Предмет:литературное чтение
Тема: П.П. Ершов Конек- горбунок работа по содержанию
Тип урока: закреплениеизучение нового материала
Место ироль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закреплениянового материала.
Цель:научить сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков,интерпретировать события
Предметные знания, предметные действия |
Планируемые УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
научатся: сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события, пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения |
самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке с помощью шкал, значков «+» и «–», «?».
|
ориентироваться в художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом.
|
соблюдать правила взаимодействия в паре и группе |
осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Ходурока
№ |
Название этапа урока
|
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
|
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 |
Актуализация опорных знаний.
|
Проверяет домашнее задание. Проводиу о проделанной работе.
|
– Что вы узнали о П. П. Ершове? Где он родился? Где учился? – Какое произведение сделало его известным писателем? – В каком году впервые напечатана сказка «Конек-горбунок»? – Почему П. П. Ершова называют «автором одного произведения»?
– Подумайте, можно ли сказку «Конек-горбунок» назвать народной? Почему? Значит, какая это сказка? – Назовите героев этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома. – Почему героев сказки я разделила на две |
– П. П. Ершов написал одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым сказочником.
– Это авторская, литературная сказка
– Герои сказки отрицательные и положительные |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.
|
Коммуникативные — умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; — умение оформлять свои мысли в устной форме; — умение слушать и понимать речь других. Личностные: -умение чувствовать необходимость учения. |
2 |
Сообщение темы урока. |
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
|
– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?
– Каков жанр этого произведения? – С какой целью была написана эта сказка? Какова ее основная мысль? – Прочитайте тему урока. – Сегодня мы продолжим работать с произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке? |
– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок». – Это сказка.
– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. |
Регулятивные: — умение высказывать свое предположение.
Коммуникативные — умение точно и полно выражать свои мысли -выслушивать ответы других детей и оценивать их.
|
3 |
Беседа по теме урока |
Проводит беседу по теме урока.
|
– Какие бывают сказки? – Чем же отличается авторская сказка от народной сказки?
– Какие приемы народной сказки использованы в сказке?
– Какие виды народных сказок вам знакомы?
– К какому виду отнесем сказку П. П. Ершова «Конек-горбунок»?
– Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки? – Что же происходит в сказке? О чем она повествует?
– Конек-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать? – А каких героев сказки мы еще знаем? – Давайте выясним, каким характером обладают Иван, конек-горбунок, царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, свое утверждение доказывайте словами из текста
|
– Сказки бывают народные и авторские. – В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. В такой сказке очень яркие персонажи: у каждого из них свой характер и поступки. – Автор в сказке использует свои замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной речью, которая дает представление о них. – При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приемы народной сказки. – В этой сказке автор использует устаревшую – В этой сказке, так же как и в народных сказках, присутствует зачин. – Как и в народных сказках, число 3 является магическим: третий сын, на третий день. – Главными героями являются Иван – простой русский парень и конек-горбунок – его верный друг и помощник (подобный персонаж всегда присутствует в русских народных сказках). – Народные сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нем фантастические. Задача жанра – показать, что добро побеждает зло. В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек (иногда человек и животное). События в сказке – из реальной жизни, Задача жанра – высмеять недостатки героев. В сказках о животных главные герои – животные. События взяты из реальной жизни. Задача жанра – высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер. – По типу сказка «Конек-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приемы, применяемые в народной сказке. – Чтобы понять смысл сказки, нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.
– Конек-горбунок – верный друг, без его помощи Иван не смог бы выполнить задания.
Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250
Выступление групп по алгоритму. 1. Место героя в произведении. 2. Характеристика героя. 3. Внешний облик. 4. Социальное и материальное положение героя. 5. Интересы героя: занятия, цель в жизни, уровень развития героя. 6. Мир чувств героя: отношения с окружающими людьми, внутренние переживания, чувства, эмоции героя. 7. Какие черты личности выявляются в произведении: с помощью портрета, в речевой характеристике, через поступки героя/героев, с помощью предыстории и биографии героя. 8. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении |
Отвечают на вопросы учителя.
Коротко пересказывают сюжет.
Работают в группах.
|
Регулятивные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
4 |
Анализ смысловых частей произведения |
Проводит беседу по построению сюжетной линии произведения.
|
– Как построена сказка? На какие части можно ее поделить? О чем мы узнаем из каждой
– Какую роль играет присказка в сказке? – Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном. – Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. – Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении.
– Какие перипетии начинаются в сказке с Иваном и его другом – коньком-горбунком?
– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем, а прежний царь «сварился в молоке» |
– Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки. Присказка представлена в сказке восемью первыми строками. – Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание..
– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка. – Братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни. – Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Царь-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком |
Пересказывают смысловые части текста. Находят (интуитивно) «сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.
|
Познавательные: осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию |
5 |
Викторина по содержанию сказки |
Задает вопросы викторины.
|
– Чем вам понравился конек-горбунок? Иван? – Чем кобылица отблагодарила Ивана?
– По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?
– Какого роста был конек-горбунок? Длина его ушей?
– Что за чудо-огонек увидели братья в поле?
– Как звали братьев Ивана? Их отца? – Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине? – За что была наказана рыба-кит? – Кто из персонажей был родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли?
– Что было в трех котлах, в которых купались Иван и царь?
– Что произошло с царем и Иваном после |
– Кобылица родила ему двух златогривых коней и конька-горбунка. – Никто кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых он продал царю. – 3 вершка (около 13 см), аршин (71 см).
– Перо Жар-птицы. – Данила и Гаврила. Отца – Петр. – Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место. – Рыба-кит наказана за то, что проглотила 3 десятка кораблей. – Царь-девица была родственницей Месяца и Солнца: «Месяц – мать мне, Солнце – брат». – В котлах была вода студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом. – Царь умер, а Иван стал красавцем и женился на Царь-девице |
Отвечают на вопросы викторины.
|
Регулятивные: выразительно читать, понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию |
6 |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание.
|
Подготовить выразительное чтение одного из отрывков по выбору. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 25) |
|
Внимательно слушают, задают уточняющие |
Регулятивные: принимать, сохранять учебные |
7 |
Итог урока. Рефлексия |
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:
|
– Понравилась ли вам сказка? – Чему учит эта сказка? Какова основная мысль сказки?
– Подумайте, похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?
– Какие герои сказки «Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок?
– А нет ли сходства с другими литературными сказками? — А. С. Пушкин, прочитав в 1834 году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова? – Эта сказка действительно стала классикой, ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки |
– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. – Эта волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду. – Из русских народных сказок пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя. – Многое взял П. П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян. – Эта сказка похожа на литературные сказки |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
|
Личностные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности. |