X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Тема2. Сравнительный анализ исполнительских интерпретаций одного и того жепроизведения фортепианной литературы

С.В.Рахманинов.Прелюдия для фортепиано Соль-диез минор

С.Рихтераи В.Ашкенази.

СергейРахманинов – краткая биография

Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943гг.) – русский композитор, дирижер, пианист. Его творчество тесно связано срусской культурой в целом и народной песней в частности.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20марта (1 апреля) 1873 года в имении Онег (по другим данным – в имении Семеново)Новгородской губернии в дворянской семье. Будущий композитор с ранних летувлекался музыкой, уже в 5 лет играл на фортепьяно под руководством А.Орнатской.

В 1882 году девятилетний Рахманиновпоступает в Петербургскую консерваторию. С 1885 года обучается сначала намладшем (в классе Н. Зверева), а затем на старшем отделении Московскойконсерватории у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского.

Краткая биография Рахманинова была бынеполной без упоминания, что в годы обучения, музыкант создал ряд знаковыхпроизведений, в том числе 1-й фортепианный концерт (1891 г.). В 1893 годуСергей Васильевич окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано икомпозиции с золотой медалью.

После окончания консерватории, Рахманиновзанимался преподавательской деятельностью. В 1897 году дирижировал в Московскойрусской частной опере, где познакомился с Фёдором Шаляпиным.

Еще с учебы в консерватории СергейВасильевич приобрел известность как талантливый музыкант, однако егопопулярность была прервана после неудачной премьеры 1-й симфонии. Острая критикаЦезаря Кюи, Н. Римского-Корсакова стала причиной глубокой депрессии,Рахманинова, биография которого до этого не знала творческих кризисов. Почтитри года композитор практически ничего не создавал.

В 1901 году Рахманинов завершил свой 2-йфортепианный концерт. С 1904 года работал дирижером в Большом театре. С 1906года Сергей Васильевич путешествует по миру, посещает Италию, Германию,Америку, Канаду. В 1909 году создает 3-й фортепианный концерт.

Недолго пробыв в России, в конце 1917 годаРахманинов снова отправился на гастроли в Европу – сначала в Швецию, а затем вДанию, откуда на родину уже не вернулся. В 1918 году в Копенгагене композиторсыграл свой 2-й фортепианный концерт.

В конце 1918 года Сергей Васильевичуезжает в США. Несмотря на бурную концертную деятельность, в это время онпрактически не создавал ничего нового. Только в 1926–1927 годах появились 4-йфортепианный концерт и ряд небольших произведений. В 1941 году Рахманиновзакончил свое величайшее произведение – «Симфонические танцы».

Скончался Рахманинов Сергей Васильевич 28марта 1943 года в Беверли-Хиллз в США. Похоронили великого композитора накладбище Кенсико.

Святослав Рихтер — краткая биография

 Несмотря на свой гениальный талант,Святослав Рихтер стеснялся интервью и чрезмерного внимания к нему прессы. Онвсегда говорил, что интервью – этого его концерты. Легендарный пианист былдостаточно скромным, он любил жареную картошку, а самыми красивыми местами напланете считал Звенигород  и реку Оку.

Первые азы игры на фортепиано Рихтеру далего отец Теофил Данилович, окончивший Венскуюакадемию музыки. За клавиши будущий великий музыкант впервые серьезно сел впять лет. А потом стал учиться сам, просто брал все имеющиеся в доме ноты,и в те моменты мир для него переставал существовать. Была только музыка икрасивые звуки.

Рихтер виртуозно читал с листа, иумел сыграть любую мелодию, какую его просили. В 19 лет стал работатьконцертмейстером в Одесской консерватории, здесь же преподавал его знаменитыйотец. Тогда же состоялся и первый сольный концерт Рихтера.

И только в 22 года парень решилсяпоступить в Московскую консерваторию, где его услышал культовый музыкант ГенрихНейгауз, назвавший Рихтера гениальным исполнителем. Нейгауз не пытался учитьиграть Рихтера, а просто помогал таланту любимого ученика развиваться в нужномрусле. 

Рихтер переиграл практически всеклассические произведения, написанные для фортепиано. Но концерт Бетховена дляфортепиано с оркестром №5 не решался исполнять.Говорил, что Нейгауз это делает намного лучше.

Консерваторию Рихтер уже заканчивалдостаточно известным исполнителем и победителем множества конкурсов.

Что интересно, через время послепоступления Рихтер был отчислен из консерватории за то, что отказалсяизучать общественные науки. Но впоследствии пианиста восстановили, и консерваториюон блестяще закончил в 1947 году.

Когда началась война, Рихтер остался вМоскве. А вот его отца постигла трагическая участь. Тогда Теофил Даниловичнаходился в Одессе, был схвачен советскими властями, а спустя время расстрелян.

Родители Рихтера были немцами, и когдаОдессу освободили, мать музыканта уехала в Германию, побоявшись за свою жизнь.Она вышла второй раз замуж. Рихтер долгое время считал ее погибшей, мать и сынувиделись после долгой разлуки лишь в 1960 году.

Всю войну Святослав Рихтер многогастролировал, даже играл в блокадном Ленинграде.А в 1943 году произошла судьбоносная встреча пианиста с оперной дивой НинойДорлиак, она впоследствии стала его супругой и пережила мужа всего на один год,скончавшись в 1998 году.

По окончании войны к Рихтеру приходитнастоящая слава, он выигрывает не один престижный конкурс, дает десяткиконцертов. Но за рубеж Рихтера не выпускали.Советская власть отказ мотивировала тем, что пианист поддерживаетдружеские связи с «опальными деятелями культуры».  К примеру, такимикак Борис Пастернак и Сергей Прокофьев.

В 1960 году прошли сенсационные гастролиРихтера в Нью-Йорке и других городах США. Он становится первым советскимисполнителем, получившим премию «Грэмми»

Пианист продолжает много гастролировать,давая более 70 концертов в год. Рихтер в отличие отколлег не занимался преподавательством, концентрируясь лишь на своемисполнительском мастерстве.

Не раз в творческой среде возникали слухи,что у пианиста нетрадиционная ориентация, а его брак с  Дорлиаккритики называли фиктивным. Пианист игнорировал подобные разговоры и никогдане обсуждал личную жизнь.

В преклонном возрасте музыканту было оченьсложно выступать из-за проблем со здоровьем, но он не оставлял активной деятельностипока был в состоянии отыгрывать полноценную программу. В последний разСвятослав Рихтер дал сольный концерт в 1995 году.

В постсоветское время пианист жил вПариже, незадолго до ухода из жизни приехал в Россию, где и скончался 1августа 1997 года. Гениального музыканта похоронили на Новодевичьемкладбище. 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.7%
НЕТ
41.3%
Проголосовало: 971

 

Владимир Ашкенази – краткая биография

Выдающийся дирижер и пианист ВладимирАшкенази вместе с известным российским пианистом Евгением Кисиным удостоены Грэмми залучшее инструментальное исполнение с оркестром.

Известный пианист и дирижер ВладимирДавидович Ашкенази родился 6 июля 1937 года в городе Горьком (ныне НижнийНовгород) в семье эстрадного пианиста Давида Ашкенази, выступавшего сАлександром Вертинским, Вадимом Козиным, Клавдией Шульженко.

Окончил Московскую консерваторию по классуфортепиано под руководством Льва Оборина.

Признание получил очень рано. Ему не былоеще 18 лет, когда он принял участие в V Международном конкурсе им. Шопена вВаршаве (1955) и завоевал там второе место.

В 1956 году Владимир Ашкенази одержалпобеду в Брюсселе на конкурсе королевы Елизаветы. Затем в 1962 году участвовалво II Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, где получил золотуюмедаль, разделив первое место с английским пианистом Джоном Огдоном.

В 1963 году Владимир Ашкенази остался наЗападе, и в течение 26 лет его имя было под запретом в России. Сегодня маэстропользуется всемирным признанием.

Как пианист он исполнил и записал всефортепианные сочинения Шопена, Рахманинова, Скрябина, Брамса, Листа, а такжепять фортепианных концертов Прокофьева. Ашкенази – восьмикратный обладатель премии «Грэмми» вноминации «Исполнение классической музыки».

С 1970-х годов Ашкенази активнозанимается дирижерской деятельностью, был музыкальным руководителем лондонскогоКоролевского филармонического оркестра (1987 – 1994), работал как приглашенныйдирижер с Лондонским филармоническим, Берлинским и Лос-Анжелесскимфилармоническими оркестрами, а также с симфоническими оркестрами Кливленда,Бостона, Сан-Франциско, Филадельфии, с оркестром Концертгебау (Амстердам). С1998 до 2003 года возглавлял Чешский филармонический оркестр. В начале сезона2004 – 2005 годов был назначен музыкальным руководителем симфоническогооркестра NHK. Также является музыкальным руководителем Молодежного оркестраЕвропейского Союза и дирижером-лауреатом Исландского симфонического оркестра. С1 января 2009 года Владимир Ашкенази – художественный руководитель и главныйдирижер Сиднейского симфонического оркестра.

Как дирижер с разными оркестрами ВладимирАшкенази исполнил и записал все симфонии Сибелиуса, Рахманинова и Шостаковича.

В 1985 году вышла в печатьавтобиографическая книга Ашкенази «Beyond the Frontiers» («Над всемиграницами»).

Введение

«С. Рахманинов, отвечая на просьбуАсафьева прислать перечень своих сочинений, сообщает, в частности, что именно вэтот период написан цикл прелюдий ор. 32, в который входит и данная прелюдия. Всохранившемся автографе имеется дата: «23 августа 1910 г. Ивановка».

Не сохранилось (до нас не дошло или вовсене было) никакого авторского комментария по поводу содержания этой пьесы –высказываний, аналогичных тем, что широко известны относительно другой, самойпопулярной, прелюдии — № 1 до диез минор. Тем не менее, едва ли можно ошибитьсяв том, что именно выразил в этой пьесе композитор: это, несомненно, зимниерусские просторы, по которым мчатся сани со звенящими бубенцами. Образ пьесыстоль очевиден, что эту музыку можно было бы назвать буквально«кинематографической»: мы словно видим, как вдалеке на фоне белого заснеженногопейзажа появилась темная точку, она приближается… И вот, уже различим в саняхездока, угадываем его настроение, взволнованное состояние (мелодия в альтовомрегистре поручена левой руке; над нею, переливаясь, непрерывно звенитколокольчик) Мелодия льется свободно – то чуть быстрее, то — успокаиваясь (всеэто отражено в исполнительских ремарках композитора в нотах). Это непраздничный кортеж – это какая-то одинокая душа – страстная, мятежная,романтичная – затерявшаяся в заснеженных русских просторах. Куда она стремится?К кому?.. Музыка вызывает массу чувств, передает множество оттенков. Вкульминации мы слышим и восторг, и отчаяние. Этот порыв сменяется страстноймольбой. Героя не оставляет надежда. Средняя – бурная — часть рисует скореедраму, нежели триумф. Постепенно волнение утихает, фразе, состоящей издвузвучных нисходящих «мотивов вздоха» (чувство горечи, тоски), отвечает фраза,в основе которой восходящий «мотив надежды». Звучание колокольчика,присутствующее во всей пьесе, но в средней части уступившее место выражениюличной драмы героя, возвращается в заключительных тактах как образ зимнегопейзажа. Стихающая и растворяющаяся звучность в очень высоком регистрефортепиано, на сей раз, создает образ прощания и расставания. Колокольчик смолкает…»(А.Майкапар)

 

 

Интерпретация

«Всякое музыкальное сочинение звучит подпальцами разных исполнителей с различной степенью выразительности. Невозможноговорить об одной единственной интерпретации, отвечающей полностью волекомпозитора. По той простой причине, что нотное письмо не в состоянии отразитьадекватно, по одному точному, определенному и ясному для всякого способу, этуволю. нужно допустить, что между первообразом музыкального сочинения в сознаниикомпозитора и его отражением в нотах существует значительная разница. Поэтому,когда мы говорим и настаиваем на точности исполнения, следует учитывать разницумежду точным исполнением нотного текста и точным исполнением самой композиции,её первообраза.

Legato и staccato,forte и piano,crescendo и diminuendo звучатнеодинаково у различных пианистов. Характер исполнения не может не отразитьтемперамента пианиста. Десять человек сыграют одно и то же ritardando,но, может быть, только один передаст его так правдиво и убедительно, что вызоветвосхищение.» (А.Стоянов)

Эти слова в полной мере отражают трактовкуС.Рихтера и В.Ашкенази прелюдии С.Рахманинова.  Ашкенази играет поэтично,лирично, мягким туше, особенно на piano.Рихтер исполняет более напористо, с повышенной энергетикой в кульминациях.

Во вступлении Рихтер играет с crescendo,как в нотах, а Ашкенази —  более ровным звуком. Далее тема в исполненииВладимира звучит певуче и печально на piano,а у Рихтера насыщенно, отчетливо. В 16 такте a tempo аккорды в левой руке у Рихтера звучат стремительно и более взволновано,чем у Ашкенази. С 24 такта развития драматургии, которая ведёт к кульминации в31 такте, Рихтер начинает с более медленного темпа, чем Владимир, аккорды,вершина кульминации в 31 такте, звучат более ярко, напряженно с мощнымфортиссимо. У Владимира нет такого мощного подъёма и напряжения.

После 35 такта звучит тема в нижнемрегистре, более объёмнее. В 41 такте тема переходит в правую руку (верхнийголос).  В начале 43 такта небольшое crescendo,потом спад и кода с затихающими колокольчиками. Эту часть оба пианистаисполняют, следуя указаниям автора.

Обе трактовки очень убедительны, хотя иразные по темпераменту.

У Ашкенази больше поэзии и человеческихчувств – прелюдия воспоминания

 Исполнение Рихтера даёт образ пейзажнойживописи. Что не удивительно. Он сам обладал художественным даром. Известно,как он в соавторстве с И.Антоновой создали замечательный цикл концертов«Декабрьские вечера», которые продолжают жить и радуют любителей искусства.

Литература

1.     А.Стоянов.Искусство пианиста. Государственное музыкальное издательство. Москва. 1958.

2.     А.Майкапар.Музыкальная интерпретация: проблемы психологии, этики и эстетики. https://www.maykapar.com/muzykalnaya-interpretaciya

3.     Валентин Предлогов, Четыре интерпретации прелюдииРахманинова. Belcanto.ru

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.7%
НЕТ
41.3%
Проголосовало: 971

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет