Доклад назаседание педагогического совета на тему:
Воспитательныйпроцесс в практико — ориентированной среде профессионального образования.
ПодготовилаКарачун Е. А.
Воспитательныйпроцесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся,сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этогопроцесса. Цель воспитательного процесса — ориентацияобучающихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.(http://www.ishnk.ru/staffs/educational/zel)
Что же такоепрактико-ориентированный подход в обучении специалистов?
В отличие от традиционногообразования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированноеобразование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опытапрактической деятельности.
В системеобщего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степениопыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опытаосуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ –НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков.
Социально-экономические изменения в обществе приводят к изменениювоспитательных идеалов, к появлению новых ожиданий по отношению к процессувоспитания. Эти ожидания не всегда осознаются самим обществом и малоучитываются системой образования, включая систему среднего профессиональногообразования.
Будущее, как экономическое, так и общей социальной ситуации,зависит от того, насколько качественно будет настроена системапрофессионального образования на потребности образовательных заказчиков. И этоимеет отношение не только к тому, в каком количестве, какого профиля и какойквалификации нужны специалисты.
Центральным фактором, определяющим специфику воспитания впрофессиональном образовании, выступает практико — ориентированностьпрофессионального образования.
Под практико-ориентированным профессиональным образованиемпонимается профессиональное образование, ориентированное на нужды широкопонимаемой социальной практики, трактуемой как «материальнаяобщественно-историческая деятельность людей, направленная на овладение ипреобразование окружающего мира» (http://xn—-btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2022-04-11-1878)
Цель практики – изменение материального, культурного и социальногомира, в том числе и самого человека. Рост значимости практико-ориентированногообразования обусловлен возрастанием роли самой социальной практики
В педагогической практике выделяются следующие существенныехарактеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всехдругих типов образования:
- источник целеполагания – запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;
- развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы – непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);
- первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизуемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);
- преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения
Образовательная среда выступает в качестве одного из центральныхсредств воспитания в профессиональном образовании.
Под социальной средой понимаются «окружающие человекаобщественные, материальные и духовные условия его существования, формирования идеятельности». При этом отдельно выделяются:
-макросреда (производственные силы, совокупность общественныхотношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества ит.д.) и
-микросреда (непосредственное социальное окружение человека,включая образовательную среду).
Воспитательное значение среды состоит в том, что при помощипедагогов студент, проявляя активность, совершенствует ее и положительно влияетна свое непосредственное окружение.
Воспитательный процесс в профессиональной образовательнойорганизации должен базироваться на «средовом подходе», что предполагаетформирование такой среды, которая создает условия для развития профессиональнойкомпетентности личности, ее социальной и творческой самореализации.
Образовательная среда профессиональной образовательной организацииопределяется как многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальныепараметры образовательной деятельности учреждения профобразования в целевом,содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах, выступающаяэффективным средством формирования необходимого спектра общих ипрофессиональных компетенций обучающегося. Главной специфическойхарактеристикой образовательной среды учреждения профессионального образованияявляется её «насыщенность профессиональным контекстом.
Типология локальных образовательных сред профессиональногообразования включает в себя:
-профессионально-деятельностную;
-схоластическую (репродуктивно-знаниевую);
-общекультурную (личностно-развивающую и/илисоциально-воспитательную;
-субъектоориентированную (клиентоориентированную) среду.
Принципами построения эффективной профессионально-образовательнойсреды выступают:
-системность и целостность;
-открытость;
-актуальность и адекватность;
-интеграция образовательной среды профессиональной образовательнойорганизации и профессиональной среды работодателя;
-инновационность;
-коллективное использование ресурсов;.
В системе практико-ориентированного профессионального образованияпроцесс воспитания должен носить практико-ориентированный характер, опираясь наидеи и принципы прагматизма (в широком, гуманистическом понимании последнего).Реализация обозначенной позиции позволит обеспечить успешное формированиесубъектной позиции личности студента СПО в целостном процессе еголичностно-профессионального самоопределения.
При этом необходимо уточнить, что именно понимается под«практико-ориентированным характером» воспитательного процесса в среднемпрофессиональном образовании.
Ответ на этот вопрос представляется целесообразным дать «отпротивного». По аналогии с «непрактико-ориентированным» (схоластическим,«информационно-знаниевым») обучением, которое в обиходе иногда называют«педагогикой доски и мела», «непрактико-ориентированное» воспитание – этопопытка непосредственной передачи ценностей и идеалов в форме «знаний», внепрактической деятельности воспитанника. Последний в этом случае теряет признакисубъекта и становится «в чистом виде» объектом воспитания.
К сожалению, в профессиональном образовании студентовсоциокультурные практики занимают весьма незначительное место по сравнению сдругими видами практик и фактически выведены за границы процесса обучения, азначит, не могут оказывать должного влияния на процессы освоения студентамипрофессионально-личностных компетентностей
Соответственно, практико-ориентированное воспитание представляет собойпроцесс передачи, возможно, тех же самых ценностей и идеалов, но толькоопосредованных практической социальной деятельностью воспитанника, которыйоказывается полноценным субъектом воспитания.
Именно воспитанность людей позволяет им лучше сочетать индивидуальныеориентации в совокупности общественных действий, рационально строить отношенияс государственными институтами.
Построение воспитательной системы среднего профессиональногообразования на основе принципа практико — ориентированности в общем случаетребует решения следующих задач:
1) проектирование целостного образа специалиста-практика,обладающего определенным представлением не только о профессии, но и о себе впрофессии, о себе в обществе, о профессии в обществе, полученным в результатепрактического опыта;
2) уточнение роли практики, а именно системы практик,включённых в образовательную программу среднего профессионального образования;
3) разработка разнообразных форм практических занятий,практикумов и т.д. широкой социальной направленности, имеющих комплексныйучебно-воспитательный и субъектно-развивающий характер и нацеленных наформирование системы ценностных основ профессиональной деятельности и общихкомпетенций.
4) определение способов включения обозначенных форматовсоциальной, социально-профессиональной и социально-образовательной активности восновную профессиональную образовательную программу среднего профессиональногообразования.
Источники:
http://xn—-btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2022-04-11-1878
https://science-education.ru/ru/article/view?id=25346
http://www.dslib.net/obw-pedagogika/
