ФОРМИРОВАНИЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Функционально грамотный человек — эточеловек, который способен использовать знания, умения и навыки, приобретаемые имв течение жизни, для решения различных практических задач в любых сферахчеловеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Приоритетнойцелью деятельности педагога становится развитие функциональной грамотности всистеме общего образования. Одними из ключевых компетенций, которыеформируются при изучении курса географии являются: читательская, естественнонаучная
и математическаяграмотность.
Географическиезнания и умения входят в естественнонаучную область, но развитие функциональнойграмотности предполагает достижение высоких результатов во всех этихнаправлениях, прежде всего через работу с географической картой, статистическимиданными и работу с текстом.
Если проанализироватьрезультаты выполнения заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотностив ОГЭ и ВПР, то именно эти виды деятельности вызывают больше всего затруднений.Поэтому на своих уроках я акцентирую внимание на вопросах, подразумевающихработу с картой, текстом, климатограммами, таблицами и т.д
Рассмотримнекоторые из них.
1.Работа сгеографической картой.
В образовательных стандартах говорится о том, чтобы каждыйучащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельностив реальной жизни. В этом отношении знание географической карты- примерреального использования и применения в жизни картографических знаний. Ониформируются, прежде всего, через овладениепрактическими приемами работы с картой.
Яиспользую в своей практике такие приемы работы, как:
1) «Ориентированиепо карте». Оно помогает сформировать пространственное представление и лучшезапомнить карту. Например:
— в какихполушариях находятся Евразия и Южная Америка
-расположите страны мира с запада на восток:
2)Картографический практикумВ этих заданиях используются иллюстрированные вопросы с использованием картУчащемуся предлагается найти небольшой фрагмент карты на физической или инойкарте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте. В качестве вопросовмогут использоваться легко опознаваемые по форме объекты .например, страны,острова, озера, моря, материки.
2.Работас контурными картами
Работаяс картой, учащиеся тренируют зрительную, развивают сенсорно-моторнуюпамять во время нанесения географических объектов на карту, запоминаютноменклатуру во время поисковой работы. У учащихся формируются навыкивыполнения картографических работ, воспитываются такие качества, как точность,внимательность, аккуратность, развивается эстетический вкус.
Нередко практикую «работу в парах», как одну из формформирования коммуникативной компетентности. Суть состоитв том, что два ученика, поочередно проводят взаимный опрос и проверкугеографической номенклатуры ,самостоятельно оценивают ответ товарища .Приответе ученик должен проговорить местоположение объекта ,например, горы Атласрасположены на севере материка Африка или озеро Эйр находится в центральнойчасти Австралии. Такая форма опроса позволяет сформировать пространственноепредставление о расположении предметов на земной поверхности и отработатьосновные категории географических объектов ,таких как материки и океаны ,горы иравнины и т.д. У детей также формируются умения составлять вопросы, оцениватьответы своих одноклассников. Такая коллективная работа позволяет отслеживатькачество усвоения материала у всего класса.
3.Работа с топографическими картами. В тексте приведѐн фрагмент топографической карты. Необходимовыполнить задания, такие например,как:
В какомнаправлении от церкви расположен родник?
Каковапротяжённость проложенного на карте маршрута А–В?
Какойучасток можно выбрать под строительство футбольной площадки?
Успешное выполнение работы с картой базируется на основеусвоения знанийпо ориентированию, сторонам горизонта, условным знакам, способам изображенияземной поверхности на карте и т.д Эти базовые знания о том, как читать топографическую карту, помогутразобраться в местонахождении объектов в пространстве и друг относительнодруга, правильно определить их размеры и самостоятельно решить топографическиезадачи.
4.Работасо статистическим материалом является одним из важных направлений, формирующихпрактические навыки .
Кстатистическим материалам относятся: графики, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную,но и математическую область функциональной грамотности.
Дляповышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходятследующие приемы:
-преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
— решениеразличных географических задач
— работасо статистическими данными – распределить страны из данного списка всоответствии с основными экономическими данными, указанными в таблице,посчитать определенные статистические показатели
Например,используя данные таблицы, необходимо выполнить задания:
-Расположитестраны в порядке уменьшения численности населения, начиная со страны с самойбольшой численностью. Запишите в ответе последовательность порядковых номеровэтих стран.
-В какойстране преобладает сельское население? Запишите в ответе название страны.
-В какихстранах доля городского населения одинакова? Запишите в ответе названия стран.
Приизучении темы «Атмосфера» в 6 классе подразумевается работа с климатограммами,синоптическими картами, графиком «Роза ветров» и т.д. Ребятам необходимоопределить -На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когдатемпература воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза?
-Рассмотритерозу ветров и определить какой ветер чаще всего дул в январе и в какомнаправлении дует этот ветер?
-.Используяклиматограммы определите:
город снаибольшей годовой амплитудой температур;
При обучении школьников приёмам работы со статистическимматериалом активизируется сам процесс обучения; развиваются умения мыслить,рассуждать и аргументировать; прививаются практические навыки работы синформацией .
Еще одинобщий для всех предметов вид заданий – это задания, формирующие читательскуюграмотность, или читательскую компетентность, т.е. набор умений, которыеобеспечивают понимание текстов различного содержания. К текстам относятся какобычные вербальные тексты, так и графики, рисунки, схемы, диаграммы, таблицы.Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в видеметапредметного образовательного результата, именуемого «смысловое чтение».
Одна изпроблем, существующих сегодня на уроке географии, — среднестатистический ученикне хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов иВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этимнеправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии всамом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их тольконадо уметь найти.
6.Приработе с текстом на уроках географии я использую множество различныхприемов. Такие как ,например:
-комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал,выделить главное
-составление простой схемы на основе параграфа учебника («Мировой круговоротводы» «Горные породы»
-составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с выделением вчерт сходства и различия географических объектов или явлений («Природные зоны материка»,«Климатические пояса»)
-составление развернутых планов и конспектов параграфов
— созданиесхематичного рисунка по тексту («Виды атмосферных осадков»)
-нахождение географических ошибок в предложенном тексте
-заполнение текста пропущенными словами( …….– твёрдый верхний слой Земли. Веё составе земная кора и верхняя часть мантии. Земная кора под океанами иконтинентами значительно различается: на континентах её толщина составляет……км, под океанами — ….. км. На континентах кора состоит из трёх слоёв: слоя…….пород, ……. слоя и ….. слоя. Под океанами кора двухслойная: осадочные породызалегают на «базальтовом» слое, ….. слой отсутствует.)
— чтение ианализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должныопределить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснитьсуть или причину того или иного географического явления или процесса.
— Чтениетекста и выполнение заданий с записью правильных номеров предложений.
-Определениерегиона России по его краткому описанию.
7. Географическиедиктанты.
Такиезадания часто использую для работы с картой в ходе изучения нового материала, атакже для проверки усвоения материала. Диктанты могут быть как цифровые, так исловесные.
Дан рядгеографических названий, каждое под цифрой в соответствие с нумерацией.Озвучиваю вопрос под номером. Необходимо найти ответ и указать его номер.Возможно работа как с использование карт, так и без них.
Всовременных условиях невозможно обойтись без современных средств обучения- интерактивныхпособий и карт. В своей работе я также использую образовательные платформы,такую ,например, как «Российская электронная школа». Мы работаем скурсом интерактивных видеоуроков Прорешиваем контрольные и тренажёрныезадания по физической и экономической географии, выполненные на основеинтерактивных компьютерных карт. Наличие подсказок, автоматической проверки ианализа ответа позволяет школьникам работать с заданиями как в классе, так идома, без помощи учителя.
Применение данного комплекса приемов повышения функциональнойграмотности на уроках географии создает необходимые условия для развитияумений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал,ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решенияпрактических задач в жизненном пространстве.