X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Работаклассного руководителя с различными категориями семей

Важным звеном впостроении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителямишкольника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываютсяосновы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегдаокажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья

Современные семьиразвиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации.С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи,разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению иповышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаютсяпроцессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падениематериального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательновлияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенкасемей.

Следовательно, всложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь состороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можноуспешно решать проблему развития личности школьника.

 В классе естьсемьи различных категорий: полные и неполные; многодетные и малообеспеченные;семьи, где дети находятся под опекой; благополучные и неблагополучные. Но вкаждой отдельной категории можно выделить разное отношение родителей к обучениюи воспитанию своего ребенка от суперопеки до безразличия. Для себя я выработаладеление родителей на другие категории и пути работы с ними.

Эффективное общение педагогов с различнымикатегориями родителей:

  • Неблагодарные родители
  • Отстраненные родители
  • Все знающие родители
  • Непоследовательные родители
  • Родитель – мечта специалиста

Родитель – мечта специалиста

     Родитель и учитель – соратники иколлеги в воспитании ребенка. Предъявляют единые требования.

Неблагодарные родители

        Стремятсяобесценить работу педагога, психолога, логопеда. Сами при этом в воспитанииучаствуют мало, не выполняют рекомендации. Тактика: привлечь на свою сторону.Подчеркивая как важна их помощь. Мнение. Встречаться чаще, «завалить»информацией о проблемах. О том, как много делается для их ребенка, подчеркиваяценность педагогической работы. При необходимости беседовать с другимиавторитетными членами семьи, которые могут оказать положительное влияние.

Отстраненные родители

         Непоявляются в школе, не занимаются дома, отсутствует мотивация к воспитанию,«скидывают» ребенка на школу. За ребенком приходит бабушка, если приходят самиродители, стараются поскорее уйти, чтобы не общаться с учителем. Тактика:передавать в письменном виде информацию, включающую просьбы, требования,объективную информацию, при необходимости давать неблагоприятный прогноз.  Делатьакцент на важности влияния родителей на ребенка. Их значимости в процессевоспитания, их авторитете. Подчеркивать, что ребенок нуждается именно в ихпомощи.

Все знающие родители

        «Учат»педагогов, как надо действовать, знают все «лучше», прочитали многопедагогической и психологической литературы. Тактика: давать альтернативныйвыбор, выслушивать их мнение. Задавать открытые вопросы: «Что Вы можетесделать, чем можете помочь конкретно?» Высказывать свое мнение, как мнениебольшинства, ссылаться на литературу, на школьную документацию. Не переходить воткрытый конфликт. Действовать осторожно, формально, использоватьпсихологические термины, клише.

Непоследовательные родители

        Выполняютобязанности родителей по настроению, идут на контакт и быстро подключаются кпроцессу образования, когда от них это требуют, так же быстро «отключаются».Тактика: подкреплять их значимость, назначать встречи с определенным периодом,записывать жалобы и благодарности, фиксировать наглядно для родителей.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.12%
НЕТ
38.88%
Проголосовало: 1358

Школа и семья –естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединитьих усилия – значит, во многом решить проблему воспитания подрастающегопоколения.

Считаю, чтоучителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия испособами установления контактов с семьей.

Первое правило.

В основе работыклассного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия,направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классногоруководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости.Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» –исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей –взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет исовместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.

Второе правило.

Доверие к воспитательнымвозможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры иактивности в воспитании.

Психологическиродители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения.Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшегообразования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитаниюдетей.

Третье правило.

Педагогическийтакт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности ондолжен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным илиневольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классныйруководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяютсокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями нибыли родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным.

Четвертое правило.

Жизнеутверждающийнастрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка,на сильные стороны семейного воспитания.Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий инеожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития,тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативныхэмоций и растерянности педагога.

В своей работе сродителями я опираюсь на принцип трех Д:

1)    Доброжелательностьв отношениях.

2)    Доступность(в любое время).

3)    Достоинство(осуждаем поступок. а не ребенка)


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.12%
НЕТ
38.88%
Проголосовало: 1358

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.12% НЕТ 38.88% Проголосовало: 1358


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.12% НЕТ 38.88% Проголосовало: 1358


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.12% НЕТ 38.88% Проголосовало: 1358


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.12% НЕТ 38.88% Проголосовало: 1358


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.12% НЕТ 38.88% Проголосовало: 1358


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет