Необходимость использованияигровых технологий в условиях инклюзивного образования
Учитель начальных классов
Колядина А.В.
Инклюзивное образование –наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностямиздоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Обучаясь вместе, дети учатсяжить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведьпричиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные ссостоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, котороесвоими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениямиздоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединениюобщественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение кинвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Инклюзивное образованиеосновано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные ииные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе сосвоими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе,учитывающей их особые образовательные потребности.
В настоящее время особуютревогу вызывает значительный рост числа детей с особыми образовательными потребностями (ООП).
Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью –доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Актуальность темыобусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучениядетей с особыми образовательными потребностями, способствующих развитию икоррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебныхдействий, социализации.
Одно из эффективных средствразвития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Игры, которыерекомендуются в специальной литературе для детей с ООП, дают возможностьсделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили,закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что помогаетболее глубокому усвоению пройденного материала.
Ребенок прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях,когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности.Игры делят на наглядные и словесные. По числу участников делятся на групповые,коллективные и индивидуальные.
Игра – это тоненький мостикмежду детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому,что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, незамечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которыетребуют перестройки его представлений в познавательной деятельности,интеллектуальных и творческих способностей.
Таким образом, игра занимаетзначительное место в период обучения детей в начальной школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже итот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Значительная часть игрдает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, котороетолько что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новыхсвязях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Включение элементов сказкиделает процесс обучения интересным, создает у детей бодрое рабочее настроениеприводит к тому, что учащиеся с ООП становятся активными участникамиучебно-воспитательного процесса.
Мнемотехнический прием запоминанияобладает большим развивающим потенциалом, так как он обеспечивает на урокеподлинно учебную деятельность, снижая, тем самым, нагрузку на природную памятьучащихся с ЗПР, возможности которой, как известно, заложены генетически ипоэтому ограничены.
Основываясь на принципе от частей к целому, на методе естественных иискусственных ассоциаций, приемы мнемотехники позволяют использоватьестественные механизмы памяти мозга, позволяют полностью контролировать процессзапоминания, сохранения припоминания информации,так как основной опорой запоминания являются не искусственные, а логическиоправданные, осмысленные связи, устанавливаемые внутри того, что запоминается (между отдельными частямиинформации, между новым и хорошо известным материалом).
Использование игровыхтехнологий в создании развивающей среды для детей с ограниченными возможностямиздоровья в условиях инклюзивного образования является тем оптимальным инструментом,который комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;
- развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Список использованной литературы
1. АндрееваИ.В. Мнемотехника какпедагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальнойшколы: Дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. — СПб., 2004. – 65–87с.
2. АнуфриевА. Ф., Костромина С. Н. Какпреодолеть трудности в обучении детей. М., ОСЬ – 89, 1999.
3. БольшеваТ.В. Учимся по сказке. Развитиемышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. –СПб.: Детство-Пресс, 2005., 96 с. – 48 ил.
4. СтепановаО.А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на урокахв начальной школе: Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2003.
5. http://pandia.ru/text/79/249/47072.php
