X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

В.А.Ямбаршев, учитель химии МОБУ-Нурминсккая СОШ Медведевского района республики Марий Эл.

                            

                   Использование стиховна уроках химии в 8-11 классах

Азот

Можно алкоголь не пить,

Но веселым все же быть,

Если вхож я в кислоту,

Окислителем служу,

И селитра без меня

Не годится никуда.

Популярная библиотека химическихэлементов»,М., «Наука», 1983).

     Он безжизненным зовется,

     Но жизнь без него не создается.

                        Алюминий

В технике сплавов нашел примененье

Как стойкий и легкий металл,

И в самолетостроении важное место                                                                    занял.

Вода

Темным облаком летела,

Опустилась птицей белой

Превратилась в человечка,

Постояла у крылечка,

Покатилась кувырком и запела ручейком.

  • На дворе переполох-

С неба сыплется горох.

Съела 6 горошин Нина-

У нее теперь ангина.(Град)

  • Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на Земле. (Дождик)

  • Без крыльев летят, без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака).

  • Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

  • Одеяло белое, не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на Землю свалилось. (Снег).

Водород

Этого элемента когда-нибудь не станет,

Он в недрах ярких звезд непрерывно сгорает,

Превращаясь при этом в инертный газ,

И во Вселенной погаснет Солнце для нас.

  • Обычно легок и летуч,

Он вдруг становится могуч:

Его нагрев неосторожно

Взорвать в округе все возможно,

А если с «О» соединить,-

То можно воду получить.

Я много вам о нем сказал,

Его подробно описал.

Итак, подумав 5 минут

,Скажите, как его зовут?

  • Если вдруг он когда-то иссякнет,

В недрах звезд весь сгорит без следа,

Во Вселенной светило погаснет

И наступит здесь мрак навсегда..

 

Гостьиз космоса пришел

В водеприют себе нашел.

Галогены

Хлорхвалился: «Нет мне равных!

Галоген я самый главный.

Зря болтать я не люблю:

Все на свете отбелю!»

ИОД красой своей гордился.

Фиолетовый, как ночь,

Далеко умчался прочь.

БРОМ разлился океаном,

Хоть зловонным, но румяным.

Бил себя он грозно в грудь:

«Я ведь бром, не кто-нибудь! ..»

Фтор молчал и думал:

«Эх, ведь приду и окислю всех…»

(Ж.А.Цобакло. Ж-л Х.ш., 2005,№1, с.37)

Гелий

Дирижабль на нем летал,

Смерть на землю посылал.

Легкий он и негорючий,

Поэтому такой везучий.

Там, где воздуху не быть,

И беды чтоб не нажить,

Применим он как защитник,

Посему огню противник.

В жидком виде также нужен,

С электроникой он дружен.

            Метаграмма

  • С КА- активный я металл,

С ГЕ – я очень легкий газ.

Чтобы нас ты разгадал,

Глянь в систему еще раз. (Калий)

Зола

В ярком пламени рождаясь,

Я невзрачна и сера.

Если ж буквы переставить.

Гибким стеблем стану я.. (Лоза)

                          

                       Золото

Ему не страшно окисленье,

Ценностью не превзойден,

В кислоте без растворенья

Находиться может он.

Чтобы легче догадаться,

Подскажу вам, что он

Может только растворяться

В «царской водке» он.

                              Калий

Горит лиловым в кислороде

Свободным нет его в природе,

Но соль находит примененье

Как удобренье для растений..

                          Кальций

Металл в солях- опора многих,

А нас без него не носили бы ноги.

Кислород

Из АТОМОВ мир создавала Природа.

2 атома легких взяла водорода

Прибавила атом один кислорода

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород, как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,

Жизнь появилась, дыханье, горение…

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения,

Хотя и не знали причины горения…

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье.

Кислоты

Кислота, кроме азотной,

И металл до водорода,

Образуют соль охотно

И, конечно, водород.

Кислота и синий лакмус-

Лакмус сразу станет красным.

Обнаружим таккислоты

В день день хороший и ненастный.

Кислота и основание

Образуют соль и воду.

Именно вот это свойство

Взяли все кислоты в моду.

В кислоту внесешь оксид ты

Настоящего металла,

Без сомненья, соль и воду

Ты получишь, если надо.

Крахмал

Первый мой слог означает крушение.

Крохотен слог мой второй.

Рождаюсь лишь тлько в зеленых растениях.

Ответьте- кто я такой?

 

Литий

От греческого слова «камень» этот     элемент,

С водой он реагирует, но только не в момент,

Среди металлов легкий, известен

                              теплоемкостью,

Бомбу водородную сделал он возможностью.

Стекло сего добавкой в технику идет,

Оптическимприборам прозрачность.

Магний

Ослепительнымпламенем ярким,

Какзвездочка, вспыхнув, горит,

Металлтот и белый и яркий

Вдвенадцатой клетке стоит.

(«1сент.», 2008, №24, с.37).

 

                           Медь

Корабли меня обходят;

Знает лоцман наизусть.

Если Л на Д заменят,

То металлом окажусь. (Мель)

Д.И.Менделеев

Да, мы не раз географа помянем,

Что шел тайгой в былые времена,

Давал названья рекам безымянным,

Придумывал для сопок имена.

Но во сто крат открыл закон важней

Тот химик, что немалый труд вложил

И имена планет, богов, стран и людей

В одной таблице навсегда объединил.

  • У химиков переполох!

Ведь ГАЛЛИЙ был одним из трех,

Предсказанных заранее открытий!

И, следом, как из-под Земли,

Вдруг СКАНДИЙ в Швеции нашли,

Насвет ГЕРМАНИЙ извлекли

(естественно, в Германии).

Потом дополнилась таблица,

В ней появились новые частицы.

Прославят, подтвердят Закон

Открытья будущих времен.

Натрий

Слог мой первый метлой выметают,

Слогом вторым информатор считает.

В целом, скажу, дорогие друзья,

Для многих больных вместо сахара я.

Первый слог- предлог известный,

Слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра,

К ней добавьте букву «Й».

Чтобы целое узнать,

Нужно вам металл назвать.

Оксиды   

Известно ли вам, дети,

Какие есть оксиды на планете?

У оксидов пристрастия разные:

То кислоты им нравятся праздные,

То к воде их душа склоняется-

Скажите, как ониназываются?                                                                 (основные).

  • А эти спешат к основаниям, Растворимые, очень желанные,

Но с водой дружбу водят не все,

                                             ужповерь,

Назовите оксиды теперь. (кислотные)

  • Бывает двойственный оксид,

Он, позабыв и честь, и стыд,

То к сильной кислоте спешит,

То где-то щелочь сторожит,

И тем и другим поклоняется.

Как такой оксид называется?                                                         (Амфотерный).

Основания

Изучим свойства оснований поскорей.

Начнем эксперимент со щелочей.

Сольем сначала щелочь с кислотой,

Из них получим только соль с водой.

  • А если с солью щелочь взять,

Получится другая соль и основание опять

Но правилу сему не стоит доверять,

Коль 2 условия не будешь соблюдать.

  • Теперь возьмем оксид кислотный

И растворимый гидроксид,

И под водой на дне стакана-

Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

Очередная соль лежит.

  • Возьмем любой нерастворимый гидроксид,

Который с кислотой любезничать спешит,

А в результате соль с водою.

  • Ну, и последнее, о чем хочу я доложить:

При нагревании их можно разложить.

                             Сера

Хоть многие вщества превращает в яд,

В химии достойна всяких наград.

Встретишь подружку эту везде

И в спичках, и в кислоте. 

     Имя женское возьми,

     Букву В на С смени.

     Химию не зря учил-

     Элемент ты получил.

Радон

Я-газ, простое вещество,

Двузначен номер мой.

А слог мой первый- божество,

Река- вот слогвторой.

Соль

О, соль, как много в этом звуке,

Для сердца химика слилось,

Как много в нем отозвалось.

                        Углерод

Тот элемент в печной трубе

Находим в виде сажи.

Да и в простом карандаше

Его встречаем даже.

Уран

Ты в названии страны

Букву И на У смени

И получишь в сей момент

Всем известный элемент.

Одну букву в концеслова

Лишь заменитученик,

Элемент (раз иготово!)

Превратится в горывмиг.

  • Я- металл. Меня ты знаешь.

Мощь громадная во мне.

Если Б ко мне добавишь,

Небо скрою в снежной мгле. Логогрф).

Фосфор

Открыт он в виде массы, похожий там на воск,

И в темноте светится, как свет далеких

                                                         звезд.

Алхимик был в ударе, а как же тут не                                                                  быть-

Камень философский попробуй-ка

                                                добыть!

Но радость с огорчением рядышком идет,Здоровья и богатства камень не дает.

Так был ли это камнем светящийся тот                                                               воск?

Подумайте, ребята, вопрос не так уж                                                                   прост.

  • Красный фосфор я сжигаю

,К дымку воду приливаю.

Проверяю лакмусом,

Станет сразу красным он!

Добавили натрия гидроксид-

Цвет фиолетовый в колбе возник,

Потом получили фосфат серебра,

Цветом-лимонная кожура.

Растворили осадок желтый

Добавлением кислоты азотной…

И на доскепревращения эти

Вы запишите, милые дети!

              Белым воздуха боитсяч,

              Покраснел, чтоб сохраниться.

Фтор

Горючий продукт я, живу на болотах.

Но есть одна буква в названье коротком.

Прыжок её быстрый- и все изменилось:

Я стал элементом. Так чудо свершилось!

.                                                        (Торф)

  • Подумайте внимательно,

Чтоб слово отгадать,

Я как круг спасательный,-

Попробуйте назвать.

Если Ф ко мне приставить-

В неметалл я превращусь. (логогриф)

Заменишь букву Й на Я

Увидишь дивные поля,

Узнаешь чудную страну.

Скажи же элемент мне! Ну?

Хлор

В свободном виде он всех убивает.

Если «связать»- то в еду добавляют.

Но ежели в слове мы Л зачеркнем,

То дружно со всеми песню вспоем.

            (Логогриф)

                        Хром

По прозванью инвалид,

Но крепок в жеде и на вид.

 

Если мне букву А вместо О дадите:

Самый твердый вы металл в церковь превратите.

.

Метаграмма интересна,

Но проста наверняка:

С Р я -элемент известный.

С Н- во Франции река.

 

 

ЭЛЕМЕНТЫ IVА ГРУППЫ

Пятеро нас. Мы особого сорта.

Мы элементы группы четвертой.

Наш коллектив удивительно дружен,

Каждый из нас очень важен и нужен.

У элемента номер 6

Достоинств очень много есть.

«Людям я совсем как брат.

Много тысяч лет назад

Освещая интерьер

Первобытных их пещер,

Я уже пылал в костре.

И украсить был я рад

Дам и рыцарей наряд,

Что блистали при дворе…

Если мягким быть решу,

То в тетрадях я пишу.

Такова, друзья, природа

Элемента углерода.»

Сосед углерода привычен к работе,

Замену ему вы нигде не найдете.

Если бы этот пропал элемент,
Где бы вы взяли кирпич и цемент?

Чем бы стеклили окна? И куда

Делись вы кварц,, и фарфор, и слюда?

Пляжи песчаные, толщи подземные…

Где бы все это было без кремния?

«Дайте выйти в первый ряд!-

Молвил номер 50.-

Я древний, но выгляжу молодо.

Я в бронзе, похожей на золото.

Но я не спесив, всем люблю помогать:

И дырку в кастрюле могу запаять, фольгой, дажебанкой готов я предстать.

И лишь от мороза теряю я голову.

Ну, как,  догадались? Зовут меня олово».

Поднял голову едва номер 82:

Знает каждый ученик: я металл!

Пусть я старик, но за все берусь с отвагой, несижу без дела я.

Я рисую- где бумага!

 Я стреляю из ружья. Труба канализации,

Экран от радиации,

Балласт подводного пловца-

Моим заслугам нет конца.

Таков уж мой природный стиль:

Я ток даю в автомобиль.

Ну, догадайтесь, наконец,

Кто я? Меня зовут свинец».

«А я здесь самый молодой,

И не седою бородой,

А тем, что полупроводник,

Быть примечательным привык.

Открыт я был в Германии,

Зовут меня германием.

(Ж.А.Цобакло.Ж-л «Х.ш.,2005,№1, с.37).

 

О, физика, наука из наук!

Все впереди. Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть будет математика очами.

Не разлучайте этих трёх сестёр.

Из АТОМОВ мир создавала Природа.

2 атома легких взяла водорода

Прибавила атом один кислорода

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород, как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,

Жизнь появилась, дыханье, горение…

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере…

Огонь добывали при помощи трения,

Хотя и не знали причины горения…

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье.

 

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанья человеческие шире!

М.Алигер(Ж-л Х.Ш.,№1, 2003)

 

Хризолит осенний ипьянящий,

Мед полудней- царственный янтарь,

Аметист-молитвенный алтарь,

И сапфир, испуганный и зрящий.

                                               М.Волошин

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Планета когда-то прекрасной была.

И РЕКИ струились, прозрачней стекла.

Был снег белоснежным и дождь как слеза

Сияла на солнце небес бирюза.

Планету природы искусный резец

Мильонами лет превращал в образец.

Но … сейчас истыкали трубы небес.

Отравлены воды. Испакощен лес.

Плывут облака, точно черная ночь:

Дышать и животным,

И людям невмочь…

                       

 

                        О химии

Химия- нет на свете

Прекрасней науки..

С нею готов я терпеть,

А может построить- химия.

Химия везде и повсюду,

Тебя мы находим в одежде и каше,

А также в природе.

Химия- слово волшебное,

Петь даже хочется что-то душевное.

Гипохлораты, вода и оксиды- химия.

Жизнь без тебя- что костер без огня.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.М.Алигер .Ж-л Х.Ш.,№1, 2003.

2.Р.Г.Иванова. Химия. Учебник для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2002.

3.Р.Г.Иванова, А.В.Каверина. Химия. Учебникдля 10 кл. М., Просвещение, 2002.

4.Книга для чтения по неорганической химии.ч.1Пособие для учащихся. Составитель В.А.Крицман. М., Просвещение, 1983.

3.С.И.Рогожников.Метаграммы о химическихэлементах. Приложение к газ. «1 сент.,1997 г.

4.Ж.А.Цобакло.Ж-л «Химия в школе, 2005, №1,с.37.

5.И.Н.Чертков, Р.Г.Иванова. Учебник для 11 кл.М., Просвещение, 2002.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет