Творческийпроект
как средство повышениямотивации на уроках технологии
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Время, в которое мы живём, выдвинуло перед общеобразовательной школой задачувоспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней иактивной личности. Поскольку труд остаётся главным условием жизни людей,поскольку при рыночной экономике способность к труду становится товаром, ккоторому предъявляются очень высокие требования,- урок технологии должен бытьопределённым вкладом как в умственное, нравственное, эстетическое и физическоеразвитие учащихся, так и в формирование у них готовности к труду.
Важность подросткового периода определяется тем, что в нём закладываются основыи намечается общее направление в формировании моральных и социальных установокличности. Любознательность и любопытство — особенности подростка. Он открыт квосприятию нового, интересного, как губка впитывает разные сведения.Расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения сосверстниками. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков. К тому же уподростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Для многихшкола становится лишь местом общения друг с другом. Разнообразная, интереснаяинформация, которую поглощает подросток из разных источников, конкурирует сознаниями, получаемыми на уроке. Возникает проблема низкой мотивации детей кобучению.
Мотив являетсяисточником деятельности. Деятельность без мотива или не осуществляется вообщеили оказывается крайне не устойчивой. В качестве мотива всегда выступаетпереживание чего-то личностно-значимого. Для того чтобы ребёнок по-настоящемувключился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходеучебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, тоесть, чтобы они приобрели значимость и нашли опорную точку в переживанияхученика. В этом случае ребенок будет испытывать чувство радости от достиженияцели.
Что я какучитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к самому процессудобывания знаний? Как при этом учитывать особенности ребенка? Вот, пожалуй,главные вопросы, волновавшие меня, когда обдумывались новые формы работы. Однойиз таких удачных находок и стали творческие проекты.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Однаиз главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, нои пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу ксамосовершенствованию, научить учащихся учиться. В современнойпедагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов,обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечитьобщее развитие личности ребенка.
Выбор метода проектов в качестведополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодноотличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать методпроектов с классно-урочной системой обучения без больших организационныхпреобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися как напродолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле,своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.
Кроме того, метод проектов, безусловно,является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыттворческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы,постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы ипотребности не возникают.
Организация метода проектов требует отпреподавателя большой работы по конструированию специальных условий дляучащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практическиэто заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач длярешения их учащимися.
Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, чтометод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на ихприменение и приобретение новых, порой и путем самообразования.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Ведущая идея данного педагогическогоопыта заключается в том, что проектная деятельность стимулирует истинноеучение самих учеников, потому что она:
· личностно ориентированна;
· использует множество дидактических подходов;
· самомотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённость вработу по мере её выполнения;
· позволяетучиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
· приноситудовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
· развиваетинициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работатьв команде;
· прививаетобщую информационную культуру школьника;
· реализуетиндивидуальный подход в обучении учащихся;
· являетсяплатформой для реализации межпредметных связей.
Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы вкорне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач,продиктованных временем.
НОВИЗНАОПЫТА
Под новизной понимается организация скоординированной совместной деятельностиучащихся на уроках технологии и во внеурочное время, в результате которойобучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатсяпользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практическихзадач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения(выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системноемышление.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Данныйпедагогический опыт может быть использован учителями технологиии среднихобщеобразовательных школ, осваивающими новые образовательные технологии.
Перспективность данного опыта вразвитии исследовательской деятельности обучающихся, раскрывающей большиевозможности для формирования творческих, интеллектуальных, познавательных,практических умений учащихся.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА
Метод проектов возникво второй половине девятнадцатого века в сельскохозяйственных школах США.Другое название – «метод проблем». В основу метода легли педагогическиеконцепции американского педагога и психолога Джона Дьюи: деятельностьобучающегося должна быть направлена на формирование его мышления, в основе котороголежит личный опыт.
Возникновение методапроектов часто связывают с Дальтон-планом, создателем которого считаютамериканского деятеля народного образования Е.Паркхерса. ОсобенностьДальтон-плана заключалась в том, что учащемуся предоставлялась свобода и в выборезнаний, и в использовании учебного времени. Но, несмотря на то, чтоДальтон-план основан на принципе индивидуального обучения, русский педагогЛ.Э.Левин отмечал, что «Дальтон-план создаёт организационные условия дляработы, а метод проектов определяет новое содержание школьной программы».
В начале двадцатогостолетия метод проектов заинтересовал и других отечественных педагогов. Так,например, русский педагог С.Т.Шацкий определил основные элементы методапроектов, среди них:
· Реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;
· организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;
· Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);
· Упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.
В20-е и в начале 30-х годов метод проектного обучения широко использовался вшколах России. Но он не давал возможности овладевать системой знаний в рамкахконкретных учебных курсов, и был изъят из школы.
Сейчас в связи с реформированиемроссийского школьного образования метод проектов возрождается. Современныйметод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс.
Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук,профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает, обобщив достижениязарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов сдеятельностным подходом.
Главная идея, на еговзгляд, состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что самвыбрал. Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этойдеятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод»предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которойпроисходит процесс познания».
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе страдиционным предметным систематическим обучением как компонент системыпродуктивного образования.
Метод проектов — это такая организация обучения, при которой учащиесяприобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий –проектов.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь,когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности.Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основеполученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их ксамостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача проектирования.
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов –от замысла до реализации.
На организационном этапеосуществляется мотивация и уяснение ориентировочной основы действий (ООД).Происходит выбор темы проекта учащимися, её осознание и обоснование;определение объема знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения проекта;составление плана работы; работа с информационными источниками.
На конструкционном этапе продолжает формироваться ООД. Идёт активный поископтимального решения конструкции будущего изделия, формируются навыкисистематизации различных приемов поиска решений, происходит знакомство с алгоритмами,инструкциями и опорными схемами.
Натехнологическом этапе происходит реализация действий в материальной форме.Целью этапа является создание реального объекта. Необходимость обращения кинструкциям и алгоритмам отпадает и функцию ориентировочной основы выполняетвнешняя речь. Ученики обосновывают конструкционные и технологические решения,проговаривая этапы создания объекта. Постепенно действия учащихсяавтоматизируются, они все реже обращаются к опорным графикам, схемам, чертежам.
На презентационномэтапе выполненная работа анализируется, структурируется, ей дается самооценка,а в финале проект выставляется на коллективную защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности учебных действий. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своиходноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают своюкомпетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность,добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемогорешения, уровень творчества и оригинальность подходов.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ.
Виды проектов по содержанию:
· монопредметные — основаны только на курсе «Технология».
· межпредметные — интегрируется смежная тематика нескольких предметов. Например,«История», «Физика», «Технология»
· надпредметные. Например, «Вторая жизнь старых вещей».
Проект может быть:
· итоговым, когда по его результатам судят, как ученикусвоил учебный материал,
· текущим, когда в качестве содержания проектной деятельности берется лишь частьучебного курса, например, «Моделирование одежды».
Проекты могут быть разнообразными поформе:
· плакаты;
· комиксы;
· изделия и др.
Разнообразны проекты и по временивыполнения:
· краткосрочные (2-6 часов);
· среднесрочные (до 10 часов);
· долгосрочные, требующие времени для сбора информации, разработки, поискаматериала, изготовления, анализа и защиты (до 6 учебных недель).
Для эффективного ведения творческихпроектов необходимо точно определиться с видом, содержанием и формойтворческого проекта до постановки задачи перед учениками.
ОЦЕНИВАНИЕ
Возможными критериями оценки проектамогут быть:
1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования,соответствие конструкции назначению;
2. технологические критерии — количество используемых деталей, оригинальностьприменения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов,стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объёмвыполненных работ, расход энергии при производстве;
3. экологическиекритерии – возможность использования отходов производства, загрязнениеокружающей среды при производстве;
4. эстетическиекритерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовоерешение, стиль, дизайн;
5. экономическиеи маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическаянаправленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровеньпродажной цены, вид рекламы;
Рейтинговая оценка творческого проектаскладывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы иоценки учителя.
ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не толькоиндивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповаяработа привлекает участников своей деловой направленностью, общением,возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширитьзону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
· даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
· обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
· воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как отэтого зависит успех работы всего коллектива;
· предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, ихотстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
· является одним из способов преодоления психологических барьеров виндивидуальном саморазвитии личности;
· позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования исоперничества.
Приработе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большогоизделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы.Например, при работе над проектом в разделе “Обработка текстильных материалов”по теме “Лоскутное шитьё” в 8-9 классах возможно соединение индивидуальныхработ учениц в одно изделие – панно, т.е. единый объект проектирования,варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеютдизайнерское решение. При этом логика построения деятельности учащихся должнасоответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группаколлективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителяи учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила мою позицию какучителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельнойпознавательной деятельности учеников.
В целом в работе над проектомучитель:
· помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
· сам является источником информации;
· координирует весь процесс;
· поощряет учеников;
· поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников надпроектом.
Трудностьвыполнения проектов заключается в необходимости затрат большогоколичества моего времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проектявляется творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнятьзнания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базепредыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектамипозволяет полнее раскрыть мой творческий потенциал, но в то же время прииспользовании проектного метода обучения задачи, стоящие передо мной,усложняются. Я должна подробно определить основные и дополнительные цели иэтапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативуподростка. Мной должен постоянно пополняться запас знаний по тематикепроектов, я выступаю “играющим тренером” в совместной работе.
Самое сложноедля меня в ходе проектирования — это роль независимого консультанта.Действительно, трудно порой удержаться от подсказок, особенно если вижу, чтообучающиеся «идут не туда». Но в ходе консультаций подсказывать нельзя, можнотолько отвечать на возникающие вопросы.
У ребят в ходе выполнения проектавозникают специфические сложности, которые носят объективный характер, а ихпреодоление и является одной из ведущих педагогических целей ведения проектов.Ученикам трудно:
· намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
· искать пути их решения;
· осуществлять и аргументировать выбор;
· предусматривать последствия выбора;
· действовать самостоятельно (без подсказки);
· сравнивать полученное с требуемым;
· корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
· объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Вот почему весьма эффективно применениенебольших методических рекомендаций, инструкций, где указывается необходимая идополнительная литература для самообразования, мои требования к качеству проекта, формы и методы оценки результатов. Большуюпомощь в организации самостоятельной работы над проектом обучающимся оказываетпамятка в форме ярких, лаконичных, эмоциональных советов. (Приложение 1)
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Раздел«Творческий проект» введён в программу «Технология» с 1996 года. Сегодня впрограммах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебноговремени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счётвнеучебного. Использование метода проектов позволяет на деле реализоватьдеятельностный подход в трудовом обучении учащихся, способствует формированию ушкольников основ технологической грамотности, культуры труда, творческогоподхода к решению поставленных задач, усвоению различных способов обработкиматериалов и информации.
Тематика проектов может относиться ккакому-то определённому вопросу программы курса “Технология” (трудовоеобучение) с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцироватьпроцесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальнымдля практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не поодному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграциюзнаний. Так, при выполнении проекта по разделу программы “Технология обработкитканей”, учащиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения,выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполненииэскизов объекта труда, навыки шитья – при изготовлении изделия.
Особенность проектирования — введениеединого технического задания на выполнение творческого проекта, обеспечивающегоконкурентоспособность различных проектов. Техническое задание должно бытьсформулировано так, чтобы оно способствовало развитию индивидуальных творческихспособностей школьников. Например: «Разработать и изготовить игрушку дляновогоднего праздника. Кот? Собака? Дед Мороз? Снегурочка?»
Данная система рассчитана на 5 лет обучения и позволяет осуществитьпоэтапное включение учащихся в виды деятельности, учитывая уровень подготовкиучеников и их возрастные особенности.
Творческий проект в 5-м классе.
На первом году обучения (в 5классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование,приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология;идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умениеработать по инструкционным и технологическим картам и т. д.)
Знакомлю учащихся с видами творческих проектов, этапами их изготовления.
С большим удовольствием пятиклассникивыполняют проекты:
· В форме плакатов и комиксов на тему «Правила техники безопасности»;
· Краткосрочный проект по теме «Бутерброды». Девочки учатся защищать свои работы:используемые продукты, технология изготовления;
· Проект «Прихватка»: эскиз изделия, цветовое решение, деталировка, изготовлениеобразца, определение его примерной «цены», защита.
· Проект «Платок»: предлагается выполнить на основе изученных ручных швов.
Творческий проект в 6-м классе.
На втором году (в 6 классе) идетполное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательноготехнологического изготовления изделий: оценка своих материальных ипрофессиональных возможностей для разработки и реализации проекта,эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, изготовление образца, расчетстоимости используемых материалов, защита. Например: В разделе Работа нашвейной машине девочкам предлагается на основе изученных швов выполнитьизделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения.Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитатьсвои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обученияучащиеся учатся оценивать своё хочу и могу . Уже привыборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный втренировочном периоде.
Творческие проекты:
· Игрушки-сувениры к праздникам (Новый год, День Святого Валентина);
· Прихватка или грелка на чайник;
· Кулинарные проекты.
· Проект «Юбка»
Творческий проект в 7-м классе.
На третьем году (в 7 классе) к проектнойдеятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оцениватьработу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор,экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.
Основные этапы проектирования: анализтехнического задания, установление технических требований, оценка своихматериальных и профессиональных возможностей для разработки и реализациипроекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составлениетехнологической карты изготовления изделия, изготовление образца, расчетстоимости изделия, реклама проекта, защита.
Темы проектов:
· Интерьер дома. Предметы для оформления интерьера (подушки-игрушки).
· Вязание крючком.
· Кулинарные проекты.
Творческий проект в 8-м классе.
На четвертом году обучения (в 8классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составитьтехнологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосноватьсвой выбор, мы знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания,опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делаютполную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия,т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческимподходом.
Основныеэтапы проектирования: анализ технологического задания, установлениетехнологических требований, оценка своих материальных и профессиональныхвозможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка,изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделия,изготовление образца, экономическое обоснование, реклама проекта, защитапроекта. (Проекты по декоративно-прикладному творчеству).
Творческий проект в 9-11 классах.
И только на пятом -седьмом годах (в 9-11классах) девочки выполняют проект самостоятельно. Я выступаю в ролиоппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора,решения или действия. На защиту проекта каждая ученица выходит с изделием иописанием проектной деятельности. Лучшие проекты рассматриваются на экзаменахпо выбору, представляются на выставках.Такие проекты оценить бывает оченьтрудно, потому что каждый из них хорош по-своему. Для этого имеется мягкаяшкала оценки. Она состоит из оценок в проектной рабочей тетради и экспертнойоценки, которая складывается при защите проекта из оценок одноклассниц, учителяи самооценки.
За учебный год учащиеся выполняют в 6-7 классах один проект (точнее работают поодному или двум этапам проектной деятельности) с полной выкладкой описанияразделов проекта и вариантами исполнения. В 8-9 классах – два. Первый проектвыполняется как тренировочный. Обычно это происходит во второй четверти, в разделе«материаловедения» и «машиноведения», он выполняется в рабочих тетрадях и носитпознавательный или описательный характер. Второй проект – как итоговая работа втретьей четверти. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, инесет не только описательный, но и исследовательский характер.
В9-11тых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, гденад одной темой работает группа девочек. Каждая из них находит свое место вобщем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономитвремя, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет своитрудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играетучитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначитьруководителями проекта и отделов определенных учеников, опираясь на ихспособности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важностьименно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаютсяпроектные отделы: маркетинга, дизайнерский, конструкторский, технологический,производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности.Каждый найдет себе достойное место и будет востребован.
На уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Этот предметопирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию,а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свободавыбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процессаобучения проектной деятельности. Если в правописании слова костюмдвух мнений быть не может, то на наших уроках только от обилия зарисовок этогосамого костюма просто голова кругом идет. И задача учителя — помочь этимзамыслам осуществиться. Формирование у учащихся качеств творчески думающей,активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы длядеятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определенияпотребителей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни,потому что они умеют найти ответ на вопрос как делать?.
Проектнаядеятельность в образовательной области “Технология” (трудовое обучение) –полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её.Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, чтоего следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенногообучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и вакадемическом. Сейчас основная проблема, сдерживающая распространениепроектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий стребованиями образовательных стандартов. Достаточно трудно сформулироватьпроектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, уменияи навыки при выполнении учащимися этих заданий. Проблема создания системыпроектных заданий, охватывающих образовательный стандарт, актуальна и требуетдальнейшей разработки.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Для определениярезультативности метода проектов как средства повышения мотивацииучащихся был проведён эксперимент под названием «Шкалирование». Эксперимент был начат в сентябре 2011-2012 уч. года в 6а классе.
Учащимся предлагалось ответить навопросы, которые разбиты на шесть блоков:
1. Вниманиеучащихся на уроках труда.
2. Самоорганизация учащихся.
3. Ориентировка в материале.
4. Отношение учащихся к способам познания нового материала.
5. Действие учащихся при затруднениях, встречающихся на уроках труда.
6. Оценкаучащимися результатов своей деятельности на уроке.
Анализ анкет определил уровень мотивациикаждого учащегося:
1 уровень мотивации. У учащихсянепроизвольное внимание, низкий уровень самоорганизации. На уроке несамостоятельны. Ответы дают с помощью учителя. Систематически не выполняютдомашнее задание, опаздывают и пропускают уроки.
2 уровень мотивации. У большинства учащихся произвольное внимание. Средний уровень самоорганизации.Самостоятельны в некоторых вопросах и видах деятельности. Выполняют работы изадания средней сложности.
3 уровень мотивации. У учащихся произвольное внимание. Высокий уровень самоорганизации. Науроках самостоятельны. Выполняют работы повышенной сложности. Владеют навыкамивзаимоконтроля, взаимопомощи, самопроверки. Умеют пользоваться инструкционнымикартами.
Каждый уровень имеет наполняемостьот 0% до 100 %.
Наблюдая за учащимися, я сделала вывод:учащиеся 3 уровня занимают 1-3 парты; учащиеся 2 уровня занимают 2-4 парты, аучащиеся 1 уровня, как правило, занимают последние парты.
Ориентируясь на характеристику уровнеймотивации, я должна была попытаться увеличить наполняемость уровней мотивации,а также перевести учащихся с одного уровня на другой, вышестоящий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
По результатам шкалирования видно, что втечение учебного года несколько учащихся переходят с одного уровня мотивации наболее высокий (со 2 на 3). Кроме этого наблюдается наполняемость каждого изуровней.
На протяжении восьмилет учащиеся школы занимают первые места на муниципальном уровнеВсероссийской олимпиады школьников и призёрами краевых конкурсов.