Эссена тему «Психология личности преподавателя СПО как ориентир для развитияобучающихся»
Успехи в обучении и воспитании учащихсяпредопределяются разнообразием компонентов, важным и ответственным из которыхявляется личность преподавателя. Первоесвойство объективного характера заключается в степени знания педагогомпреподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности,по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве сметодологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знаниисвойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второесвойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве,в личном преподавательском таланте творчества. Второе включает и педагогическийтакт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Преподавательдолжен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении,в поиске, в развитии. Как правило, на данную должность назначаются педагоги безученой степени, но с опытом работы. Деятельность преподавателя неразрывносвязана с саморазвитием, самообучением, самоактуализацией. Опыт работы ипостоянное самосовершенствование актуализируются психологией развития, котораяв свою очередь отвечает за научное исследование того, как и почему людименяются в течение своей жизни.
Изменения в жизни – это естественнаясреда формирования стрессоустойчивости, гибкости, настойчивости и интереса кновым знаниям, умениям и навыкам. Период юношества для обучающихся среднегопрофессионального образования (СПО) это период перемен. Дети нервничают,попадая и испытывая незнакомое и неизвестное. Обучающимся в СПО необходимосправляться с колоссальными нагрузками. Самостоятельно, ответственно обучатьсяв первую очередь, быть достойными своей фамилии и образовательной организацииво второй очереди, и в третьих, самооценка, самопрезентация и завоевание роли вколлективе. А с этими нагрузками бывает справиться учащемуся очень сложно. Напомощь приходит психология.
Исследователи отмечаютобязательность таких личностных качеств преподавателя как адекватность самооценкии уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающийинтеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость,трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность помогают и становятсяпримером для обучающихся. Особенно важными являются такие качествапреподавателя, как готовность к пониманию психических состояний учащихся исопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Дляпериода юношества – это актуальная задача развития.
СПО дает расширитьгоризонты восприятия, пути поиска интересов и увлечений, дорогупрофессиональной жизни студентов. Данные изменения всегда плюс. Для детей этоновое начало, новый период жизни, чтобы оценить, кем и каким необходимо стать.
Есть в психологииразвития важные аспекты, которые через опыт и учения преподавателя передаютсяобучающимся СПО:
1) Адекватностьвосприятия. Данный аспект приводит к определенной ясности, чувству осознанностии благодарности, которые, возможно, не испытывались.
2) Перспективы.Они пересматривают стандарты, принципы и ценности, на основе которыхформируется новая «модель жизни».
3) Ощущениенеопределенности. Прошлый опыт уже пройден, написан, а будущее непонятно.Перестройка мышления, активация имеющихся ресурсов, поиск ти отработка новыхформ действий меняют неопределенность.
Если преподаватель является активным деятелем иинтересным проводником знаний, от у обучающихся меняется жизнь, появляютсявозможности и совершенствуется система целостности существования:
· интерес клюдям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность,коммуникативные качества;
· способностьэмоциональной эмпатии и понимания людей;
· гибкость,оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироватьсяв меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие взависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
· умениеощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, своимпсихическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлятьнастроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы; способность кспонтанности (неподготовленной коммуникации); умение прогнозировать возможныепедагогические ситуации, последствия своих воздействий;
· хорошиевербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас,правильный отбор языковых средств; владение искусством педагогическихпереживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественныхпереживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способныхповлиять на студентов в требуемом направлении;
· способность кпедагогической импровизации, умение применять все разнообразие средстввоздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемоввоздействия, «приспособлений» и «пристроек»).
Также важнымипреподавательскими средствами повышения эффективности воздействия определяются:
— «приспособления» -система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет,недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие,пожелание и пр. (до 160 видов);
— «пристройки илидостройки» — приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другомучеловеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;
— усиление воздействиячерез повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способовсловесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному;рельефное выделение фраз; — резкая смена способов общения.
Преподавательский примерпсихологии развития — это чувство меры в поведении и действиях преподающего,включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства обучающегося,справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями,коллегами по труду.
