X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное образовательное учреждение

«Катайгинскаясредняя общеобразовательная школа»

Верхнекетскогорайона, Томской области.

 

Надпись:

УТВЕРЖДАЮ______________                                               

ДиректорМБОУ «Катайгинская СОШ» Пупасова И.А.

Приказ№______ от «__»_______2023 г.

 

 

 

Программаработы социального педагога по профориентации и самоопределению для учащихся сОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Катайга 2023

 

Пояснительная записка

Актуальность

Всовременном обществе большинство выпускников базовой и средней школыоказываются не готовыми к осознанному выбору будущей профессии. В силуличностных особенностей, выпускникам с ОВЗ ещё сложнее ориентироваться вусловиях современного рынка труда, поэтому встаёт вопрос об актуальности даннойпроблемы. Дети с ОВЗ – это особая категория выпускников, которые отличаютсянедостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей испособностей, неумением планировать свою жизнь и управлять ею, низкойготовностью к самостоятельному решению проблем, невысоким уровнемсамоорганизации. Степень развития их социальных навыков, адаптация в обществечасто не соответствуют требованиям современного производства. Круг профессий ивидов трудовой деятельности, доступных выпускникам с нарушениями интеллекта,довольно узок, что затрудняет осуществление профориентации. Эта особенностьтребует поиска особых форм подачи информации о рабочих профессиях, которыедоступны ребятам. В связи с этим возникла необходимость создания даннойпрограммы.

Нормативно-правовоеобеспечение

— Федеральныйзакон РФ Об образовании в Российской Федерации, N 273-ФЗ | ст 42

— государственнаяпрограмма Российской Федерации Развитие образования на 2018-2025годы

— конвенция оправах ребенка

— рабочаяпрограмма воспитания «Ребенок. Индивидуальность. Личность.» на 2022-2026 г.

Данная программа рассчитана: пятьлет. 

Категория обучающихся: дети от 7 до 18 лет.

Цели:

·        оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выборапрофиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

·        выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональноесамоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии сосвоими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

·        ознакомление с профессиями, доступными при наличии ОВЗ;

·        формирование первоначального интереса к определенным профессиям;

·        оказание помощи в выборе образца для подражания в труде;

·        формирование трудовых умений в доступных видах труда.

·        ознакомление с запросами рынка труда;

·        формирование мотивов выбора профессии;

·        ознакомление с профессиограммами профессий, содержанием иусловиями труда по предпочитаемым профессиям;

·        определение формулы предпочитаемой профессии, выдача рекомендацийо наиболее подходящих профессиях (с учетом наличия ОВЗ);

·        проведение предварительной профдиагностики, оказание помощи вопределении профессиональных возможностей с учетом наличия ОВЗ.

·         выявление профинтересов, способностей и возможностей учащегося (сучетом наличия ОВЗ);

·        формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;

·        подбор профиля первоначальной профессиональной подготовки;

·        ознакомление с профессиограммами предпочитаемых профессий.

 

Основныенаправления работы

Основныминаправлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются:

·        профессиональная информация —ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства,состоянием рынка труда Томской области, содержанием и перспективами развитиярынка профессий, формами и условиями их освоения, возможностямипрофессионально-квалификационного роста в процессе профессиональнойдеятельности.

·        профессиональная консультация —оказание помощи учащемуся в профессиональном самоопределении; предоставлениерекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболеесоответствующей его психологическим, психофизиологическим и физическимвозможностям и особенностям; определение степени пригодности к конкретнойпрофессии в соответствии с нормативными требованиями и учетом медицинскихограничений.

Такимобразом, профориентация учащихся с ОВЗ включает в себя следующие элементы:

·        ознакомление с профессиональными квалификационнымихарактеристиками;

·        познание своих психофизиологических особенностей, возможностей иограничений;

·        получение рекомендаций специалистов по выбору будущей профессии.

Исходяиз этого, всю профориентационную работу в школе можно подразделить на несколькоэтапов.

Первыйэтап работы — определение готовности школьника сОВЗ к профессиональному самоопределению. В качестве показателей готовностишкольника к самостоятельному выбору будущей профессии выделяются:

·        информированность учащегося. Знание состояния рынка труда, видовпрофессионального образования, содержания и условий труда по избраннойпрофессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию(специальность);

·        сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии(сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда);

·        выраженность профессиональных интересов. Наличие устойчивыхпрофессиональных интересов (проявляющихся в течение ряда лет) к определеннойобласти деятельности или к конкретной профессии;

·        наличие определенных способностей к определенному видупрофессиональной деятельности или области знаний (математике, физике,педагогике и т.д.);

·        сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы,основаны на достаточном знании содержания профессиональной деятельности,условий труда, путей получения профессионального образования);

·        адекватный уровень профессиональных притязаний (интересы,способности, самооценка, профессиональные намерения, физические возможности,состояние здоровья согласуются между собой и степень их развития позволяетпредполагать успешность будущей профессиональной деятельности).

Второйэтап работы — определение содержания работы с учащимисяв зависимости от их возраста, степени информированности о мире профессий иготовности к профессиональному самоопределению. Кратко эту работу можнопредставить в следующем виде.

Учащиеся2—4 классов

Цельработы — сформировать мечту о той или иной профессии.

Задачи:

·        ознакомление с профессиями, доступными при наличии ОВЗ;

·        формирование первоначального интереса к определенным профессиям;

·        оказание помощи в выборе образца для подражания в труде;

·        формирование трудовых умений в доступных видах труда.

Ведущиеформы работы: профориентационные беседы, игры, конкурсы на лучшие рассказы ирисунки о профессиях, сочинения о трудовой деятельности родителей, сочинение «Окакой профессии я мечтаю».

Показательэффективности: выбор учащимися видов деятельности по интересам,сформированность мечты о профессии.

Примерыработы с учащимися 2—4 классов

Профориентационныебеседы на темы: «Зачем каждый человек трудится?», «Как появились различныепрофессии?», «Мир профессий». Тренинговые упражнения и игры, направленные наразвитие координации движений, памяти, внимания, уверенности в себе,способности принимать самостоятельные решения.

Профориентационныеигры «Когда я вырасту, то стану…», «Профессии, нужные в нашем городе».

Встречис представителями различных профессий (желательно с наличием ОВЗ).

Конкурсы:«Мы все умеем делать сами».

Сочиненияна темы: «О какой профессии я мечтаю?», «Профессии вокруг нас», «Кем быть иликаким быть?».

Учащиеся5—8 классов

5.     Предварительныйвыбор профессии не сделан.

Цельработы — оказать помощь в предварительном выборе наиболееподходящих профессий.

Задачи:

·        ознакомление с запросами рынка труда;

·        формирование мотивов выбора профессии;

·        ознакомление с профессиограммами профессий, содержанием иусловиями труда по предпочитаемым профессиям;

·        определение формулы предпочитаемой профессии, выдача рекомендацийо наиболее подходящих профессиях (с учетом наличия ОВЗ);

·        проведение предварительной профдиагностики, оказание помощи вопределении профессиональных возможностей с учетом наличия ОВЗ.

Ведущиеформы работы: профинформация, профконсультация, формирование адекватного уровнясамооценки и жизненных притязаний, развитие специальных способностей,творческие проекты.

Показательэффективности: предварительный выбор определенных профессий.

2. Предварительныйвыбор конкретной профессии уже сделан.

Цельработы: поддержать или скорректировать предварительное профнамерение.

Задачи:

·        определение профессиональных возможностей с учетом наличия ОВЗ;

·        ознакомление с возможными путями приобретения профессии;

·        развитие профессионально важных качеств.

Ведущиеформы работы: профдиагностика, индивидуальные и групповые консультации,предоставление информации о профессиональных учебных заведениях, встречи спредставителями различных профессий.

Показательэффективности: сформированность адекватного предварительного профнамерения(учитывающего наличие ОВЗ).

Ведущиеформы работы: проба сил в различных профессиональных направлениях,профориентационные игры, рефераты на тему «Моя будущая профессия», творческиеконкурсы и проекты.

Показательэффективности: предварительный выбор профессии (учитывающий наличие ОВЗ).

Примерыработы с учащимися 5—8 классов

1.Занятия на темы: «Что такое профессиональное самоопределение», «Человек кактворец своей жизни».

2. Тренинговыеупражнения по развитию уверенности в себе, способности приниматьсамостоятельные решения, развитию гибкости и логики мышления, памяти, внимания,волевых качеств, коммуникативных навыков.

3. Диагностика,направленная на выявление профессионально важных способностей и возможностейучащихся с ОВЗ.

4.Индивидуальные консультации, направленные на помощь в ситуациях выборапрофессии с учетом ограничений, связанных с ОВЗ.

Учащиеся9—11 классов

6.     Профнамерениевсе еще не сформировано или носит неосознанный характер.

Цельработы: сформировать осознанное профнамерение, учитывающее спецификурынка труда региона и возможности физического здоровья лица с ОВЗ.

Задачи:

·        выявление профинтересов, способностей и возможностей учащегося (сучетом наличия ОВЗ);

·        формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;

·        подбор профиля первоначальной профессиональной подготовки;

·        ознакомление с профессиограммами предпочитаемых профессий.

Ведущиеформы работы: тестирование, анкетирование, профориентационные беседы, наблюдение,изучение документации.

Показательэффективности: сформированность осознанного и адекватного профнамерения,учитывающего наличие ОВЗ.

2. Профнамерениеуже сформировано.

Цельработы: поддержать сформированное профнамерение или провести работу поего корректировке с учетом запросов рынка труда региона, способностей ифизических возможностей учащегося.

Задачи:

·        выявление профинтересов, способностей и возможностей учащегося (сучетом наличия ОВЗ);

·        поддержание профнамерения учащегося или проведение работы по егокорректировке;

·        оказание помощи в выборе предметов для углубленного изучения;

·        ознакомление с путями приобретения профессии;

·        ознакомление с требованиями современного рынка труда.

Ведущиеформы работы: профориентационные уроки,  трудовая деятельность профессиональнойнаправленности, участие в творческих конкурсах по профориентации.

Показательэффективности: сформированность адекватного профнамерения или его коррекция (сучетом наличия ОВЗ).

Примерыработы с учащимися 9—11 классов

1. Профориентационныебеседы и занятия на темы: «Профессиональное самоопределение», «Профессиональнаякарьера», «Основы предпринимательства».

2.Тренинговые занятия по формированию умения ставить цели и добиваться ихдостижения, развитию умения самоанализа, умению определять свои возможности.

3.Ролевые игры «Если бы я стал…», «Я через 10 лет».

4.Игры «Формула профессии», «Кто нужен нашему поселку?» 

5.Групповые дискуссии на темы: «Выбор профессии: учитывать или игнорироватьналичие ОВЗ?», «Востребован ли в обществе и в профессиональной среде человек сОВЗ?», «Может ли человек с ОВЗ стать высокопрофессиональным специалистом?».

6.Индивидуальные профконсультации.

7.Групповые профконсультации.

Вцелом,профориентационная работа с учащимися общеобразовательной школы начиняя с9 класса должна строится по двум направлениям:

·        групповая форма профконсультирования;

·        цикл индивидуальных профконсультаций.

Примерныйплан построения цикла индивидуальных профконсультаций для учащихся старшихклассов

1. Информационныйэтап. Проведение справочно-информационных консультаций общегохарактера: о рынке труда, мире профессий, их классификации, выявлениеинформированности учащихся о мире профессий.

2. Работас профессиографическими материалами.

3. Этапвыбора сферы трудовой деятельности. Определение интересов исклонностей к определенной профессиональной деятельности.

4. Этапсоотнесения личностных особенностей и физических возможностей с выбраннымнаправлением профессиональной деятельности. Диагностика личностныхособенностей и физических возможностей применительно к области предпочитаемойпрофессиональной направленности.

5. Этапсужения поиска. На этом этапе целесообразно сгруппировать учащихся потипам профессиональной направленности. Проводятся справочно-информационныеконсультации, связанные с выбранными типами профессий, путями их приобретения,профессионально важными и профессионально желательными качествами и т.д.Уточняются мотивы выбора профессии. Происходит конкретизация целей. Проводитсядиагностика профессионально важных качеств. Делаются выводы о профпригодности всвязи с наличием ОВЗ. В случае невозможности занятия выбранной профессиональнойдеятельностью производится корректировка первоначального профнамерения.

6. Работас профессиональным планом.

6.1. Профессиональныйплан имеется, он соотносится с реальными способностями ивозможностями учащегося с ОВЗ. Следует обратить особое внимание нареальность поступления в планируемое учебное заведение, обсудить запасныеварианты.

6.2. Профессиональныйплан имеется, но он не соотносится с реальными способностями ивозможностями учащегося с ОВЗ. Необходимо выяснить причинурассогласования и оказать помощь в формировании нового плана (по возможности сучетом ранее избранного направления трудовой деятельности).

6.3. Профессиональныйплан отсутствует:

·        профессиональные склонности выражены и осознанны. Необходимопомочь выбрать пути приобретения профессии, обсудить положительные иотрицательные стороны каждого из вариантов получения профессии;

·        профессиональные склонности не выражены. Особое внимание следуетобратить на формирование мотивов выбора и реальность самооценки. Необходимосодействовать выбору типа профессии и формы приобретения профессиональныхзнаний (выбору учебного заведения). В процессе консультирования возможносоставление и обсуждение нескольких вариантов профессионального плана.

Результатом проделанной работы может бытьнаписание «Индивидуального профессионального плана» 

 

Примерныйплан построения групповой профконсультационной работы для учащихся старшихклассов

Целиконсультации:

·        ознакомление выпускников с рынком труда Томской области, еготребованиями, тенденциями его изменения;

·        расширение знаний о профессиях, пользующихся спросом на рынкетруда;

·        помощь в составлении плана профессионального самоопределения сучетом требований рынка труда и наличия ОВЗ.

Содержаниеконсультации:

7.     Информация:

·        о положении выпускников школ на рынке труда города Томска;

·        возможностях получения среднего или высшего профессиональногообразования;

·        причинах неконкурентоспособности молодежи на рынке труда и путяхее повышения.

2. Беседа:

·        основные факторы, влияющие на выбор профессии;

·        выбор профессии на рынке труда региона;

·        конкурентоспособность на рынке труда;

·        ограничения и возможности в получении профессиональногообразования и трудоустройстве лиц с наличием ОВЗ;

·        возможности получения базового образования, дополнительногообразования, опыта производственной деятельности.

3. Профдиагностика вцелях выбора или корректировки избранной сферы трудовой деятельности (сиспользованием профдиагностических методик).

4. Подведениеитогов профдиагностики, при необходимости приглашение на индивидуальнуюконсультацию в целях конкретизации профессионального выбора, обсуждениявариантов профессионального обучения или профподотовки, возможностейтрудоустройства в будущем.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.32%
НЕТ
40.68%
Проголосовало: 1170

Групповаяконсультация является одним из наиболее перспективных направленийпрофориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ. Ее основнымипреимуществами являются:

·        экономия времени консультанта в тех видах деятельности, которые нетребуют обязательной индивидуальной работы;

·        эффективность профессионального информирования, повышение уровняпсихологической компетентности учащихся в вопросах выбора профессии и поискаработы.

Групповаяконсультация может быть построена по общему плану или носить целевой характер.

Поцелевому признаку выделяют следующие виды групповой консультации.

1. Справочно-информационная —выполняет функцию информирования по основным вопросам выбора профессии,профессионального обучения, переобучения и трудоустройства лиц с ОВЗ. При еепроведении следует учитывать, что информация воспринимается наиболеепродуктивно первые 10—15 минут, поэтому ключевые понятия и сведенияустановочного характера имеет смысл давать в начале консультации. Общее времяпроведения такой консультации рекомендуется ограничить 45—50 минутами.

2. Диагностическаяконсультация — объектом диагностики могут бытьпсихофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная имотивационная сфера. Однако следует учитывать, что возможности диагностики вусловиях групповой консультации довольно ограничены. В частности, спецификагрупповой консультации в большинстве случаев исключает возможностьинтерпретации индивидуальных результатов. Поэтому при подборе методик припроведении групповой консультации следует отдавать предпочтение тем из них,которые допускают самостоятельную обработку клиентом полученных данных(например, ДДО).

Цельдиагностической консультации состоит в том, что после ее проведения учащийсяможет получить следующие рекомендации:

·        как соотнести свои индивидуальные и психологические особенности,состояние здоровья и профессиональные намерения;

·        требования каких профессий противоречат индивидуальнымособенностям данного клиента;

·        возможности коррекции неэффективных профессиональных намерений.

3. Развивающаяконсультация — предусматривает применение активных методов работыв группе (имитационные и карточные профориентационные игры, использованиеэлементов психотренинга, психотехнические игры и т.п.). Цель такой консультации— моделирование профессиональной деятельности, возможность проиграть социальныеи профессиональные отношения, стимулировать интерес к проблемепрофессионального выбора. Подобная консультация обязательно должназаканчиваться обсуждением, в ходе которого анализируются возникшие затрудненияи психологические качества учащихся, помогающие или мешающие выполнениюзаданий.

4. Корректирующаяконсультация — вносит необходимую коррекцию в необоснованный или недостаточнопродуманный профессиональный план учащихся. Групповая корректирующаяконсультация должна дать дополнительную информацию о содержаниипрофессиональной деятельности, условиях труда, требованиях профессии кчеловеку, в том числе с медицинской точки зрения. При этом в группу коррекциирекомендуется подбирать учащихся со сходными проблемами и видами заболевания,так как причины выбора профессии, требующие корректировки, могут бытьдостаточно специфичными.

Припроведении групповых консультаций следует учитывать, что такие ее виды, какразвивающая и корректирующая консультации, требуют от профконсультантаспециальной теоретической и практической подготовки.

Определениеэффективности проводимой с учащимися профориентационной работы.

Критериямиэффективности проводимой работы служат показателиготовности школьников к профессиональному самоопределению. Их определение такжезависит от возраста учащихся.

2—4классы

1.Мечта о той или иной профессии.

2.Знание содержания труда по доступным профессиям.

3.Сформированность трудовых умений в доступных видах трудовой деятельности.

5—8классы

1.Сформированность профессиональных интересов и склонностей.

2.Сформированность мотивов выбора профессии.

3.Наличие потребности в правильном профессиональном самоопределении.

4.Волевая активность в подготовке к профессиональному самоопределению.

Практическаяготовность

1.Предварительный выбор профессии.

2.Участие в дополнительных занятиях по интересам.

9—11классы

1.Осознание смысла и цели своей жизни.

2.Понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии.

3.Наличие профессионального плана.

4.Сформированность профессионально значимых личностных качеств.

Психологическаяи психофизиологическая готовность

1.Сформированность устойчивого интереса к избираемой профессии.

2.Сформированность мотивов выбора профессии, связанных со знанием содержаниятруда.

3.Соответствие психических особенностей требованиям избираемой профессии.

4.Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии.

5.Волевая активность, стремление к овладению профессией.

6.Адекватная самооценка и уровень жизненных притязаний.

Практическаяготовность

1.Сформированность устойчивого профнамерения.

2.Знание содержания и условий труда, формулы предпочитаемой профессии.

3.Наличие первоначального трудового опыта по избранной профессии.

4.Наличие первоначальных знаний и умений.

5.Знание способа приобретения профессии и перспектив профессионального роста.

 

Определитьстепень готовности к профессиональному самоопределению можно с помощью

1.     «Опросникаготовности к профессиональному самоопределению (ОГПС)» 

2.     Анкетысоциально-профессионального самоопределения.

3.     Определениемотивации (методика Е. Головахи).

4.     Опросникпрофессиональной пригодности Л.Н. Кабардовой

 

 

Заключение

Непрерывнаяпрофориентация учащихся общеобразовательных школ должна быть разработана сучетом возрастных особенностей учащихся разных классов. При этом необходимоучитывать, что трудности профессионального самоопределения у молодых людей сОВЗ вызваны в основном следующими расхождениями:

·        между потребностями общества в кадрах и их личнымипрофессиональными планами; 

·        между профессиональными интересами, склонностями и физическимивозможностями и личностными особенностями учащегося с ОВЗ;

·        между профессиональными планами молодого человека и планами егородителей в отношении него.

Такжепри разработке содержания профориентационной деятельности в школе необходимоучитывать, что чем младше человек в момент выбора профессии, тем больше вероятностьтого, что его выбор не самостоятелен и не основан на собственной системеценностей.

Правильноорганизованная профориентационная работа помогает молодым людям с ОВЗосуществлять самостоятельный профессиональный выбор с учетом потребностей рынкатруда, собственных интересов и возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ______________                                               

ДиректорМБОУ «Катайгинская СОШ»

ПупасоваИ.А.

Приказ№______ от «__»_______2022 г.

 

Планработы социального педагога по профориентации и самоопределению  учащихсяс ОВЗ на 2022-2023 уч. год.

 

Месяц

Мероприятие

Участники

Сентябрь

Участие в неделе профориентации.

 

Вовлечение учащихся в кружки в соответствии с их интересами.

Учащиеся 5-11 классов

 

 

Учащиеся 5-11 классов

 

 

Октябрь

Занятие «Что я знаю о профессиях»

 

Диагностика профориентационной направленности.

 

Учащиеся 5-8 классов

 

 

Учащиеся 9-11 классов

Ноябрь

Практическое занятие  «Я и мои индивидуальные особенности».

 

Учащиеся 5-8 классов

Декабрь

Практическое занятие «Я и мои индивидуальные особенности».

 

«Тип личности и профессиональный выбор».

Учащиеся 5-8 классов

 

 

Учащиеся 9-11 классов

Январь

Привычки в жизни человека. Их влияние на здоровье и деятельность

 

Занятие «Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности»

Учащиеся 5-8 классов

 

 

 

 

Учащиеся 5-11 классов

Февраль

Занятие «Профессия и здоровье»

 

Занятие «Мир рабочих профессий».

Учащиеся 5-8

 

Учащиеся 9-11 классов

Март

Занятие «Профессионально важные качества»

 

 

Занятие «Современное состояние рынка труда в России, регионе и г. Томске».

Учащиеся 5-8

 

 

 

Учащиеся 9-11 классов

Апрель

Участие в единой неделе профориентации

 

Занятие «Ошибки в выборе профессии»

Учащиеся 5-11

 

 

 

Учащиеся 9-11 классов

Май

 

Особенности поступления в ВУЗы и ССУЗы

 

Учащиеся  9-11 го классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.32%
НЕТ
40.68%
Проголосовало: 1170

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет