ПолежаевИван Сергеевич
учительиностранных языков
ЧОУ «Школа-интернат №19 ОАО «РЖД»
Управление персоналом образовательнойорганизации (на примере ЧОУ «Школа-интернат №19 ОАО «РЖД»). Аттестацияперсонала как инструмент управления.
Российские железныеДороги – компания с богатейшей историей событий героических, патриотических,производственных, со своими традициями, которые легли в основу компании изаложили прочный фундамент моделям управления многотысячным штатомжелезнодорожников. Основные принципы:
· научность;
· дисциплина;
· плановость;
· ответственность;
· подбор и расстановка кадров;
· функциональное и целевое управления;
· контроль исполнения решений.
Этим принципам следуютруководители и специалисты подразделений управления персоналом на всех уровняхструктуры управления ОАО «РЖД».
Какмы говорим, на дороге не получается поработать на год-полтора. Либо человекпонимает, что это не для него и меняет место, либо остаётся на долго. Этосвойство распространяется на все подразделения корпорации.
Частное образовательное учреждение«Школа-интернат №19 среднего общего образования открытого акционерного общества«Российские железные дороги» (далее школа-интернат) создано на основаниирешения совета директоров открытого акционерного общества «Российские железныедороги». Школа-интернат является структурным подразделением и находится внепосредственном подчинении Департамента управления персоналом (ЦКАДР) ОАО«РЖД».
Ведомственнаяподчинённость обуславливает корпоративные мероприятия не присущие муниципальнымобразовательным учреждениям, такие как объезды, осмотры, аттестация. Дорогавкладывает в организацию средства, создаёт уникальные условия для работыперсонала. Человеческий ресурс так же является капиталом компании, ируководство кадровой службы тщательно следит за решением базовых задачуправления персоналом.
1. Подбор персонала. Для трудоустройства вшколу-интернат кандидат проходит собеседование с руководством школы; согласованиев управлении кадровой службы филиала дороги и утверждается в департаментекадровой политики. Таким образом реализуется кадровый конкурсный отборкандидатов.
2. Стимулирование работников организации.Работник, пришедший в компанию это мотвированый специалист. По ВладимирИсакович Герчикову, мы можем выделить следующие типы мотивации работников,которые наблюдали в школе-интернате:
– инструментальная – высокие окладыпо сравнению с соответствующими окладами работников в муниципальных школах,надбавки к окладу региональные, за режим работы и иные виды работ сверхосновной деятельности педагога, премии (персональные, квартальные, целевые);
— профессиональная – педагогишколы-интерната имеют возможность за счёт работодателя не реже, чем один раз вдва года, повышать профессиональную квалификацию на образовательных платформахне только в своём городе, но и в других городах Российской федерации, и дажезаграницей; применение полученных знаний осуществляется на прогрессивнойматериально-технической базе (интерактивные доски, планшеты, лэптопы,документ-камеры, лигафонные кабинеты, научные лаборатории и пр.).
патриотическая мотивация – основанана высоких моральных соображениях работника, формируется у работника поистечение определённого продолжительного периода времени. Может быть связана спричастностью работника к какого-либо рода корпоративным объединениям (Клубмолодых педагогов), с преемственностью поколений. Мотиваця на железной дорогеподдерживается содержательным пакетом стимулирующей поддержки.
Руководство компании используетразнообразные методы стимулирования работников. В школе-интернате работаютболее 80 человек персонала разного уровня, пользующихся равными правами иусловиями труда в соответствие с занимаемой должностью. Все работники школы-интернатаявляются членами ведомственной профсоюзной организации Российский ПрофсоюзЖелезнодорожников. Соответственно каждый работник заключает два договора(дополнительных соглашения к договору): трудовой договор, регламентирующийтрудовые отношения с организацией-структурным подразделением ОАО «РЖД», иколлективный договор, регламентирующий гарантии, предоставляемые компаниейработнику.
Компания РЖД ведёт непрерывную работусоциальной поддержки и стимулирования работников, предоставляя обширный пакетдополнительных социальных выплат и льгот:
1. Большинство работников школы-интернатазаключили договора с негосударственным пенсионным фондом, учредителем которогоявляется ОАО «РЖД», таким образом работодатель заботится о накопительной частипенсии своих сотрудников.
2. Работникам, имеющим несовершеннолетнегоребёнка или детей, предоставляется возможность льготного их обучения введомственных школах и детских садах.
3. Компания реализует комплексное медицинскоеобслуживание работников в узловой больнице и поликлинике. Педагоги ежегоднопроходят медицинскую комиссию бесплатно.
4. Работникам членам профсоюзной организации,согласно Коллективного договора, предоставляется единовременная материальнаяпомощь по разным случаям и сложившимся жизненным ситуациям.
5. Компания даёт возможность один раз в годвоспользоваться льготой на проезд по территории Российской федерации. Работникоплачивает только НДС от суммы стоимости билетов по совершённому маршруту.Льгота распространяется также на несовершеннолетних детей сотрудника.
6. Из фонда профсоюзной организацииоказывается социальная помощь работникам. Она реализуется через предоставлениельгот на оплату путёвок в детские оздоровительные лагеря и санаторно-курортныеучреждения в размере 10-20% от полной стоимости.
Ко всему перечисленномуследует добавить, что под эгидой управления кадровой политикой организуютсяспортивно-досуговые мероприятия (соревнования по различным видам спорта),семейные конкурсы, творческие фестивали среди работников-железнодорожников.Сотрудники школы-интерната регулярно принимают участие в творческих конкурсах(исполнительского мастерства, литературного и изобразительного искусства),спортивных состязаниях (плавании, петанк, бадминтон).
Вместе с тем, компания-учредительсистематически проводит мониторинг и вносит соответствующие изменения в части стимулированияработников школы-интерната на эффективную деятельность, решение стратегическихи тактических задач, стоящих перед образовательным учреждением; и развитияперсонала и организации его деятельности в соответствии со стратегией развития школы-интерната.
Развитие персонала – это немаловажнаячасть работы кадровой службы. Она включает в себя программы подготовки ипереподготовки работников, как на базе своих ведомственных учебных центров, таки на других образовательных площадках; организацию конкурсов профмастерства исетевых школ, семинаров, педсоветов и круглых столов. Так до 2019 года ежегоднопроводился конкурс «Лучший педагогический работник» среди частныхобразовательных учреждений ОАО «РЖД», а в декабре 2021 на базе школы-интерната№ 19 был организован педагогический совет для руководителей и педагоговшкол-интернатов и опорных школ ЗСЖД.
Помимо этого педагоги совместно сучащимися принимают в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах имероприятиях из рекомендуемого перечня, утверждённого приказом Министерствапросвещения Российской Федерации №616 (от«3l» августа 2021г.)
Руководство школы-интернатасистематически ведёт работу по фиксации, обработке и анализу процессовпрофессионального, научно-методического и творческого развития педагогов. Вшколе раз в четверть организуются педагогические и методические советы,семинары, круглые столы, методические дни по предметным категориям, открытыеуроки по предметам, предметные дни, все педагоги в течение года выступают сдокладом об эффективности работы на совещании при директоре, которое проводитсяодин раз в месяц.
Каждый педагог администрирует собственныйсайт по предмету или ведёт страничку в педагогической соцсети в сети Интернет.Каждый педагог имеет личное портфолио достижений по вышеуказанным показателям.Ведение портфолио учителя носит рекомендательный характер, все отчетныедокументы учителя хранятся в общей сети на сервере школы-интерната.
На уровне школы, конечно, основнымсобытием для педагогического коллектива является аттестация, которую работникпроходит 1 раз в 5 лет. С участием в вышеизложенных мероприятиях, инициированныхруководством школы-интерната, происходит выполнение всех пунктов требований кзаполнению заявления в аттестационную комиссию. Процесс подготовки подробнопроработан и не вызывает эмоционально-психологических травм у педагогов, чемстимулирует педагога к продуктивной работе, повышению эффективности ирезультативности деятельности на протяжении всего 5-летнего срока. Курирующимметодистом или заместителем директора формируется аналитическая справкадеятельности педагога, которая после заверения директором, с заявлением отаттестуемого педагога отправляется в адрес соответствующей аттестационнойкомиссии. В нашей школе весь педагогический коллектив имеет квалификационныекатегории, преобладающее большинство – это специалисты высшей категории. Иочередная аттестация – это лишь этап обобщения опыта; инструмент анализапроделанной педагогом работы на высоком профессиональном уровне.
Управление персоналом – это сложныйкомплексный процесс, от организации которого зависит профессиональныепоказатели эффективности работника. Для этого необходимо, чтобы самадеятельность управления персоналом осуществлялась в системе и решала тризадачи: подбор, стимулирование и развитие персонала.
Одним из важнейших аспектовуправления персоналом является мотивация, которая не должна быть однообразнойили носить исключительно дисциплинарный характер. В этом помогает системастимулирующей поддержки сотрудников, как финансовой (материальной), так исоциальной (нематериальной).
Сильным стимулом для педагогаявляются профессиональные амбиции, желание саморазвиваться исамосовершенствоваться. Задача руководителя побуждать педагогическихсотрудников к этому, создавать условия, благоприятную среду; техническисовершенствовать образовательное пространство, в котором учитель наиболееэффективным образом сможет себя раскрыть как профессионал. В таком случаепроцедура аттестации становится проходным этапом, промежуточным подведениемитогов в профессиональной карьере педагога, а не испытанием.
Грамотная кадровая политика и умелоеуправление персоналом – это залог успешной работы образовательного учреждения,это высокие показатели эффективности педагогического коллектива, это высокаявостребованность и престижность организации в образовательной среде и социуме.
Списокиспользованной литературы.
1. Управление [Электронныйресурс]//Материал из Википедии// свободная энциклопедия, 18 января 2022. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5(дата обращения 20.02.2022).
2. УПРАВЛЕНИЕ. [Электронный ресурс]// И. В. Бестужев-Лада. А. П. Рыжов. В. А.Эдельман. А. И. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция:Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информацияна этой странице периодически обновляется. 04.02.2022. – Гуманитарный портал. URL:https://gtmarket.ru/concepts/6867(дата обращения 20.02.2022).
3. Управление персоналом [Электронныйресурс]// Аудиторская фирма «Авдеев и Ко»:аудиторские и бухгалтерские услуги,1999-2022. Последняя редакция: 28.01.2019. URL:https://www.audit-it.ru/terms/trud/upravlenie_personalom.html(дата обращения 20.02.2022).
4. Управление персоналом: искусство и работа[Электронный ресурс]// MoscowBusiness School. URL: https://mbschool.ru/articles/upravlenie_personalom(дата обращения 20.02.2022).
5. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ[Электронный ресурс]// Педагогическаяэнциклопедия – НЭС. 2022. URL:https://didacts.ru/termin/upravlenie-obrazovatelnym-uchrezhdeniem.html(дата обращения 20.02.2022).
6. Лекция 1 Основные теории и концепцииуправления персоналом. [Электронный ресурс]//textarchive.ru – 2011. URL: https://textarchive.ru/c-1976214-pall.html(дата обращения 24.02.2022)
7. Теории управления персоналом. Принципы изакономерности управления персоналом. [Электронный ресурс]// Файловый архивстудентов. — 13.03.2016 — URL:https://studfile.net/preview/5866824/page:3/(датаобращения 24.02.2022)
8. Оценка и аттестация персонала какинструмент карьерного продвижения [Электронный ресурс]// Studme.org— URL:https://studme.org/410158/menedzhment/otsenka_attestatsiya_personala_instrument_karernogo_prodvizheniya(датаобращения 25.02.2022)
9. Статья 49. Аттестация педагогическихработников [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.от 30.12.2021) Об образовании в Российской Федерации (с изм. идоп., вступ. в силу с 01.03.2022)// КонсультантПлюс : справ. правовая система.- 1997—2022 КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/eb84e97586cd7e921f895ddee474c032a8f47a5c/(датаобращения 25.02.2022)
10. Аттестация и сертификация [Электронныйресурс]// ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышенияквалификации и переподготовки работников образования». – Дата последнегообновления: 03.03.2022./ 2022 КРИПКиПРО. URL: https://ipk.kuz-edu.ru/index.php/8-kategoriya/76-sertifikatsiya-i-attestatsiya(дата обращения 25.02.2022)
11. Сведения об образовательной организации[Электронный ресурс] // Школа-интернат №19 ОАО «РЖД». URL: https://xn—19-llch3c4b.xn—p1ai/about/(датаобращения 26.02.2022)
