Творческий отчет по теме
«Системазнаний как средство формирования приемов умственной деятельности обучающихся науроках химии»
Проблема развития и совершенствования мышления учащихся — одна из важнейших впсихолого– педагогической практике.
Психологи нашего века считают, что она может быть решена в том случае, еслиобучение имеет специальную направленность, применяются определенные методыобучения. Причем недостаточно использовать проблемное изложение, поисковыйэксперимент, деловые и ролевые игры и т.п.
Необходима система заданий, которая вовлекает учащихся в разноуровневуюпознавательную деятельность.
Репродуктивная деятельность, направленная на заучивание и воспроизведениематериала, является важным компонентом мышления, однако многие задачи обученияв средней и старшей школе не могут быть решаемы только на этом уровне ,атребуют самостоятельного, творческого мышления, формирование которого можнопроводить с помощью соответствующих заданий. Они требуют от учащихся хотя бынебольшого самостоятельного поиска, направлены на применение знаний в новыхусловиях.
Для развития логического мышления эффективно использовать разнообразныепроблемные и игровые задания, в ходе решения которых учащиеся творческиприменяют на практике свои знания.
Залог успешного развития мышления и памяти – развитие внимания. Очень частотрудности в обучении, которые на первый взгляд кажутся связанными с проблемамизапоминания, на самом деле объясняются рассеянностью и непроизвольнымпереключением внимания с одного объекта на другой. Таким образом,невнимательность затрудняет условие информации, ее осмысление и понимание. Вотпочему именно с развития внимания надо начинать работу по ликвидациинеуспеваемости.
Современные психологи подсчитали, что колоссальное количество детей (около 1/3)страдают ослабленным вниманием. Невнимательному, рассеянному ученику нужнапомощь — систематические повседневные задания и упражнения на развитиевнимания. Плохо развитое внимание можно развить.
Пример: через 15 минут урока перевести внимание на игровой, но развивающийматериал, это не позволит отключиться из-за переутомления.
Упражнение 1. Посчитайте, сколько раз в параграфе встречается название химического элементаО2.
Упражнение 2. «Определите какой химический элемент будем сегодня изучать(Путешествие по ПСХЭ Д.И.Менделеева. Назвать номер группы, номер периода илипорядковый номер).
Упражнение 3. «Типы химических реакций». На отдельных карточках записаныформулы веществ, которые принимают участие в химических реакциях и предложитьобучающимся восстановить искомое уравнение. Такие упражнения актуальны дляпонимания материала и полезны для развития внимания.
Упражнение 4. «Классы неорганических соединений». Даны карточки, на которыхзаписаны формулы кислот, солей, оснований, оксидов. Распределите карточки погруппам.
Упражнение 5. Исключи лишнее. (Применять при изучении классов неорганическихсоединений).
Упражнение 6. Позволит тренировать распределение внимания. Обучающиеся считаютсколько в таблице формул. Считать в таком порядке: один оксид, одна соль, однакислота, одно основание, два основания, два оксида, две кислоты, три кислоты ит. д.
Здесь работает внимание, а не память.
Na2O |
CuSO4 |
H2SO4 |
KOH |
Al(OH)3 |
MgO |
HCl |
H2CO3 |
P2O5 |
Cu(OH)2 |
SO2 |
HNO3 |
Fe(OH)3 |
H3PO4 |
ZnCl2 |
Ba(OH)2 |
CO |
HNO2 |
CaO |
N2O5 |
Концентрацию психической деятельности в определенном направлении и отвлеченииот всего основного И.П.Павлов объяснил возникновением под действием внешнегосигнала очага возбуждения в коре головного мозга. Который вызывает торможение вдругих участках коры. Так обеспечиваются оптимальные условия для восприятия иобдумывания того, на что направлено внимание.
Внимание привлекает все необычное. Поэтому разнообразить виды деятельности науроке. Особое значение для достижения успеха имеет устойчивость внимания. Нодаже при устойчивом внимании возможны кратковременные непроизвольные изменениястепени интенсивности и напряженности внимания. Еще одно свойство внимания –переключаемость. Способность к переключению внимания с объекта на объект делаетвозможными быстрые переходы от одного вида деятельности к другому. На урокахважна также скорость переключения внимания.
Учебный процесс требует от учащихся постоянного внимания и работать сучащимися, страдающими ослабленным вниманием, а их легко увидеть на уроке –ученик смотрит в окно, постоянно отвлекается. Не может сосредоточиться нарассказе учителя и т.д.
И как уже было сказано: развитие внимания – залог успешного развития мышления.
Для развития мышления необходимо предлагать учащимся задания на обобщение,классификацию, поиск закономерностей, комбинирование.
Задания на классификацию позволяют более наглядно показать отношения междуобъектами понятий. Можно использовать не только традиционные способы(классификационное дерево, схемы), но и круговые схемы (круги Эйлера).
Обучение химии носит развивающий характер.
Развитие учащихся — процесс непрерывный и многосторонний. К важным условиямразвития учащихся следует отнести обучение их на конкретном учебном материалеприемам мышления (умственной деятельности): анализу, синтезу, обобщению,конкретизации, классификации и т.д.
При изучении в 8 классе темы «ТЭД» выполняются обычно задания, типа «по краткимуравнениям составить молекулярные и полные.
Как можно изменить такого рода задания, с целью развития мышления учащихся.
Задание. Рассмотрите схемы электролитической диссоциации. Разделите их на триравных группы. Назовите каждую группу.
Расставьте коэффициенты
а) HCl = H⁺+Cl‾
б) KOH = K⁺+OH‾
в)Al2(SO4)3 = Al³⁺+SO4²‾
г) Ca(OH)2 = Ca²⁺+OH‾
д) Ca(NO3)2 = Ca²⁺+NO3‾
е) HNO3 = H⁺+NO3‾ Наряду с традиционными проблемно – поисковыми заданиями использую задания,направленные на поиск разнообразных закономерностей.
Установите закономерность заполнения первого и второго ряда и допишите третийряд.
1. Ca Cl233)23(PO4)2
2. MgSO43(PO4)223
3. Cu (NO3)2
(чередование растворимыхи нерастворимых в воде солей)
1. NaNa2ONaOH NaCl
2. SSO3H2SO4K2SO4
3. Ca(OH)2
(элемент, оксид элемента,гидроксид элемента, соль)
Более сложные задания, содним рядом закономерно чередующихся объектов.
H2SO4NaNO2FeCl3Na3PO4NH4NO3K2S
Установите закономерностьи продлите ряд (реакция среды водного раствора – кислотная, щелочная и т. д.)
N232432
(пространственноестроение молекул – линейная, объемная, плоская и т.д.)
При работе с такимизаданиями у обучающихся постепенно формируются исследовательские навыки: выдвижениегипотезы, установление закономерностей. Такие задания эффективны на этапахзакрепления, систематизации и контроля знаний учащихся.