«СОГЛАСОВАНО» Методическим Советом МАДОУ №6 «Золушка»
Протокол № ___________ от «____» ________________2022 г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Заведующая МАДОУ № 6 «Золушка»
___________________Ю.Я. Михайлова
«___» _____2022 г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
воспитателей старшей группы компенсирующейнаправленности для детей с ТНР
«Солнышко»
на 2022-2023 уч.год
Программу составили:
Биркли И.С.
Шарыпова К.О.
г. Шарыпово, 2022 г.
Оглавление
№ |
Содержание рабочей программы |
Стр. |
|
Введение |
3 |
1. |
Целевой раздел |
|
1.1. |
Пояснительная записка |
|
1.1.1. |
Цель и задачи реализации рабочей программы |
4 |
1.1.2. |
Принципы и подходы к формированию рабочей программы |
5 |
1.1.3. |
Значимые характеристики особенностей развития воспитанников группы, в том числе возрастные особенности |
6 |
1.1.4. |
Приоритетные направления деятельности групп компенсирующей направленности |
9 |
1.2.
|
Планируемые результаты освоения программы
|
10 |
1.2.1..
|
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения детьми АООП. |
10 |
II |
Содержательный раздел |
13 |
2.1.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
2.2.4.
2.2.5.
|
Комплексно-тематическое планирование ОП на учебный год.
Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ
Речевое развитие а)Обязательная часть б) Восприятие художественной литературы.
Социально-коммуникативное развитие а) Обязательная часть б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Перспективно-тематическое планирование модулей на учебный год: «Социализация» «Труд» «Воспитание культурно-гигиенических навыков» «Безопасность» «Региональный компонент» «Финансовая грамотность» . Познавательное развитие а) Обязательная часть. б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Художественно-эстетическое развитие а) Обязательная часть. б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Физическое развитие а) Обязательная часть б) Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни Перспективное планирование работы по формированию представлений детей о здоровом образе жизни в подготовительной группе.
|
13
16
17 18
25 25 25 44
29 34 45 48 53 59
67 67 68
71 71 71
73 73 73
74
75
|
2.3.
|
Перспективно-тематическое планирование ООД на 2022-2023 учебный год в подготовительной группе
|
79 |
2.4. |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы |
131 |
2.5. |
Условия и способы поддержки детской инициативы |
134 |
2.6.
|
Взаимодействие с родителями воспитанников. Перспективный план работы с родителями |
136 136 |
III. |
Организационный раздел
|
141 |
3.1. |
Режим дня группы. |
141 |
3.2. |
Модель организации образовательного процесса на день. |
144 |
3.3. |
Учебный план и расписание ООД. |
147 |
3.4. |
План календарно-массовых и традиционных событий, праздников, мероприятий группы и ДОУ. |
149 |
3.5. |
Организация развивающей предметно-пространственной среды. |
153 |
3.6. |
Режим двигательной активности. |
158 |
3.7. |
Алгоритм оздоровительно-закаливающих мероприятий. |
158 |
3.8. |
Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания для реализации Программы. |
159 |
IV. |
Приложения: |
164 |
4.1. |
Списочный состав группы. |
164 |
4.2. |
Социальный паспорт семей группы. |
165 |
Рабочая программавоспитателей старшей группы компенсирующей направленности «Солнышко» МАДОУ № 6«Золушка» разработана с учетом вариативной примернойадаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыминарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакциейН.В.Нищевой (Санкт-Петербург, изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 г.) ипредставляет собой обоснованную, систематизированную модель педагогическогопроцесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, соответствующую ФГОС ДО. Комплексность педагогического воздействия специалистовдошкольного учреждения направлена на выравнивание речевого и психофизическогоразвития детей и обеспечения их всестороннего гармоничного развития.
Нормативно-правовойи методологической основой РП являются:
¾ Федеральный законРоссийской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;
¾ ФГОС ОВЗ,утвержденный приказами Министерства образования и науки Российской Федерацииот 19 декабря 2014 года №1598, №1599;
¾ «Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.11.2013 г.№ 6241);
¾ Приказ МинобрнаукиРоссии от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»;
«-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 128.09.2020 г.N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
¾ Устав МАДОУ,
¾ Программаоздоровления детей в ДОУ «Здоровые дети – здоровое поколение» на 2017-2022 гг.
¾ Адаптированнаяосновная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ№ 6 «Золушка».
Комплексность педагогическоговоздействия специалистов дошкольного учреждения направлена на выравниваниеречевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннегогармоничного развития.
Основнойформой работы по реализации АООП во всех пяти образовательных областях являетсяигровая деятельность, основная форма деятельности детей дошкольного возраста.Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые и групповые,интегрированы занятия в соответствии с вариативной примернойадаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыминарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакциейН.В.Нищевой носят преимущественно игровой характер.
I.Целевойраздел
1.1.Пояснительнаязаписка
1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы в соответствии с ФГОС дошкольногообразования
Целью рабочей программы является построениесистемы работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыминарушениями речи с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действийспециалистов МАДОУ № 6 «Золушка» и родителей обучающихся, направленных навыравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение ихвсестороннего гармоничного развития.
ЦельРП достигается через решение следующих задач:
— содействиеовладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью икоммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементамиграмоты;
— содействиесохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числеих эмоционального благополучия;
— созданиеблагоприятных условий для всестороннего развития детей в соответствии с ихвозрастными и индивидуальными особенностями, развития творческого потенциалакаждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослымии миром;
— обеспечениеединства воспитательных, обучающих и развивающих задач образовательногопроцесса;
— построениекоррекционно-развивающей и образовательной работы на адекватных возрасту видахдеятельности и формах работы с детьми;
— осуществлениеобразовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающихсовместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей;
— формированиеобщей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственностиребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
— активноевзаимодействие с семьей.
1.1.2.Принципы иподходы к формированию рабочей программы
РП сформирована на принципе гуманно-личностногоотношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников,формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитиеинтеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей всепсихические процессы (Н.В.Нищева, р.1.2.).
При разработке РП учитывались международныепринципы, заложенные в Конституции, законодательстве РФ и Конвенции ООН оправах ребенка:
¾ поддержкаразнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства какважного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – пониманиедетства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период –подготовка к следующему этапу развития;
¾ личностно-развивающийи гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законныхпредставителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
¾ уважениеличности ребенка;
¾ реализацияпрограммы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, преждевсего в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческойактивности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Одним из основныхпринципов РП (в соответствии с вариативной примерной адаптированной основнойобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В.Нищевой) является принципприродосообразности.
Кроме этого РПимеет в своей основе также следующие принципы:
¾ принципиндивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностейкаждого ребенка;
¾ принцип интеграции усилий специалистов (участников образовательного процесса);
¾ принципконкретности и доступности учебного материала, соответствия требований,методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностямдетей;
¾ принцип систематичности и взаимосвязи, постепенной подачи учебного материала.
Особая роль уделяетсяигровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В.Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Также основывались на важнейшемдидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как дваобособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитаниеслужит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
При реализации РП учитываютсяследующие принципы дошкольного образования в соответствии сп.1.4. ФГОС ДО:
— полноценноепроживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного),обогащение (амплификация) детского развития;
— построениеобразовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждогоребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержаниясвоего образования, становится субъектом образования;
— содействие исотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений;
— поддержкаинициативы детей в различных видах деятельности;
— сотрудничествоорганизации с семьями;
— приобщение детейк социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
— формирование познавательныхинтересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
— возрастнаяадекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методоввозрасту и особенностям развития).
1.1.3. Значимыедля разработки и реализации АООП характеристики детей с тяжелыми нарушениямиречи (общим недоразвитием речи)
Общее недоразвитиеречи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложныеречевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всехкомпонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, принормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., ЧиркинаГ. В.).
Речеваянедостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироватьсяот полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениямилексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
Внастоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояниевсех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи(ФиличеваТ.Б.).
Характеристика детей с I уровнемразвития речи
Речевыесредства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован исостоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказываниясопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов,когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разныхпредметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиямидействий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенныефлексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.
Практически отсутствуетпонимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа.Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находитсяв зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведенияслоговой структуры слова.
Характеристика детей со II уровнемразвития речи
Данный уровень определяется какзачатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличиедвух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дайпить молоко; «бáска атáть ни́ка» — бабушка читает книжку; «дадáйгать» — давать играть; «во изи́ асáня мя́сик» — вот лежитбольшой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенокможет как правильно использовать способы согласования и управления, так их инарушать: «ти ёза» — три ежа, «мóга ку́каф» — многокукол, «си́ня кадасы́» — синие карандаши, «тáсин петакóк» —красный петушок и т. д.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или ихлепетные варианты («тиди́т а ту́е» — сидит на стуле, «щи́т атóй» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.
Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, вчастности словообразовательных операций разной степени сложности, значительноограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании иупотреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательныхприлагательных, существительных со значением действующего лица («Валяпапа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост ит. п.). Существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченныхпонятий, системы антонимов и синонимов. Сохраняется многозначное употреблениеслов, разнообразные семантические замены. Характерным является использованиеслов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы,имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» —муравей, жук, паук; «тю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды).Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов,обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животныхи т. п. («юкá» — рука, локоть, пальцы, «сту́й» — стул,сиденье, спинка; «миска» — тарелка, блюдце, ваза; «ли́ска» —лисенок, «мáнька вóйк» — волченок и т. д.). Заметнытрудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признакипредметов, форму, цвет, материал.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловыхотношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий илипредметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительносоставление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличииподсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии.Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, безустановления временных и причинно-следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительноотстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушенийслоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандáс» — карандаш,«аквáя» — аквариум, «виписéд» — велосипед, «мисанéй» —милиционер, «хади́ка» — холодильник.
Характеристика детей с III уровнемразвития речи
Дляданного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речис выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичнымявляется использование простых распространенных, а также некоторых видовсложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропускаили перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит ине узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы́ дымтойбы́, потаму́та хóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому чтохолодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» —аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод,«задигáйка» — зажигалка).
Затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, всогласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенныхпадежах («взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — триведра, «коёбка лези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом, «нетколи́чная пáлка» — нет коричневой палки, «пи́сит ламáстел, кáситлу́чком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяласо стола и т. п.). Формирование грамматического строя языка у детей наданном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуетсяналичием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированностьсловообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простыеуменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных иотносительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочныеглаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотнымсловообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик,учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы —куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточнымикогнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этихслов («выключатель» — «клю́чит свет», «печник» — «пéчка» ит. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образоватьслова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети частоподменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки»,вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообщеотказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием(вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо«мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда детивсе-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказыванияизобилуютспецифическими речевыми ошибками: нарушения в выборе производящей основы(«строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропускии замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, абрикóснын —абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структурыпроизводного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление кмеханическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый»,«меховой — мéхный» и т. п.).
Дляэтих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий,слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́»,«кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы», «посуда» —«ми́ски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневногобытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки),животных (копыта, вымя, грива), наименований профессий (машинист, балерина,плотник) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит,строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб,насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел,соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха»,гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция кмножественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакамвнешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовыесмешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.(«посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» —«миска», «нырнул» — «купался»).
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается испецифическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность частопроявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Характернымиособенностями связной речи являются нарушение связности и последовательностирассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметнаяфрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей втексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степеньюсамостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные ивторостепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностьючеткого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибкамиотмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так,рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети восновном используют короткие, малоинформативные фразы. При построениипредложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяютсложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связейслов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении словразной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневи́к» —снеговик, «хихии́ст» — хоккеист), антиципации («астóбус» —автобус), добавление лишних звуков («мендвéдъ» — медведь),усечение слогов («мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод),перестановка слогов («вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики),добавление слогов или слогообразующей гласной («корáбыль» — корабль,«тыравá» — трава). Звуковая сторона речи характеризуетсянеточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их наслух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети струдом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и концеслова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегдамогут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Заданияна самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Характеристика детей с IV уровнемразвития речи
Речьтаких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление.Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранныхзаданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.
Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемостиявляется диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников с IVуровнем развития речи. Под влиянием коррекционно-развивающего обучения этоявление постепенно сглаживается, но всегда обнаруживается, как только у ребенкавозникает необходимость усвоения новой лексики, сложной по звуко-слоговойструктуре и морфологической организации (например: регулировщик,баскетболистка, велосипедистка, строительство и т. д.).
Длядетей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков,недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляетвпечатление общей «смазанности» речи. Незавершенность формированиязвуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированноговосприятия фонем являются важным показателем того, что процессфонемообразования у этих детей еще не завершен.
Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детейхарактерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы,достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут неточно знать ипонимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике: названиянекоторых животных и птиц (павлин, страус, кукушка), растений (малина, ежевика,кактус), профессий (пограничник, портниха, фотограф), частей тела человека иживотных (веки, запястье, поясница; клыки, бивни, грива). В самостоятельныхвысказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» —стулья, кресло, диван, тахта).
Детисклонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающиеоригинальное значение слова: нырнул — «купался»; зашила,пришила — «шила»; треугольный — «острый», «угольный» и т. д.Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации(вместо «заяц шмыгнул в нору» — «заяц убежал в дыру», вместо «Петязаклеил конверт» — «Петя закрыл письмо»), в смешении признаков (высокаяель — «большая»; картонная коробка — «твердая»; смелыймальчик — «быстрый» и т. д.). Они плохо справляются с подборомсинонимических и антонимических пар: хороший — добрый («хорошая»),азбука — букварь («буквы»), бег — ходьба («не бег»), жадность —щедрость («не жадность, добрый»), радость— грусть («не радость, злой») ит. п. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с болееабстрактным значением, таким, как: молодость, свет, горе и т. д.
Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфическихсловообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые вречевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании болеередких вариантов. К ним относятся случаи образования увеличительных имногих уменьшительно-ласкательных форм существительных (ручище —«рукина, рукакища»ножище — «большая нога, ноготища»;коровушка — «коровца», скворушка — «сворка, сворченик»),наименований единичных предметов (волосинка — «волосики»,бусинка — «буска»), относительных и притяжательных прилагательных (смешной —«смехной», льняной — «линой», медвежий — «междин»),сложных слов (листопад — «листяной», пчеловод — «пчелын»),а также некоторых форм приставочных глаголов (вместо присел — «насел»,вместо подпрыгнул — «прыгнул»). Наряду с этими ошибками у детейнаблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении значений этих идругих производных наименований: кипятильник — «чай варúт»,танцовщик — «который тацувúет» и т. п. Отмеченноенедоразвитие словообразовательных процессов препятствует своевременномуформированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов ианализа их состава, что впоследствии может оказать негативное воздействие накачество овладения русским языком в процессе школьного обучения.
Наблюдаются ошибки в употреблениисуществительных родительного и винительного падежей множественного числа(«В телевúзере казáли Черепáшков нúнзи»), некоторых сложныхпредлогов («вылез из шкафá» — вылез из-за шкафа, «встал кóласту́ла» — встал около стула). Отмечаются нарушения в согласованиипорядковых числительных и прилагательных с существительными мужского и женскогорода («в тетради пишу красным ручком и красным карандашом»; «я умею казатьдвумями пальцыми»), единственного и множественного числа («я дома играюс машинки, еще игры и солдатиком»). Особую сложность для детей с IV уровнемразвития речи представляют конструкции предложений с разными придаточными. Приих построении ребенок может пропустить или заменить союз («одела пальто,какая получше»).
Приобследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логическойпоследовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду спропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз ит. д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементамитворчества, дети используют преимущественно короткие малоинформативныепредложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории оттретьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовкурассказа и т. д.
1.1.4.Приоритетные направлениядеятельности групп компенсирующей направленности
В группах компенсирующейнаправленности для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционное направлениеработы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого ипсихофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей изакрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, всеспециалисты под руководством учителя-логопеда занимаютсякоррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения исвязанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор пофизической культуре осуществляют мероприятия, предусмотренные АООП, занимаютсяфизическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическимразвитием детей.
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО спецификадошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делаютнеправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретныхобразовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представленыв виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собойвозрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концудошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задачАООП направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования,которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР. Онипредставлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастныхэтапах дошкольного детства.
В соответствии с особенностямипсихофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения АООПпредусмотрены в ряде целевых ориентиров.
планируемыерезультаты освоения воспитанниками шестого годажизни
К шести годамребенок:
– проявляетмотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельностьдля достижения какой-либо (конкретной) цели;
– понимает иупотребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков,состояний, свойств, качеств;
– использует словав соответствии с коммуникативной ситуацией;
– различаетсловообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
– использует в речипростейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
– пересказывает (спомощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказываетпо картинке, пересказывает небольшие произведения;
– составляетописательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь наигрушки, картинки, из личного опыта;
– различает наслух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
– владеет простымиформами фонематического анализа;
– используетразличные виды интонационных конструкций;
– выполняетвзаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей,понимает и называет свою роль;
– использует входе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;
– передает всюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;
– стремится ксамостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
– проявляет доброжелательноеотношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности,благодарит за помощь;
– занимаетсяпродуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени(15–20 минут);
– устанавливаетпричинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональнымисвойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практическогоэкспериментирования;
– осуществляет«пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательностидействий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно;
– имеетпредставления о независимости количества элементов множества отпространственного расположения предметов, составляющих множество, и ихкачественных признаков, осуществляет элементарные счетные действия смножествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительноговосприятия;
– имеетпредставления о времени на основе наиболее характерных признаков (понаблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называетреальные явления и их изображения: времена года и части суток;
– использует схемудля ориентировки в пространстве;
– владеетситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарнымикоммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми исверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
– можетсамостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
– обладаетзначительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительнымивозможностями, активным словарным запасом с последующим включением его впростые фразы;
– в речиупотребляет все части речи, проявляя словотворчество;
– сочиняетнебольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях,высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого исамостоятельно);
– изображаетпредметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережаетизображение;
– положительноэмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу ирезультатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительнойдеятельности, их свойства;
– знает основныецвета и их оттенки;
– сотрудничает сдругими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
– внимательнослушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки,проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
– выполняетдвигательные цепочки из трех-пяти элементов; – выполняет общеразвивающиеупражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;
– элементарноописывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его вниманиев случае плохого самочувствия, боли и т. п.;
– самостоятельно иправильно умывается, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдаеткультуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещамиличного пользования.
ӀӀ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Комплексно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующейнаправленности
длядетей с ТНР (от 5 до 6 лет) на 2022 — 2023 уч. г.
Месяц, неделя |
Лексическая тема |
Звук и буква |
Итоговое мероприятие |
Сентябрь 1-3 недели 01-16.09.2022 |
Углубленное обследование детей. Заполнение речевых карт. Подготовка и оформление документации
|
Неречевые и речевые звуки |
Досуговое мероприятие: Здравствуй, детский сад. День знаний.
|
Сентябрь, 4 неделя 19-23.09.2022 |
Детский сад
|
А |
Выставка творческих работ детей по теме недели Выставка творческих поделок «Чудо-светофор» |
Сентябрь, 5 неделя 26-30.09.2022 |
Моя семья |
У |
Праздник «Золотая осень» |
Октябрь, 1 неделя 03-07.10.2022 |
Осень. Признаки осени. Деревья осенью |
О |
Выставка рисунков «Краски осени».
|
Октябрь, 2 неделя 10-14.10.2022 |
Огород. Овощи |
И |
Выставка творческих работ по теме недели . День Здоровья «Я вырасту здоровым» (на улице) |
Октябрь, 3 неделя 17-21.10.2022 |
Сад. Фрукты |
Гласные звуки А, О, У, И |
Выставка детско-родительского творчества из природного материала «Дары осени»
|
Октябрь, 4 неделя 24-28.10.2022 |
Лес. Грибы и лесные ягоды |
Т (ть) |
Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» Концерт «С днем рождения, детский сад!» |
Октябрь, 5 неделя 31.10-03.11. 2022 |
День народного единства |
П (пь) |
Выставка творческих работ детей по теме недели |
Ноябрь, 1 неделя 07-11.11.2022 |
Одежда |
Н (нь) |
Участие родителей в пошиве одежды для кукол. Детская мастерская «Одень куклу» (бумажную) |
Ноябрь, 2 неделя 14-18.11.2022 |
Обувь |
М (мь) |
Дидактическая игра: «Магазин обуви» |
Ноябрь, 3 неделя 21-25.11.2022 |
Игрушки |
К (кь) |
Изготовление игрушек из природного материала для младшей группы. |
Ноябрь, 4 неделя 28.11-02.12.2022 |
Посуда |
Б (бь) |
Выставка поделок из пластилина, глины, соленого теста «Моя любимая чашка» (совместное с родителями творчество) |
Декабрь, 1 неделя 05-09.12.2022 |
Зима. Зимующие птицы |
Б-П |
Коллаж-аппликация «Зимующие птицы» |
Декабрь, 2 неделя 12-16.12.2022 |
Домашние животные зимой |
Д (дь) |
Выставка коллективного детского творчества «На ферме» Изготовление украшений к Новому году. |
Декабрь, 3 неделя 19-23.12.2022 |
Дикие животные зимой |
Д-Т |
Экологическая викторина «На лесной полянке» Конкурс на лучшее новогоднее украшение группы. |
Декабрь, 4 неделя 26-30.12.2022 |
Новый год |
Г (гь) |
утренники новогодние |
Январь, 1 неделя 01-08.01.2023 |
Зимние каникулы |
|
|
Январь, 2 неделя 09-13.01.2023 |
Мебель |
Ф (фь) |
Конструирование кукольной мебели из деталей деревянного конструктора по схемам и описанию. |
Январь, 3 неделя 16-20.01.2023 |
Грузовой и пассажирский транспорт |
В (вь) |
Выставка детского творчества (коллективная работа «Виды транспорта») Музыкальное развлечение «Рождественские колядки» |
Январь, 4 неделя 23-27.01.2023 |
Профессии на транспорте |
В-Ф |
Познавательная викторина «Мы –пассажиры» Драматизация стихотворения В.Берестова «Девочка Марина и её машина» |
Январь, 5 неделя 30.01-03.02.2023 |
Детский сад. Профессии |
В-Ф |
Выставка детского творчества по теме недели |
Февраль, 1 неделя 06-10.02.2023 |
Профессии на стройке |
Х (хь) |
Игра-развлечение «Я б в строители пошел…» |
Февраль, 2 неделя 13-17.02.2023 |
Профессии. Швея |
К-Г-Х |
Экскурсия в кабинет швеи. Коллективный коллаж «Нарядные куклы» |
Февраль, 3 неделя 20-22.02.2023 |
Наша армия |
Ы |
Изготовление открытки «Подарок папе к Дню защитника Отечества» |
Февраль, 4 неделя 27.02-03.03.2023 |
Человек. Части тела |
Ы — И |
военно-спортивная игра «Зарничка» (с папами, на улице) |
Март, 1 неделя 06-10.03.2023 |
Весна. Приметы весны. Мамин праздник
|
С (сь) |
Викторина «Что мы знаем о весне». Фольклорный праздник «Проводы зимы |
Март, 2 неделя 13-17.03.2023 |
Комнатные растения |
З (зь) |
Выставка детского творчества: коллективный альбом «Растения нашей группы»
|
Март, 3 неделя 20-24.03.2023 |
Пресноводные и аквариумные рыбы |
С-З |
Коллективное творчество: книжка-малышка «Аквариумные рыбки» Выставка детских творческих работ |
Март, 4 неделя 27-31.03.2023 |
Наш город |
Ш |
Фольклорный праздник «Русская ярмарка» . |
Апрель, 1 неделя 03-07.04.2023 |
Весенние работы на селе |
Ж |
Международный день птиц. Фольклорный праздник «Встречаем жаворонков». |
Апрель, 2 неделя 10-14.04.2023 |
Откуда хлеб пришёл? |
Ш-Ж |
Посадка лука, укропа, салата в центре природы. Посадка семян на рассаду для экологической тропы. Неделя космических путешествий: игра-квест «Путешествие по Солнечной системе» |
Апрель, 3 неделя 17-21.04.2023 |
Космос |
С-Ш |
Выставка детских творческих работ в ДОУ по теме «Космос».
|
Апрель, 4 неделя 24-28.04.2023 |
Почта |
З-Ж |
Экскурсия на почту
|
Май, 1 неделя 02-05.05.2023 |
Правила дорожного движения |
Э |
Игра-квест на автоплощадке ДОУ «Путешествие в страну дорожных знаков». |
Май, 2 неделя 10-12.05.2023 |
День Победы |
Гласные и согласные звуки |
Дистанционный конкурс чтецов «Дети читают стихи о войне». Выставка рисунков в ДОУ «Этот день Победы!» |
Май, 3 неделя 15-19.05.2023 |
Насекомые |
Согласные звуки (твердые-мягкие) |
Выставка детскоготворчества. Драматизация сказки «Муха-Цокотуха».
|
Май, 4 неделя 22-26.05.2023 |
Полевые цветы |
Согласные звуки (звонкие-глухие) |
Музыкально-спортивное развлечение «Здравствуй, лето красное!» |
Май, 5 неделя 29-31.05.2023 |
Лето. Времена года |
Повторение |
Конкурс рисунков на асфальте. |
