X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

ООО«Инфоурок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефератпо дисциплине:

 

«Этногеографияи география религий»

 

 Потеме:

 

«Чтотакое Коран и какова его структура»

 

 

 

 

 

 Исполнитель:

ЧерниковаВиктория Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022

Содержание

Введение                                                                                                                              с.3

1. Композиция и характер Корана                                                                        с.4     

2.Историческая святость письменного текста                                                      с.4

3.Структура и форма текста Корана                                                                        с.5

4.Уникальные особенности формы и стиля Книги                                               с.7

5.Наиболее важные суры и стихи Корана                                                             с.9

Заключение                                                                                                              с.15

Списоклитературы                                                                                                   с.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Еще в доисторическиевремена жрецы древних народов записывали свои знания, чтобы увековечить их ипередать потомкам, поэтому в самых известных исторических музеях мира каждый изнас может увидеть каменные и деревянные скрижали и древние свитки из папируса,на которых описаны ритуалы поклонения древним богам и записаны сведения о томили ином аспекте жизни общества того времени. С течением времени традициязаписывать все самые важные события и информацию не исчезла, и благодаря ей мыможем достаточно много узнать о жизни и нравах древних народов.

Все священные книгирелигий мира также обязаны своим существованием традиции записывать все самое важное.Каждая из трех мировых религий имеет свою священную книгу, в которойзаписаны все догмы веры, культы и традиции, указаны правила и нормы,обязательные или рекомендуемые для всех адептов религии, а также описаныисторические сведения, мифы и жизнеописание основателей религии и некоторыхдругих людей, оставивших важный след в истории формирования верования. 

История написаниясвященных книг религий мира практически такая же сложная и неоднозначная, как иистория возникновения самих верований, ведь эти письмена писались разнымилюдьми на протяжении длительного времени, и в каждой из книг есть информация,которой современные историки не могут дать единую трактовку. Священной книгойхристианства является Библия, ислама — Коран, буддизма — Трипитака (Палийскийканон), иудаизма — Танах, индуизма — Веды, конфуцианства — У-Цзин, даосизма -Дао цзан и Чжуан-цзы.

 

 

 

 

 

 

1. Композиция и характер Корана

 

Коран – это Священная Книга мусульманвсего мира. Он является божественным удостоверением веры, которую последователиислама ревностно исповедуют. Мусульмане верят, что Коран был передан мируАллахом через его посланника Мухаммада. Но несмотря на то, что пророк исламапочитается как величайший слуга Всевышнего, к нему относятся всего лишь как кчеловеку – вестнику, который жил и умер подобно другим смертным.

Считается, что города Мекка и Медина,подобно Корану, священны для мусульман, но, как и все прочие земные вещи висламском мире, они не более чем материальные части сотворенного порядка. Коранже, ниспосланный свыше, является каламом Аллаха, божественным Словом (илиречью), выражающим сифу, истинное свойство его существования и личности. И еслиписьменный или печатный текст Корана может быть воссоздан из земного материала,то его истинная первооснова представляется не чем иным, как записьюбожественного сообщения.

 

2. Историческая святость письменноготекста

 

На протяжении жизни Мухаммадафрагменты Корана записывались во множестве копий и спустя некоторое время послеего смерти были систематизированы в единый текст. В течение многих столетийКоран переписывался от руки. Старинные рукописи всегда обладают большойценностью, и надо полагать, что рукописные копии Корана почитаются более всехдругих книг. Лишь недавно его начали печатать и продавать во всем мире.

Средневековые рукописи Коранапереписывались с величайшей осторожностью и исключительно тщательно – не толькос целью избежания ошибок, но и для наиболее выразительной передачи текста.Раннеарабское куфическое письмо (а письмом профессионалы называют почерк) былоценно как произведение искусства каллиграфии, и переписчики следовали тексту совсей возможной педантичностью. Если им не удавалось в точности воспроизвестикакую-либо букву или даже отдельный штрих, страница выбрасывалась и работаначиналась заново. Шрифт текста менялся в течение столетий.

Более того, существует обычайприкреплять небольшую полочку, на которой хранится Коран в то время, когда егоникто не читает, как можно ближе к крыше дома, поскольку он должен находитьсяна самом высоком месте в доме. В мечети Коран кладут на специальную деревяннуюподставку, а читающий его человек сидит на земле. Прежде чем открыть Книгу, еенужно поцеловать, и после того как чтение закончено, ее необходимо закрыть,поскольку поверье, бытующее среди мусульман, гласит, что сатана может прийти ипрочитать открытый Коран, если никто его в этот момент не читает.

 

3. Структура и форма текста Корана

 

По объему Коран приблизительно равенНовому Завету, хотя его структура и форма совершенно иные. Он включает в себя сточетырнадцать сур, которые разнятся по длине и содержание которых игнорируетидею хронологического порядка. Сура – это отрывок Писания. Так называетсякаждая глава Корана.

Самые длинные суры находятся в началеКниги, и по мере чтения Корана они становятся все короче. Например, если втораясура состоит из двухсот восьмидесяти шести стихов (по-арабски – аятов), то впоследних десяти сурах вы найдете только по несколько строк.

Каждая сура имеет заголовок,образованный от главного слова в тексте или имени, как правило, стоящего вначале текста. Некоторые заголовки представляют основную тему суры. Например,двенадцатая глава известна как Сурату-Юсуф («Глава Иосиф»), поскольку фигураЮсуфа является центральной темой главы. Читателю интересно будет узнать, что идругие библейские пророки не раз упоминаются в тексте Корана, но имя Иосиф невстречается больше нигде. Произошло это потому, что Мухаммад услышал об Иосифетолько в конце своей жизни, поскольку, как говорит предание, эта глава былапередана ему одной из последних. Приведенный ниже стих, взятый из вступительнойчасти главы, совершенно очевидно показывает, что Мухаммад был очень взволнованэтим откровением:

Так же в Коране используется и другоедостаточно определенное деление текста – на тридцать отрезков практическиравной длины. Каждый из них называется джузом, а в популярной персидскойтерминологии – сипарахом (где си – это тридцать и парах – части). Между джузамии сурами отсутствует взаимосвязь, и в рукописном Коране вы не найдетедостаточно явного разграничения джузов. Лишь в некоторых местах по ходу текстаих границы отмечены медальонами. Во многих печатных копиях Корана первый стихкаждого джуза выделен шрифтом другого начертания или украшен орнаментом. Цельэтого деления заключается в том, чтобы предоставить возможность мусульманамчитать Коран в каждую из тридцати ночей священного месяца рамадан – месяца, втечение которого все мусульмане должны соблюдать пост от восхода до закатасолнца.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

В начале двадцать девятой сурыКорана, сразу после слова бисмиллахи, вы найдете несколько арабских букв,которые не образуют слов. Никто не знает, что они означают. Было предложеномного интересных толкований и гипотез при попытке разгадать их значение.Некоторые ученые предполагают, что эти буквы несут определенный смысл,известный только самому Мухаммаду, и никто, кроме него, ничего не может сказатьпо этому поводу. По крайней мере шесть сур начинаются этими буквами – алиф,лам, мим. Для мусульман эта загадка лишена особого значения, поскольку самымважным считается чтение Корана, чему и учит ислам.

Само слово ал-Куран означает «чтение(вслух, наизусть)», и этот ритуал настолько серьезно воспринимаетсямусульманами, что они тщательно выучивают правильное произношение каждогослова. Исполнение этого ритуала сегодня переросло в искусство – илму-т-таджвид,искусство чтения (Корана) нараспев (фактическое чтение Корана носит названиетилава). В предании говорится, что сам Мухаммад очень серьезно подходил квопросу правильного чтения:

Каждая сура Корана разбита накороткие разделы, которые называются рукуа. Мусульмане считают необходимымсовершать поклоны, символизирующие глубокое почитание (руку), после завершениячтения каждого такого раздела. Разделы эти обозначены на полях Корана арабскойбуквой аин, рядом с которой ставят номер раздела и номера стихов. Очень частоэти обозначения украшены розетками, выполненными с использованием растительногоорнамента, или иными декоративными рисунками.

У самого Корана имеется множествоназваний. Например, в суре 85:21 его называют Куран Маджид («ДостославныйКоран»), в суре 56:77 – Куран Карим («Благородный Коран»). В суре 36:2 емуприсвоен титул Ал-Куранул-Хаким («Исполненный мудрости Коран»).

 

4. Уникальные особенности формы истиля Книги

 

Коран отличается от Библии тем, чтоон составлялся одним человеком на протяжении двадцати трех лет его жизни.Только это обстоятельство и повлияло на длину и структуру Книги. До тех пор,пока Мухаммад был жив, существовала возможность притока нового материала.

В Книге, как говорилось ранее,отсутствует хронологическая последовательность. Охватывая значительную частьбиблейской истории с обширными высказываниями пророков, она не только непытается продемонстрировать какую-либо историческую последовательностьописываемых событий, но даже не упоминает время или место действия.Единственное название места, встречающееся в Коране, – это Мекка (Бакка (сура3:96)), но вы не найдете ни одной даты происходящих в ней событий, и есличитатель Корана не узнал о них из другого источника, скажем из Библии, у него нетникакой надежды воссоздать для себя картину пророческой истории.

Позитивное качество Корана состоит втом, что его можно рассматривать как Священное Писание, созданное для назиданияи поучения, и поэтому у него нет необходимости отягощать себя фактическими илихронологическими деталями, уводящими в глубины истории. Он словно незаинтересован в описанных на его страницах событиях с точки зрения ихисторического развития, географического положения или личностного участияперсонажей истории. По отношению к истинному содержанию все это вторично инесущественно, подлинная тема Корана заключается в опыте общения Аллаха слюдьми в прошлые времена как образце для настоящего и будущих поколений.

И все-таки временами читатель неможет освободиться от ощущения, что недостаток подробностей являетсярезультатом отсутствия необходимой информации у автора Книги.

В более ранних отрывках Корана,концентрирующихся на острых пророческих высказываниях, используетсязаразительная ритмичная проза и поэтические приемы. Этот стиль, садж, пропадаетв более поздних отрывках, имеющих дело в большей степени с практическимипроблемами, но в любом случае его использование является одной из яркихособенностей Корана (важно не забывать, что более ранние отрывки находятся вконце Книги, а более поздние, как это ни парадоксально, в начале).

Хотя Коран, как гласит легенда,является вечной Священной Книгой, а пророк ислама был призван с единственнойцелью – передать ее содержание, ничего не добавляя от себя, Коран находится вдиалоге со своим вестником и бесконечное количество раз обращаетсянепосредственно к нему:

Ему приказали: «Скажи: „Всего лишьчеловек я, вам подобный. Пришло мне Откровение, что бог ваш – Бог Единый“».(Сура18:110)

Коран – уникальная по своемухарактеру, стилю и форме Книга. Даже немусульманам стоит потратить время наознакомление с ее особенностями, но гораздо важнее понять ее.

 

5. Наиболее важные суры и стихиКорана      

 

Открывающая глава идругие важные суры

 

Мусульмане верят, что некоторые сурыКорана обладают особой святостью, и считают их чтение обязательным и достойнымпоощрения. Наиболее важная из них – Суратул-Фатиха – занимает особое место вКоране и находится во вступительной его части. Она состоит только из семистихов, в отличие от других поздних сур – самых длинных в тексте Корана. Звучитона как молитва, обращенная к Аллаху.

Это один из немногих отрывков Корана,в которых Аллах не говорит непосредственно сам, а текст вложен в устамусульман, поклоняющихся ему. Каждый раз, когда мусульмане начинают молитьсядома или приходят для моления в мечеть, эта молитва Аллаху произносится ими наарабском языке. Она звучит на праздниках и при исполнении особых обрядов, атакже во многих иных случаях. Каждого ребенка, родившегося в мусульманскойсемье, обучают этой молитве, как только он в состоянии ее выучить. Обычномолитва заканчивается словом амин – эквивалентом христианского «аминь». Встаринных рукописных текстах Корана этим словом, символизирующим конец определеннойчасти текста, завершается каждая глава.

Традиционные предания о пророке,хадисы, очень часто ссылаются на эту суру. Согласно одному из них, Мухаммадговорил, что «семь (часто) читаемых айатов» (сабаул-масани) – это семь стиховОткрывающей главы, а «Великий Коран» (Ал-Куранул-Азым) – заглавие одной из сур(Ал-Муватта Малика, с. 37). Другое распространенное заглавие этой суры –Уммул-Куран («Мать Корана»). Впрочем, во многих классических переводах Корананазвание этой второй суры звучит как «Корова». Уникальность ее состоит в том,что она – единственная в Коране, где человек обращается к Богу. По другомупреданию, Мухаммад утверждал, что ее чтение является ключевым моментом любоймолитвы.

Во время официальных молитв,произносимых пять раз в день, только имам, глава общины, среди других молитвчитает и эту суру. Но в предании говорится, что все мусульмане должнысознательно произносить слово амин в конце этой главы. Мухаммад рассказывал,что ангелы небесные делают то же самое, и если слово амин, произнесенное каждыммусульманином, совпадет с теми, которые произносят ангелы, то все его грехибудут прощены (Ас-Сахих ал-Бухари, том 1, с. 416). Вряд ли можно переоценитьважность Открывающей главы для мусульман всего мира.

Существует еще одна короткая, но оченьважная глава Суратул-Ихлас («Глава Непорочность»), которая звучит так:

Во имя Аллаха Всемилостивого иМилосердного! Скажи: «Он – Аллах – един; извечен Аллах один; не рождал Он, и небыл рожден, и с Ним никто не сравним» (Сура 112:1–4).

Единоличие Аллаха – основная темаКорана, и идея его исключительной и абсолютной власти во вселенной постоянноповторяется в тексте. Это утверждение направлено против языческогоидолопоклонства соотечественников Мухаммада и против христианской веры в Иисусакак Сына, рожденного от Бога. В апологетической литературе современныемусульмане регулярно используют эту концепцию против христианства, и, вероятно,она является основным аргументом ислама в полемике с иными вероисповеданиями.

Как гласит предание, Мухаммадговорил, что «эта сура равнозначна одной трети всего Корана» (Ас-Сахихал-Бухари, том 6, с. 494), поэтому мусульмане ее регулярно читают, посколькуверят, что, прочитав ее, они прочитали треть всей Книги. Однажды пророк спросилсвоих последователей, смог бы хоть один из них прочесть треть Книги за ночь, ипосле того, как они выразили удивление наивностью его вопроса, он еще разповторил, что эта сура «равнозначна одной трети всего Корана» (Ас-СахихМуслима, том 2, с. 387).

Есть еще одна сура, вызывающаяподобный благоговейный трепет наряду с предыдущими двумя, – это 36‑я главаКорана Суратул-Йа-Син. Она названа так по двум буквам (йа и син) из разряда ужеупоминавшихся необъяснимых букв, с которых она начинается. Мусульманскиекаллиграфы выделяют первые несколько стихов этой главы с особымвысокопрофессиональным мастерством. Ислам учит, что эта сура является сердцемКорана. Предполагается, что все читающие ее прочитали Коран десять раз. Онарегулярно включается в мусульманские молитвенники, и зачастую ее печатают какотдельную молитву.

 

Клише и знаменательныестихи

 

Вдобавок к своему ритмическомухарактеру Коран полон острых клише. Вероятно, наиболее яркие из них – этоимена, которыми называют Аллаха (обычно двумя) после стихов, обращенных к немуили к его действиям. Это, например, обращение Аллаху-Таввабун-Рахимун («Аллахприемлет обращение, милостив» (сура 4:64)). В конце отрывка неверующимзаявляют, что они найдут Аллаха именно таким, если придут к нему после своегонепослушания и попросят прощения у него, а также помолятся за свое прощение.

В Коране есть несколько стиховисключительного характера. Один из них – Айатул-Курси («Стихи о троне») –наиболее известен. Вероятно, это одно из самых ярких высказываний о вселенскомвладычестве Аллаха над всем, что он создал, – и над началом, и над завершением,– с двумя типичными именами Аллаха, свидетельствующими о его абсолютной властии славе.

Из мединского периода пророческоймиссии Мухаммада можно выделить еще один поразительный стих. Хотя егоцентральной темой, как всегда, является Аллах, текст уводит нас в царствомистики, описывая славу Господа. Этот стих очень высоко ценят суфии.

Необходимо упомянуть две последниесуры Корана. Как и Открывающая глава, они коротки, но на этот раз мусульмане неадресуют свои прославления Аллаху, а читают заклинания, ища спасения в первуюочередь у Господа Рассвета от темноты, от тех, кто практикует тайные знания(магию), и тех, кто насылает порчу, такую, как хорошо известный дурной глаз(сура 113:1–5). Эта глава известна как Суратул-Фаляк («Рассвет»). Другая главаименуется Сурату-н-Нас («Люди»), поскольку здесь Аллах изображается ГосподомЛюдей, у которого ищут защиты от шептунов – как из числа бесов, так и из числалюдей (сура 114:1–6).

Нет большей чести для мусульман, чем читатьКоран, но эти суры и стихи обладают в их глазах исключительной ценностью, аличное одобрение каждой из них самим пророком обеспечивает им особое положениев Коране и непременное чтение мусульманами при любом удобном случае.

 

Суры, написанные в Меккеи Медине

 

Одной из проблем, с которойсталкиваются изучающие Коран, является не только полное отсутствие в немхронологической последовательности описываемых событий, но и то, что сами сурызачастую составлены из отрывков, принадлежащих различным – мекканскому имединскому – периодам пророческой миссии Мухаммада. Однако между этимиотрывками существует отчетливая разница, которую можно распознать по природеэтих двух этапов жизни пророка. Живя в Мекке, Мухаммад рассматривал себя, впервую очередь, как человека, призванного открыть своему народу истину и увестиего от идолопоклонства. Суры того времени в основном пророческие и поучительныепо своему характеру. В Медине же Мухаммад становится лидером сообщества, и сурыэтого периода, в противоположность мекканским, громоздки и являются правовымипо содержанию и стилю.

Мекканские суры концентрируются напроблемах, занимающих прежде всего самого Мухаммада, в частности нанепокорности его собственного народа, грядущем правосудии и участи каждогочеловека попасть в рай или ад. Возможно, самой поразительной темой этогопериода можно назвать Ал-Йаум («День») – Великий день Страшного суда. Коранполон предупреждений об этом ужасном событии, для его изображения используетсяочень выразительный язык. Оно описывается как «покрывающий исход» (сура 88:1):ад предстанет перед людьми (сура 89:23), и ни единая душа не сможет помочьдругой, поскольку приказывать в этот день дано одному Аллаху (сура 82:19).Участь неверующих будет ужасна. Но правоверные будут благословлены в этот День.Окружающие их предметы, озаренные светом красоты и радостью, будут такимиудобными, какими они только пожелают их видеть (сура 76:11), а одежды будутщедро украшены. Праведники будут пить чистое и святое вино (сура 76:21) и смеятьсянад неверными (сура 83:34). Большинство коранических концепций небес следуетбиблейским, но, по всей видимости, упор в них делается в большей степени наудовольствиях спасенных от адских мук людей, чем на познании ими совершенногохарактера Бога. В качестве контраста ужасам ада в отрывке рассказывается о легкостиположения обитателей рая.

 Среди всего сказанного пророкнапоминает, что он – только вестник для тех, кто с благоговейным страхоможидает этого Дня (сура 79:45). Но как только Мухаммад утвердился в Медине, тонстихов начал меняться. Если в Мекке Коран обращался непосредственно к посланникуили его соотечественникам, то в Медине большинство отрывков адресуется ккоммуне верующих. Текст, что следует за этими словами, зачастую имеетзаконодательную природу и составляет большую часть мусульманских законов, изних составлен шариат. Упор в этих стихах делается в основном на социальнуюэтику мусульманской уммы (религиозной общины), проведение кампаний и сражений,общие обычаи и эталоны поведения, а также религиозную совесть. Обсуждаютсятакже брак и смерть.

Мединские суры рассматривают отменуростовщичества и взимание процентов (сура 2:278), законы наследования (сура4:11–12), запреты, связанные со степенями родства (сура 4:23), имущество сирот(сура 4:6–10), запреты на вино и азартные игры (сура 5:93–94) и тому подобныевещи.

Расположение глав Корана, когдаранние мекканские суры оказались в конце книги, а поздние мединские – в начале,таково, что случайный читатель перестает улавливать смысл происходящих событий,теряя связь между ними, но именно в этом, как полагают, и проявляется четкая осведомленностьКорана в вечных вопросах бытия, дающих дорогу делам более практичной, земнойприроды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ознакомившисьс содержанием и структурой Корана, можно только удивляться, как это возможно,чтобы он имел столь гармоничную композицию. Ведь если бы человек составил книгуподобным образом, это было бы хаотичное повествование, лишенное любого порядка.

При этом своеобразие Кораназаключается в неоднородности его формы и стиля, обусловленных длительностью созданияэтого Священного Писания, разнообразии содержания, поисками Мухаммадом точныхсредств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление впроцессе его пророческой деятельности. Значительная часть Корана представляетсобой рифмованную прозу. Своеобразие Корана как историко-культурного памятникаи как исторического источника заключается в двойственности его идеологическойосновы. Коран закрепил божественной санкцией результаты длительного процессаперестройки социальной действительности, доминирующее положение ужесуществовавших, как правило, оседлых центров Внутренней Аравии, институтов инорм. Мировоззрение, отраженное Кораном, является новой ступенью в развитииобщественного сознания общества Аравии, а не спонтанный творческий акт Пророка.

Коран отразил борьбу Мухаммада сязычеством и язычниками, а также его полемику с иудаизмом и христианством. Входе этой полемики происходило насыщение проповедей Мухаммадарелигиозно-философскими идеями и сюжетами иудео-христианского содержания, атакже некоторыми представлениями, восходящими к зороастризму и манихейству. Входе социально-идеологических процессов, происходивших одновременно сарабо-мусульманской экспансией, Коран стал главным источником религиозныхпредписаний и социальных установлений, этико-культурных норм и стандартовобщения, которые по сей день являются приоритетными и ставятся в основу жизнимусульман всего мира.

Список литературы: 

1.Ахмад Сиед Баракат. Введение в Коран, Керзон пресс, Лондон, СК, 1984.

2.Басилов В.Н. Культ святых в исламе. — М.: Мысль, 1970

3.Ислам: Энциклопедический словарь. — М., 1986

4.Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождение и мифологии. — М.: Политиздат,1986

5.Мюллер А., История Ислама, т. 1, гл. 2, СПБ., 1995;

6.Сиддики Мажеруддин. Кораническая концепция истории, Карачи, Пакистан, 1965

7.Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. — М., 1991

8.Панова В., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. — М., 1991

9.Энциклопедич.словарь по культорологии. — М.:1997. — с.201

10.Яковлева И. Н.. Основы религиоведения. — М.: Высшая школа, 1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет