В.А.Ямбаршев, учитель химии МОБУ-Нурминсккая СОШ Медведевского района республики Марий Эл.
Использование стиховна уроках химии в 8-11 классах
Азот
Можно алкоголь не пить,
Но веселым все же быть,
Если вхож я в кислоту,
Окислителем служу,
И селитра без меня
Не годится никуда.
Популярная библиотека химическихэлементов»,М., «Наука», 1983).
Он безжизненным зовется,
Но жизнь без него не создается.
Алюминий
В технике сплавов нашел примененье
Как стойкий и легкий металл,
И в самолетостроении важное место занял.
Вода
Темным облаком летела,
Опустилась птицей белой
Превратилась в человечка,
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком и запела ручейком.
- На дворе переполох-
С неба сыплется горох.
Съела 6 горошин Нина-
У нее теперь ангина.(Град)
- Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на Земле. (Дождик)
- Без крыльев летят, без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака).
- Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
- Одеяло белое, не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на Землю свалилось. (Снег).
Водород
Этого элемента когда-нибудь не станет,
Он в недрах ярких звезд непрерывно сгорает,
Превращаясь при этом в инертный газ,
И во Вселенной погаснет Солнце для нас.
- Обычно легок и летуч,
Он вдруг становится могуч:
Его нагрев неосторожно
Взорвать в округе все возможно,
А если с «О» соединить,-
То можно воду получить.
Я много вам о нем сказал,
Его подробно описал.
Итак, подумав 5 минут
,Скажите, как его зовут?
- Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет
И наступит здесь мрак навсегда..
Гостьиз космоса пришел
В водеприют себе нашел.
Галогены
Хлорхвалился: «Нет мне равных!
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!»
ИОД красой своей гордился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.
БРОМ разлился океаном,
Хоть зловонным, но румяным.
Бил себя он грозно в грудь:
«Я ведь бром, не кто-нибудь! ..»
Фтор молчал и думал:
«Эх, ведь приду и окислю всех…»
(Ж.А.Цобакло. Ж-л Х.ш., 2005,№1, с.37)
Гелий
Дирижабль на нем летал,
Смерть на землю посылал.
Легкий он и негорючий,
Поэтому такой везучий.
Там, где воздуху не быть,
И беды чтоб не нажить,
Применим он как защитник,
Посему огню противник.
В жидком виде также нужен,
С электроникой он дружен.
Метаграмма
- С КА- активный я металл,
С ГЕ – я очень легкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему еще раз. (Калий)
Зола
В ярком пламени рождаясь,
Я невзрачна и сера.
Если ж буквы переставить.
Гибким стеблем стану я.. (Лоза)
Золото
Ему не страшно окисленье,
Ценностью не превзойден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу вам, что он
Может только растворяться
В «царской водке» он.
Калий
Горит лиловым в кислороде
Свободным нет его в природе,
Но соль находит примененье
Как удобренье для растений..
Кальций
Металл в солях- опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
Кислород
Из АТОМОВ мир создавала Природа.
2 атома легких взяла водорода
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород, как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Жизнь появилась, дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения…
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.
Кислоты
Кислота, кроме азотной,
И металл до водорода,
Образуют соль охотно
И, конечно, водород.
Кислота и синий лакмус-
Лакмус сразу станет красным.
Обнаружим таккислоты
В день день хороший и ненастный.
Кислота и основание
Образуют соль и воду.
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду.
В кислоту внесешь оксид ты
Настоящего металла,
Без сомненья, соль и воду
Ты получишь, если надо.
Крахмал
Первый мой слог означает крушение.
Крохотен слог мой второй.
Рождаюсь лишь тлько в зеленых растениях.
Ответьте- кто я такой?
Литий
От греческого слова «камень» этот элемент,
С водой он реагирует, но только не в момент,
Среди металлов легкий, известен
теплоемкостью,
Бомбу водородную сделал он возможностью.
Стекло сего добавкой в технику идет,
Оптическимприборам прозрачность.
Магний
Ослепительнымпламенем ярким,
Какзвездочка, вспыхнув, горит,
Металлтот и белый и яркий
Вдвенадцатой клетке стоит.
(«1сент.», 2008, №24, с.37).
Медь
Корабли меня обходят;
Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь. (Мель)
Д.И.Менделеев
Да, мы не раз географа помянем,
Что шел тайгой в былые времена,
Давал названья рекам безымянным,
Придумывал для сопок имена.
Но во сто крат открыл закон важней
Тот химик, что немалый труд вложил
И имена планет, богов, стран и людей
В одной таблице навсегда объединил.
- У химиков переполох!
Ведь ГАЛЛИЙ был одним из трех,
Предсказанных заранее открытий!
И, следом, как из-под Земли,
Вдруг СКАНДИЙ в Швеции нашли,
Насвет ГЕРМАНИЙ извлекли
(естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица,
В ней появились новые частицы.
Прославят, подтвердят Закон
Открытья будущих времен.
Натрий
Слог мой первый метлой выметают,
Слогом вторым информатор считает.
В целом, скажу, дорогие друзья,
Для многих больных вместо сахара я.
Первый слог- предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «Й».
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.
Оксиды
Известно ли вам, дети,
Какие есть оксиды на планете?
У оксидов пристрастия разные:
То кислоты им нравятся праздные,
То к воде их душа склоняется-
Скажите, как ониназываются? (основные).
- А эти спешат к основаниям, Растворимые, очень желанные,
Но с водой дружбу водят не все,
ужповерь,
Назовите оксиды теперь. (кислотные)
- Бывает двойственный оксид,
Он, позабыв и честь, и стыд,
То к сильной кислоте спешит,
То где-то щелочь сторожит,
И тем и другим поклоняется.
Как такой оксид называется? (Амфотерный).
Основания
Изучим свойства оснований поскорей.
Начнем эксперимент со щелочей.
Сольем сначала щелочь с кислотой,
Из них получим только соль с водой.
- А если с солью щелочь взять,
Получится другая соль и основание опять
Но правилу сему не стоит доверять,
Коль 2 условия не будешь соблюдать.
- Теперь возьмем оксид кислотный
И растворимый гидроксид,
И под водой на дне стакана-
Очередная соль лежит.
- Возьмем любой нерастворимый гидроксид,
Который с кислотой любезничать спешит,
А в результате соль с водою.
- Ну, и последнее, о чем хочу я доложить:
При нагревании их можно разложить.
Сера
Хоть многие вщества превращает в яд,
В химии достойна всяких наград.
Встретишь подружку эту везде
И в спичках, и в кислоте.
Имя женское возьми,
Букву В на С смени.
Химию не зря учил-
Элемент ты получил.
Радон
Я-газ, простое вещество,
Двузначен номер мой.
А слог мой первый- божество,
Река- вот слогвторой.
Соль
О, соль, как много в этом звуке,
Для сердца химика слилось,
Как много в нем отозвалось.
Углерод
Тот элемент в печной трубе
Находим в виде сажи.
Да и в простом карандаше
Его встречаем даже.
Уран
Ты в названии страны
Букву И на У смени
И получишь в сей момент
Всем известный элемент.
Одну букву в концеслова
Лишь заменитученик,
Элемент (раз иготово!)
Превратится в горывмиг.
- Я- металл. Меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если Б ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле. Логогрф).
Фосфор
Открыт он в виде массы, похожий там на воск,
И в темноте светится, как свет далеких
звезд.
Алхимик был в ударе, а как же тут не быть-
Камень философский попробуй-ка
добыть!
Но радость с огорчением рядышком идет,Здоровья и богатства камень не дает.
Так был ли это камнем светящийся тот воск?
Подумайте, ребята, вопрос не так уж прост.
- Красный фосфор я сжигаю
,К дымку воду приливаю.
Проверяю лакмусом,
Станет сразу красным он!
Добавили натрия гидроксид-
Цвет фиолетовый в колбе возник,
Потом получили фосфат серебра,
Цветом-лимонная кожура.
Растворили осадок желтый
Добавлением кислоты азотной…
И на доскепревращения эти
Вы запишите, милые дети!
Белым воздуха боитсяч,
Покраснел, чтоб сохраниться.
Фтор
Горючий продукт я, живу на болотах.
Но есть одна буква в названье коротком.
Прыжок её быстрый- и все изменилось:
Я стал элементом. Так чудо свершилось!
. (Торф)
- Подумайте внимательно,
Чтоб слово отгадать,
Я как круг спасательный,-
Попробуйте назвать.
Если Ф ко мне приставить-
В неметалл я превращусь. (логогриф)
Заменишь букву Й на Я
Увидишь дивные поля,
Узнаешь чудную страну.
Скажи же элемент мне! Ну?
Хлор
В свободном виде он всех убивает.
Если «связать»- то в еду добавляют.
Но ежели в слове мы Л зачеркнем,
То дружно со всеми песню вспоем.
(Логогриф)
Хром
По прозванью инвалид,
Но крепок в жеде и на вид.
Если мне букву А вместо О дадите:
Самый твердый вы металл в церковь превратите.
.
Метаграмма интересна,
Но проста наверняка:
С Р я -элемент известный.
С Н- во Франции река.
ЭЛЕМЕНТЫ IVА ГРУППЫ
Пятеро нас. Мы особого сорта.
Мы элементы группы четвертой.
Наш коллектив удивительно дружен,
Каждый из нас очень важен и нужен.
У элемента номер 6
Достоинств очень много есть.
«Людям я совсем как брат.
Много тысяч лет назад
Освещая интерьер
Первобытных их пещер,
Я уже пылал в костре.
И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе…
Если мягким быть решу,
То в тетрадях я пишу.
Такова, друзья, природа
Элемента углерода.»
Сосед углерода привычен к работе,
Замену ему вы нигде не найдете.
Если бы этот пропал элемент,
Где бы вы взяли кирпич и цемент?
Чем бы стеклили окна? И куда
Делись вы кварц,, и фарфор, и слюда?
Пляжи песчаные, толщи подземные…
Где бы все это было без кремния?
«Дайте выйти в первый ряд!-
Молвил номер 50.-
Я древний, но выгляжу молодо.
Я в бронзе, похожей на золото.
Но я не спесив, всем люблю помогать:
И дырку в кастрюле могу запаять, фольгой, дажебанкой готов я предстать.
И лишь от мороза теряю я голову.
Ну, как, догадались? Зовут меня олово».
Поднял голову едва номер 82:
Знает каждый ученик: я металл!
Пусть я старик, но за все берусь с отвагой, несижу без дела я.
Я рисую- где бумага!
Я стреляю из ружья. Труба канализации,
Экран от радиации,
Балласт подводного пловца-
Моим заслугам нет конца.
Таков уж мой природный стиль:
Я ток даю в автомобиль.
Ну, догадайтесь, наконец,
Кто я? Меня зовут свинец».
«А я здесь самый молодой,
И не седою бородой,
А тем, что полупроводник,
Быть примечательным привык.
Открыт я был в Германии,
Зовут меня германием.
(Ж.А.Цобакло.Ж-л «Х.ш.,2005,№1, с.37).
О, физика, наука из наук!
Все впереди. Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть будет математика очами.
Не разлучайте этих трёх сестёр.
Из АТОМОВ мир создавала Природа.
2 атома легких взяла водорода
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород, как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Жизнь появилась, дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения…
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанья человеческие шире!
М.Алигер(Ж-л Х.Ш.,№1, 2003)
Хризолит осенний ипьянящий,
Мед полудней- царственный янтарь,
Аметист-молитвенный алтарь,
И сапфир, испуганный и зрящий.
М.Волошин
ОХРАНА ПРИРОДЫ
Планета когда-то прекрасной была.
И РЕКИ струились, прозрачней стекла.
Был снег белоснежным и дождь как слеза
Сияла на солнце небес бирюза.
Планету природы искусный резец
Мильонами лет превращал в образец.
Но … сейчас истыкали трубы небес.
Отравлены воды. Испакощен лес.
Плывут облака, точно черная ночь:
Дышать и животным,
И людям невмочь…
О химии
Химия- нет на свете
Прекрасней науки..
С нею готов я терпеть,
А может построить- химия.
Химия везде и повсюду,
Тебя мы находим в одежде и каше,
А также в природе.
Химия- слово волшебное,
Петь даже хочется что-то душевное.
Гипохлораты, вода и оксиды- химия.
Жизнь без тебя- что костер без огня.
ЛИТЕРАТУРА
1.М.Алигер .Ж-л Х.Ш.,№1, 2003.
2.Р.Г.Иванова. Химия. Учебник для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2002.
3.Р.Г.Иванова, А.В.Каверина. Химия. Учебникдля 10 кл. М., Просвещение, 2002.
4.Книга для чтения по неорганической химии.ч.1Пособие для учащихся. Составитель В.А.Крицман. М., Просвещение, 1983.
3.С.И.Рогожников.Метаграммы о химическихэлементах. Приложение к газ. «1 сент.,1997 г.
4.Ж.А.Цобакло.Ж-л «Химия в школе, 2005, №1,с.37.
5.И.Н.Чертков, Р.Г.Иванова. Учебник для 11 кл.М., Просвещение, 2002.