Министерство образования Забайкальский край
Муниципальныйрайон « Балейский район»
Муниципальное казенное общеобразовательноеучреждение
Средняя общеобразовательнаяшкола № 5
Исследовательскаяработа
Тема: «Во всяком слове великая сила таится»
Авторработы: Савин Евгений,
учащийся10 б класса
Руководитель:учитель русского языка и литературы
ЛипковскаяСветлана Владимировна
г.Балей, 2023 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….стр.3-4
Глава I. Во всяком слове великая сила таится…………………………стр.5-12
1.1 Словокак единица речи в системе языка………………………..стр. 5
1.2 Силаслова………………………………………………………стр. 5-6
1.3 Чтоговорит наука о силе слова?………………………………………….стр.6-9
1.4 Слова-лекари……………………………………………………стр.9-10
1.5 Какпредставлено «слово» в русском народном творчестве…..стр.11
1.6 Овреде сквернословия………………………………………..стр.11-12
Глава II.Культура речи – залог успеха в жизни……………………….стр.13-17
Глава III.Какое место в нашей жизни занимают бранные слова, причины их употребления и какс ними бороться?…………………………………………….стр. 18-22
3.1Анкетирование среди учащихся нашей школы………………..стр. 18 2.2 Результатыанкетирования……………………………………стр.18-19
2.3Наказания за сквернословие…………………………………стр. 19-21
Заключение………………………………………………………………….стр.22
Использованныеисточники…………………………………………………стр.23
Введение
Вмире существует сила. Она является одновременно оружием и лекарем души. Это сила слова. Способность увлечь, захватить людские души, изменить судьбы людей– всё подвластно слову. Способность использовать слова считается даромчеловечества.
Слово – величайшее богатствочеловека.
Слово, как и разум, дано на земле только человеку, черезнего он познает окружающий мир, чувства, охватывающие его в минуты радости ипечали. Слово несет информацию, побуждает к действию, заставляет мыслить,переживать, думать. Слово соединяет в себе и прошлое народа, которое дорого исвято для нас, и настоящее, где русскому слову нелегко живётся из-заэкспериментов над ним.
А задумывались ли вы о том, что нашислова судьбу нашу создают, и не только слова, но и даже мысли? Наши далекиепредки относились очень внимательно к своим словам. Они прекрасно понимали, чтословами они вершат судьбу человека. Грех не то, что входит в уста, а то,что выходит из уст,- говорится в Библии.
В. Даль предупреждал: «С языком, счеловеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речьчеловека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».
Актуальностьисследования
Сегодня,когда существует опасность искажения, размывания великого русского языка, когдарусский человек лишается возможности говорить на родном языке, возникаетугроза национального беспамятства, уничтожения нашей русской самоидентичности.И поэтому мы должны осознать, что одухотворённое русское слово – душа России,её святыня, что судьба наша в словах, нами произносимых. При таком пониманиивозрастает ответственность, долг и благоговение перед родным словом, осознаётсяего величие.
Проблемаисследования
Какую жизнь тысоздаешь себе своими словами и мыслями, человек?
Темаисследования
Действительно лислово обладает силой?
Объектисследования– воздействие слов, мыслей на человека.
Цель исследования:
-доказать чтослово – это средоточие исторического, практического и духовного опыта народа,его мудрости.
— показать, чтослово одухотворённое обладает великой созидающей силой;
-привлечь вниманиек проблеме распространения ненормативной лексики, разрушающей духовную культуручеловека.
Гипотезаисследования:
Слова — это не пустой звук, они обладают особой силой,имеющей огромное и далеко не последнее значение в нашей жизни.Силупроизнесённого слова переоценить невозможно: слово изречённое может какисцелить, так и убить.
Задачи:
-изучить учебную литературу по данному вопросу;
-расширить свои знания о слове и его возможностях;
— изучить связирусского языка и православной культуры;
-формироватьуважительное и бережное отношение к родному слову.
Методыисследования:
-сбор и анализ информации по этой теме;
-наблюдение;
-анкетирование;
-практическая работа.
Практическаязначимость исследования
Это исследованиеважно и нужно для того, чтобы обратиться с ним к другим и призвать задуматьсянад своими словами, бережно относиться к слову.
Глава 1 Во всяком слове великая сила таится.
1.1 Слово как единица речи в системеязыка.
Начиная работу над лингвистическимпонятием «слово», мы в первую очередь обратились к словарям, чтобыуточнить основные понятия, с которыми мы будем работать.
В «Толковом словареживого великорусского языка» В.Даля СЛО́ВО — исключительная способностьчеловека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумносочетаемыми звуками; словесная речь.
В словареД.Н.Ушакова и С.И.Ожегова СЛО́ВО имеет несколько значений:
1. Единица речи, представляющая союзвуковое выражение отдельного предмета мысли.
2. отличительный признак человека.
3. Разговор, речь, высказывание,словесное общение.
4. Разговор, болтовня какпротивоположность дела
5. Текст к вокальному произведению.
6. Речь на какую-нибудь тему
7.Ораторское выступление, речь насобрании.
8. Мнение, приговор, решение.
9. Обещание, уверение.
Так что же такоеслово? Все определения объединяет следующее: слово является результатомсочетания определенного значения с совокупностью определенных звуков,пригодного для определенного грамматического употребления.
1.2 Сила слова.
Какую силу имеет наше слово?Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчей.
Притча о слове.
Однажды Мастер рассказывал о великойсиле Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из ниххотел владеть этой необычайной силой. Но не каждый верил Мастеру. Одни искалиподтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьираздумывали, как бы проверить эту теорию…
Кто-то из задних рядов неожиданновыкрикнул:
-Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все времятвердишь: Бог, Бог, Бог? Разве станешь грешником оттого, что безконца повторяешь: Грех, Грех, Грех? Ерунда эта твоя сила ЖивогоСлова!
-Сядь на место, глупец! — отрезал Мастер. Человека охватилаярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он сталбраниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум.
Мастервыслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
-Прости меня… я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне нестоило оскорблять тебя. Ученик тут же успокоился.
-Вот всем вам и ответ, — подытожил Мастер. — От одного словачеловек пришел в ярость, от другого — успокоился.
Итак, словом можно спасти, исцелить.Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.
Магическая сила слова с древнейшихвремён была известна людям, и в отличие от нас, наши предки понимали, какимгрозным оружием может быть слово, знали, какое влияние оказывают слова наздоровье, и относились к его употреблению более внимательно.
Слова обладают настолько мощной энергетикой,что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы,например, воду. Причём своё влияние слова оказывают неодинаково. Всё зависит оттого, какую эмоциональную окраску несёт слово: положительную или отрицательную.
1.3 Что говоритнаука о силе слова?
О том, чтослово таит в себе великую силу, говорят многочисленные научные изыскания.
Японский исследователь доктор МасаруЭмото несколько лет изучал свойства воды, их изменение под воздействиемокружающей среды, музыки, слов. Учёный исследовал, какое влияние оказываютслова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги иприкреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал. Фотоснимки таких слов как «ангел»,«любовь», «душа», «благодарю», «мать Тереза», «красота» — отличаются изысканныморнаментом. Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными.Совсем противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской — фразытипа «Я тебя убью», «Ты дурак», «Мне больно», «Адольф Гитлер». Застывшая водаимеет тусклый вид, а по форме её кристаллы напоминают изображениеметаллического рока.
Каков же вывод? Вода может запоминатьслова, фразы и даже эмоции?
Но ведь и наш организм на 80 % состоит из воды. Опыты Масару Эмотонаглядно доказывают, что негативные эмоции сказываются на её структуре, проводядальнейшие связи можно не сомневаться, что подобные изменения в организмечеловека неизменно приводят к возникновению различных заболеваний.
Результаты же опытов, проведённыхнесколькими НИИ (столичным научным центром при Минздраве РФ, техническимиуниверситетами Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула), поистиневпечатляют. Учёные изучали воздействие нецензурной лексики на психическое ифизиологическое состояние живых организмов. Опять же в качестве посредника былавыбрана вода. Так, в ходе эксперимента учёные обругали воду отборным матом иполили этой водой пшеничные зёрна, зёрна проросли лишь на 49 %. Когда же зёрнаполили водой, над которой прочитали молитвы, они проросли на 96 %, а пшеницавымахала просто по пояс. Что и говорить, начинаешь верить в чудеса оживой воде и мёртвой.
Но если матерные слова оказываюттакое сильное влияние на воду и пшеницу, то что же происходит с нашиморганизмом? А ведь в своей жизни мы практически повседневно ощущаем на себеотрицательную энергетику этих слов.
Об их действии и самим не труднодогадаться. Да и исследования учёных показали: бранное слово приводит к мутациигенов, подобно радиационному облучению.
Так современные генетики П.П.Горяев,Г.Т.Тертышный создали аппаратуру, которая преобразует слова в электромагнитныеколебания. Проведённые учёными в течение 3 лет исследования показали, что есличеловек ежедневно употребляет или слышит бранные слова, то его хромосомы меняютструктуру, начинает вырабатываться так называемая «отрицательная программа»,направленная на самоликвидацию, что непременно передаётся потомкам.
Было также зафиксировано, чтомолекулы наследственности могут получать световую информацию: даже если человекмысленно читает текст, его содержание всё равно «доходит» по электромагнитнымканалам до генетического аппарата. При этом слова любви способствуютпробуждению резервных возможностей генома, а диалоги героев с проклятиями иругательствами порождают болезни.
Вот уже более 20 лет учёный ГеннадийСемёнович Чеурин занимается исследованием проблемы нецензурной лексики. Онизучал происхождение матерных слов, их предназначение и влияние на нашорганизм.
К каким же выводам пришёл учёный? Каквлияют матерные слова на здоровье?
Геннадий Семёнович предполагает, чтоматерные слова – это исконно русская мужская культура, применяемая ещё вовремена язычества при совершении обрядов и ритуалов, связанных с вызовомродовой силы. Произносить эти слова мужчинам разрешалось лишь в 14 или 16конкретных дней в году, во всё остальное же время – строго запрещено, заисключением экстремальных ситуаций (то есть ситуаций, представляющих опасностьдля жизни, а не, к примеру, разбившаяся любимая чашка). Учёный считает, чтосила в этих словах до сих пор осталась. Но если произносить их часто, топроисходит передозировка — как с лекарством. Вот почему, когда мужчины безнеобходимости используют сакральные слова, это неизбежно приводит к реальномурасстройству мужского здоровья.
Конечно, можно не верить в эти фактыи исследования учёных, но то, что слова влияют на здоровье отрицать нельзя.Эмоции же человека, его психологический настрой в целом связаны с егофизическим здоровьем. Ведь недаром специалисты выделяют целый класс болезней,так и называемых психосоматическими, порождающимися негативным эмоциональнымсостоянием человека.
Выяснилось, что некоторые слова могутоказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека,искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов,приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы.То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации.Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, нои убить человека.
Причиняя зло окружающим, сквернословможет не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству.Человеческие гены слышат мысли и слова, воспринимают их и фиксируютв генетическом коде. Скверные слова негативно воздействуют на генетический кодматершинника, фиксируются в нем, становясь проклятием, падающим на собственнуюголову и определяющим плохую наследственность.
В тех странах, в национальных языкахкоторых отсутствуют ругательства, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в товремя как в России эти заболевания существуют.
По мнению учёных, слово – могучий фактор, влияющий на жизнь, здоровье, судьбу человека.
Научнодоказано, что самая главная конструкция человека – СЛОВО, которое имеетнепосредственное отношение к нашему генетическому аппарату. Слово влияет на ДНКчеловека. ДНК воспринимает речь и ее смысл, поэтому генетическому аппаратусовсем небезразлично, что мы говорим, о чем думаем.
1.4 Слова-лекари
Русскийчеловек испокон веков придавал огромное значение его «величеству слову». Обэтом свидетельствуют произведения устного народного творчества, литература(светская и православная). О слове в самых разнообразных его значениях мыузнаём из словарей.
Чтобы убедиться вистинности этого мнения, не раскрывая (это всем известно и не требует доказательств) силу воздействия художественного слова, мы решили обратиться кмолитвам, заговорам и выяснить, какой силой обладают они.
Подтвержденнаяисследователями способность людей воздействовать словами на программынаследственности известна верующим людям с древних времён. В Библии говорится:«Смерть и жизнь человека находится во власти его языка».
Изсвятоотеческой литературы мы знаем, как нередко, благодаря святым, исцелялисьбезнадёжно больные люди.
Чьёсердце может быть бесчувственным к чистым, завораживающим словам молитвы,трогательным звукам духовных песнопений, искренним волшебным словам?
Вотнаши главные православные молитвы:
«Отче наш», «Молитва Богородице», «Символ веры».
Скольков них веры, надежды человеческой, желания жить по христианским законам.
Анасколько велика сила материнской молитвы, говорит пословица: «Материнскаямолитва со дна моря достанет». Она известна всем и сказана не ради красногословца. Это истина, актуальная во все времена, подтвержденная бесчисленнымипримерами удивительной силы и действенности молитв миллионов матерей.
Давайте вслушаемсяв её слова:
«Господи, сохранидитя мое под покровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда,огня, потопа, от смертоносной язвы и от напрасной смерти…
Господи, исцелиего от всяких болезней, очисти от всякие скверны (вина, табака, наркотиков) иоблегчи его душевные страдания и скорби
Господи, даруй емублагодать Святаго Духа на многие лета жизни и здравия, целомудрия.»
Каждоеслово этой молитвы – это и святая материнская любовь, и надежда, и неистребимоежелание оградить ребёнка от любой беды и скверны.
Нераз и не два мы с вами становились свидетелями молитвы освящения воды наКрещение, сила слов которой и вера людей в эту силу наделяет крещенскую водучудодейственными свойствами, что даёт верующим возможность получить благодатьБожию и исцеление душевных и телесных немощей. И становится эта намоленная христианская святыня «источником нетления, даром освящения, прощения грехов,исцеления недугов, пагубой для демонов, непреступной для вражеских сил,исполненной ангельской крепости», « водой избавления, прощения прегрешений,просвещения души, купелью возрождения, обновления духа, даром усыновления,одеждой нетления, источником жизни».
Человеческоеслово всегда имело в системе восстановления здоровья очень большое значение.Заболел человек — медики его колют уколами, пичкают таблетками, а ничего не помогает.И тогда отчаявшиеся родственники решаются на другое… К больному приводятсвященника или везут в церковь, а то и к какой-нибудь деревенской бабушке… Абабушка нашепчет на стакан родниковой воды, больной выпьет эту воду, и болезньуходит. Что же за сила поднимает страждущего?!
Аэто сила заговора, заклинания, магия слов которого обладает, по поверью,волшебной или целебной силой. Заговоры – это целый пласт нашей русскойнациональной культуры. Их исследованию посвятили свои труды известные русскиеученые и филологи: А.Н. Афанасьев, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль и др.
Заветныезаклинания переписывались и передавались из поколения в поколение.
В противовес бранной, грубой лексикеэти слова воистину волшебники. Нередко молитва и народные заговоры лечили самыезапущенные заболевания, где медицина оказалась бессильна. Молитвы и простодобрые слова способны нейтрализовать накопленное зло.
1.5 Как представлено «слово» в русском народном творчестве.
В древнерусскойлитературе и в народной поэзии запрет на бранную лексику связывался спредставлением о том, что матерщина оскорбляет Мать-сыру-землю, Богородицу иродную мать человека.
У русскихкрестьян было опасно ругать детей, потому что на том свете они отвернутся отсвоих родителей. Ребенка, которого отчитали «черным» словом, могла унестинечистая сила, т.е. брань притягивает нечисть.
Нельзя былоругаться при иконах, при печке, в лесу. В дом, где матерщина обычна в общении,проникают бесы, а ангел-хранитель покидает такие жилища. В языческие времена наРуси с помощью непристойных слов и выражений изгоняли нечисть, спасали скот отбесплодия, а поля и пашни – от засухи. Слова эти назывались «ЧЕРНЫМИ», и в этомназвании они сближались понятия «ЧЕРНОТЫ» и «ЧЕРТА».
По мнению нашихпредков, произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призываетбесовские силы и участвует в изуверском культе.
Известно, чтонароды, населявшие Ханаан, были завоеваны евреями и беспощадно истреблены поповелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гневБожий, наказание за чудовищное растление и поклонение греху.
Если жепосмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальномварианте, то оно означает “крик” громкий голос в значении звукоподражательном.А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древнейРуси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, чтопринадлежало к сфере интимных отношений.
Наблюдаяза словом как единицей лексики, мы поняли, что слово не только называет предметы,признаки, действия, но и способно дать эмоциональную оценку поступкам, выразитьнаши чувства, переживания.
Впословицах, поговорках, которые русский народ создал о слове, отражена нетолько мудрость русского народа, но и его богатый внутренний мир.
В народе слово воспринимается какнравственное понятие, например, в одних пословицах говорится, что слово– друг:
· Что слово молвит, то рублёмподарит.
· Ласковое слово и кость ломит.
В других пословицах слово выступает как враг:
· За худые слова слети и голова.
· От одного слова – да навекссора.
Пословица предупреждает:
· Выпустил словечко – недогонишь и на крылечке.
· Где мало слов, там малоправды.
Пословица поучает:
· Из одних слов шубы не сошьёшь.
· Не давши слова – крепись, адавши – держись
Пословица даёт оценку слову:
· Живое слово дороже мёртвойбуквы,
· Слово крепче печати.
О том, какое значение слову придавали в старые времена, говорит ито, что Слово стало жанром древнерусской литературы: «Слово о Полку Игореве»,
« Слово о погибели Русской земли», «Слово законе и благодати»…
1.7 Овреде сквернословия.
История возникновениямата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность.Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право толькожрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира.И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобыпроизнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощнойэнергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись безнадобности.
Скверные словабыли включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческоевремя был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны споловой сферой.
Таким образом,так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносилиэти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовалисквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связанмеханизм влияния сквернословия на человека.
Мат пробуждает вего подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы».Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того неподозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из годав год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных словпереходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затемкрупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Сквернословие– одна из примет постигшей нас духовной катастрофы.
Во всём миреизвестно, что Русский язык – один из самых богатых и выразительных языков. Ивесьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многиерусские люди отказываются от этого бесценного «клада и достояния», и в общениидруг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – сквернословием -одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы. Средиправославных верующих живет предание, что Пресвятая Дева Богородица особопросит у Господа спасения России, ибо Россия есть Дом Богородицы, один из Ееуделов на Земле. Но, молясь за православную Россию, Пречистая Дева Марияотказывается поминать в Своих молитвах тех, кто сквернословит.
Вот поэтомустремился всегда русский народ к чистоте нравов. Так сформироваласьединственная в мире страна, где народ сам называет свою Родину святою – СвятаяРусь. (Не существует понятия Святая Англия, Святая Германия, Святая Франция илиСвятая Италия). Разумеется, на Руси были грешники, но идеалом народавсегда было стремление к святости. И на Святой Руси (если не среди всех, то впреимущественном большинстве народа) укоренялась целомудренная нравственность.
Этовыразилось и в языке, ибо он есть хранилище не только практического, но идуховного опыта народа. Так, в отличие от многих других народов, русскийнарод в своем языке отделяет от общей нормы ругань — слова, которые позднееполучили название нецензурных.
Сегодняшнийматерщинник прямо выступает против культуры русского народа, впадая в смрад искверну бездуховности.
Глава II Культура речи –залог успеха в жизни
В юности рольязыковой культуры понятна далеко не всем, и поэтому далеко не все могут вовремяостановиться в деле засорения собственного языка “модной” лексикой. В результате,следуя ложным идеалам “крутизны” и свободолюбия, молодые люди нередко портятсебе жизнь, поскольку создают дополнительные трудности, а то и вовсе блокируютпути для собственного роста и развития как в личностном, так и в социальномотношении.
Начнем с того,что такое речевая культура.
Языковая культура— способность человека осознанно, произвольно и естественно использоватьосновные средства языка для достижения поставленных целей общения. Языковоебескультурье, соответственно, — неспособность человека адекватно выражать своимысли средствами языка и избегать ненужных эффектов, связанных с неправильнымтолкованием его речи окружающими.
Языковая культураявляется “входным билетом” в те или иные социальные группы, обладающие, кстатисказать, разными уровнями финансового благополучия. Чем выше уровень языковойкультуры, тем в большее число групп вхож человек. Так, человек, хорошовладеющий литературным, разговорным и жаргонным языками, легко сможет общатьсяпочти с кем угодно — от президента страны до чернорабочего и отученого-математика до художника.
Человек же, неподнявшийся выше “блатного” языка дворовой шпаны, так всю жизнь и будетобщаться только с дворовой шпаной, безработными алкоголиками и мелкимиуголовниками.
Теперь подробнее отом, какие проблемы могут возникнуть в жизни молодогочеловека, не владеющего в полной мере речевой культурой.
Примитивный языкформирует примитивное мышление. Язык, замусоренный грязными словами, порождаеттакой же замусоренный разум. Избыток в языке злых, депрессивных, безнадежныхслов создает такое же злое, депрессивное и безнадежное мировоззрение. Изменитьтакое мировоззрение во взрослом возрасте безмерно тяжело — даже с помощьюпсихотерапевта. Жить с таким мировоззрением — немногим легче. Такойчеловек, как правило, бездеятелен и безынициативен, порой откровенно туп,неприятен в общении и, как правило, быстро оказывается на «обочине жизни».
Наше подсознание— очень цепкий “хищник”. Когда человек разрешает себе “вольно выражаться” вповседневной жизни, он отдает себя ему во власть. В результате слова подбираетне сам человек, а его подсознание, которому безразлична всякая “ерунда” типавежливости, прогнозирования последствий и пр. Когда же становится ясно, что безумения грамотно говорить — никуда, приходится не просто интенсивно учитьсяграмотной речи, наверстывая то, что было упущено в юные годы (некоторые дажеидут на специальные языковые курсы), а вступать в самую настоящую схватку ссобственным подсознанием, успевшим набрать огромную силу. Неудивительно, что переделкапод силу не каждому. Многие всю жизнь так и говорят на “подростковом сленге”,лишая себя многих перспектив и передавая этот сленг своим детям.
Если говорить отом, как воспринимают окружающие любителя “выражаться”, тонапрашивается аналогия с грязным человеком, распространяющим вокруг себязловоние. Понятно, что зловонный грязнуля отталкивает от себя людей и теряетмногие возможности, которые дает ему жизнь.
Парадокссегодняшней жизни состоит в том, что, несмотря на кажущуюся популярностьсквернословия, для человека, не умеющего разговаривать культурно и грамотно,закрыты очень многие двери, ведущие к жизненному успеху. Особенно если речьидет о работе в коммерческих структурах (в должностях, имеющих перспективыкарьерного и финансового роста).
Например, любойменеджер по персоналу в коммерческой компании, которому приходилось подбиратьмолодых специалистов, может рассказать, как он отбраковывал толпы кандидатов.Причем после первых же слов, сказанных ими на собеседовании или по телефону.Причина — вопиюще низкая языковая культура, проявляющаяся в первых жесказанных ими фразах — в эмоциональном тоне, в построении предложений, всловах.
С чем связано такоеповышение языковых требований, возникшее в последние 10–15 лет?
Во-первых: грубый,примитивный язык, с точки зрения современного работодателя, свидетельствогрубого, примитивного мышления человека, то есть человека потенциальнопроблемного и бесперспективного.
Такому важное дело недоверишь — откажется в самый ответственный момент, не поймет, забудет, заброситпри первой же необходимости чуть-чуть подумать головой. А проблемы из-за негополучишь легко и быстро — нахамит клиенту, прогуляет, создаст напряженнуюобстановку в коллективе. Итог: ничего интересного и перспективного такомучеловеку не предложат. И даже в таких профессиях, где “разговор матом”традиционно не считается чем-то предосудительным, его шансы на успех невелики:сегодня даже грузчик в солидном супермаркете должен уметь вести себя и говоритьна достойном уровне — не дай бог “ляпнет” что-нибудь в присутствии покупателей.
Во—вторых,сегодня ведущая позиция управления в бизнесе и в государственных учрежденияхзаключается в том, что каждый сотрудник должен уметь разговаривать грамотно ивежливо, потому что любой из них может оказаться вынужденным общаться спотенциальным клиентом, спонсором или иным важным лицом. И ошибка любого можетстоить потери важного контакта.
Жизненные сценарии
Из всеговышесказанного можно понять, как надо и как не надо себя вести и как надо и ненадо говорить. Давайте рассмотрим несколько простых сценариев, по которым такая“ерунда”, как несколько вольный язык, усвоенный в детстве и юности, можетпостепенно разрушить жизнь или не дать ей развиться.
Сценарий первый. Люди иногда непонимают друг друга и ссорятся, даже если говорят на нормальном языке. Асквернословие само по себе провоцирует на конфликт. В итоге — излишне частыеконфликты, повышенная агрессивность, дурная репутация, отторжение и вражда состороны большинства окружающих людей, озлобление, отторжение со стороныобщества.
Сценарий второй. Собственноесквернословие в юности нередко создает иллюзию, будто благодаря ему тыстановишься “крутым”. Любого можешь “послать”, подавить, подчинить. Вначале этодействительно так. Однако сверстники, ранее попадавшиеся на эту удочку, свозрастом умнеют и начинают видеть за маской крутизны внутреннее убожество ислабость “крутого”. Естественно, на этом старые отношения заканчиваются, ановые — полезные для личной, социальной, профессиональной жизни — не возникают.В результате — полный жизненный крах, а затем либо одиночество, либо прозябаниев обществе таких же неудачников-сквернословов.
Сценарий третий: сквернословие имат — изначально примитивный язык, формирующий примитивное мировоззрение,способное ставить только простые, однозначные вопросы и требовать простых,однозначных ответов. Человек, имеющий такое мировоззрение, по самой своейприроде не способен полноценно размышлять над сложными многограннымипроблемами. В результате, он тоже ничего не добивается в жизни
Сценарий четвертый: разговорпреимущественно на жаргоне — очень увлекательная психологическая игра, весьмапопулярная в подростковых группах. Она стимулирует воображение, гибкость инестандартность мышления, дает много поводов для шуток и “приколов”, создаетдоверительную атмосферу в группе. Однако, как и во всякую игру, в нее можнослишком заиграться. Постепенно начинается уход от родного языка как такового.Литературный язык забывается вообще. В итоге человек теряет способность кнормальному общению на понятном большинству людей языке. А когда выходит вовзрослую жизнь — сталкивается с соответствующими проблемами.
Сценарий пятый.
Недостаток языковойкультуры остро дает о себе знать при поиске первой в жизни серьезной работы.Перспективных мест, не требующих опыта, всегда мало, а языковая культуракандидатов является одним из важнейших критериев, определяющих выборработодателя.
Кандидат-сквернословдолгое время ходит по собеседованиям в поисках интересной работы, однако всебезуспешно. Постепенно молодой человек впадает в уныние, у него появляетсячувство собственной неполноценности, и в конце концов он соглашается на любуюработу. Несколько лет работает на низовых должностях, по крупицам приобретаетполезный опыт. И лишь затем благодаря ему начинает медленно подниматься покарьерной и финансовой лестнице. В итоге — спустя годы добирается до тогоуровня, до которого его более вежливые и культурные сверстники добрались черезполгода-год после устройства на работу.
И этот вариант сценариясамый оптимистичный. Часто, оказавшись в молодости на низовой бесперспективнойпозиции, молодой человек так и остается на этом уровне и, освоив пораженческуюжизненную философию, перестает стремиться вверх.
Любойруководитель, даже очень талантливый в ведении бизнеса, но склонныйсквернословить в общении со своими подчиненными, воспринимается ими как хам ииз-за этого неизбежно сталкивается с текучкой кадров. Причем в первую очередьсамых ценных. А это всегда тормозит развитие бизнеса, что не может неотражаться и на жизни руководителя.
Таким образом,если говорить языком психологии управления, то культура речи является дляжизненного успеха своеобразным гигиеническим фактором. То есть ее наличиесильно повышает вероятность успеха, а отсутствие — резко снижает.
Глава III Какое место в нашей жизни занимают бранные слова, причины ихупотребления и как с ними бороться?
3.1 Анкетирование среди учащихсянашей школы.
Какое место в нашейжизни занимают бранные слова, причины их употребления и как с ними бороться? Обэтом мы решили узнать, проведя анкетирование среди учащихся 9-11 классов нашейшколы. Было опрошено 46 человек.
Анкетированиепроводилось по следующим вопросам:
1. Как ты думаешь, почемулюди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
2. Как часто тыпроизносишь эти слова?
3. Как ты думаешь, плохоэто или нет?
4. Что ты чувствуешь,когда произносишь такие слова?
5. Что ты чувствуешь,когда при тебе кто-то ругается матом?
6. Как ты думаешь, чтонужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
7. В вашей семье частоприсутствует нецензурная брань?
8. Как реагируютокружающие на добрые слова?
9.Считаешь ли ты нормойупотребление нецензурных слов в речи?
10.Употребляешь ли тынецензурные слова?
11.Известно ли тебе, что бранные слова влияют на твое здоровье?
3.2 Результаты анкетирования
Причинами употреблениялюдьми бранных слов учащиеся называют
- маленький словарный запас говорящего (так считают 32% опрошенных)
- стремление показаться «крутым» (64% опрошенных)
- другие причины(4 %)
Сами же учащиеся вбольшинстве своём если и употребляют ругательства, то только потому, что они уних «просто вылетают».
Часто бранятся 37 %опрошенных, редко-36%, никогда не ругаются-27%.
80% учащихся понимают,что это плохо, остальные считают употребление таких слов нормой. При этомупотребление данных слов не вызывает никаких чувств со стороны опрошенных, онив большинстве своём употребляются «для выражения самой сути», «для связкислов».
32% опрошенных самимнеприятно слышать ругательства из уст других людей, остальные же настолькопривыкли слышать брань в повседневной жизни, что просто не замечают её.
Чаще всего ребята слышатподобные слова от друзей (64%).
Среди 36опрошенных добрые слова употребляют 30 человек и редко употребляют 6 человек.Зато не нашлось ни одного, кто бы не слышал матерные слова.
Учащиеся предлагаютнесколько способов борьбы с этим злом:
- ужесточить наказания за данный вид правонарушений со стороны государства, общественных организаций, школы, родителей.
- воспитывать навыки культуры речи в семье
- ввести общественное порицание нарушителей
- заняться самовоспитанием
На вопрос «Что нужно сделатьдля того, чтобы ты не употреблял эти слова?» учащиеся дали следующие ответы:
- наказать;
- пример других;
- держать себя в руках.
Такимобразом, если раньше бранные слова, ругательства, матерщина была, главнымобразом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц,то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно ругаются в присутствиидевушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компанияхупотребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша браньродителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов.Сегодня брань проникла в литературу, кино и на телевидение и стала нормой.
3.3 Наказание засквернословие.
Заблуждениемявляется общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция.Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не былораспространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее,сквернословящего человека подвергали публичному избиению.
Мы знаем, чтосквернословие всегда очень строго наказывалось. Найти подтверждение этому можнои в Библии, и исторических документах, и в законе Российской Федерации.
Справка. В Библии сказано: « От слов своихосудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещаласквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того,насколько человек духовно развит.
Во времена царяАлексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Иэто объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но иполитикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использованиенепотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
В указе царяАлексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия всвадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамныхслов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А внавечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления… чтобы песнейбесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися.»
Грехсквернословия был осужден и на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребнымисловами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других…
При Петре I былавыпущена книга Юности Честное Зерцало, где писалось, что приличноеповедение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
Какборется с нецензурной лексикой закон Российской Федерации?
Об этом говорится в Статьях 130,131 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
1. Оскорбление, тоесть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме,наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, или вразмере заработанной платы, или иного дохода осужденного за период до одногомесяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либоисправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление,содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведенииили средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере до двухсотминимальных размеров оплаты труда, или в размере заработанной платы, или иногодохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами насрок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одногогода.
Статья 20, часть 1 «Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях» предусматривает следующее наказание занецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцатиминимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцатисуток.)
Чтоже можем сделать мы, чтобы противостоять этой «эпидемии»? Мы наметили рядмероприятий: провели беседу с учащимися 5-6 классов «Великая сила слова», будетпроведено родительское собрание «О вреде бранных слов для здоровья».
Заключение.
В начале было Слово- Слово в истоке всего бытия, существования всего прекрасного и волшебного,сказочного и чудесного. Именно Слово ведет за собой людей и рождает таланты,открывает людям сердца и ранит больнее брошенного камня. Словом можно возродитьпогибающую Душу, но можно и загубить на корню последнюю надежду.
Именно Слово лечитраны и сеет светлые семена в сердцах людей, заставляя их подняться, когда силына исходе, и если речь действительно хороша, то она способна заставить человеказабывать обо всем, избавляться от комплексов, психологических барьеров илиболи, плакать и смеяться, слушать и слышать.
Мынесем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное.Вдумаемся, как, марая в грязи безнравственности свою речь, мы посрамляем дарБожий — великий наш русский язык. Мы попираем достоинство народа нашего и нашесобственное достоинство.
Нужновсегда помнить о том, что мы ответственны за тот мир, который мы создаём своимисловами. Для того, чтобы создаваемый нами мир, был радостным и прекрасным,нужно следить за тем, чтобы каждое произносимое нами слово было добрым,наполненным любовью и благословением для мира и людей. Так что нужнопользоваться словом осторожно, так как слово — большая сила и ценность.
Не торопись ронятьслова, не торопись.
Пускай остынетголова, созреет мысль.
Уж если слово упадет,не подберешь.
Не торопись, и всепройдет, как летний дождь.
Не торопись ронятьслова, не торопись.
Мы виноваты, ноправа навеки жизнь.
А если тучи унеслоза край зари,
Не пожалей хорошихслов и говори…
Использованныеисточники:
1. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка:современное писание. — Москва: Астрель: АСТ, 2007 .
2. Лекция о сквернословии . http://oodvrs.ru
3. Нецензурная брань, ее пагубнаясущность. -М., Благо, 2000 .
4. Ожегов С. И. Словарь русскогоязыка. — Москва, ОНИКС, Мир и образование, 2007.
5. Универсальный словарь русского языка для школьников.-Екатеринбург: У – Фактория, 2007 .
6. Манган, Джеймс. Живите без проблем: секрет легкой жизни / ДжеймсМанган. — М. : Покупки на дом, 1998. — 152с.
7. Стейплз, Льюис Клайв.Сила молитвы. — Харьков, 2007. — 416с.
http://www.spbdnevnik.ru
http://skvernoslovie.narod.ru
