5КЛАСС
УРОК2. ИСТОКИ
Целии задачи урока: привести учащихся к пониманию того, что являетсяпервоисточником музыки; углубить уровень понимания многообразноговзаимодействия музыки с природой.
Планируемыерезультаты учебной деятельности
Метапредметные:
— формирование понимания у учащихся связи и взаимодействия искусства сприродой, с историей человечества;
— умение выявить взаимосвязь и различие между звуками природы и музыкальнымизвуками.
Личностные:
— развитиеобразного и ассоциативного мышления.
Предметные:
— интонационнои ритмически верное, выразительное исполнение песни.
Формапроведения занятия: Урок-размышление с элементами путешествия наприроду (в разное время дня, года).
Учебно-дидактическоеобеспечение:
Изобразительноеискусство: А. Осмёркин. «Вётлы у пруда»; А. Куинджи. «Берёзоваяроща»; И. Шишкин. «В лесу графини Мордвиновой»; И. Айвазовский. «Чёрноеморе»; Леонардо да Винчи. «Джоконда»; Изображения музыкальных инструментов(оркестровых и народных).
Архитектура: Парфенон,Греция, Афины.
Песенныйматериал:Г. Струве, стихи И. Исаковой. «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Гдемузыка берёт начало?».
Дополнительныематериалы к уроку: портрет композитора Е. Крылатова,слуховая наглядность: «Звуки природы».
Видыдеятельности учащихся: Восприятие и обсуждение произведенийживописи, архитектуры, изображений музыкальных инструментов. Беседа о связизвуков природы с музыкой с использованием логических универсальных действий —анализа, сравнения, классификации, поиска доказательств. Разучиваниеи исполнение песен.
Формыпедагогического контроля:
Контрольведения «Дневника музыкальных наблюдений», рисование в нём картины«Звучащая природа». Работа с рубрикой «Вопросы и задания». Контроль примененияучащимися в ходе урока-размышления логических универсальных действий.
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯЧАСТЬ
1. Организационныймомент
1)Слушаниепесни«Где музыка берёт начало?», Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Краткая беседа осодержании
2)Разучивание песни «Где музыка берёт начало?»
Песня«Где музыка берёт начало?» исполняется поочерёдно двумя голосами (подражаниеэхо). Двухголосная хоровая кода песни разучивается отдельно.
-Прослушайте еще одну песню.
3)Слушание песни «Музыка», муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой
Впесне «Музыка» Г. Струве педагог обращает внимание учеников на полноесоответствие и созвучие ритма стиха ритму мелодии, на мажорное начало иминорное окончание мелодии.
-Песня состоит из двух куплетов.
4)Разучивание 1 куплета
Втораяполовина куплета изложена двухголосно, ученики осваивают её сначала отдельно поголосам.
-Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Записьна слайде: «Все, что звучит в природе и есть музыка». И Гердер
2.Сообщение темы урока
-Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно красивой и содержательной песни.Наш разговор сегодня пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки,где берёт она свое начало.
II. ОСНОВНАЯЧАСТЬ. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1.Музыкальный эксперимент
-Представьте себе, что вы оказались на далёком-далёком острове, где живет племядикарей, которое оторвано от всего культурного человечества, и не пользуетсязнаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о музыкальномчуде, при помощи, к примеру, магнитофона. Но у магнитофона, к сожалению, селабатарейка, а подключиться, сами понимаете, не к чему.
Япредлагаю вам разделиться на две команды: команда «дикарей» (большая почисленности), команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должналюбым способом объяснить команде «дикарей», что такое музыка.
Выслушиваютсяразличные версии, рассматриваются различные действия учащихся до тех пор, покане получен нужный результат.
-Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил пытались объяснитьжителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, покаВаня (Оля, Таня) (представитель команды «музыковедов») не запелсвою любимую песню… и в глазах «дикарей» появился интерес, они притихли истали слушать. Ваня показал зрителям самое главное, что есть в музыке, -«поющий» звук, музыкальный звук. Именно из него и «делают» музыку, только егоспециально для этого обрабатывают.
Конечноже, музыка — это не только звук, но и многое другое, о чём мы обязательно свами поговорим, но без музыкального «поющего» звука не может быть музыки.Именно звук — её главное начало.
Задумывалисьли вы когда-нибудь о том, что звук — это одно из самыхярких проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть свое«лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми глазами, лишь по звуку, можемугадать, что происходит вокруг.
Учительвключает записизвуков природы.
-Перечислите, какие бывают звуки.
-Шелест, скрип, шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул, грохот,жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, лай, кудахтанье и т. д.
—Всеэти звуки действительно нам знакомы с детства, мало того, мы можем даже вабсолютной тишине внутренним слухом услышать любое из перечисленных звуков какбы наяву. Попробуем?
Сосредоточьтесь,включите ваше слуховое воображение, закройте глаза и постарайтесь услышатьвнутренним слухом, как…
•хлопают крыльями вспугнутые птицы
•как трещит сухая обламываемая ветка
•как чавкает грязь под ногами
•как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег под тяжестью чьих-тошагов.
-Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы можем с вами сделать?
-Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные — высокие инизкие, тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой источник,свой образ.
-Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем воображении. И вы можете нетолько слышать воображаемый звук, но также видеть нарисованные им «звуковыекартины» — и луговую траву, в которой стрекочет кузнечик, и облака,проплывающие над шумящими где-то в вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкуюгрязь, из которой едва удаётся вытащить ногу.
2.Древние люди и музыка (Показ презентации)
-Давайте немного углубимся в историю. Вы, наверное, знаете, что у большинстванародов есть легенды, рассказывающие о происхождении музыки, о богах и героях,открывших её людям, такое совпадение неудивительно.
Скакими бы звуками природы ни сталкивался человек в древности, их возникновениеон приписывал сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки издают некиесущества, таинственные и невидимые. Например, как повествует немецкий эпос, негром, а злой дух Тор, рассердившись на людей, посылает на землю своираскаты-проклятья. В журчащих водах реки или водопада сидит ласковый и нежныйНек и поёт русалкам свою размеренную песню; а в глубине шумящего леса смеётсяПан или рычит Рюбецаль…
Вдревности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы — пением птиц,рёвом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звукамиморского прибоя. Окружённый этими разнообразными звуками, он, конечно же,пытался подражать им.
Такимобразом, общение человека с природой было одним из главных источников, изкоторых возникла сознательно создаваемая музыка.
3.Работа с учебником
-А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте страницу 7, всмотритесьвнимательно в репродукцию картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы упруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено.
-Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в верхушках деревьев, тихоежурчание речушки, некоторую таинственности. Общее звучание картины несколькомрачноватое.
—Перелистываемстраницу. Что вы можете «услышать» в картине Архипа Ивановича Куинджи«Берёзовая роща»?
-Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. Можно услышать пениесоловья, стрёкот кузнечика…
—Чтовы можете сказать о следующих картинах?
-Мы видим перед собой картину Константина Фёдоровича Юона «Купола и ласточки».Здесь можно услышать колокольный звон, хлопанье крыльев огромного количестваласточек, кружащих над городом, голоса выходящих после утренней службы людей.Общее звучание картины имеет оттенок радости и чистоты…
-На следующей странице мы видим картину Ивана Константиновича Айвазовского«Чёрное море». Море действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. Нанебе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты грома, гул разбушевавшегосяморя…
Также, как и некоторые художники-маринисты всю жизнь рисовали морские пейзажи(например, Айвазовский), композиторы тоже очень любили морскую тему. Например,Н. Римский-Корсаков в детстве и юности учился в Морском корпусе, готовилсястать военным моряком, после окончания корпуса участвовал в кругосветномплавании на клипере «Алмаз». В итоге он, всё-таки, выбрал путь музыканта, но доконца жизни с помощью музыкально-изобразительных средств рисовал морскиепейзажи.
Вступлениек его опере «Садко» называется «Океан — море синее»; I часть симфоническойсюиты «Шехеразада» — «Море и Синдбадов корабль».
Прослушиваниемузыкального фрагмента «Вступление к опере «Садко»» Римского-Корсакова.
-Изображая картины природы, особенности погоды, композиторы обычно передаютнастроение человека, воспринимающего эти пейзажи. Например, в середине «Вальсаснежных хлопьев» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» появляется мелодия,звучащая у детского хора без слов: её радостный характер передаёт восхищениедетей красивым снегопадом.
Прослушиваниемузыкального фрагмента «Вальс снежных хлопьев» из балета П. Чайковского«Щелкунчик».
Таккак музыка — искусство временнóе, т.е. разворачивающееся во времени,природа в музыке «живёт», существует как процесс. В отличие от изобразительногоискусства в музыке мы можем услышать, как начинается дождик, как он постепеннопревращается в бурю, как потом непогода уходит, звучат отдалённые раскатыгрома.
4.Вокально-хоровая работа
-Угадайте музыкальную загадку. (Учитель наигрывает мелодию припева песни«Продавец зонтиков», разучиваемую на предыдущем уроке.)
Исполняетсяпервый куплет песни и разучивается второй и третий.
5.Беседа о музыкальных инструментах
-Мы сегодня говорим с вами о том, что музыка — это искусство звуков, неудивительно,что основными жителями в стране Музыки являются музыкальные инструменты,которых существует огромное количество. Как вы думаете, чем отличаются одниинструменты от других? Откройте учебники на странице 10.
-Музыкальные инструменты отличаются формой, разными способами извлечения звука,а самое главное — окраской звука (тембром).
-Музыкальные инструменты способны прекрасно передавать звуки природы.Композиторы часто изображают в произведениях пение разных птиц.
Например,Л. Дакен в пьесе «Кукушка», А. Алябьев в романсе «Соловей», П. Чайковский в«Песне жаворонка» из «Детского альбома» и цикле «Времена года», М. Глинка вромансе «Жаворонок», М. Мусоргский в «Балете невылупившихся птенцов», А.Лядов в «Былине о птицах», Ж. Ф. Рамо в «Пении птиц», М. Равель в пьесе«Печальные птицы», Н. Римский-Корсаков в «Золотом петушке», Л. Бетховен в«Пасторальной симфонии», в части с названием «Сцена у ручья».
Бетховендаже делает надписи в партитуре: флейта изображает пение соловья, гобой— мотивы перепела, кларнет — кукование кукушки. А в части «Гроза.Буря» разгул стихии изображает весь оркестр (тутти). Композитордобавляет к обычному в то время составу оркестра также и флейты-пикколо,самый высокий инструмент оркестра — они изображают блеск молний, и тромбоны— они вместе с ударными инструментами передают раскаты грома.
Прослушиваниеотдельных фрагментов из перечисленных произведений.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯЧАСТЬ
1.Итог урока
-Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку?
Заслушиваютсяответы учащихся.
-Итак, мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то,что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё,чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.
Каквы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождаетшедевры литературы, изобразительного искусства, например: Парфенон, «МонаЛиза», «Война и мир» Льва Николаевича Толстого?
Посмотритевнимательно на репродукцию картины «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочныйвзгляд действительно не оставляет равнодушным ни одного человека на протяжениимногих столетий.
Первоистокивсех искусств едины. Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма,музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаемразличные ее грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, черезмелодию. Каждое из этих открытий бывает по-настоящему волнующим, заставляетдумать, сопереживать, плакать, смеяться.
Никакаянаука не способна вызвать в человеке такого эмоционально отклика, ничто такполно и ярко не может выразить человеческие переживания, как искусство, котороеоткрывает нам жизнь через слово, изображение, мелодию.
Прочитайтеслова из последнего абзаца на странице 11. Выскажите своё мнение:
Искусствоприсутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о немсамом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других людей; онохранит память об ушедших временах.
Заслушиваютсяответы учащихся.
2. Рефлексия.Домашнее задание
-Назовите музыкальные произведения, связанные с темой природы.
-Нарисуйте в «Дневнике музыкальных наблюдений» картинку на тему «Звучащаяприрода».
-Напишите небольшое сочинение, отвечая на вопросы:
· Естьли у тебя свой собственный звуковой мир?
· Какиезвуки природы ты мог бы назвать? Подумай, как звучит природа утром и вечером,днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года?