X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

 «Кармановскаясредняя школа  имени Н.П. Майорова»

Гагаринскогорайона Смоленской области

 

                 Рассмотрено                                                      Согласовано

на заседании МО Заместитель директора по Протокол №  1 УВРМБОУ«Кармановская от 26.08. 2020г. средняя школа»

                                                                                    Л.Б.Серкова

ЛобачёваВ.В.                                                          28августа 2020г.

Ф.И.О. руководителя     МО

 

  

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА «Активизация познавательной деятельности обучающихся на урокахрусского языка и

литературыпутём использования современных образовательных технологий»

6-7класс

 

Учитель:Серкова Л.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

2020 – 2021 учебный год

 

                                                                Пояснительная записка

На современном этапе, вусловиях модернизации образования и в связи с переходом на новыеобразовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности,умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободноориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевойдеятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативнаядеятельность.

Одна из актуальныхпроблем преподавания русского языка и литературы в школе – проблема повышения интересак изучаемому предмету. «Корень учения горек»,- говорили древниеримляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры, никтоне спорит, но меняются времена и нравы. Прошли те времена, когда педагогассоциируется человеком с плёткой. Сегодня учитель — это, прежде всего,наставник, сотрудник и единомышленник.  Как же в данное время заставить ребёнкаучиться?

Современная школа должнане только сформировать у учащихся определённый набор знаний и умений, но ипробудить их  стремление к самообразованию, реализации своих способностей.Необходимым условием развития этих процессов является активизацияучебнопознавательной  деятельности, которая на данный момент резкоснизилась по разным причинам: во – первых, дети часто не осознают, зачем имвообще надо учиться; во – вторых, не понимают, как использовать полученныезнания в практической деятельности; в – третьих, это, конечно, устаревшиеметодики. 

 ЦЕЛИ:

1)     привлечениеучащихся к целям и задачам урока;

2)     возбуждениеинтереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого   материала;

3)     включениеучащихся в интересную для них форму работы

Задачи учителя дляразвития мотивации при изучении русского языка:

ü  создание благоприятных условий, система подготовки обучающихся,направленная на положительный результат; 

ü  расширение и углубление знаний благодаря различным уровнямобучения (углубленному и профильному);

ü  развитие самосознания старшеклассников через внедрениеинновационных форм и методов работы.

Задачи:

  создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

  создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

  компетентность в данном вопросе;

  право выбора заданий;

  включение ученика в активную деятельность, коллективные формыработы;

  использование инновационных методов обучения;

  использование проблемных ситуаций;

  мониторинг успешности.

         Формы работы:

ü  творческие мастерские;

ü  факультативы, кружки по интересам;

ü  занятия исследовательской деятельностью;

ü  творческие конкурсы, 

ü  интеллектуальный марафон;

ü  научно-практические конференции; ü участие в олимпиадах;

ü  работа по индивидуальным планам;

Методы( приёмы) работы:

ü  ассоциативный ряд;

ü  опорный конспект;

ü  ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения иразмышления);

ü  мозговая атака;

ü  синквейн;

ü  эссе;

ü  ключевые термины;

ü  перепутанные логические цепочки;

ü  медиапроектроекты;

ü  дидактическая игра;

ü  лингвистические карты;

ü  исследование текста;

ü  работа с тестами;

ü  нетрадиционные формы домашнего задания.

 

Приёмы применениякомпьютерных технологий

1.     Вовлечение учащихся в дистанционные викторины, конкурсыспособствуют самостоятельной и ответственной работе с информационнымиисточниками. Итогами такой работы становятся детские проекты, буклеты,презентации, web-сайты, фильмы. Учащиеся могут получать и  дополнительноедистанционное образование. 

2.      Общениес другими участниками сети Интернет.

3.     Организация проектов по интересующей теме.  Например, можно предложить домашнее задание – подготовить проект на заданнуютему, этот проект может быть подготовлен группой школьников, сопровождатьсяцитатами, доказывающими представленный материал, плакатом, на которомпредставлена схема излагаемого материала,  стенгазетой. Работа в группах дляучащихся всегда интересна и увлекательна. Примером такой деятельности может служитьпроект по творчеству Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, В.В.Высоцкого, «Обособленные члены предложения»,  «Как писать сочинение-рассуждение на ОГЭ»   

4.     С помощью ИКТ можно повысить  грамотностьучащихся.  Электронные словари и справочники позволяют мобильно получитьдополнительные знания и использовать их на уроке.

5.     На уроках литературы, при изучении  новогоматериала используются библиографические сведения, проводятся виртуальныеэкскурсии по музеям, показываются  учащимся фото, иллюстрации, картины из жизниписателя, поэта, видеофрагменты, что повышает заинтересованность обучающихся  предметом. 

6.В помощь учителю есть множествоматериалов, которые можно использовать на уроке –  электронныеэнциклопедии («Кирилл и Мефодий»),  готовые ЦОР, в томчисле и собственные,  электронные презентации, флэш — анимации, аудиофрагменты, электронные тренажеры, фильмы, музыкальные CD-диски, материалысети Интернет.

7.              Электронные учебники и электронные конспекты уроков,которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

8.              Одна из форм, позволяющая реализовать интеллектуальные интересыученика —  исследовательская работа. Исследуя выбранную проблему,ученик приобретает навыки работы с научной и справочной литературой, учитсякультуре умственного труда. Кроме того, данный вид работы помогает развиватьтворческие способности ребенка. Но важно помнить, что исследовательской,проектной деятельности надо учить, постепенно усложняя задачу. В среднихклассах это могут быть сообщения, ответы на проблемные вопросы, поисковуюдеятельность организует, естественно, учитель. В старших классах работувыполнят сами учащиеся, учитель лишь направляет их деятельность. Итогом работыможет стать реферат, проект, исследовательская работа.  Незаменимый помощник –компьютер. 

9.              С помощью ИКТ осуществляется и проверка учебного материалапосредством компьютерных тестов, особенно, если это он-лайн тесты(Интернет-тесты), учащийся сразу видит свой результат и может посмотретьдопущенные им ошибки, соответственно в тетрадь и дневник вносится запись, какиеправила необходимо повторить. После повторения, ученик может выбрать именно тутему, которая вызвала затруднения и пройти тест на закрепление материал

10.          Викторины, интеллектуальные игры актуальны для любой возрастной категории. Использование Интернет-ресурсов даствозможность провести это мероприятие в актовом зале или конференц-залединамично и красочно.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

11.          Акции. Они проводятся как заранее подготовленныепраздники ( например, к юбилеям писателей и поэтов), пробуждают интерес кпредмету, и оказывают массовое воздействие на учащихся. Содержание этого видавнеклассной работы весьма разнообразно: листовки, агитбригады, памятки,поздравления с использованием презентаций, школьного радио. 

12.          Посещение библиотеки. Библиотечные выставки нашегопосёлка могут заинтересовать учащихся. По окончанию экскурсии дается заданиенаписать отзыв, эссе, сделать презентацию.

13.          Проектная деятельность. Отличительной чертойпроекта является поиск информации, ее обработка и доказательство гипотезы спомощью эвристических или экспериментальных методов. Метод проектов — этоспособ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическимрезультатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат [20]).Например, проекты «История моей фамилии», «Мое имя».

14.          Выразительное чтение,  использование аудио. Выразительное чтение способствует более глубокому восприятию текста ириторическому  развитию учащихся. Воспитывается культура речи. Данные навыкинеобходимы в любой профессиональной деятельности будущих выпускников.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведенииразличных форм урока:

мультимедийной школьной лекции, урока-семинара, урока – практикума, урока- виртуальной экскурсии.  Организациятаких экскурсий возможна на природу,  в музей, на родину писателя   ИспользованиеИнтернета способствует формированию и развитию способностей учащихся ксамостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся,активизирует интерес к изучаемому материалу.  Интернет даёт возможности длясаморазвития, самообразования и детей, и учителей,  является эффективнымсредством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Таким образом,максимальное использование средств ИКТ на уроках русского языка и литературыучащимися  5-11 классов совместно с учителем повышает  не только уровеньпознавательной активности, но и улучшает показатели обученности,  мотивациюучащихся и качество знаний.

       

 

 

 

 

 

   Планработы по активизации познавательной деятельности на уроках  русского языка и литературы

на2020 – 2021 учебный год

 

№п/п

Содержание мероприятия

Сроки проведения

1.

Знакомство с популярными образовательными сайтами.

Сентябрь

2.

Выполнение демо-версий «Олимпис»

Сентябрь

3.

Участие в акции «Расскажи о книге»

Сентябрь-октябрь

4.

Занимательные задания по изучаемым темам.

Октябрь -ноябрь

5.

Выполнение демо-версий «Пегаса» и «Золотое руно»

Март

6.

Занимательные материалы по изучаемым темам.

Апрель

7.

Исследовательская работа и проект.

Май

8.

Создание  буклетов по правилам, изучаемым в курсе русского языка.

В течение года

 

2021-2022учебный год

       

№п/п

                              Содержание мероприятия

Сроки проведения

1.

Знакомство с популярными образовательными сайтами.

Сентябрь

2.

Выполнение демо-версий олимпиадных заданий.

Сентябрь

3.

Составление кроссвордов по темам.

Октябрь

4.

Занимательные задания по изучаемым темам.

Ноябрь

5.

Выполнение демо-версий олимпиадных заданий «Пегаса» 

Март

6.

Исследовательская работа «Тайна слова»

Апрель

7.

Занимательные материалы по изучаемым темам.

Май

8.

Создание  презентаций, видеороликов.

В течение года

 

    

                                            Библиографический список

1  Акиф Л. М.Проблема формирования познавательной активности учащихся // Вестник ТГПУ, 2012.– №5. – С.197-202..  

2.   Архипова Н.П. Уроки литературы с применением информационныхтехнологий. Методическое пособие с электронным приложением. — М: Глобус, 2010.– 341 с.

3.   Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. – Н.Тагил:НТФ ИРРО, 2008. – 253 с.

4.   Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы впродуктивном обучении //Школьные технологии. – 2001. – №2. – С.7-12.

5.   Буткин Г.А., Володарская И.А. Формирование самостоятельнойпознавательной деятельности учащихся // Проблемы методов обучения в современнойобщеобразовательной школе. – М.: Наука, 1980. – С.67-78.

6.   Горшкова О. О. Самостоятельная работа как фактор формированияпознавательной активности студентов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. –№41. – С.31-34. 

7.    ПолатЕ.С. Метод проектов на уроках. http://center/fio.ru/do/news.asp

8.    ..ЩукинаГ.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. –

М.: Учпедгиз, 1986. – 353 с.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет