Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
Никитскаяосновная школа
Сычевскогорайона Смоленской области.
Методическаяразработка по теме:
«Тестдля текущего контроля по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Разработала: Иванова Нина Нефедьевна, учитель русского языка и литературы.
Никитье– 2022 г.
Тесты – эффективная формадля текущего контроля знаний учащихся по всем темам школьного курса литературы,требующая осознанного чтения художественного произведения.
Данная методическая разработка –тест по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» – содержит задания разного типа: с выбором ответа, установление соответствия, что позволяет активизировать знанияи направить учебно-познавательный поиск учащихся.
Актуальностьпредставленного материала обусловлена тем, что тестовая форма заданийположительно сказывается на выработке у учащихся аналитических умений иуниверсальных учебных действий (нахождение, извлечение, соотнесение информации),формирующих читательскую грамотность. Подборка текстовых фрагментов ориентированана выделение наиболее важных в идейно-эстетическом отношении эпизодов.
Новым в тестовой форме заданий является введение элементов формата ЕГЭ, что позволяет осуществлять преемственность в обучении.
Практическая значимостьработы заключается в том, что материалы теста позволяют осуществить контрользнаний учащихся по изученной теме, формировать читательскую грамотность. Тест,составленный в 3-х вариантах, можно использовать и как контрольный, а такжедля внеклассной работы. Наличие ответов даёт возможность учащимсясамостоятельно оценить уровень знаний, осознать личностный смысл учения черезоценку достигнутых результатов.
Материалы методической разработки могут быть полезны учителям литературы, работающим по разным программам.
Тестпо комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
I вариант
1.В 1835-м году Н. В. Гоголь пишет: «Сделайте милость, дайте мне какой-нибудьсюжет, … русский чисто анекдот. Рука дрожит тем временем написать комедию».Кому была адресована просьба писателя?
а) В. Г.Белинскому
б) А. С. Пушкину
в) В.В.Стасову
2. Где происходитдействие комедии?
а) в Саратовскойгубернии
б) в Петербурге
в) в уездномгороде
3. Установите соответствие междуперсонажами пьесы Н.В. Гоголя и их характеристиками: к каждой позиции первогостолбца подберите соответствующую позицию из второго:
ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКИ
а) Антон Антонович Сквозник — Дмухановский
|
1) «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес»
|
б) Иван Александрович Хлестаков |
2) «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив»
|
в) Артемий Филиппович Земляника |
3) «Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьёзен; несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»
|
|
4) «…Тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых … называют пустейшими»»
|
Запишите в таблицувыбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
4. Установите соответствиемежду персонажами пьесы Н.В. Гоголя и их высказываниями: к каждой позициипервого столбца подберите соответствующую позицию из второго:
ПЕРСОНАЖИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
а) Ляпкин-Тяпкин
|
1) «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» |
б) Хлестаков
|
2) «Большому кораблю – большое плаванье»
|
в) Сквозник- Дмухановский
|
3) «Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрено. Кажется и легко на вид, а рассмотришь — просто черт возьми! После видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!»
|
|
4) « С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком» |
Запишите в таблицувыбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
5. Установите соответствие междуперсонажами пьесы Н.В. Гоголя и их должностью: к каждой позиции первого столбцаподберите соответствующую позицию из второго:
ПЕРСОНАЖ ДОЛЖНОСТЬ
а) Антон Антонович Сквозник-Дмухановский |
1) полицейский |
б) Иван Кузьмич Шпекин |
2) судья |
в) Держиморда |
3) почтмейстер |
|
4) городничий |
Запишите в таблицувыбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
6. Установите соответствие между персонажамипьесы Н.В. Гоголя и их характеристиками, которые даёт им Хлестаков в письмеТряпичкину: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позициюиз второго:
ПЕРСОНАЖ ХАРАКТЕРИСТИКА
а) Лук Лукич Хлопов |
1) «..точь-в-точь наш департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьёт горькую» |
б) Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин |
2) «…глуп, как сивый мерин» |
в)Иван Кузьмич Шпекин |
3) «…в сильнейшей степени моветон» |
|
4) «…протухнул насквозь луком» |
Запишите в таблицу выбранные цифры подсоответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
7. Куда ехал ИванАлександрович Хлестаков?
а) из Петербурга в Саратовскую губернию
б) из Москвы в Саратовскую губернию
в) из Петербурга в Москву
8. Действие в комедии достигает особого напряжения в сцене:
а) появления Добчинского и Бобчинского с известием о приездеревизора
б) вранья Хлестакова
в) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге
9. Продолжите фразу: хлестаковщина – это
а) стремление хорошо одеваться
б) бахвальство, не подкреплённое реальнымиделами; пристрастие к рисовке
в) погоня за деньгами
10. Укажите одну из особенностей композициипьесы:
а) частая смена действия
б) появление фантастических персонажей
в) две развязки сюжета
г) перегруженность комическими ситуациями
II вариант
1. После премьеры «Ревизора» русский император,присутствовавший на представлении, сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, амне — более всех!»
О каком императоре идёт речь?
а) об АлександреI
б) о Николае I
в) о Павле I
2. Кто подсказал Н.В.Гоголю сюжет комедии«Ревизор»?
а) М.П. Погодин
б) В. Г. Белинский
в) А.С.Пушкин
3. Установите соответствие междуперсонажами пьесы Н.В. Гоголя и их характеристиками: к каждой позиции первогостолбца подберите соответствующую позицию из второго:
ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКИ
а) Антон Антонович Сквозник — Дмухановский
|
1) «Простодушный до наивности человек» |
б) Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин
|
2) «Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьёзен; несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало»
|
в) Иван Кузьмич Шпекин |
3) «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес»
|
|
4) «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив»
|
Запишите в таблицу выбранные цифры подсоответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
4. Установитесоответствие между персонажами пьесы Н.В. Гоголя и их высказываниями: к каждойпозиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго:
ПЕРСОНАЖИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
а) Земляника
|
1) «… я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность» |
б) Хлестаков
|
2) « …Бывали трудные случаи в жизни, сходили, ещё даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь»
|
в) Сквозник- Дмухановский
|
3) « Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор»
|
|
4) « С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком»
|
Запишите в таблицу выбранные цифры подсоответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
5. Установите соответствие междуперсонажами пьесы Н.В. Гоголя и их должностью: к каждой позиции первого столбцаподберите соответствующую позицию из второго:
ПЕРСОНАЖ ДОЛЖНОСТЬ
а) Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин |
1) попечитель богоугодных заведений |
б) Лука Лукич Хлопов |
2) уездный лекарь |
в) Артемий Филиппович Земляника |
3) судья |
|
4) смотритель училищ |
Запишите в таблицувыбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
6. Установите соответствие между персонажамипьесы Н.В. Гоголя и их характеристиками, которые даёт им Хлестаков в письмеТряпичкину: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позициюиз второго:
ПЕРСОНАЖ ХАРАКТЕРИСТИКА
а) Антон Антонович Сквозник-Дмухановский |
1) «…совершенная свинья в ермолке» |
б) Артемий Филиппович Земляника |
2) «…глуп, как сивый мерин» |
в) Иван Кузьмич Шпекин |
3) «…в сильнейшей степени моветон» |
|
4) «…точь-в-точь наш департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьёт горькую»» |
Запишите в таблицувыбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
7. Откуда должен был приехать ревизор в уездный город?
а) из Москвы
б) из Петербурга
в) из Саратова
8. В какомэпизоде происходит развязка конфликта комедии:
а) чтение письма Хлестакова
б) отъезд Хлестакова
в) дверазвязки: разоблачение Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора
9. Продолжите фразу: хлестаковщина – это
а) погоня за чинами
б) стремление зарабатывать много денег
в) стремление выдавать себя за важную персону,соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием
10. Укажите одну из особенностей композициипьесы:
а) автор видит себя одним из героев
б) частая смена лирического героя
в) малое количество персонажей
г) немая сцена
III вариант
1. Когда и где впервые былпоставлен «Ревизор»:
а) в октябре 1839года в Большом театре Москвы
б) в апреле 1836года в Александринском театре Санкт-Петербурга
в) в мае 1836года в Малом театре Москвы
2. В одной из своих статейН.В.Гоголь пишет: «Русского мы просим!.. Давайте нас самих!.. Давайте нам нашихплутов… На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеётся им!»
Каков жанр пьесы «Ревизор»:
а) водевиль
б) сатирическаякомедия
в) драма
3. Установитесоответствие между персонажами пьесы Н.В. Гоголя и их характеристиками: ккаждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго:
ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКИ
а) Антон Антонович Сквозник — Дмухановский
|
1) «Простодушный до наивности человек» |
б) Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин
|
2) «Говорит серьёзно…, любит …читать нравоучения. Голос его всегда почти ровен…» |
в) Осип |
3) «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес»
|
|
4) «Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьёзен; несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало» |
Запишите в таблицувыбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
4. Установите соответствиемежду персонажами пьесы Н.В. Гоголя и их высказываниями: к каждой позициипервого столбца подберите соответствующую позицию из второго:
ПЕРСОНАЖИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
а) Артемий Филиппович Земляника
|
1) «Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой ещё никто не ставил…» |
б) Хлестаков
|
2) «Большому кораблю – большое плаванье»
|
в) Сквозник- Дмухановский
|
3) « Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я…»
|
|
4) « С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком» |
Запишите в таблицувыбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
5. Установите соответствие междуперсонажами пьесы Н.В. Гоголя и их должностью: к каждой позиции первого столбцаподберите соответствующую позицию из второго:
ПЕРСОНАЖ ДОЛЖНОСТЬ
а) Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин |
1) попечитель богоугодных заведений |
б) Лука Лукич Хлопов |
2) уездный лекарь |
в) Христиан Иванович Гибнер |
3) судья |
|
4) смотритель училищ |
Запишите в таблицувыбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
6. Установите соответствие между персонажамипьесы Н.В. Гоголя и авторскими ремарками: к каждой позиции первого столбцаподберите соответствующую позицию из второго:
ПЕРСОНАЖ РЕМАРКА
а) Городничий |
1) «поспешно схватывается с постели» |
б) Осип |
2) «трепещет как лист, хотя не знает сам, в чём грешен» |
в) Хлестаков |
3) «вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр» |
|
4) «поскальзывается и чуть- чуть не шлёпается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками» |
Запишите в таблицувыбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
а |
б |
в |
|
|
|
7. Положительный герой в пьесе,наказывающий пороки и утверждающий нравственные идеалы:
а) такого героя впьесе нет
б) ревизор
в) смех
8. Истинноестремление Хлестакова:
а) сыграть рольвыше той, что предусмотрена его положением
б) жениться наМарье Антоновне
в) набрать какможно больше денег в долг
9. Отметитьчерты, характерные для чиновников города:
а) взяточничество
б) страх передначальством
в) глупость
г) гостеприимство
10. Как чиновникиузнали, что Хлестаков их обманул
а) рассказалслуга о своём хозяине
б) приехалнастоящий ревизор
в) из письмаХлестакова приятелю
Литература.
КоровинаВ.Я. Литература 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений сприложением на электронном носителе: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2015
Приложение.
Ответы.
1-й вариант |
2-й вариант |
3-й вариант |
1-б |
1-б |
1-б |
2-в |
2-в |
2-б |
3 а-3; б-4; в-2 |
3 а-2; б-3; в-1 |
3 а-4; б-3; в- 2 |
4 а-2; б-3; в-1 |
4 а-4; б-1; в-2 |
4 а- 4; б- 3; в- 1 |
5 а-4; б-3; в-1 |
5 а-3; б-4; в-1 |
5 а- 3; б- 4; в- 2 |
6 а-4; б-3; в-1 |
6 а-2; б-1; в-4 |
6 а- 3; б- 1; в- 4 |
7-а |
7-б |
7- в |
8-б |
8-в |
8- а |
9-б |
9-в |
9- а, б, в |
10-в |
10-г |
10- в |