Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплинПредседатель МО: ________Пушкарева Е.И. Протокол № ___ от « ___» ________ 2022 г. |
СОГЛАСОВАНО Заведующий учебной частью ____________Соболева И.В. « ____» ____________ 2022г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор ГАПОУ РБ «РМТ» _____________В.Ю.Киреев « ___» ___________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
______________БД.05 РОДНАЯЛИТЕРАТУРА______
На 2022 год
Профессия/специальность: 35.02.12Садово-парковое и ландшафтное
строительство
Разработчик программы: ЯковлеваКсения Константиновна
с. Новоильинск
2022г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственногообразовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки специалистовсреднего звена по специальности. 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтноестроительство, входящей в укрупненную группу профессий 35.00.00 Сельское,лесное и рыбное хозяйство
Организация-разработчик:Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеРеспублики Бурятия «Республиканский межотраслевой техникум»
Разработчик
Яковлева Ксения Константиновна,преподаватель
Оглавление
Содержание
Пояснительнаязаписка………………………………………………………….3
Общая характеристика учебнойдисциплины « Родная литература»………..5
Место учебной дисциплины в учебномплане…………………………………8
Результаты освоения учебнойдисциплины……………………………………8
Планируемые результаты освоенияпредмета………………………………11
Содержание учебной дисциплины……………………………………………13
Тематическое планирование…………………………………………………..17
Учебный план………………………………………………………….……….17
Учебно-тематическийплан……………………………………………………18
Учебно-методическое иматериально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Роднаялитература»………………………………….28
Рекомендуемаялитература…………………………………………………….29
Рабочая программапо дисциплине «Родная (бурятская) литература» для студентов 1 курсапредназначена для изучения литературы в профессиональных образовательныхорганизациях, реализующих образовательную программу среднего общего образованияв пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО(ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовкеквалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общегообразования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам в соответствиис Рекомендациями по организации получения среднего общего образования впределах освоения образовательных программ среднего профессиональногообразования на базе основного общего образования с учетом требованийфедеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департаментагосударственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО МинобрнаукиРоссии от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено надостижение следующих целей:
— воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию,способной к созидательной деятельности в современном мире; формированиегуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданскойпозиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностямотечественной культуры;
-развитиепредставлений о специфике литературы в ряду других искусств, культурычитательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного ианалитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речиучащихся;
-освоение текстов художественныхпроизведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературныхсведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления обисторико-литературном процессе;
-совершенствование умений анализа иинтерпретации литературного произведения как художественного целого в егоисторико-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературныхзнаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации ииспользования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентовкомпетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основногообщего образования с получением среднего общего образования — программыподготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовкиспециалистов среднего звена (ППССЗ). В ходе реализации программы формируютсяследующие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимостьсвоей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность,выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оцениватьих эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных инестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использованиеинформации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационныетехнологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде,эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работучленов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачипрофессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой сменытехнологий в профессиональной деятельности.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РОДНАЯЛИТЕРАТУРА»
Литературепринадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическомразвитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания.Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство имногообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большойсилой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическимценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик инравственные ориентиры молодого поколения.
Основойсодержания учебной дисциплины «Родная литература» являются чтение и текстуальноеизучение художественных произведений, составляющих фонд бурятской классики.Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечнымчеловеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости,чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальнаясамобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятиеи понимание художественного произведения, формирование умения анализировать иинтерпретировать художественный текст возможны только при соответствующейэмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависитот читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениямисловесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностямучащегося.
Изучение роднойлитературы в профессиональных образовательных организациях, реализующихобразовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОПСПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимостиот профиля профессионального образования. При освоении профессий СПО испециальностей СПО технического, естественно-научного и социально-экономическогопрофилей профессионального образования литература изучается на базовом уровнеФГОС среднего общего образования, при освоении специальностей СПО гуманитарногопрофиля профессионального образования она изучается более углубленно. Этовыражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебнойдисциплины, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практическихзанятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Изучение учебногоматериала по родной литературе предполагает дифференциацию уровней достиженияобучающимися поставленных целей.. На уровне ознакомления осваиваются такиеэлементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основучеловеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека,включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения родной литературыпредполагается проведение практических занятий по развитию речи, сочинений,контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т. д.Тематика и форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей изадач, от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны сизучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения,образного и логического мышления, развивают общие креативные способности,способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературныхпроизведений, активизируют позицию «студента-читателя».
Содержаниеучебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в Бурятии.
Переченьпроизведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательныдля изучения на конкретном этапе литературной эпохи.
Изучениелитературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным(тематика, место в творчестве писателя, жанр и т.д.).
Содержаниеучебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы — изучениемтеоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоенииучебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений,творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т.п.
Изучениелитературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета врамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базеосновного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС,ППССЗ).