X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Конспектурока по литературе в 9 классе

Тема А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»:взаимоотношения главных героев.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Смешанный урок.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание нравственныхчувств, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,мировоззрению, культуре, формированию готовности вести диалог и достигать в нёмвзаимопонимания.

Метапредметные: развитие умения выбиратьэффективные способы решения учебных задач, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Предметные: развитие умения участвовать вобсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать, критически оценивать иинтерпретировать литературное произведение, сознательно планировать своедосуговое чтение.

.

Оборудование: Мультимедийнаяустановка, учебник под редакцией
В. Я. Коровиной, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», раздаточныйматериал.

Методы и приемы обучения: слово учителя, аналитическаябеседа.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Приветствие. Сообщение планаработы на уроке. Выявление отсутствующих. Создание благоприятногоэмоционального фона.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем знакомиться створчеством А. С. Пушкина, а именно с романом в стихах «Евгений Онегин». Урокмы посвятим разбору и анализу заключительных глав, которые позволят нам увидетьизменения героев, их отношение к себе и окружающим их людям.

Открываем тетради, записываем число и темунашего сегодняшнего урока: «А счастье было так возможно…». ОбъяснениеЕвгения и Татьяны (Анализ 7 — 8 глав).

 Какие ассоциации, связанные с этимафоризмом у вас возникают ? (Об упущенных возможностях, о невозможности влюблённым быть вместе),

На предыдущих уроках мы говорили изнакомились с яркими представителями молодежи XIX, следили за их жизнью,отношениями, а сегодня, наша задача — окончательно сформировать представление огероях романа, пронаблюдать их изменение от начала и до конца произведения, ипредложить свою версию финала.

III. Актуализация знаний

В жизни героев произошло событие, котороеизменило дальнейшую их судьбу — дуэль. Владимир Ленский — герой романа А. С.Пушкина, погибший от руки Онегина, сам автор — поэт, получивший смертельноеранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли, М. Ю. Лермонтов  «певецодиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литературапереплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность.

«Я вызываю вас на дуэль»  фраза,которая сегодня воспринимается  как  шутка. Но узнав о судьбеВладимира Ленского, мы перестаем улыбаться.

Учитель: Обратимся к тексту. Каковы же причиныдуэли Ленского и Онегина?

Ученики: Я считаю, что причиной дуэли и дальнейшейсмерти героя, послужила ревность Владимира. Онегин уделял Ольге чрезмерноевнимание, что было не понято и не принято, не только Ленским, но и окружением.

Учитель: Думал ли Онегин о возможной дуэли, когдасознательно злил Ленского?

Ученики: Увлеченный идеей, так называемого мщения,он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживатьохладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что послеобъяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло.

Учитель: Действительно, Онегин хотел отомститьдругу за обман, но ситуация вышла из под контроля и вот, Евгений получает«вызов на дуэль». Кто ему приносит письмо, опишите его.

Ученики: Письмо Онегину передалЗарецкий, заядлым картежник, сплетник и буян, объединяющий в себеотвратительные аморальные черты, свойственные некоторым представителямпровинциального дворянства. Из эксцентричного буяна, предводителя картежнойшайки и трактирного повесы он смог превратиться в якобы надежного друга,мирного помещика, простого, доброго и честного человека. Но это всего лишьмаска, за которой скрывалось его моральное разложение.

Учитель: Действительно, в помощники Ленский выбралсебе не того человека. Зарецкий, известный как знаменитый дуэлянт, вел себя нетолько не как сторонник строгих правил, а как лицо, заинтересованное вмаксимально скандальном и шумном развитии событий, что применительно к дуэлиозначало кровавый исход. Но, не смотря на сложившуюся ситуацию, героев терзаютсомнения. Почему же они не отказались от дуэли?

Ученики: Отказ от дуэли для людей тоговремени  стыд. Считалось, что смыть позор можно толькокровью.

Учитель:  Действительно, дуэль  защитачести. Главный герой  Евгений Онегин подвергается проверке.Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением «света». Ленский защищалчесть Ольги. Все произошло и Онегин уезжает.

IV. Аналитическая работа.

1.    Анализ 7 главы. «Деревня,Москва, перемена судьбы»

Онегин уезжает из деревни. Судьба сестеркардинально изменилась. Что происходит с Ольгой? Подкрепите свой ответ,примером из текста
(глава 7, строфы: VIII. IX. X, XII, XIII).

Ученик: Ольга недолго горевала по возлюбленному.На смену его пришел улан, пленивший ее. Например, «Не долго плакала она.… Своейпечали неверна», «Улан умел ее пленить…».

Учитель:

«И долго, будто сквозь тумана,

Она глядела им вослед…

И вот одна, одна Татьяна!

Как отреагировала на отъезд сестрыТатьяна? И почему она пошла в дом Онегина?

Ученики: Татьяна начинает скучать по сестре, ведьчеловек, которому она довела и любила, уезжает. В XIV строфе, мы видим, чтоодиночество съедает ее, и она снова начинает думать про Онегина:

«И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть ее горит,

И об Онегине далеком

Ей сердце громче говорит».

Учитель: Погружаясь в свои мысли, прогуливаясь,Татьяна, сама того не понимая, приходит к дому Онегина (Глава 7; строфа XXIV):

«И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее — слава богу —

Того, по ком она вздыхать

Осуждена судьбою властной…»

Учитель: Давайте найдем XXIII строфу зачитаем вслухи попробуем разобраться, что же так привлекло внимание Татьяны ,и что онапоняла о своем возлюбленном?

Ученики:

Хранили многие страницы

Отметку резкую ногтей;

Глаза внимательной девицы

Устремлены на них живей.

Татьяна видит с трепетаньем,

Какою мыслью, замечаньем

Бывал Онегин поражен,

В чем молча соглашался он.

На их полях она встречает

Черты его карандаша.

Везде Онегина душа

Себя невольно выражает

То кратким словом, то крестом,

То вопросительным крючком.

Знакомство с книгами Онегина, помогутТатьяне раскрыть его характер, как говорится, заглянуть в душу человека, вкотором в равной степени уживались ангел и демон, добро и зло. Можно былопредположить, что Татьяна излечится от любви к нему. Но последующие событияпокажут, что этого не произошло. Она будет продолжать его любить, но встретивего, выработает особую стратегию отношений с ним.

Учитель: В то время как Татьяна сидела в кабинетеОнегина над книгами, матушка говорила судьбе героини. Старушка переживала, чтоТатьяна засиделась в девицах и может вовсе не выйти замуж.

«Что ж, матушка? за чем же стало?

В Москву, на ярманку невест!

Там, слышно, много праздных мест».

Татьяна была не в восторге от предстоящейпоездки, но перечить матери не посмела. Весна, лето, осень пролетели быстро,Татьяна, в это время дольше гуляла по лесам и полям, прощаясь с роднымиместами.

Учитель: Дорога до Москвы заняла неделю. Татьянанаслаждалась неспешной ездой, поскольку лошадей не гнали. Если мы обратимвнимание на XXXIII и XXXIV строфу, мы замечаем особенностьв повествовании  это лирическое отступление, где речь идет одороге. Обратимся к раздаточному материалу.

XXXIII

Когда благому просвещенью

Отдвинем более границ,

Современем (по расчисленью

Философических таблиц,

Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир.

XXXIV

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет. В избе холодной

Высокопарный, но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит,

Меж тем как сельские циклопы

Перед медлительным огнем

Российским лечат молотком

Изделье легкое Европы,

Благословляя колеи

И рвы отеческой земли.

Ученики: Автор хочет сказать, что когда  то,в будущем, все наладится и все человечество изменится. В настоящем же, всестоит на своих местах, мы так же ремонтируем «мосты», все, что нас окружает,прячется за масками, а мы все попрежнему пытаемся залатать старые раны.

Учитель: Все меняется, мы стремимся изменить чтотов своей жизни, что и делает наша героиня. Татьяна приезжает в Москву, где ееокружает большое количество женихов. Почему же героиня не могла обрести любовь?

Ученики: Возможно, неудачи в любви были потому, чтогероиня был небогата, как многие дамы, не так красива, отпугивала своейсерьезностью. Часто была грустна.

Учитель: Вы правы! Долго Татьяна была одиноко, новсе же:

— Ну, что бы ни было, гляди…

В той кучке, видишь? впереди,

Там, где еще в мундирах двое…

Вот отошел… вот боком стал… —

«Кто? толстый этот генерал?».

2.    Анализ 8 главы. «Эволюциявзаимоотношений Татьяны и Онегина»

Групповая работа. Сопоставление  IV- VIII глав романа

Группа 1. Анализ главы IV. Почему первыешесть строф заменены автором отточиями? Прочитайте строфы XI

Учитель: Прошло несколько лет, и мы снова встречаемТатьяну на балу. А что же повашему изменилось в ней? 

Ученики: Появление Татьяны в 8 главе вызываетудивление и читателя и героя. Это уже не «сельская барышня», а «КлеопатраНевы». Вместо девочки «несмелой, влюбленной, бедной и простой» перед Онегиным«равнодушная княгиня». Онегин поражен тем, «как изменилась Татьяна», не увидев,что в душе героиня осталась прежней: простота, естественность всеэто живо в героине.

Учитель: Действительно, если Онегин изменилсявнутренне, то Татьяна  скорее внешне. Она уже давно разгадалаОнегина. По книгам, по чертам карандаша, оставленным на полях, героиня многоеузнает не только об Онегине, но чтото открывается для нее и в нейсамой, и в том мире, каким жил ее избранник. Но она сделала ошибочные выводы. Иесли раньше она страдала, присвоив себе «чужой восторг, чужую грусть», тотеперь, любя живого, настоящего, а не выдуманного Онегина, она страдает невычитанными из книг страданиями, а своими собственными.

Учитель: Чем отличается свидание в Москве отпервого, в саду, в деревне?

Ученики: Онегин изменился: любит, страдает, но ненаходит прежней Татьяны. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперьпреподаёт ему урок нравственности:

«…Онегин, помните ль тот час,

Когда в саду, в аллее нас

Судьба свела, и так смиренно

Урок Ваш выслушала я?

Сегодня очередь моя….»

Учитель: Герои поменялись местами. Теперь Онегин, искренневлюбляется в Татьяну, при этом ожидая от нее взаимности. Чем мотивирует Татьянавнезапную любовь к себе Онегина? Почему спустя годы Евгений влюбляется.Ответьте строками текста романа.

Ученики: Скорее всего, любовь Онегина к Татьянесвязана с тем, что она теперь знатная дама, что в свете, что её позор всеми былбы замечен (Глава 7; строфа XLIV):

«Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?»

Учитель: Евгений Онегин мучается, пишет письмо спризнанием в любви. Как на это реагирует Татьяна ? Как вы считаете: она права?

Ученики: Я не могу согласиться с Татьяной! Он любитискренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что«постылую свободу потерять не захотел».)

Учитель: Что понимают они оба?

Ученики: Герои понимают, что любят друг друга, чтоТаня прежняя, но Онегин другой, но что счастье невозможно. Это мы видим в XLVIIстрофе:

«А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны…».

Учитель: Почему же Татьяна просит оставить её?

Ученики: Героиня вышла замуж, верна долгу, дорожитчестью мужа, уважает его, так как, он благородный, израненный в боях, уважаемыйвсеми генерал. Евгений признается, что сделал неправильный выбор: «Как яошибся, как наказан», на что Татьяна ему отвечает: «Но я другому отдана, я будувек ему верна»:

«Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Учитель: Докажите, что Онегин влюблен (фрагментиз фильма).

Ученики: Пушкин старательно перечисляет всепризнаки страстной, искренней влюбленности Онегина в Татьяну: «он хранитписьмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле». Он, как всевлюбленные, теряется в ее присутствии. Жизнь Онегина становится иной! Емуоткрывается духовный мир Татьяны, он вновь обращается к книгам, поиномувоспринимает поэзию. Перед героем проходит вся его жизнь, которая становитсяпредметом для беспощадного анализа: он вспоминает пережитое, заново переоцениваетсовершенное, казнит себя за ошибки. Но любовь Татьяны он вернуть не в силах.

Учитель: Какие ошибки совершили они оба?

Ученики: Татьяна вышла замуж, уступив мольбамматери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когдато себе(«привычка свыше нам дана»), не смог когдато стать выше «света».

Учитель: Их счастье не состоялось по многимпричинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде, незнание законовсветской жизни Татьяной, её неосторожность, желание быть свободным от семейныхуз Онегиным, дуэль, замужество Татьяны.

V. Подведение итогов.

Учитель: В народных представлениях о счастье нашлаТатьяна идеал нравственного долга, нерушимость супружеской верности, так яркообрисованной в народных сказаниях и песнях.

Белинский о Татьяне: «Пушкин любит своюгероиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное инежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании ПушкинаТатьяна  идеал русской женщины».

Роман заканчивается расставанием героев.Что будет с ними дальше? Судьба Татьяны в целом ясна, но что ждет Онегина?Решение оборвать сюжетное развитие романа «Евгений Онегин», было для Пушкинасознательным и принципиальным. Какой вывод вы можете сделать, по пройденнымглавам? Как поменялась жизнь героев?

Ученики: События заключительных глав стали новойэпохой в духовной жизни Татьяны и Онегина. Любовь к Татьяне становится длягероя последней попыткой найти связь с миром, пробуждением жизни души, котораябыла практически мертва. Каким бы ни было его будущее, оно потребует от героясерьезного пересмотра отношения с миром. В финале романа каждый из героевобретает суверенность личности: трагизм судьбы и мироощущения Онегина,цельность характера Татьяны, указывает на нравственное возвышение героев.

Учитель: Финал романа  апофеоз вразвитии образа Татьяны, высшее проявление идеальности ее характера.Нравственным итогом «поединка» Татьяны и Онегина становится победа любви иверности.

Жизнь сурова, в отличие от её красоты вкнигах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, позднимосознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможноповернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Такбыло всегда, так есть и так будет…

VI. Домашнее задание.

Выучить наизусть:

 «Письмо Татьяны к Онегину» (Со слов: «Я к вам пишу — чего же боле?…», до «До гроба ты хранитель мой…»).

 «Письмо Онегина к Татьяне» (Со слов:«Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье», до «Что с вами днемувижусь я…»).

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет