и инвестиционная активность в туристской индустрии.

2

1

1

Отчет.

5.

Города Федерального значения.

4

2

2

Сообщения учащихся.

6.

Центральная Россия.

4

2

2

Отчет.

7.

Русский Север.

4

2

2

Устный текущий опрос.

8.

Русская Прибалтика.

2

1

1

Тест.

9.

Поволжье.

2

1

1

Отчет.

10.

Юг России и южно-русское подстепье.

3

2

1

Устный текущий опрос.

11.

Северный Кавказ.

3

2

1

Сообщения учащихся.

12.

Урал .

3

2

1

Фронтальный опрос.

13.

Западная Сибирь .

6

3

3

Отчет.

14.

Средняя Сибирь .

6

3

3

Устный текущий опрос.

15.

Горы Южной Сибири.

4

2

2

Тест.

16.

Северо-Восточная Сибирь.

4

2

2

Сообщения учащихся.

17.

Дальний Восток .

4

2

2

Отчет.

18.

ЯНАО

4

2

2

Фронтальный опрос.

19

Итоговая проектная работа по разделу.

2

 

2

Устный текущий опрос.

 

  1. Современная политическая карта мира – 4 часа.

2.

Политическая карта мира и основные этапы её формирования.

1

1

 

Устный текущий опрос.

3.

Практическая работа «Составление классификации стран мира по разным критериям».

1

 

1

Отчет.

4.

Международные организации.

1

1

 

Сообщения учащихся.

5.

Практическая работа «Составление «визитной карточки» международной организации».

1

 

1

Отчет.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.46%
НЕТ
39.54%
Проголосовало: 1300

 

  1. Страны и континенты – 27 часов.

6.

Доходы от международного туризма и их ежегодные изменения. Деление на региональные рынки согласно классификации ЮНВТО.

1

1

 

Фронтальный опрос.

7.

Международные туристские прибытия, доходы и расходы по регионам мира. Поступления с одного прибытия.

1

 

1

Тест.

8.

Страны-лидеры по международным туристским прибытиям, доходам и расходам.

1

 

1

Сообщения учащихся.

9.

Страны – поставщики туристов на международный рынок.

1

1

 

Устный текущий опрос.

10.

Путешествие по городам Австралии.

1

 

1

Сообщения учащихся.

11.

Путешествие по странам Океании.

1

 

1

Сообщения учащихся.

12.

Традиционные страны-лидеры в регионе и появление новых туристских дестинаций.

1

1

 

Устный текущий опрос.

13.

Путешествие по странам Южной Америки.

1

 

1

Тест.

14.

Изменения туристского спроса, происходящие в международном туризме. Роль инноваций в международном туризме.

1

 

1

Сообщения учащихся.

15.

Основные направления инновационной деятельности туристских предприятий. Новые стратегии развития международного туристского бизнеса.

1

 

1

Зачет.

16.

Основные статистические показатели международного туризма стран-лидеров АТР.

1

1

 

Устный текущий опрос.

17.

Особенности развития международного туризма в Американском регионе.

1

 

1

Тест.

18.

Путешествие по странам Северной Америки.

1

 

1

Сообщения учащихся.

19.

Тенденция возрастания туристских потоков на Африканском континенте.

1

1

 

Устный текущий опрос

20.

Страны Африки с развитым туристским сектором.

1

 

1

Тест. Номенклатура.

21.

Факторы, способствующию развитию туризма в Европе.

1

 

1

Сообщения учащихся.

22.

Путешествие по странам Зарубежной Европы. Западная Европа.

1

 

1

Сообщения учащихся.

23.

Путешествие по странам Зарубежной Европы. Восточная Европа.

1

 

1

Сообщения учащихся.

24.

Путешествие по странам Зарубежной Европы. Южная Европа.

1

 

1

Номенклатура.

25.

Путешествие по странам Зарубежной Европы. Северная Европа

1

 

1

Сообщения учащихся.

26.

Туризм на Ближнем Востоке и влияние государственной поддержки на его развитие

1

 

1

Сообщения учащихся.

27.

Азиатско-Тихоокеанский регион как наиболее динамично развивающийся туристский регион мира.

1

 

1

Сообщения учащихся.

28.

Путешествие по странам Зарубежной Азии. Юго-Западная Азия.

1

 

1

Сообщения учащихся.

29.

Путешествие по странам Зарубежной Азии. Страны Закавказья.

1

 

1

Сообщения учащихся.

30.

Путешествие по странам Зарубежной Азии. Центральная Азия.

1

 

1

Зачет.

31.

Путешествие по странам Зарубежной Азии. Восточная Азия.

1

1

 

Фронтальный опрос.

32.

Путешествие по странам Зарубежной Азии. Южная Азия.

1

 

1

Сообщения учащихся.

 

  1. Итоговое занятие – 2 часа.

33.

Научно – практическая конференция

1

 

1

Защита проектов.

34.

Итоговое занятие.

1

 

1

Тест.

Итого:

96

40

56

 

 

4. Содержание дополнительнойобщеразвивающей программы

Введение.(2 час)

Вводное(организационное) занятие: знакомство с общей структурой курса, егопримерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельныхи творческих итоговых работ.

На вводном занятииучитель должен обсудить с учащимися примерные темы творческих работ длянаучно-практической конференции, которая состоится на итоговом занятии. Темы творческихработ будут предложены учителем, но учащиеся могут взять свою тему. Надтворческим проектом учащиеся могут работать самостоятельно или коллективно,разбившись на группы. Форму представления материала учащиеся также выбираютсамостоятельно (реферат, создание и выпуск брошюры и т.п.).

РазделI.Моя Россия. Большое путешествие  (61 часа).

Теория. МестоРоссии на международном туристском рынке. Состояние развития въездного туризма.

Анализ выездныхтуристских потоков из России. Факторы, сдерживающие развитие российскоготуризма.

Создание в Россиивысокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.Совершенствование нормативно-законодательной базы. Организация особыхэкономических зон туристско-рекреационного типа. Разработка федеральных и региональныхпрограмм развития туризма. Инфраструктурное обеспечение и инвестиционнаяактивность в туристской индустрии. Формирование за рубежом образа России какстраны, благоприятной для туризма.

Города Федеральногозначения

Москва: Кремль.Китай-город. Бульварное кольцо. Садовое кольцо. Замоскворечье. Музеи Москвы иПодмосковья.

Санкт-Петербург:Северная пальмира. Петропавловская крепость. Адмиралтейство и Исаакиевскийсобор. Дворцовая площадь и Эрмитаж. Александро-Невская лавра. СтрелкаВасильевского острова. Мосты, каналы и набережные Санкт-Петербурга. Летний сад,Марсово поле, Михайловский замок, площадь искусств. Стрельна. Петергоф. Пушкин.Павловск. Кронштадт. Шлиссельбург.

Центральная Россия(4 часа).

Золотое кольцоРоссии. Духовные святыни России. Владимир. Суздаль. Гусь-Хрустальный. СергиевПосад. Переславль-Залесский. Ростов Великий. Ярославль. Углич. Кострома. Плес.

Жемчужины природыВалдайской возвышенности: в верховьях Волги, озера Валдай, Ильмень, Селигер.Рыбинское водохранилище. Мещера – «глухомань» в центре России.

Русский Север (4часа).

Кольский полуострови Хибины.

Карелия – край водыи камня. Петрозаводск. Ладога. Онежское озеро. Кижи. Белое море.Чистота и светВологды и Архангельска. Холмогоры. Каргополь и окрестности. Котлас и Сольвычегодск.Соловецкие острова. Белозерск. Великий Устюг – «родина» Деда Мороза.

Красота северных рек – Северная Двина,Сухона, Онега, Пинега.

Русская Прибалтика(2 час).

Куршская коса. Зеленоградск. Куршскийнациональный парк. Озера Чайка и Изумруд. Дюна Ореховая. Калининград.

Поволжье (2 час).

         Национальные парки Поволжья. МарийЧодра. Нижняя Кама. Нечкинский. Смольный. Чаваш Вармане. Самарская Лука.Хвалынский.

Юг России июжно-русское подстепье (3 часа).

Островные леса Среднерусской возвышенности.Приокско-террасный биосферный заповедник. Центрально-черноземный заповедник.Дивногорье: жемчужина среднего Дона, пещерные храмы Больших и Малых Див.Галичья гора. Заповедник «Черные Земли» в Калмыкии.

Северный Кавказ (3часа).

Северный Кавказ. Географическое положение.Самые высокие и молодые горы России. Высотная поясность Кавказа.Природно-ресурсный потенциал Северного Кавказа.

Кавказскийбиосферный заповедник. Высокогорные заповедники Кавказа: Тебердинский,Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский. Красная Поляна.

Эльбрус. Природныйпарк Приэльбрусье.

Черноморское побережье России: отНовороссийска до Адлера.

Урал (3 часа).

Урал – каменныйпояс земли русской.  Геологическая история Уральских гор. В подземных кладовыхУрала. Города Урала: Пермь, Екатеринбург.

Природные уникумыУрала от Пай-Хоя до Мугоджар. Полярный Урал: от Константинова Камня до истоковХулги. Приполярный Урал: Каменная россыпь, Торговое озеро, край ледников.Северный Урал: плато Манпупунер, Вишерский заповедник, Тулымский камень, платоКваркуш. Средний Урал: гора Колпаки, заповедник Басеги. Южный Урал: Ильменскийзаповедник.

Западная Сибирь (6часа).

Особенности географического положения.Специфика природы региона. История освоения. Природные ресурсыЗападно-Сибирской равнины.

         Югра – древняя земля.Ханты-Мансийск и окрестности. Парк «Самаровский чугас». Обь. Нижневартовск:озеро Самотлор. Самотлорское месторождение.

Тюменская область.Тобольск – дорогой декабристов.

Ямало-ненецкий автономный округ. Верованияненцев. День оленевода. Заповедные зоны. Мангазея. Северный двойник БАМа -Трансполярная магистраль. Салехард – Лабытнанги – Надым.

Омская область:Густав Гасфорт, Омская крепость, «пять озер».

Новосибирская область. Новосибирск –«наукоград» России. Барабинская равнина. Умревинский острог. Палеолитическаястоянка «Волчья грива». Озера: Убинское, Чаны, Карачи.

Томская область:Таловские Чаши. Обь-Енисейский водный путь.

Средняя Сибирь (6часа).

Особенностигеографического положения, история освоения региона. Специфика природы: свысоты Среднесибирского плоскогорья, край великих рек и «моря тайги».

Красноярский край.Красноярск – крупнейший город Восточной Сибири. Пароход-музей «Святой Николай».Государственный природный заповедник «Красноярские Столбы». «Палласово железо»- знаменитый железокаменный метеорит. Саяно-Шушенская ГЭС. Озеро Тиберкуль. ПоЕнисею.

Эвенкийский автономный округ. Озеро Виви –географический центр России. Хатанга – «ворота» на Северный полюс.

Таймырский(Долгано-Ненецкий автономный округ). Дудинка. Норильск. Музей мамонта. ОстровДиксон. Таймырский заповедник. Плато Путорана: Тальниковый водопад. Хэйро –праздник Солнца.

Горы Южной Сибири(4 часа).

Особенности природы пояса гор Южной Сибири.Озеро Байкал – жемчужина Сибири. Причины уникальности Байкала. Значениересурсов Байкала. Экологические проблемы Байкала. Байкальский государственныйбиосферный заповедник.

Алтайский край.Барнаул. Бийск. Республика Алтай. Горно-Алтайск. Телецкое озеро и гора Белуха.

Северо-ВосточнаяСибирь (4 часа).

Восточная Сибирь: величие и суровостьприроды. История освоения региона.

Особенности природы Северо-ВосточнойСибири. Восточная Сибирь – край будущего.

Заповедник «ОстровВрангеля» — уголок уникальной арктической природы.

Дальний Восток (4часа).

Дальний Восток – крайконтрастов. Уникальный природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока.Особенности природных условий Дальнего Востока. Стихийные природные явления:вулканы, землетрясения, цунами.

Камчатка. Вулканы и гейзеры Камчатки.Приморский край: на берегах Японского моря. Сахалин. Курильские острова.Дальневосточный морской заповедник. Круиз по Амуру.

ЯНАО

Практика. Особенностиприродных условий. Экологические проблемы и охрана природы. Итоговая проектнаяработа по разделу

Формыи методы обучения:творческие задания (индивидуальные, групповые);практические задания.

Формаподведения итогов: собеседование,опрос.

 

РазделII. Современная политическая карта мира. (4 часа)

Политическая картамира и основные этапы её формирования. Международные организации.

Теория.Что такоеполитическая карта. Основные этапы ее формирования. Количественные икачественные изменения на политической карте мира в разное историческое время.Что такое государство, государственная территория, государственные границы. Типыгосударств современного мира. Многообразие стран современного мира.Международные организации: значение, функции. Политические иполитико-экономические. Межправительственные и неправительственные. Глобальныеи региональные. Представления о структуре, функциях, роли международныхорганизаций в современном мире: Организация Объединенных Наций (ООН), Международный Валютный Фонд (МВФ), Европейский Союз (ЕС), ОПЕК и другие.

Практика:

1. Составлениеклассификации стран мира по разным критериям (по величинетерритории, численности населения, формам государственного устройства, уровнюэкономического развития и т. д.).

Учащиеся работают вгруппах с различными видами карт (историческими и политическими), анализируютпроизошедшие количественные и качественные изменения. Группы получают заданиепроанализировать произошедшие изменения политической карты на определеннойтерритории за конкретный исторический период и подготовить краткое сообщение поданной теме (I группа:Северная Америка, II группа:Южная Америка, III группа:Африка, IV группа:Евразия – Европа, V группа:Евразия – Азия).

2.    Составление«визитной карточки» международной организации. Учащиеся готовятустное сообщение и составляют «карту международной организации», а затемвыступают с этими сообщениями и представляют свои карты.

Формыи методы обучения:творческие задания (индивидуальные, групповые);практические задания.

Форма подведенияитогов: собеседование,опрос.

 

РазделIII. Страны иконтиненты. (27 часов)

Основные понятияраздела: государственная территория, государственные границы.

Динамика развития международного туризмаДинамика мировых туристских потоков.

Практика. Доходы отмеждународного туризма и их ежегодные изменения. Деление на региональные рынки согласноклассификации ЮНВТО.

Международныетуристские прибытия, доходы и расходы по регионам мира. Поступления с одногоприбытия. Страны-лидеры по международным туристским прибытиям, доходам ирасходам. Страны – поставщики туристов на международный рынок.

Современные тенденции развития туризма врегионах мира Характеристика Европейского региона как главного участникамирового туристского рынка.

Теория. Изменениятуристского спроса, происходящие в международном туризме. Роль инноваций вмеждународном туризме. Основные направления инновационной деятельноституристских предприятий. Новые стратегии развития международного туристскогобизнеса.

Факторы,способствующию развитию туризма в Европе. Традиционные страны-лидеры в регионеи появление новых туристских дестинаций.

Азиатско-Тихоокеанскийрегион как наиболее динамично развивающийся туристский регион мира. Основныестатистические показатели международного туризма стран-лидеров АТР.

Особенностиразвития международного туризма в Американском регионе.

Туризм на БлижнемВостоке и влияние государственной поддержки на его развитие. Тенденциявозрастания туристских потоков на Африканском континенте. Страны Африки сразвитым туристским сектором.

Практика. Путешествиепо странам Зарубежной Европы (Северная Европа, Западная Европа).

Путешествие постранам Зарубежной Европы (Восточная Европа, Южная Европа).

Путешествие постранам Зарубежной Азии (Юго-Западная Азия, страны Закавказья, ЦентральнаяАзия).

Путешествие постранам Зарубежной Азии (Восточная Азия, Южная Азия).

Формы и методыобучения:творческиезадания (индивидуальные, групповые); практические задания.

Форма подведенияитогов: собеседование,опрос.

 

РазделIV. Итоговое занятие. (2 часа)

Практика. Подводятсяитоги изучения элективного курса «Клуб путешественников». Итоговая работадолжна быть представлена учащимися в форме сообщения и презентации(PowerPoint).

На итоговом занятиицелесообразно провести анкетирование или провести обсуждение содержания данногоэлективного курса, форм его проведения, выяснить предложения и пожеланияучащихся.

Формы и методыобучения:творческиезадания (индивидуальные, групповые); практические задания.

Форма подведенияитогов: собеседование,опрос.

 

Врезультате изучения курса учащиеся должны:

Знать и понимать

  1. основные этапы формирования политической карты мира;
  2. основные международные организации, их значение и функции;
  3. классификацию стран мира по разным критериям: по величине территории, численности населения, формам государственного устройства, уровню экономического развития;
  4. типологию государств современного мира;
  5. особенности размещения географического положения стран материка;
  6. наиболее крупные по площади страны материков;
  7. географическое положение страны и ее столицу;
  8. размещение основных видов хозяйственной деятельности страны;

Уметь

  1. называть и показывать наиболее крупные по площади страны материков;
  2. определять и описывать по карте географическое положение страны и ее столицу;
  3. объяснять особенности размещения географического положения стран материка;
  4. объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности;
  5. анализировать исторические и политические карты;
  6. анализировать статистические материалы;
  7. уметь составлять сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.

5.Методическое обеспечение дополнительной  образовательной  программы.

Формы проведения занятийпо программе «Клуб путешественников»: проблемные лекции, практикумы, беседы,самостоятельные и контрольные работы, зачеты.

Одно из главныхусловий успеха обучения детей и развития их способностей – это индивидуальныйподход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе.Он предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форморганизации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с цельюформирования опыта общения и чувства коллективизма.

Учебная деятельность

1.   Методическое:

-разработкапрограммы;

-анализучебной деятельности;

2. Дидактическое:

— разработкаучебных занятий, составление самостоятельных и контрольных работ.

— дидактическогои наглядного материала

3.Материально-техническое:

— ноутбук,интерактивная доска;

— наличиеканцелярских принадлежностей;

— географическиекарты.

6.Литература

Литература дляучителя

1.    Атлас Мира[Карты] / Пер. с итал. – М.: ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2015.– 96 с.: ил.

2.    Гладкий, Ю.Н.Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват.учреждений [Текст] / Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. – 8-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 2016. – 286 с.: ил., карт.

3.    Журналы«GEO».

4.    Крылова, О.В. Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамкахпредпрофильной подготовки. Политическая карта мира [Текст] / О.В. Крылова.–М.,2018.– 14 с.

5.    Максаковский,В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательнойшколы [Текст] / В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2020.

6.    Программно-методическиематериалы. География. 6-9 кл. [Текст] / Сост. В.И. Сиротин. – 4-е изд., доп. –М.: Дрофа, 2015. – 288 с.

7.    Страны мираот А до Я. Новый информационный справочник [Текст] / Сост. С.А. Романцова. –Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2017. – 352 с.: ил.

8.    Страны мира.Современный справочник [Текст] / Сост.  Ю.А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, О.А.Иванова, Н.А. Сарафанова. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2020. – 416с., ил.

Литература дляучащихся

1.    Атлас Мира[Карты] / Пер. с итал. – М.: ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2018.– 96 с.: ил.

2.    Большая сериязнаний. Страны. Народы. ЕВРОПА и РОССИЯ [Текст] / Сост. В.Б. Новичков. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги». Издательский дом «Современная педагогика»,2019. – 128 с.: ил.

3.    Большая сериязнаний. Страны. Народы. АМЕРИКА, АВСТРАЛИЯ и ОКЕАНИЯ [Текст] / Сост. В.Б.Новичков. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги». Издательский дом «Современнаяпедагогика», 2020. – 128 с.: ил.

4.    Большая сериязнаний. Страны. Народы. АЗИЯ и АФРИКА [Текст] / Сост. В.Б. Новичков. – М.: ООО«ТД «Издательство Мир книги». Издательский дом «Современная педагогика», 2020.– 128 с.: ил.

Интернет ресурсы

1.    http://businesstravelrussia.ru/Ассоциация бизнес-туризма

2.    http://www.astt.ru/Ассоциация содействия туристским технологиям

3.    http://turistprav.ru/Клуб защиты прав туристов

4.    http://www.intacadem.ru/Международная туристская академия

5.    http://www.rostourunion.ru/Российский Союз Туриндустрии

6.    http://www.turbooks.ru/Портал Все о туризме

7.    http://www.russia.travel/Национальный туристический портал Russia.travel

8.    http://www.tmanager.ru/ТурМенеджер — автоматизация работы турагентства

9.    http://www.km.ru/turizm

Туристическийпортал на базе мультипортала “Кирилл и Мефодий”

10.  http://100dorog.ru/Туристический портал 100 дорог

11.  http://www.travel.ru/Туристический портал Travel.ru

12.  http://www.t66.ru/Портал Новости туризма

Проект Малый бизнесв сфере спорта, туризма и отдыха

13.  http://www.tagazeta.ru/Электронная газета Турагент

14.  http://www.ttg-russia.ru/Туристская деловая газета

Электронные ресурсы

1.      БиржаковМ.Б.Введение в туризм [Электронный ресурс] / М.  Б. Биржаков. — programs. -СПб. : Герда , 2017 : цв., зв.

2.      АлександраДмитриевна.Организация сферы туризма: учеб.пособие и CD-ROM/ АлександраДмитриевна Каурова. — СПб.: Издательский дом Герда, 2018 — 368 с.

3.      Коноплева,И. А. Информационные технологии [Электронный ресурс] : учеб. / И. А. Коноплева,О. А. Хохлова, А. В. Денисов.  — Электрон. текстовые дан. — М. : КНОРУС, 2019 -эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.

4.      Кусков А.С.Основы туризма [Электронный ресурс] : учеб. /А. С. Кусков. — Электрон. дан. -М. : КНОРУС, 2019 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.

7. Календарный учебный график

на 2021/2022 учебный год

к дополнительной общеразвивающей программеестественно-научной направленности

«Клуб путешественников»

       Календарныйучебный график является приложением к программе и разрабатывается для

каждой учебнойгруппы.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.46%
НЕТ
39.54%
Проголосовало: 1300

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.46% НЕТ 39.54% Проголосовало: 1300


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.46% НЕТ 39.54% Проголосовало: 1300


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.46% НЕТ 39.54% Проголосовало: 1300


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.46% НЕТ 39.54% Проголосовало: 1300


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.46% НЕТ 39.54% Проголосовало: 1300


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет