Жебанова Наталья Павловна,
МБОУКовлкинская СОШ №3
учитель
г.Ковылкино. Республика Мордовия
ПРИМЕНЕНИЕДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривая предложенную тему, в первую очередь необходимо отметить, что всовременном обществе, во многом благодаря Интернету, информация становитсяведущим ресурсом экономического, социального, политического и культурногоразвития. И как свидетельствует многолетняя практика, новейшие технологииобработки и распространения постоянно возрастающего объема информации толькоусиливает данную тенденцию.
Переходк информационному обществу приводит к тому, что успех двигается в основном, засчет личного конкурентного преимущества, которое можно определить, какспособность индивида наиболее эффективно функционировать в постоянно меняющемсямире. Информация становится ведущим общественным ресурсом. Наиболееконкурентоспособным является индивид, способный в максимально короткийпромежуток времени находить, получать и усваивать необходимую информацию, атакже использовать полученные знания наиболее удачным в конкретной ситуацииобразом.
Происходящиеперемены позволяют с помощью компьютера и Интернета проводить модернизациюобразования. В этом процессе все большая роль отводится дистанционномуобучению. Использование дистанционных образовательных технологий находитподдержку и на государственном уровне. Согласно приказу 137 Министерстваобразования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционныхобразовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ(дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так идистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании,связанных с дистанционным обучением. Поэтому в Законе об образовании РФ будутвнесены соответствующие изменения.
Применениедистанционных технологий в системе образования дает возможность современномуспециалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок,отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучениевечером и в выходные дни. Он может учиться, находясь практически в любой точкеземного шара, где есть компьютер и Интернет. Это делает процесс обучениянаиболее доступным и организационно много проще, чем классическое обучение.Обучение в любом месте и в любое время позволяет студентам не только оставатьсяв привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но ивыработать индивидуальный график обучения. Человек может учиться дистанционноинкогнито, в силу различных причин (возраст, должность, стеснительность,положение и другое). Люди не всегда могут получить очное образование. Можнозарегистрироваться под другим именем и обучаться. Возможность обученияинвалидов и людей с различными отклонениями.
Положительныммоментом применения дистанционных технологий обучения в системе образованияявляется и то, что при дистанционной форме учащиеся получают круглосуточныйдоступ в виртуальную среду обучения. В ней размещены все учебные материалы по изучаемому предмету это: тестовые, практические, контрольные задания. А также библиотека и ссылка на открытые интернет — источники по изучаемой теме. Какправило, на сайте создается персональная страница ученика — с подробнымиинструкциями, электронным учебным планом. Обучающиеся имеют возможностьслушать и читать уроки, переписываться и общаться в on-line с учителем иодноклассниками, получать консультации персонального куратора.
Всистеме образования применяются следующие типы дистанционных технологийобучения:
— кейсовая технология (портфельная) основана на комплектовании наборов(кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях икомпакт-дисках) и на рассылке их обучающимся студентам для самостоятельногообучения (от английского case, suitcase-портфель);
— кейсовая технология (тренинговая), основанная на примененииситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case-случай,ситуация);
— телевизионная технология — вид дистанционной технологииобучения, базирующейся на использовании систем телевидения для доставкиобучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярныхконсультаций, основываются на модульном принципе, предполагающем разделениеучебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями;
— интернет-сетевая технология базируется на использовании сети Интернета дляобеспечения обучающихся учебно-методическими материалами (учебники вэлектронном виде, семинары, голосовую почту, видео- и телеконференции);
— локально-сетевая технология использует локальные сети для обеспеченияобучающихся учебно-методическими материалами и для обучения;
— информационно-спутниковая сетевая технология реализует телевизионное обучение,а также предусматривает пополнение и обновление информации в локальных сетяхчерез спутниковые каналы связи;
— учебно-вахтовая технология основана на выезде учителей в учебные центры дляпроведения занятий;
— аттестационно – вахтовая технология характеризуется выездом аттестационныхкомиссий в учебные центры для проведения аттестации обучающихся;
Для реализации всех типов технологий образовательное учреждение «КовылкинскаяСОШ №3» имеет все необходимое оборудование.
Спринятием и внедрением ФГОС изменились и требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые не возможны без наличияинформационной образовательной среды, широкого использования информационныхтехнологий и электронных образовательных ресурсов. ФГОС обязывают учителяиспользовать в школе в образовательном процессе ИКТ и соответственно научитьобучающихся их эффективному и разумному использованию.
Обучениес использованием дистанционных технологий выполняет дополнительныедидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения,позволяет повысить качество образования за счет увеличения долисамостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств,как самостоятельность, ответственность, организованность, умение реальнооценивать свои силы и применять взвешенные решения. Использованиедистанционных образовательных технологий в обучении учащихся позволяетиндивидуализировать обучение. Каждый обучающий может заниматься поперсональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемыхучебных дисциплин.
Современноеобучение основывается на применение индивидуального подхода и созданияэлектронной информационной образовательной среды образовательных учреждений, вкоторой, согласно требованиям ФГОС, должно быть организованно дистанционноевзаимодействие участников образовательного процесса, как между собой, так и сдругими организациями социальной сферы.
Крометого, система дистанционного образования может наиболее адекватно и гибкореагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционногоправа на образование каждого гражданина страны, реализовать два современныхпринципа современного образования — «образование для всех» и «образование черезвсю жизнь».
Приведенныеаргументы убедительно доказывают, что применение дистанционных технологийобучения в системе образования имеет надежное будущее. Поэтому такая формаобразования будет востребована в современном мире для улучшения качества идоступности получения новых необходимых знаний и развития общества.
Списоклитературы
1.Андреев Л. А., Солдатки и В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология,организация. – М,: МЭСИ, 1999.
2.Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному. – М.:Домодедово: ВИПК МВД России 2000. – 276 с.
3.Хотулева Е. Дистанционное обучение / Е. Хотулева // [Электронный ресурс]. –http://gzt.ru/ (газета – «Городские заметки №195 от 18.10.2007г.)Информационный портал «Городские заметки» GZT.ru. – Режим дотсупа: 24.09.2013