ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА………………………………………………………..2
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА…………………………………………………………………3
3. ПЛАН УРОКА………………………………………………………………………………..3
4. ХОД УРОКА ……………………………………..………………….….……4
4.1. Организационный момент…………………………………………………..4
4.2. Вступительнаябеседа………………………………………….……………4
4.3. Объяснение новогоматериала………………………………..……………6
4.4. Практическаячасть…………………………………………………..……..6
4.5. Анализработ……………………………………………………..…..……..6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….7
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительноетворчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требуетхудожественных способностей, знаний и умений в области изобразительнойграмоты. Необходим запас зрительных образов и впечатлений, творческоевоображение.
Умениесформулировать цели урока и каждого его этапа, отслеживание результатовразвития личностных художественных творческих качеств учащихся позволяет мнеуспешно создавать условия развития познавательной и созидательной деятельностиучащихся, создавать ситуацию успеха на уроках композиции, что стимулируеттворческую активность юных художников.
Изучениедекоративного искусства на уроках декоративной композиции в детскойхудожественной школе является важным этапом, где изучаются истоки народногоискусства, которые складывались и оттачивались веками. Занятие показало, чтоучащиеся не достаточно знакомы с историей народного декоративного творчества,но с интересом слушали и вели беседу.
Главноеусловие успешного проведения урока – это побуждение к художественномусамовыражению и активное проявление индивидуальной творческой инициативы.
Дляэффективного усвоения теоретической части урока создана особая тематическаясреда в виде репродукций различных орнаментов.
Практическая часть урока представлена в форме рисования с натуры, чтообеспечивает высокую степень активности аудитории и развивает творческуюсмелость.
В даннойразработке предлагается опыт работы по изучению и выполнению орнамента в круге,как своеобразной схемой, в которую можно вписать различные природные мотивы исимволы. Это развёрнутый сценарийурока с указанием целей и задач, а также предполагаемого результата. Этапыработы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя сучащимися.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
Цели урока:
-познакомить собразом сказочного солнышка, применить мотивы и виды орнаментов в образесолнца.
— определениепонятия орнамент, его отличие от узора, понятие композиция;
— назначения,история возникновения и развития орнамента;
— принципполучения изображений в орнаменте и в композиции;
— виды орнаментов;
— порядоквыполнения изображений.
Задачи урока:
Образовательные:Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципамикомпозиционного построения. Расширить кругозор учащихся.
Развивающие:Развивать творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкуси умение видеть прекрасное, способствовать развитию познавательного интереса кнациональным истокам орнамента.
Воспитательные:Способствовать формированию самосознания, уважения к историческому, культурномунаследию народов различных национальностей. Способствовать развитиюпознавательного интереса, аккуратности и эстетического вкуса.
Оборудование: планшеты с закрепленнойбумагой ф-а3 , простой карандаш, гуашь, палитра, банка с водой.
Зрительный ряд: таблицы с мотивами ивидами орнамента, иллюстрации с изображением сказочных изображений солнца.
3.ПЛАН УРОКА
1.Организационныймомент.
-проверяемготовность к уроку (установка мольберта, рядом необходимые материалы дляработы)
2. Вступительнаябеседа.
-приветствие
-определениепонятия «композиция» и «орнамент»
-виды орнаментов
-историческоепроисхождение и значение орнаментов
3.Обьяснениенового материала
-особенностирисования орнаментов в круге
-техническиеприемы особой техники
4. Практическаячасть
-работа гуашью
-соблюдение ритмаповторяющихся элементов.
-показатьатмосферу посредством теплой гаммы цветов.
5. Подведениеитогов урока.
-выставка работ,определение наиболее удачных моментов
4.ХОДУРОКА
4.1 Организационный момент:
Приветствие и эмоциональный настройучащихся, проверка готовности учащихся к уроку и организации своего рабочегоместа.
4.2 Вступительная беседа:
Наш сегодняшний урок будет посвященорнаменту и составлению теплой солнечной композиции.
Но прежде чем мы перейдем к новойтеме занятий, давайте вспомним пройденный материал. Что такое композиция?( Компози́ция — составление, связывание, сложение, соединение — составление целого изчастей). Что же такое орнамент? (Орнамент-это узор, основанный на повторе ичередовании составляющих его элементов.)
Какие орнаменты по содержанию вызнаете? Дети отвечают:
-геометрические- может состоять из точек,линий (прямых, ломаных, зигзагообразных), кругов, ромбов, звезд, крестов и т.д.
-растительные- составляется изстилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.
-животные(зооморфный) орнамент изображаетстилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных,птиц, рыб, насекомых. Иногда подобный орнамент называют «звериным стилем».,
Еще существует символический орнамент-этокогда человек выражал свое представление о мире так: круг – солнце, прямая горизонтальнаялиния – земля, волнистая линия – вода, квадрат или ромб – поле. В Древней Русиорнамент назывался – «узорочье», от слов «зоря», «гореть», «солнце». Узорысвязывали с солнцем и небом. В древности человек вынужден был постоянно противостоятьсуровой природе, во многом зависимый от нее, он искал себе могучихпокровителей, образы этих защитников. Солнце для древних людей являлось однимиз главных богов – покровителей. Оно являлось источником тепла и жизни всего наземле. От него зависел урожай, а следовательно, судьба крестьянина. Поэтомудревние люди использовали образ солнца в одежде, в украшениях, рисовали нажилищах, даже на прирученных животных.
Круг в узоре – знак Солнца и Луны. Круг –самый важный и наиболее распространенный геометрический символ. Круг,окруженный лучами – графический символ Солнца (вспомните самые первые своирисунки). Круг – основной элемент в солнечных мотивах; народные танцы –хороводы рассматривались как «танцующие круги». Древние считали, что кругограждает от злых духов и знаменует изначальное единство, просветление исовершенство человека. (Вспомним известный фильм «Вий» по произведению Н. В.Гоголя)
Как вы заметили, основным источникомвдохновения для написания орнаментов являлась природа, человек подсмотрел уприроды «образцы» орнаментов.
4.3 Объяснение нового материала
На прошлом занятии мы нарисовали фрагментсолнышка и раскрасили его разными цветами, какими?(желтым, оранжевым, красным, теплымзеленым). А какие это цвета?( теплые) Да, почему теплыми?(потому что солнышкотеплое, горячее, доброе).Заранее карандашом вы наметили основные линииорнамента. А сегодня мы соберем воедино нашу композицию-добавим дополнительныедетали-узоры и распишем в цвете наше солнышко. Приступаем к работе.
4.4 Практическая часть:
Как вы думаете, для чего нам нужно уметьрисовать орнамент? (ответы детей). Правильно, для того, чтобы научитьсяукрашать наш быт, создавать эскизы, по которым будут изготавливать красивыевещи и предметы.
Так же в работе можете передать характерсолнышка, его настроение. При рисовании солнца будьте смелее, но помните, чтоне всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость,таковым не является. Для орнамента важен определенный ритм повторяющихсяэлементов.
Провожу контроль за выполнением задания.
4.5 Подведение итогов урока.
Ребята, мы заканчиваем. У вас получилисьзамечательные работы, яркие красочные солнышки. (Преподаватель называет самыеяркие композиции (при этом без внимания не остаётся ни одна работа).
Дети отвечают на вопросы учителя назакрепление материала.
— Что такое композиция?
— Что такое узор, орнамент?
— Назовите виды орнамента?
— Назовите приемы построения орнамента?
Еще сегодня мы познакомились с яркимобразом солнышка.
Все молодцы, каждый из вас постаралсяизобразить свое солнце и украсить его своим индивидуальным орнаментом, хотелосьбы особенно отметить … за активную работу на уроке.
Вы хорошо поработали, спасибо за урок!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ольга Голубева «Основы композиции»
2. НатальяСухарева: «Орнаменты и декоративныемотивы», «Орнаменты всех времен истилей»
3. blogvs.livejournal «Символ Солнца у разных народов мира»