Доклад на республиканском семинаре «Опорная школа»
Корнева С.Н., учитель истории и
обществознания
МАОУ СОШ 3УИОП г. Усинска
«Программа воспитания как ресурс обновления
воспитательной работы школы»
Для разработкипрограммы воспитания и календарного плана воспитательной работы школы, годназад была создана профессионально-общественная рабочая группа в составезаместителей директора по воспитательной работе, педагогов-предметников,педагога-психолога, старшей вожатой, классных руководителей каждого уровняобщего образования, представителей родительской общественности.
Первымшагом стала разработка «дорожной карты» по созданию и внедрению программы,далее — ознакомление коллектива сФЗ от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Обобразовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Затем,по плану прошло два ключевыхмероприятия. Первое — это заседание творческих групп классных руководителей поопределению вариативных модулей программы, где педагоги, используя имеющийсяконструктор программы выбрали подходящие школе модули и предложили собственныеварианты модулей. В качестве задания к следующей встрече, группам было порученоразработать проекты календарного плана по конкретным модулям. На следующеммероприятии прошло совместное обсуждение разработок проектов календарного планапо всем модулям. После этого рабочая группа свела воедино разработанныйматериал и проект программы был вынесен на обсуждение Педагогического Совета,после чего на рассмотрение Совета школы.
Послесогласования и корректировки проект программы был утверждён ПедагогическимСоветом, далее был издан Приказ по школе «Обвнесении изменений в основные образовательные программы». В соответствии сприказом из «Содержательного раздела» Основнойобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО) былиисключены Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся иПрограммаформирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, из «Содержательногораздела» Основных образовательных программ основного общего и среднего общегообразования исключили Программы воспитания и социализации учащихся соответствующихуровней. Рабочую программу воспитания включили в «Содержательный раздел» ООП навсех уровнях, календарный план воспитательной работы — в раздел «Приложения». Заключительным этапом стало размещение Программывоспитания на сайте школы. У нас она размещена в разделе с ООП, а так жеотдельно в разделе «Воспитательная работа».
Программа состоит из 4 разделов (раньше, еслипомните, состояла из 12 разделов):
1 раздел «Особенности организуемого в школевоспитательного процесса». Здесь обозначеныпринципы взаимодействия педагогов и школьников, перечислены основные традициивоспитания в школе. В этом же разделе размещенаинформация о специфике расположения школы, особенностях ее социальногоокружения, источниках положительного или отрицательного влияния на обучающихся,особенностях контингента обучающихся. Ранее в программы воспитания такуюинформацию мы не включали. «…Микрорайон, в которомрасположена образовательная организация – это центральный микрорайон сослаборазвитой досуговой инфраструктурой, поэтому школа является социокультурнымцентром микрорайона. Так же можно говорить о разнообразии социальногоконтингента: молодые амбициозные родители, многодетные семьи и семьи с однимродителем, дети разных национальностей. На сегодняшний день в школе более 900учащихся, при этом необходимо отметить что классные коллективы 10-11 классовчастично сформированы учащимися, пришедшими из разных образовательныхорганизаций города со своими устоявшимися представлениями, укладами, чтоформирует определенные задачи воспитания, стоящие перед класснымируководителями».
Далееописываются условия, в которых Программе предстоит реализовываться: «…Дляучащихся школы оборудованы просторные, эстетично оформленные классные кабинетыс современной мобильной школьной мебелью, системой раздвижных досок,техническими и электронными средствами обучения, интерактивным оборудованием,кабинетом робототехники.
Вшколе созданы соответствующие условия в части материально-технической базы,обеспечивающей работу локальных сетей, серверных, автоматизированных рабочихмест учителя и ученика, др.
Врамках организации внеурочной деятельности в образовательной организацииимеется:
· помещения для занятий робототехникой;
· актовый зал;
· два спортивных зала»
2раздел «Цель и задачи воспитания». Содержание этого разделаполностью взято нами из Примерной программы воспитания.
3 раздел «Виды, формы и содержание деятельности». В Примерной программе говорится буквально следующее: «Данныйраздел может состоять из нескольких инвариантных (нескольких, а невсех!) и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну изпоставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направленийвоспитательной работы школы». Однако, на всех вебинарах по разработке Рабочейпрограммы воспитания звучала информация, что инвариантные модули должны бытьвключены в полном составе. Здесь, конечно, есть определённые моменты, которыеостались не до конца ясными, например: почему Самоуправление, которое у нассегодня практически полностью реализуется через РДШ, является отдельным модулемиз перечня инвариантных, а модуль РДШ разработчики нам предложили в качествевариативного? Конечно, учитывая какую работу сегодня школа реализует через «первичку»,модуль РДШ мы не можем не включить в программу, и тут Самоуправлениепредставляется совершенно лишним. Разрабатывая эти модули, все федеральныепроекты, всероссийские акции, дни единых действий и т.п. включили в модуль РДШ,а мероприятия локальные – в Самоуправление. Это,пожалуй, самый большой вопрос, который возник при работе с «Конструктором», востальном всё было понятно.
Принципиальноеотличие этой программы от предыдущих, которые были разработаны ранее, в том,что она носит модульный характер: модули отражают основные направлениявоспитательной работы в школе. Плюсы такой структуры в том, что школа можетдобавлять новые модули в вариативной части и упразднять те, которые неактуальны. Учитывая опыт работы школы в реализации разных воспитательныхпрограмм, наши сильные стороны и существующие проблемы, в качестве вариативныхмодулей были определены следующие:
• Ключевые общешкольные дела
• Школа — территория здоровья
• Моя Родина
• РДШ
• Добровольчество и волонтёрство
• Подросток и закон
• Организация предметно-эстетической среды
• Тропинками природы.
В описании каждого модуля указана цель работы, задачи идейственные формы.
Вкачестве примера приведу модуль «Добровольчество и волонтёрство». Цельюдействующего на базе школы молодёжного общественного объединения «Здоровоепоколение» является развитие социальной самореализации учащихся путемознакомления с различными видами социальной активности, оказание посильнойподдержки в решении актуальных проблем местного сообщества, помощи нуждающимсякатегориям населения.
Основнымизадачами добровольческого (волонтерского) движения являются:
— обеспечитьпопуляризацию идей добровольчества (волонтёрства) в школьной среде;
— развиватьсоциальную систему, создавать оптимальные условия для распространениядобровольческого (волонтерского) движения и участия учащихся всоциально-значимых акциях и проектах;
— участвовать вподготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительскихи спортивных мероприятий;
— наладитьсотрудничество с социальными партнерами для совместной социально-значимойдеятельности;
— создавать ииспользовать межрегиональние связи с другими общественными (волонтерскими)организациями для совместной социально-значимой деятельности;
— воспитыватьактивную гражданскую позицию, формировать лидерские и нравственно-этическиекачества, чувства патриотизма.
Принципыдеятельности волонтерского (добровольческого) движения:
-Добровольность – никто не может быть принужден действовать в качестведобровольца, добровольцы действуют только по доброй воле.
-Безвозмездность – труд добровольцев не оплачивается, добровольцы оказываютбезвозмездную помощь и осуществляют безвозмездную работу.
— Ответственность- добровольцы, взявшие на себя ту или иную работу –принимают на себя личнуюответственность за ее качественное выполнение и доведение до конца.
— Уважение –добровольцы уважают достоинство, особенности и культуру всех людей.
— Равенство–добровольцы признают равные возможности участия каждого в коллективнойдеятельности.
-Самосовершенствование – добровольцы признают, что добровольческая деятельностьспособствует их личному совершенствованию, приобретению новых знаний и навыков,проявлению способностей и возможностей, самореализации.
-Нравственность – следуя в своей деятельности морально-этическим нормам,добровольцы, личным примером содействуют формированию и распространению вобществе духовно-нравственных и гуманистических ценностей.
Основныминаправлениями деятельности МОО «Здоровое поколение» являются:
— досуговаядеятельность (организация свободного времени детей, подростков);
— инклюзивнаядеятельность (работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья);
— трудоваяпомощь;
— оказаниепомощи ветеранам труда и пожилым людям (совместно с социальными службамиг.Усинска);
— профилактиказдорового и безопасного образа жизни;
-интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальныхконкурсов);
— творческоеразвитие (организация творческих мероприятий, конкурсов,праздников);
— деятельностьв рамках охраны окружающей среды.
Формыорганизации деятельности добровольческого (волонтёрского) отряда:
— мероприятия иакции;
— проекты;
— фестивали иконкурсы.
Традиционныемероприятия: Акция «Подари игрушку», Международный день пожилого человека,Международный день толерантности, Акция «Добро не уходит на каникулы», АкцииВсероссийского движения «Волонтёры Победы» и др. Конечно, план работы в рамкахмодуля постоянно дополняется многочисленными мероприятиями, акциями,проводимыми за пределами школы.
Работа по модулям детализирована в Календарном плане по следующейформе (мероприятие, категория учащихся, период, ответственные):
Модуль «Подросток и закон» |
|||
Знакомство учащихся школы с нормативно-правовой базой, сопровождающей образовательный процесс |
5-9 |
В течение года |
Администрация школы, классные руководители |
Контроль посещаемости учащихся |
5-9 |
ежедневно |
Администрация школы, классные руководители |
Декада личной безопасности учащихся |
5-9 |
1-2 недели сентябрь |
Администрация школы, классные руководители |
При разработке Календарного плана использовался и Календарьобразовательных событий, приуроченных к государственным и национальнымпраздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Так,например, уже проведены: День солидарности в борьбе с терроризмом, Неделябезопасности дорожного движения, Всероссийский открытый урок ОБЖ, мероприятия кМеждународному дню учителя и Международному дню библиотек.
На основанииПрограммы воспитания разработаны планы ВР с классными коллективами. По формеэто — план-сетка на каждый месяц, все модули, за исключением «Классноеруководство», «Школьный урок» и «Внеурочная деятельность», такие же, как в школьнойпрограмме. Модуль «Классное руководство» в школьной программе воспитания – это,собственно планы ВР классных руководителей (работа с классом, родителями,индивидуальная), «Школьный урок» — индивидуальные планы работыучителей-предметников, в планах ВР по классам – это работа с учителями,работающими в классе, она может осуществляться через различные модули. Цели изадачи работы с коллективами перекликаются с программными, но не дублируются,не могут повторяться, т.к. задачи воспитания школьников в целом, отличаются отзадач, которые необходимо решить в 5а или 11б классе.
4 раздел «Основныенаправления самоанализа воспитательной работы».
Структурааналитического отчета воспитательной деятельности включает следующие разделы:
1. Анализработы по направлениям деятельности
Критериями, на основекоторых делается данный анализ, являются:
— анализреализации целей и решения задач, поставленных в начале года образовательнойорганизацией;
— анализключевых дел, событий, проводимых в образовательной организации по разнымнаправлениям.
Осуществляетсяанализ заместителем директора по воспитательной работе.
Способамиполучения информации являются аналитические справки, приказы по проведениюразличного рода мероприятий, участие в конкурсах, соревнованиях, акциях и т.п.различного уровней.
2. Общеесостояние организуемой в школе совместной деятельности школьников и педагогов,родителей
Критерием, наоснове которого осуществляется данный анализ, является изучение уровняудовлетворенности образовательным процессом детей и их родителей.
Осуществляетсяанализ заместителем директора по воспитательной работе с последующимобсуждением его результатов на педагогическом совете школы.
Способамиполучения информации является мониторинг уровня удовлетворенности образовательнымпроцессом.
3. Качествовоспитательной деятельности классных руководителей.
Критериями, наоснове которых осуществляется данный анализ, являются:
— умениеклассных руководителей конкретизировать общую цель воспитания в соответствии соспецификой своей профессиональной деятельности и особенностями своихвоспитанников;
— соответствиеиспользуемых педагогами форм работы с детьми собственным целям воспитания иособенностям своих воспитанников;
— актуальностьи разнообразие содержания их совместной с детьми деятельности, его четкаяориентация на конкретные результаты воспитания.
Осуществляетсяанализ заместителем директора по воспитательной работе.
Способамиполучения информации о воспитательной деятельности классных руководителей могутбыть наблюдение, беседы с педагогами, посещение (с согласия педагогов) ихзанятий с детьми, анализ проведенных педагогами мероприятий, анализ ведениядокументов, сопровождающих воспитательный процесс в классе.
Вниманиезаместителя директора сосредотачивается на следующих вопросах: испытывают ликлассные руководители затруднения в определении цели своей воспитательнойдеятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательногопотенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированиювокруг себя привлекательных для школьников детско-взрослых общностей;доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у нихдоверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанниковзначимыми взрослыми?
В числепоказателей результативности работы классных руководителей можно отметитьследующие:
1. Уровень воспитанностиучащихся: определяем, наблюдается ли положительная динамика в сравнении спредыдущим периодом
2. Обеспечение сохранностиздоровья учащихся: тут показатель — системность здоровьесберегающейдеятельности, отсутствие травматизма, осуществление мониторинга состоянияздоровья учащихся: положительная динамика или стабильность
3. Профилактикаправонарушений: работа ведётся системно, учащиеся не состоят на профилактическомучёте или имеет место положительная динамика
4. Занятость учащихся вовнеурочной деятельности или досуговая организованная активность: формывоспитания разнообразны, включают все виды внеучебной деятельностивоспитанников, охват внеурочной деятельностью на постоянной основе не менее 80%
5. Организация классногоученического самоуправления: в классе организована рациональная системаученического самоуправления, преобладает демократический стиль вовзаимоотношениях с учащимися, коллективная творческая деятельность являетсяосновой в организации жизнедеятельности учащихся
6. Организация работы сродителями учащихся: существует целостная система взаимодействия, используютсяразнообразные формы, если есть неблагополучные семьи, ведётся ли с нимиперсональная работа, изучается мнение родительской общественности по вопросамобразовательного процесса, родители принимают активное участие в жизниклассного коллектива, школы
7. Организация работы всоциуме: классный руководитель оптимально использует воспитательные возможностисоциума, выстроена система отношений с социальными партнёрами
8. Социально-психологическийклимат в классном коллективе: комфортный климат в коллективе, демократическийстиль общения, сплочённость, конфликты в коллективе редки
9. Результативность инновационнойдеятельности: классный руководитель ведёт опытно-экспериментальную работу,внедряет инновационные технологии, участвует в профессиональных конкурсах,творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью, обобщает опыт,имеет публикации.
4. Анализуровня воспитанности учащихся.
Осуществляетсязаместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями.
Способом, наоснове которого осуществляется данный анализ является изучение уровнявоспитанности в каждом классном коллективе и затем, в целом, по школе.
Вниманиеклассных руководителей и заместителя директора должно быть направлено на низкиепоказатели эффективности воспитательного процесса, так как это должно влиять наформирование целей и задач воспитания в новом учебном году.
5. Управлениевоспитательным процессом.
Критерием наоснове которого осуществляется данный анализ, является грамотность реализацииадминистративной командой своих основных управленческих функций в сферевоспитания: планирования, организации и мотивации воспитательной деятельностипедагогов.
Осуществляетсяанализ директором образовательной организации.
Способамиполучения информации об управлении воспитательным процессом могут быть беседы и(при необходимости) анкетирование педагогов для получения обратной связи оработе административной команды школы.
Вниманиедиректора сосредотачивается на следующих вопросах: имеют ли педагоги чёткоепредставление о своих должностных обязанностях, правах и сфере своейответственности, а также о содержании осуществляемой в школе воспитательнойработы; создаются ли школьной администрацией условия для профессиональногороста педагогов в сфере воспитания; поддерживается ли в педагогическомколлективе доброжелательные взаимоотношения; существует ли в школе системастимулов и поощрений для педагогов за качество воспитательной работы с детьми.
Дляпрофессионального роста педагогов в сфере воспитания созданы все условия:классные руководители постоянно информируются о нововведениях в сферевоспитания через методическое объединение, получают своевременную информацию окурсах повышения квалификации, муниципальных и республиканских семинарах,школах педагогического мастерства для классных руководителей. Ежемесячноклассные руководители имеют возможность получить доплаты по результатамэффективности работы с классным коллективом. Для этого необходимо заполнитьбланк самооценки «Критерии эффективности деятельностиклассного руководителя»
Итогомсамоанализа организуемой в школе воспитательной работы является переченьвыявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу,и проект направленных на это управленческих решений.
Вближайшей перспективе мы планируем проанализировать насколько успешной быларабота в рамках выбранных модулей, возможно, по итогам изменится их количество,в сторону увеличения или уменьшения. Пока, конечно, рано об этом говорить, новелика вероятность того, что из программы уйдёт модуль «Организацияпредметно-эстетической среды». Кроме того, в числе последних рекомендацийозвучен совет включить в программу отдельно деятельность Юнармии, нам предстоитподумать, как это лучше сделать.