Композиция «Птицы в лесу»
Для детей с легкой степенью УО
Цель занятия
1. Научить детей делать птиц из бумаги
2. Развивать мелкую моторику рук; связную речь; творческуюфантазию;
3.Воспитывать желание дополнять изображение выразительными деталями;аккуратность в складывании и наклеивании деталей; отзывчивость и дружелюбие;гордость за собственную работу;
Дидактическое обеспечение занятия
1. Аудиозапись «Птицы в лесу», произведение «Декабрь» изцикла «Времена года» муз. П.И.Чайковкий;
2. Демонстрационный материал: картинки с изображениемзимующих птиц, птичьи следы, ватман а2 с композицией.
3. Раздаточный материал (на каждого ребёнка):бумага, картон, клей для украшенияработы аппликацией, ножницы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Звучит произведение «Декабрь» из цикла «Временагода» муз. П.И.Чайковкий)
Сегодня у нас будетнеобычное занятие. Мы попадём в удивительный мир животных.
— А о ком пойдет речь, выузнаете, отгадав загадку:
Кто рисует на снегу длинные цепочки,
Кто расставил на бегу крестики и точки? (Птицы).
— Сейчасмы поиграем в угадай-ку. Вы должны узнать следы каких птиц показаны накартинке. (на доске показаны птичьи следы)
-Какое сейчас время года унас? ( Зима).
— Кто догадался, какназывается наше занятие? (Птицы зимой)
— Сегодня мы не толькобудем говорить о птицах зимой, но и сделаем птичку своими руками и повесим нанаше дерево и украсим его. И получится у нас большая аппликация.
— Какая для вас зима? (Холодная,морозная, дует холодный ветер, идет снег, дни стали короче, вода замерзла).
— Что произошли срастениями? (Деревья без листьев, трава высохла и покрылась снегом).
— А есть ли сейчас плоды исемена на деревьях? (Есть, но очень мало).
— Можно ли увидеть зимойнасекомых? (Нет).
— Как вы думаете, все птицымогут найти себе необходимый корм? (Нет).
— Действительно, и поэтому многие птицы покидают родные места, улетая в теплые края. Как мы называем техптиц, которые улетают на юг? (Перелетные).
— Как называются птицы,которые остаются зимовать? (Зимующие)
— Правильно, они всю зиму проводятвместе с нами, радуют нас и удивляют своей красотой и необычными звуками. Давайтевместе послушаем эти чудные голоса. (Аудио голоса птиц зимой)
— Ребята, а как же птицыпереносят морозы? (Ответы детей).
— Оказывается, ониготовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются взимнюю одежду, утепляют жилье). Птицы тоже к зиме меняют оперение на болеетеплое, густое и длинное — зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух,который не подпускает холод и задерживает тепло. Вот они и не мерзнут!
— Кто из вас видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись? Покажите,как сидят нахохлившиеся птички на веточках. Они распушат перышки, молчасидят, песен не поют. Когда птички нахохлились, они становятся похожими напушистые шарики.
— Зачем же они так делают?Почему сидят, а не летают? (Ответы детей). Оказывается, птицы не летают вмороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичкасидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускаетк телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторонустремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.
А еще в зимние морозы можноувидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Покажите, какона это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки вперышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
Зимующие птицы никогда неживут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дуплах, в густыхелках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки длятепла. Покажите, как птички друг друга греют.
В эту пору им очень нужнопомогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
Вспомнить зимующих птиц нам помогут загадки ( на доскевисят картинки с птицами)
1. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
3.Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Длиннохвоста, белобока,
А зовут ее…(Сорока.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
— Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Гуси серые летели,
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
— Молодцы. А теперь мы сделаем наших птичек, но перед этимвспомним правила безопасной работы:
1.Не допускать попадания клея в глаза.
2.Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
3.После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
— Сегодня мы «заселим» птиц в ихдомик. Для этого нам понадобятся: шаблон, цветной картон, цветная бумага,ножницы, клей, простой карандаш.
Ход работы:
- Обвести шаблон выбранной птички на картоне.
- Вырезать птичку по контуру.
- Оформить головку, клюв, глазки, вырезав детали из цветной бумаги.
- Обвести по шаблону крыло, вырезать и наклеить «верхние перышки» на него.
- Приклеить крыло к спинке птички.
- Поместить готовую птичку на дерево – выставку.
-Послеокончания нашей работы, мы немного отдохнем.
Пальчиковаягимнастика
Ворона
У вороны голова,
(руки на голове)
ва-ва-ва-ва
(четыре хлопка)
Клюв и крылья,
(руки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги,
(руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги
(четыре хлопка)
Итог занятия
— Атеперь, приклеим наших птичек в их домик.
Рефлексия
— Что нового узнали о птицах?
— Каких зимующих птиц вспомнили?
— Какую помощь мы можем оказатьптицам?
— Оцените свою работу на уроке: нарисуйте смайлик.