РОСЖЕЛДОР
Федеральноегосударственное бюджетное образовательное учреждение
высшегообразования
Ростовскийгосударственный университет путей сообщения
(ФГБОУВО РГУПС)
Лискинскийтехникум железнодорожного транспорта имени И.В. Ковалёва
(ЛТЖТ– филиал РГУПС)
контрольно-оценочные средства
учебной дисциплины
Основы философии
для специальности
23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижногосостава
железных дорог»
(заочнаяформа обучения)
Базовая подготовка
среднего профессионального образования
Лиски
2019
Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины разработаны на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностисреднего профессионального образования (далее – СПО) 23.02.06 «Техническаяэксплуатация подвижного состава железных дорог» и на основе рабочей программы,утвержденной 02.09.2019 года.
Организация-разработчик: Лискинский техникум железнодорожного транспорта –филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшегообразования Ростовский государственный университет путей сообщения (далее ЛТЖТ– филиал РГУПС).
Разработчик: Клышнюк Н.А., преподаватель ЛТЖТ – филиала РГУПС.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссииобщих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол от 31.08.2019г. № 1.
Рекомендовано методическим советом ЛТЖТ –филиала РГУПС, протокол от 02.09.2019 г. № 1.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формы контроля и оценивания учебной дисциплины.. 6
3. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.. 9
Задания на контрольную работу № 1. 17
Тематика рефератов по курсу «Основы философии»: 39
4. Структура контрольно-оценочных средств промежуточнойаттестации. 41
5. Список используемыхисточников. 44
1. Общие положения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
— ориентироваться в наиболееобщих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизникак основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
— основные категории ипонятия философии;
— роль философии в жизничеловека и общества;
— основы философского ученияо бытии;
— сущность процессапознания;
— основы научной,философской и религиозной картин мира;
— об условиях формированияличности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающейсреды;
— о социальных и этическихпроблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники итехнологий.
Формируемые компетенции
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Формой аттестации по учебнойдисциплине является Экзамен, который проводится в устной форме.
2. Формы контроля и оценивания учебнойдисциплины
Разделы и темы учебной |
Форма контроля и оценивания |
|||
Текущий контроль |
Рубежный контроль |
Формируемые общие и профессиональные компетенции |
Промежуточная аттестате |
|
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени Раздел 2. Человек-сознание-познание Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство) Раздел 4. Социальная жизнь |
Контрольные вопросы, опрос, сообщения студентов, доклады, эссе, работа с документами (текстами), написание рефератов., выполнение кроссворда, тестирование № 1, 2 |
Контрольная работа № 1 |
ОК 1-9 |
|
|
|
|
|
Экзамен |
Примерныйперечень оценочных средств
№ п/п |
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Представление оценочного средства в фонде |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Деловая и/или ролевая игра |
Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. |
Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре |
2 |
Коллоквиум |
Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. |
Вопросы по темам/разделам дисциплины |
3 |
Контрольная работа |
Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу |
Комплект контрольных заданий по вариантам |
4 |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты |
Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. |
Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов |
5 |
Разноуровневые задачи и задания |
Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. |
Комплект разноуровневых задач и заданий |
6 |
Реферат |
Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. |
Темы рефератов |
7 |
Доклад, сообщение |
Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы |
Темы докладов, сообщений |
8 |
Собеседование |
Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. |
Вопросы по темам/разделам дисциплины |
9 |
Творческое задание |
Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. |
Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий |
10 |
Тест, кроссворд |
Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. |
Фонд тестовых заданий |
11 |
Эссе |
Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. |
Тематика эссе |
3. Контроль и оценка результатов освоенияДисциплины
В результатеаттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка знаний,умений и навыков:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Показатели оценки результатов |
Способы проверки |
уметь: |
|
|
— ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
|
Ответы на контрольные вопросы, сообщения студентов, доклады, эссе, тестирование, индивидуальная работа, выполнение заданий практических работ |
Текущий контроль в форме: — Контрольные вопросы, — опрос, — сообщения студентов, — доклады, — эссе, — работа с документами (текстами), — написание рефератов., — выполнение кроссворда, — тестирование № 1, 2 |
знать: |
|
|
— основные категории и понятия философии; |
Ответы на контрольные вопросы, сообщения студентов, доклады, эссе, тестирование, индивидуальная работа, выполнение заданий практических работ |
|
— роль философии в жизни человека и общества; |
Ответы на контрольные вопросы, сообщения студентов, доклады, эссе, тестирование, индивидуальная работа, выполнение заданий практических работ |
|
— основы философского учения о бытии; |
Ответы на контрольные вопросы, сообщения студентов, доклады, эссе, тестирование, индивидуальная работа, выполнение заданий практических работ |
|
— сущность процесса познания; |
Ответы на контрольные вопросы, сообщения студентов, доклады, эссе, тестирование, индивидуальная работа, выполнение заданий практических работ |
|
— основы научной, философской и религиозной картин мира; |
Ответы на контрольные вопросы, сообщения студентов, доклады, эссе, тестирование, индивидуальная работа, выполнение заданий практических работ |
|
— об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; |
Ответы на контрольные вопросы, сообщения студентов, доклады, эссе, тестирование, индивидуальная работа, выполнение заданий практических работ |
|
— о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
Ответы на контрольные вопросы, сообщения студентов, доклады, эссе, тестирование, индивидуальная работа, выполнение заданий практических работ |
Критерии оценки контрольных, практических работ, тестов, устныхответов и учебной деятельности обучающихся
В критерии оценки уровня подготовки студентоввходит:
— уровень освоения студентом материала, предусмотренногоучебной программой по дисциплине (дисциплинам);
— умения студента использовать теоретические знания привыполнении практических задач;
— обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
В основу критериев оценки учебной деятельностистудентов положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке длявсех установлены общедидактические критерии.
Общедидактические критерии оценки
Оценка “ОТЛИЧНО” ставится в случае:
— знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всегообъёма программного материала,
— умения выделять главные положения в изученномматериале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливатьмежпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания внезнакомой ситуации,
— отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведенииизученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей спомощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной иустной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “ХОРОШО”:
— знание всего изученного программного материала,
— умений выделять главные положения в изученномматериале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливатьвнутрипредметные связи, применять полученные знания на практике,
— незначительные (негрубые) ошибки и недочёты привоспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культурыписьменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” (уровеньпредставлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
— знание и усвоение материала на уровне минимальныхтребований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,необходимость незначительной помощи преподавателя,
— умение работать на уровне воспроизведения, затрудненияпри ответах на видоизменённые вопросы,
— наличие грубой ошибки, нескольких негрубых привоспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основныхправил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”:
— знание и усвоение материала на уровне ниже минимальныхтребований программы, отдельные представления об изученном материале,
— отсутствие умений работать на уровне воспроизведения,затруднения при ответах на стандартные вопросы,
— наличие нескольких грубых ошибок, большого числанегрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдениеосновных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменныхработ.
Критерии оценки устного ответа
Оценка “ОТЛИЧНО” ставится, если студент:
— показывает глубокое и полное знание и понимание всегообъёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемыхпонятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей,
— умеет составить полный и правильный ответ на основеизученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждатьответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делатьанализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранееприобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученныезнания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно ибезошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логическойпоследовательности с использованием принятой терминологии; делать собственныевыводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов,теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материаллитературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительныевопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия,справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающихответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
— самостоятельно, уверенно и безошибочно применяетполученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не болееодного недочёта, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеетнеобходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка “ХОРОШО” ставится, если студент:
— показывает знания всего изученного программногоматериала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использованиинаучных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материализлагает в определенной логической последовательности, при этом допускает однунегрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельнопри требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоилучебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечаетна дополнительные вопросы преподавателя;
— умеет самостоятельно выделять главные положения визученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике ввидоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи исопровождающей письменной, использовать научные термины;
— не обладает достаточным навыком работы со справочнойлитературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работаетмедленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” ставится,если студент:
— усвоил основное содержание учебного материала, имеетпробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоениюпрограммного материала.
— материал излагает несистематизированно, фрагментарно,не всегда последовательно.
— показывает недостаточную сформированность отдельныхзнаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в нихошибки.
— допустил ошибки и неточности в использовании научнойтерминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
— не использовал в качестве доказательства выводы иобобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
— испытывает затруднения в применении знаний,необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретныхявлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеровпрактического применения теорий.
— отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская иосновное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточнопонимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
— обнаруживает недостаточное понимание отдельныхположений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) илиотвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” ставится,если студент:
— не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
— не делает выводов и обобщений.
— не знает и не понимает значительную или основную частьпрограммного материала в пределах поставленных вопросов.
— или имеет слабо сформированные и неполные знания и неумеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
— или при ответе (на один вопрос) допускает более двухгрубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
Примечание 1
По окончанию устного ответа студента педагогомдаётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка.
Критерии оценки письменных, контрольных (аудиторных ивнеаудиторнных) работ
Оценка “ОТЛИЧНО” ставится, если студент:
— выполнил работу без ошибок и недочетов.
— допустил не более одного недочета.
Оценка “ХОРОШО” ставится, если студентвыполнил работу полностью, но допустил в ней:
— не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
— или не более двух недочетов.
Оценка “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” ставится,если студент правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
— не более двух грубых ошибок;
— или не более одной грубой и одной негрубой ошибки иодного недочета;
— или не более двух-трех негрубых ошибок;
— или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
— или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пятинедочетов.
Оценка “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” ставится,если студент:
— допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму,при которой может быть выставлена оценка “3”;
— или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание 2
— Преподаватель имеет право поставить студенту оценкувыше той, которая предусмотрена нормами, если студентом оригинально выполненаработа.
— Оценки с анализом доводятся до сведения студентов, какправило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками,устранение пробелов.
Критерии оценки тестирования
Оценка “ОТЛИЧНО” ставится, если обучающийся:
— ответил на все тесты безошибок и недочетов.
Оценка “ХОРОШО” ставится, если обучающийся ответил:
— на 60-80% вопросов;
— или не более двухнедочетов.
Оценка “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” ставится, если обучающийся ответил:
— более 60% вопросов;
— или не более трехнедочетов
Оценка “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” ставится, если обучающийся ответил:
— менее 60% вопросов;
Примечание 4. Если при ответе на тест снесколькими правильными ответами,обучающийся не отметил хотя бы один правильный ответ, весь тест считаетсянеправильным.
Критерии оценки рефератов/эссе
К общим критериям можно отнести следующие:
· соответствиеуказанной теме;
· структурнаяупорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, спискаиспользованной литературы);
· оформление(наличие списка литературы, культура цитирования, ссылки и т.д.);
· глубинаи полнота раскрытия темы;
· адекватностьпередачи первоисточника;
· логичность,связность;
· доказательность;
· языковаяправильность.
Частные категории относятся к конкретнымструктурным частям реферата: введению, основной части, заключению.
1. Критерии оценки введения:
· наличиеактуальности выбранной темы;
· наличиесформулированных целей и задач работы;
· наличиекраткой характеристики первоисточников, используемой литературы.
2. Критерии оценки основной части:
· структурированияматериала по разделам, параграфам, абзацам;
· проблемностьи разносторонность в изложении материала;
· выделениев тексте основных понятий и терминов, их толкование;
· наличиепримеров, иллюстрирующих теоретические положения.
3. Критерии оценки заключения:
· наличиевыводов по результатам анализа;
· выражениесвоего мнения по проблеме.
Примечание
При оценивании эссе следует учитывать, что онопредставляет собой творческую работу, изложенную на относительно свободномнаучно-художественном стиле. Поэтому большинство частные критерии оцениванияреферата не могут служить оцениванием эссе.
Задания на контрольную работу № 1
Проверяемые результаты обучения: ОК 1-9
Контрольная работа № 1 дана в пятнадцати вариантах. Выбор вариантазависит от двух последних цифр шифра личного дела обучающегося.
Вариант |
Две последние цифры шифра |
||||||
1 |
1 |
6 |
31 |
46 |
61 |
76 |
91 |
2 |
2 |
7 |
32 |
47 |
62 |
77 |
92 |
3 |
3 |
8 |
33 |
48 |
63 |
78 |
93 |
4 |
4 |
9 |
34 |
49 |
64 |
79 |
94 |
5 |
5 |
10 |
35 |
50 |
65 |
80 |
95 |
6 |
11 |
21 |
36 |
51 |
66 |
81 |
|
7 |
12 |
22 |
37 |
52 |
67 |
82 |
|
8 |
13 |
23 |
38 |
53 |
68 |
83 |
|
9 |
14 |
24 |
39 |
54 |
69 |
84 |
|
10 |
15 |
25 |
40 |
55 |
70 |
85 |
|
11 |
16 |
26 |
41 |
56 |
71 |
86 |
96 |
12 |
17 |
27 |
42 |
57 |
72 |
87 |
97 |
13 |
18 |
28 |
43 |
58 |
73 |
88 |
98 |
14 |
19 |
29 |
44 |
59 |
74 |
89 |
99 |
15 |
20 |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
00 |
Вопросы и эссе контрольной работы № 1
Вариант 1.
1. Философия, ее смысл,функции и роль в обществе.
2. Философия Средних веков.Философия и религия. Патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спорноминалистов и реалистов.
3. Эссе на тему: «Нельзя уйтиот своей судьбы, — другими словами, нельзя уйти от неизбежных последствий своихсобственных действий». (Фридрих Энгельс).
Вариант 2
1. Человек как главнаяфилософская проблема. Природа человека и смысл его существования. Понятиечеловека в истории философии.
2. Русская религиознаяфилософия: В.С. Соловьев. Н.А. Бердяев.
3. Эссе на тему: «Каждыйчеловек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все». (ФедорДостоевский)
Вариант 3
1. Понятие общества.Концепции его развития. Технология современной цивилизации.
2. Античная философия.Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля.
3. Эссе на тему: «Любить -значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не радисебя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему этоблаго». (Аристотель)
Вариант 4
1. Проблема бытия вфилософии. Понятие субстанции.
2. Основные идеи античнойфилософии: натурфилософия Фалеса; диалектика Гераклита; материализм Демокрита;циники (Диоген), стоики, скептики и др. философский школы.
3. Эссе на тему: «Свободалюбит тех, кто работает на нее». (Вольтер)
Вариант 5
1. Философская категорияматерии, ее всеобщие свойства, строение, структурные уровни. Пространство ивремя в современной научной картине мира.
2. Проблема смыслачеловеческой жизни (Н.Бердяев, Н. Федоров, Ж.П. Сартр, А. Камю).
3. Эссе на тему: «Свободенлишь тот, кто владеет собой». (Иоганн Фридрих Шиллер)
Вариант 6
1. Проблема сознания.Философия и наука о природе, структуре, сущности сознания. Сознание, мышление,язык. Сознание и самосознание.
2. Философия советскогопериода (1917-1991 гг.). Основные положения диалектического и историческогоматериализма.
3. Эссе на тему: «В жизниесть две трагедии. Одна – не добиться исполнения своего самого сокровенногожелания. Вторая – добиться. (Бернард Шоу)
Вариант 7
1. Философия и история.Г.В.Ф. Гегель о смысле человеческой истории. Концепции однолинейного, многолинейного,циклического развития.
2. Восточная философия(Индия, Китай).
3. Эссе на тему: «Философиякаждого народа по глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, изэтой веры исходит и к этой же вере устремляется. Если возможна русскаяфилософия, то только — как философия веры православной». (Флоренский П. А.)
Вариант 8
1. Научная картина мира:вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм. Научнаяконструкция Вселенной.
2. Русский космизм (К.Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский).
3. Эссе на тему: «Человек —не вещь, а живое существо, которое «можно понять только в длительном процессеего развития. В любой миг своей жизни он ещё не является тем, чем может стать ичем он, возможно, ещё и станет». (Эрих Фромм)
Вариант 9
1. Философия науки. Методы и формы научного познания (индукция, дедукция,анализ, синтез, гипотеза, эксперимент, моделирование). Роль практики в процессе познания.
2. Постклассическая философиявторой половины XIX – начало XX вв. А. Шопенгауэр о новых подходах кпониманию мира; Ф. Ницше о воле к власти; А. Бергсон об интуитивизме, мистике(иррационализме)
3. Эссе на тему: «Свобода -это ответственность. Вот почему все ее так боятся». (Бернард Шоу)
Вариант 10
1. Философия и религия.Характеристика мировых религий. Русская православная церковь и ее роль вхристианском мире.
2. З. Фрейд о сознательном ибессознательном в поведении человека. Архетипы К. Юнга.
3. Эссе на тему: «Познаниеподобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда большешумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, безлишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин».(Вашингтон Ирвинг).
Вариант 11
1. Философия природы, уровниее организации. Роль человека в сохранении окружающей среды и в решении глобальныхпроблем современности.
2. Русская философия обисторической самобытности России. П. Чаадаев о судьбе России. В. Розанов орусском призвании. Н. Бердяев об исторической самобытности.
3. Эссе на тему: «Выберитесебе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». (Конфуций)
Вариант 12
1. Философия и культура. Видыдуховной культуры. Мировые культуры П. Сорокина.
2. Славянофилы, западники,евразийцы о русской истории
3. Эссе на тему: «Вечнонепознаваемое в мире — это то в нем, что кажется нам понятным. (АльбертЭйнштейн)
Вариант 13
1. Категории человеческогобытия: свободы, творчество, любовь, счастье, труд, вера, смерть.
2. Философия Нового времени.Спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс), рационалистов (Р. Декарт, Б.Спиноза, В. Лейбниц), агностиков (И. кант, Д. Юм) по проблемам познания мира
3. Эссе на тему: «Надо уметьне только говорить, но и молчать». (Демокрит).
Вариант 14
1. Фундаментальныехарактеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость,незаменимость, непредопределенность.
2. Особенности немецкойклассической философии.
3. Эссе на тему: «Народы! Старайтесь иметь добрые нравы, нежели законы:нравы суть первые законы». (Пифагор).
Вариант 15
1. Философия и искусство.Функции и виды искусства.
2. Западная философия XX века(неопозитивизм, аналитическая философия, экзистенциализм, герменевтика,структурализм, постмодернизм).
3. Эссе на тему: «Никто неможет познать Бога, не познавши самого себя». (Афанасий Великий)
Оценка освоения курса учебной дисциплиныосуществляется с использованием следующих форм и методов контроля:
Тестирование№ 1
Проверяемые результаты обучения: ОК 1-9
Тест потемам Раздела № 1
1 вариант
1. Сопоставить исторический тип мировоззрения и его особенности:
а) мифология 1)опора на разум знания, сомнения
б) религия 2) эмоциональность, символизм, космизм
в) философия 3)вера в сверхъестественное начало бытия
2. Научноепознание:
а) заменяетобыденное познание;
б) является формойобыденного познания;
в) продолжает обыденноепознание как его этап;
г) является болеевысокой стадией познания.
3. Основоположникомидеализма является:
а) Фалес,
б) Платон,
в) Плотин,
г) Аристотель.
4. Понятию «Материя» соответствует определение:
а) одна из философских категорий;
б) свойства объективного мира;
в) объективно существующая реальность в многообразии ее свойств и связей;
г) реально ощущаемый мир.
5. Назовите первых древнегреческих мыслителей,давших начало древнегреческой философии:
а) Демокрит, Сократ
б) Фалес, Солон
в) Гераклит,Пифагор
6. «Страдание -общий удел мира, желание, страсти, привязанности,конец страданий в нирване, путь достижения нирваны — отказ от желаний. Уход из мира — путь спасения» — основу какого религиозно-философского учениясоставляют эти истины?
а) конфуцианство
б) буддизм
в) джайнизм
7. Как называется христианское учение о конце мира?
а) мессианство
б) провиденциализм
в) эсхатология
8. Назовитепредставителя патристики, автора произведения «О граде Божьем»:
а) А.Августин
б) Ф.Аквинский
в) П. Абеляр
г) И. Дамаскин
9. Отличительная черта философии эпохиВозрождения:
а) космизм
б) теоцентризм
в) антропоцентризм
г) рационализм
10. Высказывание«Знание — сила» принадлежит:
а) Д. Юма
б) Б. Спинозе
в) Р. Декарту
г) Ф. Бэкон
11. Основоположникомфилософии Нового времени является:
а) Ф. Бэкон,
б) Р. Декарт,
в) Г. Лейбниц.
г) И. Кант
12. Центральноерасхождение между западниками и славянофилами связано с проблемой:
а) выбораисторического пути развития России в целом;
б) определениятолько характера культурного развития;
в) выбораисключительно экономических принципов развития;
г) определенияхарактера государственного устройства.
13. Марксизмосновным критерием истинности считает:
а) мнениебольшинства;
б) чувственныеданные;
в) логическинепротиворечивое умозаключение;
г) практику.
2 вариант
1. Сопоставить:
а) плюрализм 1) Мир — это бог, растворенный в природе
б) монизм 2) В основе бытия лежит несколько начал или множество их
в) пантеизм 3) В основе бытия лежит одно начало
2. Философское учение о ценностях:
а) аксиология
б) праксиология
в) онтология
3. Гносеология -это учение:
а) о бытии,
б) о познании,
в) о человеке.
4. Онтология -это:
а) раздел богословия;
б) учение о познании;
в) учение о бытии.
5. Язык:
а) является базовым элементоми феноменом культуры;
б) не является базовымэлементом
6. Соотнесите:
а) Платон 1) атомистическийматериализм
б) Демокрит 2) антропологизм и майевтика
в) Сократ 3) объективный идеализм
7. Началом всегосущего пифагорейцы считали:
а) огонь,
б) апейрон,
в) число;
г) воду
8. В каком веке возникло христианство?
а) I в н. э.
б) I в до н. э.
b) IV в н. э.
9. Томизм – эторелигиозно-философское учение:
а) АнсельмаКентерберийского;
б) ФомыАквинского;
в) ТомасаУэльсского;
г) КлиментаАлександрийского
10. Философия Дж.Бруно относится к периоду философии:
а) средневековому;
б) Возрождению;
в) Новому времени
11. Высказывание«Мыслю, следовательно, существую» принадлежит:
а) Д. Локку,
б) Б. Спинозе,
в) Т. Гоббсу,
г) Р. Декарту.
12. Авторомпонятия «категорический императив» является:
а) Г.-В. Гегель;
б) И. Кант;
в) Л. Фейербах.
г) К. Маркс
13. Основоположник философии всеединства иСофиологии:
а) П. Флоренский
б) С.Булгаков
в) В.Соловьёв
г) В.Розанов
Тестирование№ 2
Проверяемые результаты обучения: ОК 1-9
Тест по окончании тем Раздела № 2,3,4
Iвариант
1. Гносеология изучает:
а) смысл человеческогобытия;
б) формы и способыпознания человеком мира;
в) бытие;
г) ценности вжизни человека и общества.
2. Назовите по триимени философов эпохи/философского направления: античность, немецкая классическаяфилософия, русская философия XIX—XX вв.
3. К каким философским эпохам/направлениям относятся указанныефилософы?
а) «Тимею» Платон
б) «Сумма теологии» Ф.Аквинского
в) «Государь» Н.Макиавелли
г) «Критика чистого разума» И.Канта
д) «Русская идея» Н. Бердяев
е) «Этногенез и биосфера земли» Л. Гумилев
4. Под истинойпонимается:
д) Знание, почерпнутое изжизни,
е) Достоверное знание,
ж) Мифологическое знание,
з) Ранее накопленный опыт.
5. Сторонники«материализма» утверждают, что :
д) Существует два независимыхи равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
е) Материя существуетабсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своегопроявления;
ж) Мир создан богом изничего;
з) Первоосновой мира, всегосущего является духовное начало.
6. Необратимое,однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению новогокачества – это:
а) Развитие,
б) Регресс
в) Деформация
г)Движение
7. Диалектика –это…
а) Совокупность методов, применяемых в какой-либообласти человеческой деятельности,
б) учение, считающее источником и завершающей цельювсех изменений в природе Бога;
в) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления,
г) учение о божественном предопределении
8. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
а) гносеологический оптимизм; б) агностицизм; в) антропоцентризм,
9. Центром философских построений в эпоху Возрождения становится
а) Бог, б) человек, в)природа, г) познание
10. Кто из названных философов не имел отношения кэпохе Просвещения?
а) Дидро; б) Вольтер; в) Руссо; г) Камю..
11. Что было присуще немецкой классической философии?
а) внимание к опыту, эмпиризм; б) созданиезаконченных философских систем;
в) сенсуализм; г) ни одно из названных явлений.
12. Марксистское понимание основного вопросафилософии сформулировано:
а) Лениным; б) Марксом; в) Плехановым; г) кем-тодругим.
13. Кто был основателем феноменологии XX в.?
а) Сартр; б) Витгенштейн; в) Пуанкаре; г) ни одиниз них.
14. Центральноерасхождение между западниками и славянофилами связано с проблемой:
а) выбораисторического пути развития России в целом;
б) определениятолько характера культурного развития;
в) выбораисключительно экономических принципов развития;
г) определенияхарактера государственного устройства.
15. Какие черты характерны для русской философии?
а) гносеологизм; б) преобладание научной формыфилософии; в) внимание к этическим проблемам; г) отсутствие невербальных формвыражения философских идей.
16. Тоталитаризм — это
а) тирания, диктатура одного человека;
б) монархическая система управления обществом; в)контролирование всех сфер общественной жизнедеятельности одной организацией;
г) ни одно из приведенных определений.
IIвариант
1. Аксиология изучает:
а) смысл человеческогобытия;
б) формы и способыпроявления власти в обществе;
в) бытие;
г) ценности вжизни человека и общества.
2. Назовите по триимени философов эпохи/философского направления: средние века, ранняяанглийская философия, советская философия XX вв.
3. К каким философским эпохам/направлениям относятся указанныефилософы?
а) «Тимею» Платон
б) «Сумма теологии» Ф.Аквинского
в) «Государь» Н.Макиавелли
г) «Критика чистого разума» И.Канта
д) «Русская идея» Н. Бердяев
е) «Этногенез и биосфера земли» Л. Гумилев
4. Под истинойпонимается:
а) Знание, почерпнутое изжизни,
б) Достоверное знание,
в) Мифологическое знание,
г) Ранее накопленный опыт.
5. Сторонники«идеализма» утверждают, что:
а) Существует два независимыхи равноправных начала (принципа): материальное и духовное;
б) Материя существуетабсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своегопроявления;
в) Материя независима отдуха;
г) духовное, мыслительное ипсихическое начала первичны, а материальное, природное, физическое вторичны. .
6. Переход от болеевысоких форм развития к низшим, движение назад – это:
а) Прогресс,
б) Регресс
в) Деформация
г)Движение
7. Диалектика –это…
а) Совокупность методов, применяемых в какой-либообласти человеческой деятельности,
б) учение, считающее источником и завершающей цельювсех изменений в природе Бога;
в) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления,
г) учение о божественном предопределении
8. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
а) провиденциализм; б) релятивизм; в) креационизм,
9. Центром философских построений в эпоху Нового времени становится
а) Бог, б) человек, в)природа, г) познание
10. Кто из названных философов не имел отношения кэпохе Немецкой классической философии?
а) Кант; б) Гегель; в) Хайдеггер; г) Шеллинг.
11. Какой термин чаще всего использовали марксистыдля объяснения особого состояния общества?
а) формация; б) цивилизация; в) политический режим; г) ни один из названных.
12. Какое из перечисленных философских направленийбыло склонно возвеличивать роль систем?
а) прагматизм; б) структурализм; в) феноменология; г) экзистенциализм.
13. Кто был основателем аналитической философии XXв.?
а) Сартр; б) Витгенштейн; в) Пуанкаре; г) ни одиниз них.
14. Центральноерасхождение между западниками и славянофилами связано с проблемой:
а) выбораисторического пути развития России в целом;
б) определениятолько характера культурного развития;
в) выбораисключительно экономических принципов развития;
г) определенияхарактера государственного устройства.
15. Какие черты характерны для русской философии?
а) гносеологизм; б) преобладание научной формыфилософии; в) внимание к этическим проблемам; г) отсутствие невербальных формвыражения философских идей.
16. Секуляризация – это процесс..
а) влияния религии на культуру, б) освобождения культурыот влияния религии
в) развития культуры, г) реформированиярелигии
Работа сдокументами:
Проверяемые результаты обучения: ОК 1-9
1. Прочитайте текст.Определите, кто является его автором и в каком периоде философии он жил итрудился. Как автор понимает и описывает категорию идей.
«— После этого, − сказал я, − ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилищенаподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет уних там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видятони только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могутиз-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, которыйгорит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная − глянь-ка − невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
— Это я себе представляю.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены;проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— А предметы, которые проносят там, за стеной? Не то же ли самое происходит и с ними?
— То есть?
— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?— Непременно так.
— Далее. Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени?
— Клянусь Зевсом, я этого не думаю.
— Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.
— Это совершенно неизбежно.
— Понаблюдай же их освобождение от оков неразумия и исцеление от него,иначе говоря, как бы это все у них происходило, если бы с ними естественнымпутем случилось нечто подобное.
Тут нужна привычка, раз ему [человеку] предстоит увидеть все то, чтотам, наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем − на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом − насамые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть неднем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и егосвет.
— Несомненно.
— И, наконец, думаю я, этот человек был бы в состоянии смотреть уже насамое Солнце, находящееся в его собственной области, и усматривать егосвойства, не ограничиваясь наблюдением его обманчивого отражения в воде или вдругих, ему чуждых средах.
— Конечно, ему это станет доступно.
— И тогда уж он сделает вывод, что от Солнца зависят и времена года, и течение лет, и что оно ведает всем в видимом пространстве ионо же каким-то образом есть причина всего того, что этот человек и другие узники видели раньше в пещере.
— Ясно, что он придет к такому выводу после тех наблюдений.
— Так вот, дорогой мой Главкон, область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца.
Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, − это подъем души в область умопостигаемого. Если ты все это допустишь, то постигнешьмою заветную мысль, − коль скоро ты стремишься ее узнать, − а уж богуведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идеяблага − это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее тамразличить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она − причина всегоправильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама − владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни.
— Я согласен с тобой, насколько мне это доступно».
2. Прочитайте текст. Определите, кто являетсяего автором и в каком периоде философии он жил и трудился. Охарактеризуйтепонимание средневековыми мыслителями соотношения веры и разума. Элементы учениякаких древнегреческих философов можно обнаружить в тексте автора?.
«Нам свойственно от природы познавать то, что обретает свое бытие лишь в прошедшей индивидуализацию материи, ибо душа наша, посредствомкоторой мы осуществляем познание, есть форма некоторой материи. Но душа имеет две возможности познания. Первая состоит в акте некоторого телесного органа; ей свойственно распространяться на вещи постольку, поскольку они даны в прошедшей индивидуализацию материи; отсюда ощущение познает лишь единичное. Вторая познавательная возможность души есть интеллект, который не есть акт какого-либо телесного органа. Отсюда через интеллект нам свойственно познавать сущности… Итак, сотворенный интеллектне может созерцать Бога в его сущности, кроме как в меру того, что Бог по своей милости соединяется с сотворенным интеллектом, как предмет, открытыйразуму.
Познание любого познающего получает свои пределы от модусаформы, которая есть первоначало познания. В самом деле, чувственныйобраз, содержащийся в ощущении, есть подобие лишь одного единичногопредмета, и потому через него может быть познан лишь один единичныйпредмет. Но умопостигаемый образ в нашем интеллекте есть подобие вещи всоответствии с родовым естеством, которое может быть усвоенобесчисленным множеством частных вещей. Так, наш интеллект через индивидуальный образ человека познает некоторым образом бесконечноемножество людей, но не в тех различиях, которые они имеют между собой, а лишь вобъединяющем их родовом естестве».
3. Прочитайте текст. Определите, кто являетсяего автором и в каком периоде философии он жил и трудился. Прокомментируйтеосновные идеи этого текста.
«Есть четыревида идолов, которые осаждают умы людей. Для того, чтобы изучать их, дадимим имена. Назовем первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идоламиплощади и четвертый — идолами театра. <… >
Идолы рода находятоснование в самой природе человека… Ибо ложно утверждать, что чувствачеловека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и умапокоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляетсянеровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражаетвещи в искривленном и обезображенном виде.
Идолы пещеры сутьзаблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственныхроду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает светприроды. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или отвоспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какимикто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того,получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души, хладнокровные испокойные, или по другим причинам… <… >
Существуют еще идолы,которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Этихидолов мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идоламиплощади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразноразумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительнымобразом осаждает разум. <… >
Существуют, наконец,идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также изпревратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мысчитаем, что, сколько есть принятых или изобретенных философских систем,столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственныемиры… При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленныеначала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры ибеззаботности. <…>
Но в наибольшей степенизапутанность и заблуждения человеческого ума происходят от косности,несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства, предпочитаетсятому, что сразу чувств не возбуждает, хотя бы это последнее и было лучше.Поэтому созерцание прекращается, когда прекращается взгляд, так что наблюдениеневидимых вещей оказывается недостаточным или отсутствует вовсе. <… >. Всеговернее истолкование природы достигается посредством наблюдений в соответствующих,целесообразно поставленных опытах. Здесь чувство судит только об опыте, опыт же— о природе и о самой вещи».
4. Прочитайте текст Р.Декарта. В каком периодефилософии он жил и трудился. Как автор понимает физику телесной субстанции(материи)?.
«…Я признаю лишь два высших рода вещей: одни из них вещи −умопостигаемые, или относящиеся к мыслящей субстанции; другие − вещиматериальные, или относящиеся к протяженной субстанции, то есть к телу.Восприятие, воление и все модусы как восприятия, так и воления относятся к мыслящей субстанции; к протяженной же относятся величина, или сама протяженность в длину, ширину и глубину, фигура, движение, положение,делимость этих вещей на части и т. п.
…Имеется некоторая субстанция, протяженная в длину, ширину иглубину, существующая в настоящее время в мире и обладающая всемисвойствами, о которых нам с очевидностью известно, что они ей присущи. Эта-то протяженная субстанция и есть то, что называется собственнотелом или субстанцией материальных вещей…
Если…мы рассмотрим вообще все тела, составляющие универсум, то найдем только три вида тел, которые могут быть названы большими, и которыеможно рассматривать как главные части универсума. Во-первых, это солнце и неподвижные звезды, во-вторых, небеса и, в-третьих, земля с планетами икометами.
…Этот мир или протяженная материя, составляющая универсум, неимеет никаких границ… земля и небеса созданы из одной и той же материи; идаже если бы миров было бесконечное множество, то они необходимосостояли бы из этой же материи. Отсюда следует, что не может быть многихмиров, ибо мы теперь с очевидностью постигаем, что материя, природакоторой состоит только в том, что она − вещь протяженная, занимает ныне все вообразимые пространства, где те или иные миры могли бы находиться; аидеи какой-либо иной материи мы в себе не находим. Следовательно, во всемуниверсуме существует одна и та же материя, и мы познаем ее единственно лишь всилу ее протяженности. Все свойства, отчетливо воспринимаемые в материи,сводятся единственно к тому, что она делима и подвижна в своих частях и, стало быть, способна принимать различные состояния, которые, как мы видели,могут вытекать из движения ее частей.
…Материя делится на беспредельные и бесчисленные части. Этобеспредельное деление, то есть деление на столько частей, что мы не можеммысленно определить часть столь малой, чтобы не мыслить ее разделенной на еще меньшие части… Я прямо заявляю, что мне неизвестна иная материятелесных вещей, как только всячески делимая, могущая иметь различнуюфигуру и движимая различным образом…
…Все тела, составляющие универсум, состоят из одной и той жематерии, бесконечно делимой и действительно разделенной на множествочастей, которые движутся различно, причем движение они имеют некоторым образом кругообразное, и в мире постоянно сохраняется одно и то же количестводвижения.
…Мне представляется, что нельзя ни доказать, ни даже постичь, чтоматерия, из которой состоит мир, имеет границы. Ведь, исследуя природуэтой материи, я нахожу, что таковая состоит не в чем ином, как в обладании протяженностьюв длину, ширину и глубину, и, таким образом, все, имеющее три измерения, является частью данной материи; при этом в ней не может существовать пустого пространства, то есть пространства, не содержащего никакойматерии, ибо мы не можем помыслить такое пространство, в котором мы одновременно не мыслили бы указанные три измерения, а следовательно −материю, …до сих пор мне не встречалось в природе материальных вещей ничего, что не позволило бы придумать очень легкое механическоеобъяснение
5. Прочитайте текст. Определите, кто является егоавтором и в каком периоде философии он жил и трудился. Прокомментируйтеосновные идеи этого текста.
«Это [материалистическое] понимание истории заключается в том, чтобыисходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотретьдействительный процесс производства и понять связанную с данным способомпроизводства и порожденную им форму общения — то есть гражданское общество наего различных ступенях, как основу всей истории; затем изобразить действительностьгражданского общества в сфере государственной жизни,а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формысознания, религию, философию, мораль и т. д. и проследить процесс ихвозникновения на этой основе, базисе.
Общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуальногоразвития, сознают ли они это или нет. Их материальные отношения образуют основувсех их отношений.
Дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определеннымобразом занимаются производственной деятельностью, вступают в определенныеобщественные и политические отношения… Общественная структура и государствопостоянно возникают из жизненного процесса определенных индивидов — не таких,какими они могут казаться в собственном им чужом представлении, а таких, каковыони в действительности, т. е. как они действуют, материально производяти, следовательно, как они действенно проявляют себя в определенных материальных,не зависящих от произвола границах, предпосылках и условиях.
Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом и притомобразуют общества, находящиеся на определенной ступени историческогоразвития, общество со своеобразным отличительным характером. Античное общество,феодальное общество, буржуазное общество представляют собой такую совокупностьпроизводственных отношений, из которых каждая вместе с тем знаменует собойособую ступень в историческом развитии человечества».
6. Прочитайте текст Ж.-Ж. Руссо. Как автор характеризует значение наукии искусства для личности и значение для народа/государства в истории? Прокомментируйтеосновные идеи этого текста.
«Как и тело, дух имеет свои потребности. Телесные потребностиявляются основой общества, а духовные его украшают. В то время какправительство и законы охраняют общественную безопасность иблагосостояние сограждан, науки, литература и искусства менеедеспотичные, но, быть может, более могущественные − обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы, для которой они, казалось бы, рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы.Необходимость воздвигла троны, науки и искусства их утвердили. Сильные мирасего, любите таланты и покровительствуйте их обладателям!
Цивилизованные народы, лелейте их. Счастливые рабы, вы им обязаныизысканным и изощренным вкусом, которым вы гордитесь, мягкостьюхарактера и обходительностью нравов, способствующими более тесному илегкому общению, словом всеми внешними признаками добродетелей, которых увас нет.
Наши души развращались, по мере того как совершенствовались науки и искусства. Быть может, мне скажут, что это несчастье, присущее только
нашей эпохе?
Нет, милостивые государи, зло, причиняемое нашим суетнымлюбопытством, старо, как мир. Приливы и отливы воды в океане не строжеподчинены движению ночного светила, чем судьба нравов идобропорядочности − успехам наук и искусств. По мере того как они озаряют наш небосклон, исчезает добродетель, и это явление наблюдается во всевремена и во всех странах.
Взгляните на Египет, эту первую школу Вселенной… В этой стране родились философия и изящные искусства, и вскоре после этого она была
завоевана…
Посмотрите на Грецию, когда-то населенную героями… Нарождающаясяписьменность еще не внесла порчи в сердца обитателей этой страны, но вскоре занею последовали успехи искусств, разложение нравов, македонское иго, и Греция − всегда ученая, всегда изнеженная и всегда порабощенная − отныне стала только менять своих повелителей. Все красноречие Демосфена не в состоянии было вдохнуть свежие силы в общество, расслабленное роскошью иискусством.
Вот каким образом роскошь, развращенность и рабство во все временастановились возмездием за наше надменное стремление выйти из счастливогоневежества, на которое нас обрекла вечная Мудрость. Казалось бы, густая завеса, за которую она скрыла от нас все свои пути, должна была быуказать нам на то, что мы не предназначены для пустых изысканий. Но есть лихоть один ее урок, которым мы сумели бы воспользоваться, и хоть один урок, которым мы пренебрегли безнаказанно? Народы! Знайте раз навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому как мать вырывает из руксвоего ребенка опасное оружие. Все скрываемые ею от вас тайны являются злом, откоторого она вас охраняет, и трудность изучения составляет одно из немалых ееблагодеяний. Люди испорчены, но они были бы еще хуже, если бы имели несчастьерождаться учеными».
7. Прочтите отрывокиз произведения русского философа Л. И. Введенского. Как Вы думаете, что изсебя представляют заимствования в области философии? Заимствовала или нетчто-либо русская философия извне? Ответ обоснуйте.
«Конечно, наша философия, как и вся нашаобразованность, заимствованная. Но так оно и должно быть: большее или меньшеезаимствование и подчинение чужим влияниям — это общий закон развития философиилюбого европейского народа. Даже сама греческая философия, если и обошлась безпрямых заимствований,… была подготовлена и пробуждена перенесением с Востокаразнообразных научных сведений. Путем же усвоения греческой философии,возобновившегося в эпоху Возрождения, постепенно, лишь в продолжение двухстолетий, выработалась самостоятельная новая философия. Подчинение же чужимвлияниям продолжалось и после ее возникновения и всегда давало наилучшиерезультаты: Локк и Лейбниц находились под влиянием Декарта, Кант — под влияниемЮма и Руссо и т. д. Чуткость к чужим учениям — наилучший залог успешногоразвития философии. Без всяких заимствований и влияний извне возможна тольконеподвижная, бесплодная, замыкающаяся в узкие рамки схоластика…».
8. Прочтите отрывокиз произведения русского философа В. Соловьева «Национальный вопрос в России».Ответьте на вопрос: В чем заключается роль Петра I в историческомразвитии России? С кем, не говоря открыто, Соловьев сравнивает Петра I? Ответ обоснуйте.
«Эпоха преобразований», неразрывно связанная с именем Петра Великого,составляет для нас средоточие русской истории. Разумею не личностьпреобразователя, а его дело. … По общему своему смыслу и направлению реформаПетра Великого не была для русского народа чем-нибудь совершенно новым: онавозобновляла и продолжала предания Киевской Руси, прерванные монгольскимнашествием и всепоглощающею работой государственного объединения. … Меняя своенациональное идолопоклонничество на всечеловеческую веру, для которой «нетэллина и иудея», Россия тем самым отрекалась от языческого обособления изамкнутости, признавала себя составною частью единого человечества, усвояла себеего истинные интересы, приобщалась его всемирно-исторической судьбе».
9. Прочтите отрывокиз произведения русского философа И.А. Ильина. Как относится Ильин к партиям исторонникам партий? В чем конкретно проявляется опасность партии и человекакоторый в ней состоит ? Согласны вы с философом? Ответ обоснуйте.
«Деление людейна партии неизбежно; ибо всюду,где люди думают, — обнаруживается и разногласие, и единомыслие; а объединениеединомышленников дает им умственную уверенность и увеличивает их силы в борьбе.
Но дух политическойпартийности всегда ядовит и разлагающ. Сущность его состоит в том, что люди изчестолюбия посягают на власть; ставят часть выше целого; создают атмосферуразлагающей нетерпимости; обращаются в борьбе к самым дурным средствам;становятся зловредными демагогами; превращают партийную программу в критерийдобра и зла.
Этим духом заражаются одинаково — как левые партии,так и правые.
1. Политическая партиявсегда добивается верховной власти: это ее основная цель; к этому направленывсе ее усилия. Но именно поэтому во главе ее оказываются те люди, которые способныпрофессионально заниматься захватом власти, — профессионалы честолюбия. Обычнобывает так, что лишь очень немногие из них уже были у власти; почти никто изних не проверил своего умения властвовать; большинство из них наверное непризвано и не способно править.
Но все они заранее, всюжизнь, воображают себя «министрами» или «президентами», примериваются,комбинируют и посягают, часто безвольные и бесхарактерные, дезорганизаторы иполитические дилетанты.
Итак, дух партийности выдвигаетнаверх профессиональных честолюбцев, непризнанных дилетантов, политическихкарьеристов».
Кроссвордпо философии
Проверяемые результаты обучения: ОК 1-9
Вопросы:
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
2. (у Гегеля тождественен абсолютномудуху) — носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид илисоциальная группа), источник активности, направленной на объект.. 3. разделфилософии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципыбытия, его структура и закономерности. 5. исторически разнообразные формыотрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценностибытия мира и человека. 7. философское учение о природе ценностей, их месте вреальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностеймежду собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности. .9. направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знанияи считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описаниеэтого опыта, либо сведено к нему.. 10. богословие, совокупность религиозныхдоктрин о сущности и действии Бога (система догм христианского вероучения)..11. бессмыслица, нелепость. 14. философское учение, согласно которому не можетбыть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человекадействительности.. 16. процесс получения и обновления знаний, деятельностилюдей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающихвоспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.. 17.раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности ивозможности познания. 18. направление в философии; считает идею, сознание, духпервичными, а природу, бытие, материю — вторичными..
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. философское учение, исходящее изпризнания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал: духа и материи,идеального и материального. 4. (прил.) термин, обозначающий такие аспектыбытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного,эмпирического мира, характеризует высшие и универсальные предметы метафизическогопознания (единое, истинное, благое и т.д.). 6. мировоззрение, рассматривающеекаждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначальногопредопределения, исключающего свободный выбор и случайность. 8. особая духовнаядеятельность, похожая на науку и на культуру. Это учение о бытии и его отражениив человеческом сознании. Это исследование предельных значений отношениячеловека к миру. Это невразумительные ответы на нерешаемые вопросы.. 12.мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Это анализ собственныхмыслей и представлений. 13. философская наука, объектом изучения которойявляется мораль, нравственность . 15. совокупность взглядов, оценок, принципов,определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместес тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей…
Ответы на кроссворд:
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
2. Субъект.
3. Онтология.
5. Атеизм.
7. Аксиология.
9. Эмпиризм.
10. Теология.
11. Абсурд.
14. Агностицизм.
16. Познание.
17. Гносеология.
18. Идеализм.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Дуализм.
4. Трансцендентальный.
6. Фатализм.
8. Философия.
12. Рефлексия.
13. Этика.
15. Мировоззрение.
Тематикарефератов по курсу «Основы философии»[1]:
Проверяемые результаты обучения: ОК 1-9
1. Антропологическийматериализм Л. Фейербаха.
2. АпорииЗенона и их значение в истории философии.
3. Бэкони Декарт. Сенсуализм и рационализм Нового времени.
4. Восточнаяи западная цивилизации. Их особенности.
5. ИдеализмПлатона. Место Платона в истории философии.
6. Идеикосмизма в отечественной философской мысли.
7. Кант– основоположник классической немецкой философии.
8. Классическийпериод в развитии философии Древней Греции.
9. Кризисмировой цивилизации в начале ХХI века и пути его разрешения.
10. Марксистскаяфилософия: диалектический и исторический материализм.
11. Материализми атеизм Л.Фейербаха.
12. Материя,основные формы ее существования.
13. МетафизикаАристотеля, энциклопедизм и значение в истории философии.
14. Научнаяреволюция XVII в. и философия.
15. Номинализми материализм Т. Гоббса.
16. Особенностирусской философии.
17. Персоналиифилософов Нового времени: Дж. Локк, Ж. Беркли, Ю. Юм.
18. Пифагори его последователи.
19. Плюралистическаяфилософия Г. Лейбница.
20. Проблемаистины в философии и науки.
21. Проблемаразума и воли в средневековой схоластике.
22. Проблемачеловека в философии Просвещения: Ф. Вольтер, Ж-Ж Руссо.
23. Рационалистическаяфилософия Р. Декарта.
24. Русскаяфилософия «Серебряного века».
25. Русскаяфилософия Х1Х века. Основные идеи и направления.
26. Сознаниеи бессознательное.
27. Сознание,его происхождение и сущность.
28. Средневековаяфилософия: патристика.
29. Стоицизми его значение в становлении мировоззрения людей эпохи. (Обратиться к текстам,афоризмам Марка Аврелия)
30. Сущностьглобальных проблем и пути их решения.
31. Схоластика.Вера и разум.
32. Трактовкапроблем культурных ценностей в философии О. Шпенглера.
33. Учениепервых греческих философов о первоначалах мира.
34. Ф.Бекон: эмпирический метод и теория познания.
35. Ф.Ницше:особенности воззрений.
36. ФеноменологияГуссерля.
37. ФеноменологияЭ. Гуссерля.
38. ФилософияА.Шопенгауэра.
39. ФилософияГегеля. Система и метод.
40. ФилософияГегеля: диалектика, природа и история.
41. Философияи культура эпохи Возрождения.
42. Философиямарксизма. Учение К.Маркса о человеке и обществе.
43. Философиярусского философа (По вашему выбору)
44. Философияструктурализма.
45. Философскаяконцепция человека. Смысл жизни.
46. Философскаясистема Платона – родоначальника объективного идеализма.
47. Философскиеидеи в буддизме и исламе.
48. Философскийпоиск понимания счастья и любви в жизни личности и человечества.
49. Философскоепонятие культуры. Культура и цивилизация.
50. Философскоеучение о бытии.
51. Фрейдо бессознательном и сознании.
52. Чувственноеи рациональное познание.
53. Эволюциярелигиозной философии в XX веке (неотомизм, особенности православнойфилософии).
54. Этическийрационализм Сократа, его философия жизни.
4. Структураконтрольно-оценочных средств промежуточной аттестации
Формой промежуточной аттестации по дисциплине для специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного составажелезных дорог» является экзамен,который осуществляется по билетам.
Проверяемые результаты обучения: ОК 1-9
Вопросы дляпроведения экзамена:
1. Предмет философии. Основные разделы и функциифилософии. Специфика философского знания.
2. Мировоззрение: его понятие и структура.Исторические типы мировоззрения.
3. Досократовский период развития античнойфилософии.
4. Античная философия классического периода:Сократ, Платон и Аристотель
5. Становление и развитие философской мысли наВостоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.
6. Религиозный характер и особенностисредневековой философии.
7. Средневековая философская мысль: апологетика,патристика, схоластика (философия Блаженного Августина и Фомы Аквинского).
8. Философия эпохивозрождения: антропоцентризм и его влияние на развитие науки.
9. Рационализм как философское направление эпохиНового времени. Р.Декарт, Г.Лейбниц.
10. Эмпиризм как философское направление эпохи Новоговремени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли.
11. Немецкая классическая философия. Философия И.Канта,Гегеля, Фейербаха.
12. Сущность и содержание философии марксизма, ееисторические судьбы.
13. Русская философия: основные черты и особенности.
14. Социально-политические идеи русской философии(славянофилы и западники).
15. Русская религиозная философия XIX — XX вв. (В.Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.) и русский космизм (Н. Федоров, В.Вернадский и др.).
16. Проблема человека в философии ХХ века:экзистенциализм, персонализм, герменевтика, структурализм, постмодернизм.
17. Человек. Индивид. Личность. Понятие личности,ее формирование и развитие. Личность и история.
18. Философия в соотношении биологического исоциального в человеке. Бытие человека и общества.
19. Философия о происхождении и сущности человека.
20. Движение как философская категория. Движение иразвитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой.
21. Пространство и время как универсальные формыбытия. Проблема конечности и бесконечности мира.
22. Сознание как предмет философского исследования.Сознание и самосознание.
23. Общественное и индивидуальное сознание. Их структура.Общественная природа сознания, предпосылки и главные факторы его формирования.
24. Строение психики. Бессознательное как предметфилософского исследования: З.Фрейд, К.Юнг.
25. Основные проблемы гносеологии. Субъект иобъект познания. Проблема познаваемости мира.
26. Уровни и формы познания. Чувственное ирациональное познание, их специфика и взаимосвязь.
27. Истина как цель познания. Основные концепцииистины: классическая, когерентная, прагматическая.
28. Понятие науки. Наука как деятельность, социальныйинститут и система знания. Специфика научного познания.
29. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория.Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
30. Общенаучные методы научного познания: анализ исинтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
31. Эмпирические методы научного познания: наблюдение иэксперимент. Виды экспериментов.
32. Духовная жизнь общества: происхождение,сущность и функции религии. Место и роль религии в современном обществе.
33. Виды религиозного отношения кдействительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущностьатеистического мировоззрения.
34. Феномен веры в жизни современного человека.Соотношение веры и разума.
35. Духовная жизнь общества: сущностьэстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовнойдеятельности.
36. Кризис современного искусства. Дегуманизацияискусства.
37. Искусство в эпоху постмодерна.
38. Философия истории. Линейные и нелинейныемодели исторического процесса.
39. Цивилизационный подход к анализу историческогоразвития. Теории локальных культур и цивилизаций О.Шпенглера и А.Тойнби.
40. Формационный подход к анализу историческогоразвития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познанииобщественных явлений.
41. Понятие культуры, ее структура, функции итенденции развития.
42. Основные философские подходы к изучениюкультуры (аксиологический, семиотический, игровой и др.).
43. Исторические формы общности людей: семья, род(племя), народность, нация. Место и роль национальных культур и национальныхотношений в современном мире.
44. Современные проблемы культуры: массоваякультура, массовый человек и массовое сознание.
45. Общественный прогресс как философскаяпроблема. Критерии общественного прогресса.
46. Человек перед лицом глобальных проблем.
ОБРАЗЕЦ Билета на экзамен по дисциплине «Основы философии» включает в себя два теоретических вопроса:
1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания. 2. Общественное и индивидуальное сознание. Их структура. Общественная природа сознания, предпосылки и главные факторы его формирования.
|
5. Список используемых источников
Основные источники:
1. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднегопрофессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва :Издательство Юрайт, 2018. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN978-5-534-02437-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/413889
2. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник длясреднего профессионального образования / А. Г. Спиркин. — Москва : ИздательствоЮрайт, 2018. — 392 с. — (Профессиональное образование). — ISBN978-5-534-00811-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/413495
Дополнительныеисточники:
1. Аблеев, С. Р. Историямировой философии : учебник для вузов [Электронный ресурс]/ С. Р. Аблеев. — М. :Издательство Юрайт, 2017. — 318 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/4ADD33B2-9F05-4098-BF51-1EFDC0D36DC4
2. История философии :учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] / А. С. Колесников [идр.] ; под ред. А. С. Колесникова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 392 с. –Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/698137A0-D064-4938-8078-F56BFACB1995
3. Лавриненко, В.Н. Основы философии : учебник и практикум для СПО [Электронный ресурс] / В. Н. Лавриненко, В.В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : ИздательствоЮрайт, 2017. — 374 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/580DD832-2094-4CA7-89BE-168BDA58A88D
4. Хрестоматия по философии в2 ч. : учебное пособие [Электронный ресурс] / А. Н. Чумаков [и др.] ; под ред. А. Н.Чумакова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 366 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/6056651B-0A3F-410A-B211-D1D2375E5628
Интернет-ресурсы:
1. Lib.Ru: Философия[Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
2. Библиотека Гумер –философия [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
3. БИБЛИОТЕКА РУССКОЙРЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «ВЕХИ» [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.vehi.net/
4. Национальная философскаяэнциклопедия [Электронный ресурс] Философский энциклопедический словарь /ред.-сост. Е.Ф. Губский [и др]. – Б.м., 2003 г. – Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/184/
5. Руниверс. Логосфера:Библиотека русской философии [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.runivers.ru/philosophy/lib/
6. Философия [Электронныйресурс] Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.– 1072 с. – Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/ihtik_ivin_slovar.htm
7. Философия и атеизм[Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://books.atheism.ru/
8. Философский портал[Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/
9. Цифровая библиотека пофилософии [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/