«Духовно-нравственноевоспитание обучающихся 5-го класса»
Воспитание учащихся 5 класса подуховно-нравственному направлению является одной из главной составляющей работыклассного руководителя. Дети в 10-11 лет любопытны, восприимчивы к новому, необычному;формируют свой взгляд на многие вещи, с удовольствием познают мир; стремятся ксамостоятельности, но прислушиваются к мнению родителей и учителя; ещё недостигли возраста, когда преобладает подростковый максимализм; готовы коткрытому, искреннему общению с ровесниками и взрослыми. Это благодатныйвозраст; и очень важно дать правильное представление об окружающем мире, овзаимоотношениях между людьми; научить анализировать свои поступки, приниматьответственные решения; адекватно осознавать свои возможности.
Основной целью воспитательнойработы в 5 классе является развитие нравственных, духовных, патриотических,эстетических чувств; формирование умения находить надежные нравственныеориентиры.
Задачи:
· развивать представления, учащихся означении нравственных норм и ценностей;
· воспитывать установку на выработкунравственного самосознания (совесть), готовность к духовному саморазвитию;
· формировать выработку моральной стойкости,желания и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания принарушении моральных требований.
Планируемые результаты:
· чувства сопричастности и гордости за своюРодину, народ и историю, осознание ответственности человека за общееблагополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· знания основных моральных норм иориентация на их выполнение;
· ценностное отношение к труду и творчеству,человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
· установка на здоровый образ жизни;
· знание и соблюдение традицийнравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;
Ценностными ориентирамидуховно-нравственного направления являются ценность жизни, природы, человека,добра, истины, семьи, труда и творчества, свободы, социальной, солидарности,гражданственности, патриотизма, человечества.
Организация целостного процессадуховно-нравственного воспитания осуществляется через выполнение основныхфункций:
1. Создание воспитывающейдуховно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие спедагогическим коллективом, работа с родителями учащихся, создание предметнойсреды);
2. Стимулирование здорового образа жизни какосновы духовно-нравственного воспитания;
3. Организация коллективной творческойдеятельности детей, реализуемой в многообразных организационных формахвоспитательной работы
4. Корректировка индивидуального путидуховно-нравственного развития каждого обучающегося, стимулирование егосамопознания и самовоспитания, индивидуализация процесса воспитания.
Для реализации поставленных целей изадач проведены следующие мероприятия:
1. Классные часы, посвящённые толерантномуотношению с представителями разных мировоззрений и культурных традиций: «Зажгизвезду добра», беседа-диалог с игровыми ситуациями «Уважать человека надо!»,игра-путешествие «Обычаи народов мира».
2. Мероприятия, развивающие у учащихсяинтерес к человеку, как к высшей ценности, воспитывающие качества возвышающие,необходимые, определяющие будущее детей — доброту, честность, совестливость,благородство, порядочность, верность:
— классные часы «Быть добрым надо по привычке», «Что значит быть хорошимтоварищем?», «Что значит быть порядочным человеком?», «Есть ли границы усвободы», «Экология общения», «Кто я? Знаю ли я себя?», «Как мы относимся другк другу?», «Я и мой характер: кто кого?»,
— беседа-диалог с игровыми ситуациями «Жизнь дана на добрые дела», «Добро изло: причины наших поступков».
3. Мероприятия, заставляющие пятиклассниковзадуматься о своей малой Родине, поговорить о патриотизме:
— «Знай и люби свой край» (игра «Поле чудес»);
— поездка-экскурсия в с.Ломоносово, краеведческий музей в с.Холмогоры;
— часы общения «О, сколько сыновей, великая Россия, ты отдала за то, чтобы бытьвеликой…», «Мир – высшая ценность!»;
— презентации «Русь, Россия!»,
— устные журналы «Россия – Родина моя», «Покорители Космоса», «Маленькие герои большойвойны»
— участие в акции «Бессмертный полк».
4. Мероприятия, посвященные семье – основевоспитания духовно-нравственных ценностей:
— классные часы «Я в своей семье», «Тепло родного очага», «Семь Я»,
— беседа-диалог «Я в своей семье», «Мои самые близкие люди»
— презентация «Уважение и терпимость в семье»
— пятиминутки «Профессии моих родителей», «Мир увлечений моих родителей».
В формировании духовно-нравственныхориентиров пятиклассников помогают родители, оказывая поддержку в подготовке ипроведении классных часов, вечеров отдыха, акций, а также через беседы сосвоими детьми. Классные вечера «День рождения класса», «Давайте даритькомплименты!»; участие в спортивных мероприятиях «Кросс наций», «Богатырскиезабавы», «Ёлка в кроссовках», «Зимние километры»; организация экскурсий напочту, в аптеку, местный фельдшерский пункт позволяют родителям и детям бытьближе друг к другу, открывают новые возможности для общения.
В течение учебного года установиласьтесная связь между учащимися 5 и 8 классов. Проведены совместный тематическийвечер «Мы дети космической эры», презентация «Наш дом Земля», игра «ФортБайяр», посвящённые Дню космонавтики, экскурсии по музеям г.Архангельска. Такоеобщение-сотрудничество положительно сказывается на развитии нравственных ориентировучащихся.
Для определения уровнясформированности духовно-нравственных ценностей использовались диагностикавоспитанности по методике Н. Капустина, диагностика нравственной воспитанностипо методике М.И.Шиловой.
Один учащийся 5 класса показалвысокий результат (определяется устойчивой и положительной самостоятельностью вдеятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции),семь человек – средний (характеризуется самостоятельностью, проявлениямисаморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще невполне сформирована), один человек – низкий (представляется слабым, ещенеустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основномтребованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этомсаморегуляция и самоорганизация ситуативны).
Таким образом, представленияпятиклассников о духовно-нравственных понятиях в основном правильное, нонедостаточно четкое и полное. Отношение к нравственным нормам, поступкамсоответствует возрасту, эмоциональные реакции адекватны.