X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Слово география,как правило, рождает у людей ассоциации с картой и измерением Земли. В целом, сэтим можно согласиться. Но, к сожалению, это слишком упрощенное понятие о стольважной науке, как география. Родившись в Древней Греции, как описание Земли,география прошла долгий и тернистый путь в своем развитии, и теперьпредставляет собой весьма сложный комплекс различных наук, изучающих не толькоописание поверхности нашей планеты, но и структуру, функционирование и эволюциюгеографической оболочки, взаимодействие и распределение в пространствеприродных и природно-общественных геосистем и их компонентов. При изучениигеографии учащийся знакомится с природными условиями Земли, природными объектами,населением. Но и это не все. В процессе развития, возникла необходимость визучении экономических ресурсов, что привело к возникновению особого отделагеографии: экономической географии. В наш век, эта отрасль имеет огромноезначение, особенно в условиях политического кризиса, охватившего планету.

И все-таки, кореньвсего находится в описании, в местонахождении. Какой именно аспект мы не берем,мы непременно привязываем его к определенной точке, координатам планеты. 

Еще древнийчеловек, выходя на охоту, старался запомнить свой путь, а возвращаясь в племя снезнакомых мест, использовал доступные средства для того, чтобы объяснить свойпуть. Все это приводило к развитию не только зачатков географии в ее самом примитивномвиде, но и развитию речевого аппарата человека, увеличению словарного запаса, ив итоге – развитию головного мозга. И если говорить, что труд сделал изобезьяны человека, то способность творчества, (а картография, даже примитивная,это тоже творчество), сделало человека Творцом, созидателем.

Уже на заре историичеловек умел рисовать примитивные карты, отображавшие местность вокруг него. Ивсе же, пока человек не пришел к пониманию формы планеты, география не моглавыйти на магистральный путь развития. Великое открытие Эратосфена, измерившегоЗемлю, дало толчок географии, как науке, в точном смысле этого слова.Современные ученые считают, что именно Эратосфен создал первую карту мира,которая давала примерное представление о взаимной удаленности городов и стран.И в качестве прикладной науки, картография стала использовать меридианы ипараллели.

Средневековье, всамом начале задержавшее развитие всех наук, тем не менее, не смогло остановитьразум человека, и, к эпохе Великих географических открытий, человечествообладало значительным инструментарием для определения более или менее точныхкоординат места. Совместно с великими открытиями Китая – бумагой и компасом, -география, в частности картография, переживала бурный период расцвета. Появилсяновый тип карт — подробные компасные карты берегов, известный под именем портуланов.Статья не позволяет подробно рассмотреть вклад европейских ученых периодаСредневековья, достаточно будет упомянуть таких ученых, как Меркатор и Ортелиус.Именно они создали то, что до сих пор используется в судоходстве.

Трудности между сохранениемпропорций, расстояний и иной информации на картах, связанные с шарообразнойформой Земли и плоской поверхностью карты, породили десятки различных типовпроекций для, карт, что способствовало развитию географии, геометрии, вособенности, пониманию того, что существует и иная геометрия, нежели даннаяЕвклидом. Можно с уверенностью сказать, что именно развитие картографическойграмотности привело к созданию трехмерной графики, ибо решение задач переносаобъектов искривленной поверхности на прямую плоскость – задача не из легких.

Переходя же кпрактическому применению изучения географии, мы просто обязаны упомянуть, чтопривычное изображение земной поверхности на плоскости, в настоящее времярассматривается как источник информации. Именно география, с самых первых шаговизучения, формирует картографическую грамотность, без которой невозможно саморазвитие человечества.

А все это приводитк осознанию того, что картографическая грамотность — это не прихоть учителя, а развитиев учащихся умения в случае необходимости использовать картографические ресурсыдля ориентации в пространстве. Даже в процессе подготовки туристического тура,мы начинаем с того, что изучаем, какие места мы сможем посетить, какие народытам живут, какие природные условия и климат существуют в этой местности. Такимобразом, осознанно или нети, мы используем свою картографическую грамотностьдля планирования своего путешествия. Даже в условиях большого города, гдемногие привыкли полагаться на различные приложения для ориентации на местности,нам приходится использовать карты для создания маршрутов.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1509

Примеровпрактического приложения очень много. Можно, например, упомянуть необходимостьпостроения логистических маршрутов, что очень актуально в современном мире,построение маршрутов в различных государствах, что требует от специалиста нетолько знаний в сфере экономики и логистики, но и значительных знанийкартографии, ибо хорошо спланированный маршрут включает в себя не только начальныйи конечный пункт, но и знание того, где именно должен пролегать маршрут, длярасчета оптимального времени пути, сохранности груза (а тут включаются и знанияклимата и природных условий); наличие или отсутствие естественных преград ипутей их преодоления и так далее.  

И если человек необладает более или менее развитой картографической грамотностью, это можетпривести к плачевным результатам. Мало того, необходимо развивать данный навыки по той причине, что приложения могут выйти из строя, и тогда только знание и умениеориентироваться в пространстве, могут помочь получить правильное решение.

         Картасодержит, по скромным подсчетам, не менее 90 процентов всех географическихзнаний. И при кажущейся простоте, она является довольно сложным объектом дляизучения. Картографическая грамотность должна формироваться постепенно, нонеуклонно, шаг за шагом.

            Что должен сделать учитель всовременном мире, для формирования этого важного навыка? В первую очередь,необходимо объяснять, что картографическая грамотность, это не просто взгляд накарту, это важный метод исследования, с целью выявить и определитьзакономерности пространственного размещения различных физических объектов, атакже их структур. Мало того, понимание важности взаимосвязи этих объектов,помогает понять многие физические явления, их взаимосвязь и динамику. А этововлекает в себя взаимосвязь с другими дисциплинами современногоучебно-методического комплекса. Привлечение внимания при изучениикартографической грамотности для мониторинга и прогнозирования, также являетсяодним из приоритетов работы учителя, чему также отводится значительное вниманиепри изучении географии в целом.

Работа с картой этоне просто взгляд на нее, преподаватель обязан акцентировать внимание обучаемыхна то, что изучение карты, это в первую очередь анализ и синтез информации,которые содержатся в любой карте. Умение вычленить наиболее значимые длярешения практической задачи знания, с последующим их анализом и обработкой, вотодин из китов, на которые современная школа обращает внимание учащегося. Еслиправильно сформировать представление об изучаемом географическом объекте, тоэто помогает не только накоплению теоретических знаний, но и их практическомуприменению на практике. Отсюда вытекает и широкий спектр инструментов, которыеиспользуются в современной школе при формировании навыков картографическойграмотности.

И современная школачетко разделяет преподавание картографической грамотности на два неформальныхраздела: фундаментальный, где содержатся необходимые аксиомы, теоретическийинструментарий и общие положения, а также, непрерывно изменяющийся практическийопыт, который возникает и накапливается по мере решения насущных задач.Грамотное, умелое использование обоих разделов в процессе преподавания, и естьодно из направлений, которому уделяется внимание современного учителя, ибо,изменение физических и иных условий, непременно сказывается на производимыхвычислениях и операциях. К тому же, умение привлечь иные дисциплины для решениязадач картографии – показатель качественной, умелой работы преподавателя вшколе.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1509

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет