Конспектурока по литературе в 9 классе
Тема А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»:взаимоотношения главных героев.
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Смешанный урок.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание нравственныхчувств, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,мировоззрению, культуре, формированию готовности вести диалог и достигать в нёмвзаимопонимания.
Метапредметные: развитие умения выбиратьэффективные способы решения учебных задач, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Предметные: развитие умения участвовать вобсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать, критически оценивать иинтерпретировать литературное произведение, сознательно планировать своедосуговое чтение.
.
Оборудование: Мультимедийнаяустановка, учебник под редакцией
В. Я. Коровиной, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», раздаточныйматериал.
Методы и приемы обучения: слово учителя, аналитическаябеседа.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение планаработы на уроке. Выявление отсутствующих. Создание благоприятногоэмоционального фона.
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем знакомиться створчеством А. С. Пушкина, а именно с романом в стихах «Евгений Онегин». Урокмы посвятим разбору и анализу заключительных глав, которые позволят нам увидетьизменения героев, их отношение к себе и окружающим их людям.
Открываем тетради, записываем число и темунашего сегодняшнего урока: «А счастье было так возможно…». ОбъяснениеЕвгения и Татьяны (Анализ 7 — 8 глав).
Какие ассоциации, связанные с этимафоризмом у вас возникают ? (Об упущенных возможностях, о невозможности влюблённым быть вместе),
На предыдущих уроках мы говорили изнакомились с яркими представителями молодежи XIX, следили за их жизнью,отношениями, а сегодня, наша задача — окончательно сформировать представление огероях романа, пронаблюдать их изменение от начала и до конца произведения, ипредложить свою версию финала.
III. Актуализация знаний
В жизни героев произошло событие, котороеизменило дальнейшую их судьбу — дуэль. Владимир Ленский — герой романа А. С.Пушкина, погибший от руки Онегина, сам автор — поэт, получивший смертельноеранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли, М. Ю. Лермонтов — «певецодиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литературапереплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность.
«Я вызываю вас на дуэль» — фраза,которая сегодня воспринимается как шутка. Но узнав о судьбеВладимира Ленского, мы перестаем улыбаться.
Учитель: Обратимся к тексту. Каковы же причиныдуэли Ленского и Онегина?
Ученики: Я считаю, что причиной дуэли и дальнейшейсмерти героя, послужила ревность Владимира. Онегин уделял Ольге чрезмерноевнимание, что было не понято и не принято, не только Ленским, но и окружением.
Учитель: Думал ли Онегин о возможной дуэли, когдасознательно злил Ленского?
Ученики: Увлеченный идеей, так называемого мщения,он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживатьохладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что послеобъяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло.
Учитель: Действительно, Онегин хотел отомститьдругу за обман, но ситуация вышла из под контроля и вот, Евгений получает«вызов на дуэль». Кто ему приносит письмо, опишите его.
Ученики: Письмо Онегину передалЗарецкий, заядлым картежник, сплетник и буян, объединяющий в себеотвратительные аморальные черты, свойственные некоторым представителямпровинциального дворянства. Из эксцентричного буяна, предводителя картежнойшайки и трактирного повесы он смог превратиться в якобы надежного друга,мирного помещика, простого, доброго и честного человека. Но это всего лишьмаска, за которой скрывалось его моральное разложение.
Учитель: Действительно, в помощники Ленский выбралсебе не того человека. Зарецкий, известный как знаменитый дуэлянт, вел себя нетолько не как сторонник строгих правил, а как лицо, заинтересованное вмаксимально скандальном и шумном развитии событий, что применительно к дуэлиозначало кровавый исход. Но, не смотря на сложившуюся ситуацию, героев терзаютсомнения. Почему же они не отказались от дуэли?
Ученики: Отказ от дуэли для людей тоговремени — стыд. Считалось, что смыть позор можно толькокровью.
Учитель: Действительно, дуэль — защитачести. Главный герой — Евгений Онегин подвергается проверке.Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением «света». Ленский защищалчесть Ольги. Все произошло и Онегин уезжает.
IV. Аналитическая работа.
1. Анализ 7 главы. «Деревня,Москва, перемена судьбы»
Онегин уезжает из деревни. Судьба сестеркардинально изменилась. Что происходит с Ольгой? Подкрепите свой ответ,примером из текста
(глава 7, строфы: VIII. IX. X, XII, XIII).
Ученик: Ольга недолго горевала по возлюбленному.На смену его пришел улан, пленивший ее. Например, «Не долго плакала она.… Своейпечали неверна», «Улан умел ее пленить…».
Учитель:
«И долго, будто сквозь тумана,
Она глядела им вослед…
И вот одна, одна Татьяна!
Как отреагировала на отъезд сестрыТатьяна? И почему она пошла в дом Онегина?
Ученики: Татьяна начинает скучать по сестре, ведьчеловек, которому она довела и любила, уезжает. В XIV строфе, мы видим, чтоодиночество съедает ее, и она снова начинает думать про Онегина:
«И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит».
Учитель: Погружаясь в свои мысли, прогуливаясь,Татьяна, сама того не понимая, приходит к дому Онегина (Глава 7; строфа XXIV):
«И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной…»
Учитель: Давайте найдем XXIII строфу зачитаем вслухи попробуем разобраться, что же так привлекло внимание Татьяны ,и что онапоняла о своем возлюбленном?
Ученики:
Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.
Знакомство с книгами Онегина, помогутТатьяне раскрыть его характер, как говорится, заглянуть в душу человека, вкотором в равной степени уживались ангел и демон, добро и зло. Можно былопредположить, что Татьяна излечится от любви к нему. Но последующие событияпокажут, что этого не произошло. Она будет продолжать его любить, но встретивего, выработает особую стратегию отношений с ним.
Учитель: В то время как Татьяна сидела в кабинетеОнегина над книгами, матушка говорила судьбе героини. Старушка переживала, чтоТатьяна засиделась в девицах и может вовсе не выйти замуж.
«Что ж, матушка? за чем же стало?
В Москву, на ярманку невест!
Там, слышно, много праздных мест».
Татьяна была не в восторге от предстоящейпоездки, но перечить матери не посмела. Весна, лето, осень пролетели быстро,Татьяна, в это время дольше гуляла по лесам и полям, прощаясь с роднымиместами.
Учитель: Дорога до Москвы заняла неделю. Татьянанаслаждалась неспешной ездой, поскольку лошадей не гнали. Если мы обратимвнимание на XXXIII и XXXIV строфу, мы замечаем особенностьв повествовании — это лирическое отступление, где речь идет одороге. Обратимся к раздаточному материалу.
XXXIII
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Современем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
XXXIV
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают;
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодный
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит,
Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
И рвы отеческой земли.
Ученики: Автор хочет сказать, что когда — то,в будущем, все наладится и все человечество изменится. В настоящем же, всестоит на своих местах, мы так же ремонтируем «мосты», все, что нас окружает,прячется за масками, а мы все по—прежнему пытаемся залатать старые раны.
Учитель: Все меняется, мы стремимся изменить что—тов своей жизни, что и делает наша героиня. Татьяна приезжает в Москву, где ееокружает большое количество женихов. Почему же героиня не могла обрести любовь?
Ученики: Возможно, неудачи в любви были потому, чтогероиня был небогата, как многие дамы, не так красива, отпугивала своейсерьезностью. Часто была грустна.
Учитель: Вы правы! Долго Татьяна была одиноко, новсе же:
— Ну, что бы ни было, гляди…
В той кучке, видишь? впереди,
Там, где еще в мундирах двое…
Вот отошел… вот боком стал… —
«Кто? толстый этот генерал?».
2. Анализ 8 главы. «Эволюциявзаимоотношений Татьяны и Онегина»
Групповая работа. Сопоставление IV- VIII глав романа
Группа 1. Анализ главы IV. Почему первыешесть строф заменены автором отточиями? Прочитайте строфы XI—
Учитель: Прошло несколько лет, и мы снова встречаемТатьяну на балу. А что же по—вашему изменилось в ней?
Ученики: Появление Татьяны в 8 главе вызываетудивление и читателя и героя. Это уже не «сельская барышня», а «КлеопатраНевы». Вместо девочки «несмелой, влюбленной, бедной и простой» перед Онегиным«равнодушная княгиня». Онегин поражен тем, «как изменилась Татьяна», не увидев,что в душе героиня осталась прежней: простота, естественность— всеэто живо в героине.
Учитель: Действительно, если Онегин изменилсявнутренне, то Татьяна — скорее внешне. Она уже давно разгадалаОнегина. По книгам, по чертам карандаша, оставленным на полях, героиня многоеузнает не только об Онегине, но что—то открывается для нее и в нейсамой, и в том мире, каким жил ее избранник. Но она сделала ошибочные выводы. Иесли раньше она страдала, присвоив себе «чужой восторг, чужую грусть», тотеперь, любя живого, настоящего, а не выдуманного Онегина, она страдает невычитанными из книг страданиями, а своими собственными.
Учитель: Чем отличается свидание в Москве отпервого, в саду, в деревне?
Ученики: Онегин изменился: любит, страдает, но ненаходит прежней Татьяны. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперьпреподаёт ему урок нравственности:
«…Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок Ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя….»
Учитель: Герои поменялись местами. Теперь Онегин, искренневлюбляется в Татьяну, при этом ожидая от нее взаимности. Чем мотивирует Татьянавнезапную любовь к себе Онегина? Почему спустя годы Евгений влюбляется.Ответьте строками текста романа.
Ученики: Скорее всего, любовь Онегина к Татьянесвязана с тем, что она теперь знатная дама, что в свете, что её позор всеми былбы замечен (Глава 7; строфа XLIV):
«Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?»
Учитель: Евгений Онегин мучается, пишет письмо спризнанием в любви. Как на это реагирует Татьяна ? Как вы считаете: она права?
Ученики: Я не могу согласиться с Татьяной! Он любитискренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что«постылую свободу потерять не захотел».)
Учитель: Что понимают они оба?
Ученики: Герои понимают, что любят друг друга, чтоТаня прежняя, но Онегин другой, но что счастье невозможно. Это мы видим в XLVIIстрофе:
«А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…».
Учитель: Почему же Татьяна просит оставить её?
Ученики: Героиня вышла замуж, верна долгу, дорожитчестью мужа, уважает его, так как, он благородный, израненный в боях, уважаемыйвсеми генерал. Евгений признается, что сделал неправильный выбор: «Как яошибся, как наказан», на что Татьяна ему отвечает: «Но я другому отдана, я будувек ему верна»:
«Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Учитель: Докажите, что Онегин влюблен (фрагментиз фильма).
Ученики: Пушкин старательно перечисляет всепризнаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну: «он хранитписьмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле». Он, как всевлюбленные, теряется в ее присутствии. Жизнь Онегина становится иной! Емуоткрывается духовный мир Татьяны, он вновь обращается к книгам, по—иномувоспринимает поэзию. Перед героем проходит вся его жизнь, которая становитсяпредметом для беспощадного анализа: он вспоминает пережитое, заново переоцениваетсовершенное, казнит себя за ошибки. Но любовь Татьяны он вернуть не в силах.
Учитель: Какие ошибки совершили они оба?
Ученики: Татьяна вышла замуж, уступив мольбамматери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда—то себе(«привычка свыше нам дана»), не смог когда—то стать выше «света».
Учитель: Их счастье не состоялось по многимпричинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде, незнание законовсветской жизни Татьяной, её неосторожность, желание быть свободным от семейныхуз Онегиным, дуэль, замужество Татьяны.
V. Подведение итогов.
Учитель: В народных представлениях о счастье нашлаТатьяна идеал нравственного долга, нерушимость супружеской верности, так яркообрисованной в народных сказаниях и песнях.
Белинский о Татьяне: «Пушкин любит своюгероиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное инежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании ПушкинаТатьяна — идеал русской женщины».
Роман заканчивается расставанием героев.Что будет с ними дальше? Судьба Татьяны в целом ясна, но что ждет Онегина?Решение оборвать сюжетное развитие романа «Евгений Онегин», было для Пушкинасознательным и принципиальным. Какой вывод вы можете сделать, по пройденнымглавам? Как поменялась жизнь героев?
Ученики: События заключительных глав стали новойэпохой в духовной жизни Татьяны и Онегина. Любовь к Татьяне становится длягероя последней попыткой найти связь с миром, пробуждением жизни души, котораябыла практически мертва. Каким бы ни было его будущее, оно потребует от героясерьезного пересмотра отношения с миром. В финале романа каждый из героевобретает суверенность личности: трагизм судьбы и мироощущения Онегина,цельность характера Татьяны, указывает на нравственное возвышение героев.
Учитель: Финал романа — апофеоз вразвитии образа Татьяны, высшее проявление идеальности ее характера.Нравственным итогом «поединка» Татьяны и Онегина становится победа любви иверности.
Жизнь сурова, в отличие от её красоты вкнигах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, позднимосознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможноповернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Такбыло всегда, так есть и так будет…
VI. Домашнее задание.
Выучить наизусть:
— «Письмо Татьяны к Онегину» (Со слов: «Я к вам пишу — чего же боле?…», до «До гроба ты хранитель мой…»).
— «Письмо Онегина к Татьяне» (Со слов:«Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье», до «Что с вами днемувижусь я…»).
