X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

       Психологическоеобеспечение в формировании личности. Использование эффективныхпедагогических технологий обучения и воспитания, развивающие мотивацию учащихсяза счет изменения позиции ученика с пассивной на активную – это развитиесоциально – успешной личности.  Для создания условий становления личностинеобходимо определить ее параметры. Человек должен постоянно адаптироваться кизменяющимся условиям, уметь актуализировать заложенные в него потенциальныевозможности. В свете этого строится модель совершенствующейсясоциально-успешной личности.

        Педагогические технологии обеспечиваютстановление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах,находящейся в согласии с другими людьми и с самим собой. Существуют различныеподходы к построению структуры целей. Цели школы исходят из следующихположений:

— цели школы должны соответствоватьпотребностям общества, государства;

— они должны соответствовать психологическим,биологическим, социальным потребностям учащихся;

— цели должны носить конкретный характер;

— для реализации целей должны быть использованысоответствующие технологии.

Процесс воспитания в школе направлен наформирование социально –успешной личности. Если материалом обучения являютсяпредметные знания, умения, навыки, то материалом психического развития являютсяпсихические операции. Если в процессе обучения и развития участвуют основныеоперации запоминания и понимания, то в воспитании таковым является процесспринятия.

В формировании личности можно выделить многонаправлений. Хотелось бы сконцентрировать внимание на психологическое обеспечениевокруг трех основных личностных образований: 1) сотрудничество (отношение кдругим, развитие чувств, объединяющих людей, на уровне относительно устойчивыхи постоянных отношений); 2) Я-концепция (здоровое самоуважение); 3) законопослушание(сила сверх-Я)

Воспитание сотрудничества.

Одной из важнейших целей школы является развитиеу учащихся умений и желаний сотрудничать с другими людьми. Эта цель стоит наодном из первых мест в формировании личности школьника.  Саморазвивающейся личностьхарактеризуется сотрудничеством человека с другими людьми:

— сочувствие и сопереживание с другими людьми иумение прийти на помощь;

— уважение всех, с кем устанавливаются какие-тоотношения, принятие всех такими, какие они есть, не критикуя других;

— открытость в общении и поиск обратной связи;

— эмоциональная независимость от других, неагрессивность;

— поиск новых способов поведения и вследствиеэтого широкий поведенческий репертуар.

Существует много педагогических технологийучебного процесса, способствующих развитию сотрудничества детей: групповаяработа, различные инсценировки пар сменного состава, взаимодиктант, ученик —учитель и т. д.

     Задача психологического обеспеченияпоказать психические механизмы этих технологий, предложить эффективныепсихологические технологии внедрения этих педагогических технологий. Детиуспешно обучаются сотрудничеству на занятиях социально-психологическихтренингов. Классный руководитель диагностирует степень сформированностиличностных качеств, обеспечивающих успешность сотрудничества, и содействует ихразвитию как на уроках по различным предметам, так и на внеклассных занятиях.

Воспитание Я-концепции (здоровоесамоуважение)

      Актуальность психологического обеспеченияЯ-концепции определяется многими причинами. Она имеет огромное влияние науспешность процесса обучения в школе. Имеются исследования, в которыхпоказывается влияние Я-концепции на успешность жизненного пути.

      Современные школы предлагают по-новомурассматривать свойства личности учащихся. Цель традиционного подхода впедагогике — согласовать, подогнать человека под общество, а современная школапредполагает еще и согласование человека с самим собой (стабильность, внутреннееравновесие, единство и т. п.). Существуют различные подходы к структуре свойствличности учащихся. Прежде всего это структуры развивающейся,самоактуализирующейся, адекватной личности. Характеристики развивающейсяличности представляют модель, к которой мы должны стремиться в процессеобучения и воспитания учащихся.  Cаморазвивающаяся личность включает в себяследующие характеристики:

1.  Знание себя, реальная оценка собственныхспособностей, склонностей, мотивов и т. п.

2. Самоуважение (уважает себя вне зависимостиот особых достижений или приобретений);

3. Самопринятие (подтверждает сущность,законность, обоснованность собственно бытия и реальности);

4. Автономия (принимает то, в чем нуждается, отдругих, эмоционально независим). Эмоциональная независимость предполагается какот людей, так и от вещей. Человек должен быть эмоционально независим отокружающего мира. В связи с этим возникает вопрос, а насколько человек можетбыть независим от близких людей. Эмоциональная независимость от людей имеетоптимальный диапазон. Независимость полная невозможна. Мать, любя свое дитя,эмоционально от него зависит, но такая зависимость биологически, психологическии социально оправдана. Но когда один человек получает от другого какие-то благаи эмоционально от него зависит, то такая зависимость не может считатьсяоправданной. При этом человек должен испытывать благодарность.

5.Развивающейся личность ищет иодиночества, и компании, желает проводить время наедине с самим собой и вкомпании других.  Это качество также имеет оптимальный диапазон. Есть люди,которые не могут находиться в одиночестве, они зависимы от других людей и немогут без них обходиться. Такие учащиеся много делают для утверждения себя вгруппе и очень страдают, если группа их отвергает. Они могут употреблятьвредные привычки не потому, что им это хочется, а только потому, что группапредлагает им это и в случае отказа отвергает их. Люди, склонные к зависимостиот группы, не всегда могут пожертвовать связями с ней для усиления связей сотдельным человеком. Можно встретить случаи, когда семейные связи рвутся, неуспев оформиться, в случае, когда один из членов семьи уделяет контактам сгруппой больше времени, чем семейным отношениям. Остановка на этапеподростковых связей, неумение перенести акцент на установление семейных личныхсвязей могут привести к отсутствию семьи.

      С другой стороны, есть люди, которые вкомпаниях чувствуют свою стеснительность, скованность, но ничего не могут ссобой сделать. У. Глассер пишет: «…главной причиной жизненного фиаскоявляется одиночество. В школе проблему неудачников не связывают с одиночеством,многие вообще игнорируют эту проблему, а если и допускают существованиетаковой, то утверждают, что к ним она не имеет ровно никакого отношения…Школа обладает уникальной возможностью избавить детей от одиночества или, покрайней мере, значительно смягчить этот негативный фактор личностногоразвития».

6.  Открытость в общении, использованиеадекватных защитных механизмов, желание выражать чувства и мысли просто ипрямо, спрашивать то, что он или она хочет от других, оставляя им право сказать«да» или «нет». Открытость в общении должна иметь оптимальный диапазон. Естьвещи, которые подразумеваются двумя людьми, но говорить о них не принято. Этоможет привести к возникновению проблем. Не всегда можно спрашивать то, чтохочет человек.

7. Есть люди, чрезмерно открытые окружающемумиру. Они принимают любые влияния, приходящие со всех сторон. От этого у нихвнутри возникает дисбаланс, своеобразное противодействие убеждений, суждений.Это создает неисчислимые трудности, внутренние и внешние конфликты. Такаяличность слушает других и ищет обратную связь (реакции) на свое поведение,использует обратную связь для того, чтобы учиться и определять собственноеповедение. Развивать эту черту в школе можно через применение различныхтехнологий опроса. Если во время ответа применять техники стимулированияучащихся, давать стимулирующие оценки, в которых вначале будут указыватьсяположительные моменты, а затем пути или средства улучшения результатовдеятельности, то это будет стимулировать учащихся в работе над собой. Этовозможно, как при оценках устных ответов, так и при оценивании письменныхработ.

    В настоящее время в школе можно наблюдатьобратную картину, когда оценки делаются по принципу выискивания ошибок. Педагогуказывает на ошибки учащемуся с целью обратить его внимание на устранениенедочетов. Такой подход приводит к тому, что учащиеся испытывают негативноеотношение к процессу оценивания и у них может формироваться отрицательная Я-концепция.Они стараются, избегать обратной связи или не реагировать на нее. Такимобразом, требуется специальное обучение педагогов техникам проведения обратнойпозитивной, стимулирующей связи.

8. Активная спонтанность и самовыражение,способность радоваться и получать удовольствие, включенность в настоящее. Умениеполучать радость — важная черта личности человека. Люди, не умеющие это делать,не получают оптимального удовлетворения от своей жизни. Это может привести кразличным негативным последствиям. Человек становится скучным и не располагаетк себе людей, с ним не хотят дружить. Особенно негативные последствия это имеетв подростковом, юношеском, молодом возрасте, когда идет поиск партнера.Стремление получать удовольствие заложено природой как очень важноерегуляторное качество человека. Развить его до оптимального состояния иявляется целью обучения и воспитания человека в жизни. При таких условияхумения, становясь устойчивыми отношениями, превращаются в черту личности. Развиватьэту черту желательно в оптимальном диапазоне. Жизнь строится по этойзакономерности. Когда у человека наступает период полосы везения,удовлетворенности, то за этим обычно следует полоса неудач. Опросы педагоговпоказывают, что многие из них считают, что жизнь имеет именно такуюзакономерность. Однако уровень подъема по шкале удовольствия проходитпо-разному. Иногда после небольшого подъема наступает сразу спад, временнойдиапазон может быть свой для каждого человека.Источники удовольствия могут бытьсамые разные. Это не обязательно развлечения, компании и т. п. Человек можетполучать огромное удовольствие от своей работы, от любимого занятия, хобби.Научиться получать удовольствие от учебы в школе — это задача, котораяставилась очень давно, но так и остается не полностью решенной. Выборпредметов, дифференциация, различные технологии опросов и объяснения материалапозволяют некоторым педагогам довольно успешно решать эту проблему. Однако вмассовом масштабе она остается актуальной. Учащиеся не получают удовольствия отучебы, что приводят к отсутствию желания учиться. Научившись формироватьудовольствие от занятий, можно решить множество проблем в школе.

9. Желание испробовать новые способы отношенийс другими.Саморазвития не может быть, если человек не ищет новых способовотношений с другими людьми. Диапазон улучшения своего поведения весьмаобширный. Основная проблема, которая возникает у современного цивилизованногочеловека, это конфликтные ситуации с окружающими. Решить данную проблемувозможно, расширяя диапазон поведения учащихся. Поведенческий репертуар можетрасширяться на занятиях психологического цикла, этикета, литературы, вкружковой работе. Особо хотелось бы отметить роль театра, благодаря которомуможно не только расширять поведенческий диапазон учащихся, но и решать проблемыснятия стрессовых состояний. Новые способы поведения могут вырабатываться,например, на уроках литературы через драматизацию произведений, на занятияхпсихологического цикла, через кружковые занятия, через введение курса поэтикету.

10. Саморазвивающаяся личность видит ипринимает всех такими, какими они являются. Люди должны снисходительноотноситься не только к друзьям, но и к окружающим. Данное качество такжетребует ограничений: это не значит, что необходимо соглашаться с поступками,которые вызывают объективное осуждение. Можно принимать личность, но несоглашаться с его поступками.

11. Широкий поведенческий репертуар. Личностьделает собственный выбор поведения, исходя из знания возможных альтернатив и ихпоследствий. В частности, она может проявлять все следующие виды поведения,когда необходимо:

 — способность быть твердым или следовать задругими (под действием других);

— способность давать или принимать любовь,поддержку и выражать или «владеть» гневом.

    Поведенческий репертуар может расширятьсяна занятиях психологического цикла, этикета, литературы, в кружковой работе.Особо хотелось бы отметить роль театра, благодаря которому можно не толькорасширять поведенческий диапазон учащихся, но и решать проблемы снятиястрессовых состояний. Театр с терапевтической целью вводится в несколькоэтапов. На первом этапе учащиеся придумывают ситуации, которые они будутпроигрывать перед другими классами. Руководитель подчеркивает, что ситуациидолжны быть взяты из жизни, интересны зрителям. На этапе поиска ситуаций уже могутнаблюдаться терапевтические эффекты. Некоторые учащиеся предлагают ситуации изсвоей жизни. При проигрывании их ставят в роль того, с кем им приходилосьвзаимодействовать. Например, в роль отца или матери и т. п. Побывав в ролидругого, учащиеся начинают по-другому оценивать ситуацию. Например, побывав вроли отца, делающего замечание своему сыну, вернувшемуся поздно, сын (в ролиотца), испытав на себе агрессивную реакцию своего сверстника (в роли сына),начинает по-другому смотреть на ситуации позднего возвращения домой. Такимобразом, на этом этапе учащиеся разрешают много спорных, конфликтных для нихситуаций.

       На этапе проигрывания (репетиции)выбранных ситуаций у учащихся могут наблюдаться дополнительные коррекционныеэффекты. Они на некоторые стрессовые ситуации начинают смотреть более спокойно,особенно это значимо там, где возникают ситуации страха. На этапе проигрыванияситуаций (казусов) перед всей школой у зрителей могут также наблюдатьсякоррекционные, терапевтические эффекты. Наблюдая стрессовые ситуации, они видятих неопасность. В зависимости от объектов столкновения можно выделить внутренниеи внешние группы конфликтов.

Внутренние конфликты протекают внутри психикичеловека. Существуют разные причины внутренних конфликтов. Первым типомконфликтов является столкновение между «Я» и совестью. Под «Я» понимаетсяосознаваемая структура оценочных суждений, убеждений. Это набор образов о себе,о своем ближайшем окружении (одежда, интересы, потребности, стили поведения ит. п.). Люди в разговоре часто обращаются к совести, особенно в конфликтныхситуациях. Под совестью понимаются внутренние нормы, которые оцениваютповедение человека и относят к категориям плохо — хорошо.

Доминирующей ценностью в системе образованияявляются успехи в учебе. Все, что делает школьник изо дня в день, оцениваетсясквозь призму успешности решения учебных задач. В результате его Я-концепцияпостепенно оказывается пронизанной ценностями и стандартами, связанными сучебными достижениями. Исследования показывают, что, с одной стороны, успехи вучебе могут воздействовать на самооценку, а с другой стороны — улучшениеЯ-концепции благодаря ободряющим реакциям учителя может привести к повышениюуспеваемости. Учитель — самая значимая фигура для ребенка младшего школьноговозраста. Это авторитет, от отношения которого во многом зависит восприятиеребенком себя и окружающих. Так как этот возраст очень пластичен, подвижен иподатлив, роль личности здесь особенно велика. Не случайно про начальную школуговорят, что класс — это лицо учителя.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

       Первое и главное, что необходимоучитывать в работе над формированием Я-концепции у младших школьников, это то,что только совместными усилиями психолога, родителей и учителей можно достичьуспеха, то есть необходимо вокруг ребенка создать воспитательную среду

Необходимо:

—  Подходить к каждому ребенку с«оптимистической гипотезой», то есть опираться на лучшее в нем, верить в еговозможности.

—  Поддерживать в ребенке все положительное,вызывать активное стремление стать лучше.

—  Отказаться от сравнения ребенка с другимидетьми. Не противопоставлять их друг другу, сравнивать ребенка с самим собой,то есть его новые достижения сравнивать с прежними. Это ориентирует ребенка навполне достижимую цель, дает ощущение роста своих возможностей.

—  Постоянно обогащать личный опыт участиядетей в различных видах деятельности, в общении, в познании, то есть неуклонноразвивать их самостоятельность и творческие проявления.

—  Дать каждому ребенку возможность ощутитьрадость роста своих сил, возможностей, достижений.

—  Дать почувствовать каждому ребенкузаинтересованное отношение к нему: радость в случае успеха, огорчение в случаенеправильного поступка, озабоченность в случае неудачи. Это создает ребенкуощущение защищенности, уверенности в своих силах.

—  Стимулировать и поощрять проявлениятворчества и самостоятельности.

В процессе занятий, направленных наформирование позитивной самооценки, ребенку удается овладеть следующимиумениями:

— умением понять и принять себя, умением понятьи принять другого;

— произвольно направлять свое внимание на ощущение,которое он испытывает;

— различать и сравнивать эмоциональныеощущения, определять их характер (приятно, неприятно, страшно, удивительно,беспокойно и так далее);

— регулировать свое общение, способностьустанавливать эмоциональный контакт. Для этого надо учиться улавливать иразличать чужие эмоциональные состояния, сопереживать с другими.

Я-концепция тесно связана с самоактуализацией. Самоактуализациясвязана с потребностью в красоте. Организм стремится быть совершенным в рамкахзаложенной программы и в рамках существующих условий, которые дают возможностьреализоваться этой потребности. Кроме этого, самоактуализация связана спотребностью значимости в глазах других. Эта потребность присутствует в каждомчеловеке. Однако в школе иногда можно видеть пассивность детей, когда ониничего не хотят делать. Это является результатом того, что ребенок защищаетсвою значимость. Он избрал стратегию «избегание неудачи». Делает это он потому,что в его адрес идут негативные оценки.

Таким образом, Я-концепция тесно связана счувством значимости, с чувством собственного достоинства, с уверенностью всвоих силах. Во взаимодействии с ребенком необходимо поддерживать егоуверенность. Дети, как и взрослые, хотят чувствовать свою значимость. Намудается этого достичь разными способами. Мы ведем себя так, чтобы избежать иливыстоять против потери своего места и чувства значимости, которое мы ужезавоевали. Это делается для сохранения своего лица, прежде всего в собственныхглазах.

Позитивная Я-концепция, вера в свои силы,чувство собственного достоинства, чувство значимости — это близкие понятия,которые обеспечивают успешный жизненный стиль. Одним из важных показателейЯ-концепции является внутренний покой, баланс убеждений о себе. Для созданиявнутреннего покоя прежде всего необходимо удовлетворение духовных потребностей.

 Воспитание законопослушания

Актуальность воспитания законопослушанияопределяется многими причинами. Существование любого человеческого обществаневозможно без соблюдения его членами исторически обусловленных норм поведения,регламентирующих разнообразные права и обязанности. Цель воспитания в широкомсмысле и состоит в том, чтобы каждый вновь входящий в общество новый гражданинзнал эти нормы и следовал им (П. В. Симонов). Прежде всего необходимоопределить роль социального и врожденного в воспитании совести. Руссо считает,что это закладывается не опытом, а врожденно: «Итак, в глубине нашей душивложено врожденное чувство справедливости и добродетели, на основании которогомы, вопреки нашим собственным правилам, признаем поступки как наши, так и нашихближних хорошими или дурными, и вот это именно чувство и называется совестью».Таким образом, как минимум основы совести закладываются в человека изначально.

Роль школы в формировании законопослушания. В школенеобходимо детей приучать к дисциплине.  При обучении дисциплины необходимоопределить пути, наиболее действенные методы. У. Глассер отмечает: «В отличиеот наказания дисциплина практически исключает произвол: она требует от ученикакритического анализа своих действий и принятие на себя определенныхобязательств по исправлению своего поведения» ([4], С. 27). Обучение дисциплинеотличается от муштры тем, что есть выбор: «В терапии реальностью ребенкупредлагается выбрать альтернативную линию поведения. Если он не может сделатьэтого сам, ему помогает учитель. Безответственные дети обычно не знают, как имисправиться. Они зависят от нас, ждут подсказки, как надо вести себя. Например,если ребенок постоянно разговаривает на уроке и тем самым мешает остальным,учитель может вместе с ним подумать, куда его пересадить, чтобы он могконтролировать свое поведение. Этот простой выход, найденный совместно сребенком, поможет ему сосредоточиться. В результате самостоятельной оценкисвоего поведения ребенок принимает решение и таким образом учитсяответственности, о которой мы так много говорим, но почти не воспитываем вшколе». Школа заставляет детей бездумно подчиняться школьным правилам.Послушные дети не вызывают у педагогов беспокойства. Однако исследования поэтой проблеме показывают, что они не всегда бывают ответственными.

    Воспитание законопослушания тесно связано сразвитием у ребенка ответственности. Для развития ответственности необходимо ребенкапоставить в ситуацию выбора правильного решения. Сделав выбор, ребенок должендать слово, прежде всего себе, по реализации выбора. Им должна руководитьуверенность в правильности выбора. При обучении ребенка выполнять нормынеобходимо избежать произвола. Для этого ребенок должен согласиться спредлагаемыми ему нормами. Задача ребенка из перечня норм выбрать то, что онсчитает правильным. Ответственность у детей может формироваться по следующимнаправлениям:

— ответственность за себя, за сверстника;

— ответственность за родителей, ответственностьза будущую семью.

— ответственность за демократию в стране;

  В современной школе желательно формироватьответственность перед собственной совестью, перед своим внутренним Я.Ответственность тесно связана с законопослушанием. Законопослушаниеопределяется в значительной степени тем, насколько человек берет ответственностьна себя (А. А. Реан). Однако сводить ответственность только к фактору,определяющему законопослушание, было бы не совсем правильно. Ответственностьдолжна рассматриваться шире. Саморазвивающаяся личность берет ответственностьза свое развитие на себя ([13], С. 109). В школьной практике нередки случаи,когда родители перекладывают ответственность на школу, а школа — на родителей.Необходимо определить область ответственности каждого участникаобразовательного процесса в школе. При этом необходимо определить границыюридической и психологической, гражданской. Юридическая ответственность — этоза что отвечает каждый по закону. Здесь мера ответственности определяетсягосударством. Психологическая ответственность определяется самим человеком:определяется область и мера ответственности. Для формирования законопослушаниябыл проведен эксперимент в школах. На первом этапе дети совместно с учителемвырабатывали нормы. Все ученики были разбиты на малые группы. Каждая малаягруппа должна была придумать семь норм, которые должны выполняться всемиучащимися. В инструкции отмечалось, что нормы должны предполагать не толькозапрет, но и разрешение. Например, «не драться» — это запрет. А «помогатьдругим» — разрешение. Затем каждая группа выступала со своим предложением.Другие группы задавали вопросы, возражали. Все нормы записывались на доске. Вконце инсценировки было проведено ранжирование норм. Затем методом голосованиябыли определены ранги всех норм. Из всех норм в кодекс были взяты семь первых. Послеэтого был назначен ответственный за каждую норму. Эти ответственные следили завыполнением этой нормы. Через определенное время нормы менялись и назначалисьдругие ответственные. Эксперимент показал, что таким образом можно успешноформировать законопослушание.

   Различные исследования показывают, что вшколе преобладает гиперопека не только в воспитании, но и в обучении. Учащимсяне передается ответственность за ход урока, за школьную жизнь. В то же время вотдельных школах учителями применяются эффективные подходы к формированиюответственности. В системе И. П. Иванова, С. Д. Шевченко, А. С. Макаренко и др.показано, что процесс формирования ответственности через свободу выбора,выполнение ответственных ролей не только возможен, но и эффективен. Существуютразличные классификации методов воспитания. Одна из них в основе своей имеетпсихический материал, который воспринимается и перерабатывается учащимися. Поэтому критерию можно выделить три типа методов: словесные, наглядные ипрактические. В словесных методах особая роль принадлежит убеждению. Наглядныйметод воспитания используется в естественном воспитании. К практическим методамможно отнести различные технологии тренингов. В этой ситуации ребенок самвыполняет какие-то действия.

При применении методов изменения поведенияребенка необходимо учитывать следующие принципы:

1. Оптимального использования времени. Мак-Кей,Роджерс, предлагают избегать затягивания наказания, так как дети забывают, счем оно было связано. Это справедливо в отношении маленьких детей. С детьмипостарше А. С. Макаренко предлагал, наоборот, использовать метод отсроченноговоздействия. Он иногда приглашал к себе в кабинет не сразу после проступка, ачерез какое-то время, иногда даже поздно вечером. Такой подход ставил ребенка вситуацию размышления, обдумывания своего поступка. Отсрочка разговора — ужеесть наказание.

2.  Дети должны точно знать, что от нихтребуется. Дети должны иметь образцы того поведения, которое от них требуется.

3.  Дети должны быть предупреждены заранее опоследствиях своих поступков (Роджерс, Мак-Кей).

4.  Последствия проступка должны бытьнеизбежны, если мы ввели за них наказание. В противном случае ребенку можетказаться, что нам все равно. Ребенок может испытывать решительностьвоспитателя, и когда он не применяет введенного правила, то ребенок думает, чтовоспитатель нерешительный.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)  Дьяченко В. К. Организация структурыучебного процесса и его развитие. — М.: Педагогика, 1993.

2)  Зильбардо Ф. Застенчивость. — М.:Педагогика, 1996.

3)  Талызина Н. Д. Управление процессом усвоениязнаний. — М.: МГУ, 1989.

4)  Шаталов В. Ф. Точка опоры — М.: Педагогика,1987.

5)  Якунин В. А. Обучение, как процессуправления. Психологические аспекты. — Л.: ЛГУ, 1988.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет