X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

«Методикаработы с историческим текстом на уроках истории и обществознания»

 

 

Учитель истории и обществознания

Курятова  М.С.

 

 

 

 

 

Современное общество предъявляет новыетребования к образованию подрастающего поколения. Речь идёт о способностяхвыпускников школы ориентироваться в информационном пространстве, активноприменять в жизни полученные знания и умения. Школа должна научить молодогочеловека учиться, т. е. находить, «добывать» необходимую информацию,анализировать её, делать выводы. Большое место в этом процессе занимает работаучащихся с источниками знаний – одна из актуальных проблем современнойпедагогической науки, решение которой открывает возможности для углублённогоосмысления учащимися главных вопросов исторического развития.

Современный урок истории немыслим бездокументов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков.Многие используют в своей системе работы уроки-практикумы, практическиезанятия, построенные на изучении исторических документов. Ведущей дидактическойцелью практических занятий является формирование практических умений.

С помощью исторических документовреализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся свнешним видом документа. Работа с историческим источником учит мыслить,рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдалённой историческойэпохи. Он содействует конкретизации исторического материала, созданию яркихобразов и картин прошлого.

Самостоятельный анализ историческихисточников требует от школьников поиска и критического осмысления информации,способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской работы.Это позволяет учащимся выработать собственное отношение к рассматриваемойпроблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер.

 

Классификация  исторических документов и критерии ихотбора для урока.

К историческим источникам относятся всесозданные человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающейсредой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятникиписьменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называютдокументами.

Классификация документов, применяемых вобучении истории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Онаоснована на характере документальных текстов, которые подразделяются на двеосновные группы: документы повествовательно – описательного и документыактового характера, имевшие в свое время практическое значение. Дополнительнуюгруппу составляют памятники художественного слова.

Повествовательно – описательные документы:летописи, хроники, мемуары, письма, описание путешествий.

Актовые документы:юридические, политические,  программные документы (грамоты, законы, указы,прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические исследования,программы, речи).

К памятникам художественного слова относятсямифы, басни, песни, крылатые выражения.

Можнопредложить следующие вопросы к документу в зависимости от его вида:

 

Вид документа

Типология вопросов и заданий к нему

Документы  государст-

твенного характера:

грамоты, указы, приказы,

законы, речи государствен-

ных деятелей, протоколы государственных мероприя-

тий и т.д.

1). Когда, где и почему появился этот документ?

2). Кто является автором этого документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

3). Объясните основные новые понятия, употребляющиеся  в тексте документа.

4).Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают  статьи этого документа или весь он в целом?

5). Какое значение для общества мог иметь данный документ?

6). Как документ помог вам узнать больше об историческом  событии, к которому он относится?

Документы международ-

ного характера: договоры,

соглашения, протоколы,

деловая переписка и т.д.

1).Покажите на карте государства, составившие этот документ.

2). Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3). Назовите основные положения документа.

Оцените его плюсы и минусы для каждой из сторон,  других сторон, международной ситуации в целом.

4). Какие изменения в политическом, экономическом,   территориальном плане произошли или предполагались

по этому документу?

5). Какой характер носил этот документ: открытый или   секретный — и почему?

6). Какие факты приведены в документе?

7). Какие выводы можно из него извлечь?

Документы, связанные

с политической борьбой:

программы, воззвания, речи политиков, прокламации,

декларации и т.п.

1). Кто автор документа? Каковы  его политические взгляды?

2). Каковы исторические условия создания документа?  Где и когда он появился?

3). К чему призывает и что осуждает автор документа?

4). Интересы какого слоя населения он выражает?

5). Как политические призывы автора соотносятся с  его  социальным положением и истинными интересами?

6). Дайте историческую оценку документу.

Документы историческо-

го характера: хроники, анна-

лы, летописи, исторические

сочинения.

1). Какие исторические факты излагаются в документе?

2). Определите время, в которое происходили описываемые  события.

3). Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет  значение исторических событий?

4). По документу определите отношение автора к излагаемым  фактам. Как позиция автора  связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

5). Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.

Документы личного

характера: мемуары,

дневники, письма,

свидетельства очевидцев.

1). Кто автор документа? Каково его социальное

 положение, должность, занятия, причастность к описываемым событиям?

2). Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

3). Чем вы объясните именно такое отношение автора к   событиям? К его участникам?

4). В чем совпадают и чем отличаются свидетельства этого  автора от других источников по данному историческому   факту?

5). Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа?   Почему?

6). Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

Документы литературного

жанра как исторические

памятники своей эпохи: про-

за, поэзия, драма, эпос, мифы,  песни, сатира, крылатые выражения.

1). Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.

2). По характерным деталям быта, одежды, поведения людей  и т.п. определите примерное время действия или написания        произведения. Найдите признаки,

подтверждающие, что данное произведение было создан  в эпоху………

3). Какие образы исторических героев, событий создает  автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы  думаете с какой целью автор это сделал?

4). Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками

и аргументами?

5). К какому общественному слою, группе населения принадлежит автор? Насколько он оказался объективным  и беспристрастным в передаче событий или совершенно к этому не стремился?

6). В каких других литературных произведениях вы встречали  похожий сюжет? Чем можно объяснить его   распространенность?

 

Приемы работы с историческими документами.

Средимножества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:

·чтение и анализ;

·выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;

·комментированное чтение;

·коллективный разбор текста;

·формулирование вопросов к тексту;

·обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизацииизучаемых общественных явлений;

·выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

·анализ аргументации авторов;

·нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления несколькихисточников;

·формулирование обобщенных выводов;

·выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;

·составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц,логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического,тематического), тезисов, конспекта;

·подготовка сообщений, рефератов и т.д.

Использованиедокументов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практикапоказывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будетболее успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика,выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебногоматериала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Целесообразноиспользовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательнойдеятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученикаи целями обучения.

Первыйуровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений,выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказатекста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разборадокумента, ориентированного на понимание текста; составление простого плана ит.д.

Второйуровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика подокументу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи,вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом(самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником дляраскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта,текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу;подготовку рефератов, докладов и др.

Третийуровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаютсяпознавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрениямыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравненияизучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек;применения теоретических положений документа для доказательства,аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем;посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу исистематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе идр.

 

Методика изучения исторических документов.

 

На уроках истории документы могутиспользоваться как учителями, так и учениками. Чаще всего привлекаются на урокдокументы повествовательно-описательного характера. Работа учеников сдокументом, постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательныхвозможностей, а также уровня подготовленности.

В 5-6 классах используется наиболеепростой материал повествовательного и описательного характера; объем его непревышает 10-15 строк; в 7-8 классах — растет число анализируемых хозяйственныхи юридических документов; в 9-11классах — все шире привлекаются политические,программные документы.

Итак, обучение работе с документомвключает следующие этапы:

1) учитель дает образец разбора документа;

2) ученики анализируют документ подруководством учителя;

3) работают под руководством учителя исамостоятельно;

4) самостоятельно изучают документ вклассе и дома.

Учитель в классе знакомит учеников сдокументом, объясняет суть задания. Дома ученики готовят небольшие сообщения,описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческиесочинения. Необходимо отметить, что для самостоятельной работы документнеобходим каждому ученику.

Работа с документами также включает всебя: чтение и пересказ документа, и составление по нему плана; объяснительноечтение с предварительной и заключительной беседой; самостоятельный разбордокумента и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двухдополняющих друг друга документов, характеризующих одно и то же событие;критическую оценку документа. При этом ученики определяют его логическизавершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иномуположению. Учитель предлагает ученикам прочитать, что сказано об этом вдокументе, привести место из документа, где сказано об этом,доказать на основе текста документа, подтвердить свое мнениедокументом.

У старших школьников работа с документамиусложняется. Им уже предстоят более сложные задания: выберите главное,второстепенное в содержании документа; мотивируйте свой выбор; определитепричину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явлениеили процесс; продумайте, какие исторические условия подготовили появлениетакого-то события, явления, породили идеи, реформы, начинания; сравнитеусловия; отберите по документальному источнику данные; дайте характеристикуполитическим и государственным деятелям; подготовьте по первоисточникусообщение; поразмышляйте, как изученный документ (группа документов) помогаетпонять современные общественные явления.

Большие возможности для использованияисточников, документов открываются при проведении уроков — лекций, семинаров,лабораторных и практических занятий, организации учебно — поисковойдеятельности, посильных научных исследований. Так, на лабораторных ипрактических занятиях я предлагаю учащимся следующие варианты работы сдокументами:

1.     Разнымгруппам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зренияпредставителей разных эпох, социальных слоёв, народов и т.п., что будетспособствовать более широкой интерпретации документа.

2.     Метод«мозаики», когда документ делится на 2 или более части, а затем составляетсяобщее впечатление.

3.     Группаполучает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимосделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулироватьвопросы (моделирование по принципу реконструкции).

4.     Прианализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков,другая в качестве оппонентов авторов, третья — в роли апологетов и т.п.

5.     Самостоятельныйподбор документов к той или иной теме. Учащимся называется тема, они составляютсписок того, что необходимо изучить.

6.     Художественныеассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературнымипроизведениями или литературными героями).

7.     Самостоятельноесоставление учащимися вопросов к документу.

 

Заключение

 

Использование исторических документов вобучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся науроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информациюи анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самомуразобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает»ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемыйматериал и прийти самостоятельно к необходимым выводам.

 Выводы, полученные в результате работы систорическим источником, становятся более убедительными, содействуютконкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картинпрошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальнойинформации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат основой дляразвития познавательной активности школьников.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет