X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯОБЩЕЮБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Естественнонаучная грамотность.
Примеры учебных заданий на формирование функциональной грамотности. Функциональнаяграмотность школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педсовете

учителя биологии высшей

квалификационной категории

Шейкиной Марины Анатольевны

 

 

 

 

 

 

 

 

город Благодарный, 2022

 

Естественнонаучная грамотность.

Примеры учебных заданий на формирование функциональнойграмотности

(СЛАЙД 2)

Международные исследования (PISA) оказали впоследние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе ив России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня неможет, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. ИсследованиеPISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструментсравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные входе исследования, служат основой для определения стратегий развития системыобразования. Известно, что качество российского образования отличается откачества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях иумениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний вситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией,представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мирепрактико-ориентированному показателю российское образование не отвечаетмеждународным требованиям и стандартам.

В Федеральном компоненте государственногостандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общегообразования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовностиучащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности вреальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, чтоодним из базовых требований к содержанию образования на ступени основногообщего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональнойграмотности, необходимой в современном обществе, как по математическому иестественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

Функциональная   грамотность – это способность человека вступать в 
отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться ифункционировать в ней.

Функциональная грамотность включает в себя:

—  Глобальные  компетенции

—  Математическая   грамотность

—  Финансовая  грамотность

—  Естественнонаучная  грамотность

—  Читательская  грамотность

 

           (СЛАЙД 3)

Естественнонаучная грамотность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Естественнонаучная грамотность – степень способности использоватьестественнонаучные знания для понимания процессов и явлений в окружающем мире,для обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходнойинформации.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучныезнания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут бытьисследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,основанных на наблюдениях и экспериментах.

Естественнонаучная грамотность рассматривается как цель общего образования,достижение которой обеспечит выпускника школы навыками по обработке информации,решению практических проблем и задач в условиях информационнойнеопределенности, и позволит в дальнейшем выпускнику школы полноценно функционироватьв современном обществе.

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:

·      Общеучебные умения,формируемые в рамках естественнонаучных предметов.

·       Естественнонаучныепонятия.

·       Контекстные ситуации, вкоторых используются естественнонаучные знания.

 

 

МОДЕЛЬ ЗАДАНИЙПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ФОРМАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA  (СЛАЙД 4)

 

(СЛАЙД  5, 6)

 

В наиболее общемвиде модель задания по оценке естественнонаучной грамотности (ЕНГ) в форматеисследования PISA можно представить в виде следующей схемы:

Представленная информация была полезной?
ДА
60.81%
НЕТ
39.19%
Проголосовало: 1337

Оцениваемые умения

Тип знания

Задание по ЕНГ типа PISA

Реальная ситуация

Контекст

При этом трудность задания (познавательные уровни) может зависеть отсложности описания само́й реальной ситуации, необходимого объемасодержательного знания и того, на каком уровне должно быть продемонстрированото или иное умение. Например, если предлагается дать научное объяснениекакого-то явления, то, во-первых, само явление может быть проще или сложнее, аво-вторых, объяснять его можно поверхностно, на качественном уровне или,например, с использованием математического аппарата.

(СЛАЙД 7)

 

 Чтобы более наглядно представить способы построения заданий всоответствии с этой моделью, а также смысл каждой из категорий, по которымможно характеризовать задания, рассмотрим одно из так называемых открытых заданийпо естественнонаучной грамотности из PISA-2015.  

Задание: Синдром гибели пчелиных семей

В этом заданиирассматривается явление, которое называется «синдром гибели пчелиных семей».Вводные материалы включают короткий текст, описывающий это явление, и график,представляющий результаты исследования, в котором изучалась связь междуиспользованием инсектицида и гибелью пчелиных семей.

         Для примераприведу комплекс учебных заданий по биологии под планируемые результатыформирования и развития естественнонаучной грамотности обучающихся

(СЛАЙД 8, 9, 10)

9 класса

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Учебное задание

ЕСТЕСТВЕННО — НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

 

Проанализировать предложенную информацию, предложить варианты решения поставленных вопросов.

Анализирует информацию, предлагает варианты решения.

Екатерина решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови ей определили группу, и выяснилось, что у Екатерины третья группа. Екатерина знает, что у её матери первая группа крови.

1) Какой группы может быть кровь у отца Екатерины?

2) Определите, может ли Екатерина быть донором крови для своего отца.

Проанализировать предложенную информацию, предложить варианты решения поставленных вопросов.

Анализирует информацию, предлагает варианты решения.

Известно, что в прорастающих семенах происходит активный обмен веществ. Антон решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял две прозрачные стеклянные банки. Одну банку он наполнил на 1/3 уже набухшими семенами гороха, а другую — сухими. Обе банки он закрыл стеклянными крышками. Через сутки Антон убрал стеклянные крышки и внёс в банку с сухими семенами горящую свечу. Свеча продолжала гореть. Когда же он внёс свечу в банку с набухшими семенами, она погасла.

Какой вывод об изменении состава воздуха в банке при прорастании семян можно сделать по результату опыта, проведённого Антоном? Обоснуйте свой ответ.

 

     Комплекс учебныхзаданий по биологии, физической культуры под планируемые результатыформирования и развития функциональной грамотности обучающихся 8 класса

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Учебное задание

ЕСТЕСТВЕННО — НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

 

Предложить ответы на поставленные вопросы.

Предлагает ответы на поставленные вопросы.

Настя решила заниматься видом спорта, изображенным на картинке. Изучите  данное изображение и ответьте на вопросы.

1) Каким видом спорта решила заниматься Настя?

2) С какой системой организма связан данный вид спорта?

3) Почему данным спортом нужно начинать заниматься с раннего возраста?

4) Какие медицинские противопоказания могут быть к данному виду спорта?

 

 

           В ноябре  2021 года и январе 2022 года методическойслужбой школы организовано и проведено 15 мероприятий по оценке

ФГ среди обучающихся  8 и 9        классов.  Еще столько же мероприятийзапланировано на март-апрель 2022 года.  Это и       мероприятия,запланипованные на  РЭШ,  из базы открытых заданий поестественнонаучной грамотности из PISA.  Подобные задания встречаются изаданиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

 (СЛАЙД 11, 12, 13)

Результаты, которые вы видите на слайдах, позволяютсделать вывод о том, что  система работы по формированию ФГ

в школе выстроена эффективно. Существенно снизилсяпроцент обучающихся, не справившихся с заданиями.

 

(СЛАЙД 14)

Этот вывод мы  сделали еще и на  основании того, что,если сравнить результаты мониторинга 8 классов 2020-21 уч.года

и 9 классов 21-22 учебного года ( а это одни и те жедети), то общий уровень сформированности ФГ вырос.

 

     Всвязи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, котораяпозволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценногофункционирования в современном обществе:

«ОВЛАДЕНИЕ= УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

 

(СЛАЙД16)

 

     Итак, модель формирования и развития функциональнойграмотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому деревунеобходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей кучителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшегоиспользования в жизни.

 Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной,слаженной работой, используя современные педагогические технологии, деревонезамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки(ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных ксаморазвитию  людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, долженпостоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотнойкомпетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональнойграмотности школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.81%
НЕТ
39.19%
Проголосовало: 1337

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет