X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №4 г. НовыйОскол Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему: Безотметочноеоценивание учебных

достижений младшихшкольников.

 

 

 

                          Подготовила: учитель начальных классов

Скурыдина Любовь Васильевна

 

 

 

 

Г.Новый Оскол

2021г.

 

Содержание

1. Понятие безотметочное обучение.

2. Функции и задачи безотметочногооценивания.

3. Методы безотметочного оценивания.

4. Критерии контроля и самоконтроля.

5. Фиксация предметныхрезультатов обучения.

6. Выводы.

7. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно,чтобы он учился охотно», -сказал  Л. Н. Толстой. Это основная задачабезотметочного обучения.

1.Безотметочным называется обучение, при котором отсутствует отметка как формаколичественного выражения результата оценочной деятельности. Такое оцениваниеосуществляется в первом классе. Содержательный контроль и оценка отражают,прежде всего, качественный результат процесса обучения, который определяется нетолько уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем егопсихического и интеллектуального развития.

Почемуже именно в 1 классе вводится безотметочное обучение. Во-первых, на этом классприходиться так называемый кризис 7 лет, в этом возрасте все дети развиваютсяпо-разному, отдельные умения могут развиваться несинхронно у разных школьников.Во-вторых, современная ситуация в образовании такова, чо классы отличаютсянеоднородностью, в классе присутствуют дети с ОВЗ. В-третьих у учеников разныйуровень подготовки к школе

·        В чём же суть безотметочного обучения?

·        в рабочих тетрадях не выставляются отметки;

·        за устные ответы даётся словесная оценка;

·        при оценивании срезовых работ внимание акцентируется накачественной стороне выполнения (безошибочность, каллиграфия прочность усвоенияпрограммы);

·        учитель фиксирует степень продвижения каждого ученика в усвоенииосновных разделов программы.

·        Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности.

·        Например:

·        не скупиться на похвалу

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

·        хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал триошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этомпредложении три ошибки»)

·        «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найтиостровок успешности и закрепиться на нем.

·        ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания:«Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «Впрошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

·        «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассникомнесколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точкев конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавнаябуква Д.

·        формула «опять ты НЕ…» — верный способ выращивания неудачника.

2. Функции и задачи безотметочногооценивания.

Безотметочное обучение предполагает:

формирование у учащихся оценочнойсамостоятельности ( оценивание собственных действий)

индивидуализацию обучения (фиксированиереальных достижений каждого конкретного ребёнка в сравнении с предыдущимирезультатами его обучения)

выявление действительного уровня знаний,определение причин незнания и их коррекция

снижение школьной тревожности, повышениемотивации к обучению

Здоровьесберегающая — опирается натехнологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоциональнодоброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всехучастников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельностипроисходит через личностную поддержку ребенка.

Психологическая — связана с развитиемадекватной самооценки ребенка, которая способствует успешной адаптации исамореализации личности младшего школьника. В этом случае становится возможнымвнутреннее принятие оценки учеником, она начинает помогать ребенку учиться.Развитие адекватной самооценки возможно при содержательном оценивании,связанном с преодолением таких проблем, как страх перед наказанием, маниянесправедливых обид, озлобленность, равнодушие, угнетенность и т.д.

Динамическая – связана с формированиемцелостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициентаэффективности обучения, при котором основанием в оценке становится критерийотносительной успешности. Представление учащихся о разнообразных моделях, видахи формах Оценивания дает возможность получения объективной оценки собственногоразвития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами.Присвоение коэффициента эффективности обучения реализует индивидуальный подходв образовании и состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребенкапо сравнению с тем, что характеризовало его вчера.

Осуществление здоровьесберегающей,психологической и динамической функций невозможно без реализацииметодологической функции. В качестве центрального звена по осуществлению даннойфункции мы рассматриваем администрацию школы, методическую и психологическуюслужбы, которые организуют обучение учителей и родителей на всех этапахучебного процесса и выступают координаторами их педагогической деятельности.

 

2. Методы безотметочного оценивания.

«Лесенка успеха»

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего незапомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке несправился;

2-я  ступенька – у ученика остались вопросы по новой теме, всамостоятельной работе были допущены ошибки;

3-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может егорассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

«Волшебные линеечки»

Волшебные линеечки», описанные Г.А.Цукерман являются безобиднойи содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительныйприбор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

  • позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);
  • удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
  • помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом.Сначала учитель задает критерии оценки — названия линеечек. Они должны бытьчеткими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательнообсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию.Учитель и дети договариваются, например, что на линеечке «почерк» отметка(крестик) ставится вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений,все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочейстроки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится, если буквы «пляшут» на строке,много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквыразного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям. Послетого, как обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно.После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учительставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (внезависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает:«Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем болеезаниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенкукритерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.Этими линеечки мы так же пользуемся, когда необходимо спрогнозировать результатсвоей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить своивозможности и результаты.

 

«Светофор»

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния исамочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю такназываемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветныеогоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активноработал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все заданиябыли понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше».Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленнойзадачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок:«Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смогсамостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп!Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуютсяна протяжении всех лет обучения в начальной школе.

светофор3светофор2светофор

«Смайлики»

Учащиеся оценивают свою успешную работу:

  • выполнил правильно, все получилось, показываю веселый смайлик;
  • если не все получилось, или не понял-грустный смайлик;

Позже учащиеся учатся признавать свои ошибки, неудачи.

«Словесное оценивание»

Учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо — «Умница!»,«Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Фиксация предметных результатов обучения:

  • Журнал учёта учебных достижений
  • Листы индивидуальных достижений
  • Портфолио

 

«Дерево успеха»

Итоги дня подводим на Дереве успехов. После уроков детиприкрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – всеудалось; цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось; листок –сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь. 

«Лист индивидуальных достижений»

Одним из важнейших средств оценивания знаний учащихся является«лист индивидуальных достижений». Он должен быть у каждого ученика отдельно ификсировать достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишироватьдостижения учащихся, выставляя в классе так называемый «экран успеваемости».

«Портфель ученика»

Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений вразнообразных видах деятельности у каждого ученика есть Портфель достижений или«Портфолио». Это специальная папка, куда собираются самые важные работы ученикас подготовительного класса: прописи, контрольные работы, творческие работы,рисунки, грамоты, благодарности. Дети сами решают, что положить в эту папку. Водин из разделов «Портфолио» учитель вкладывает листы учебных достиженийучащихся, лист-диаграмму «Я учусь читать», листы с «лесенками знаний». Онизаполняются в течение года.

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроляи оценки относятся следующие:

  • усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
  • сформированность предметных, метапредметных и личностных умений – деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связанно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
  • развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
  • сформированность познавательной активности и интересов.

Формы контроля

Видами контроля результатов обучения являются: текущий,тематический, итоговый.

В подготовительном и в первом классе контрольные работы непроводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитиемпредметных знаний и умений учащихся:

  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • самостоятельные проверочные работы, формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определѐнных тем;
  • самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определѐнной теме знания на практике;
  • тестовые диагностические задания;
  • административные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися совокупности тем, разделов программы, курса обучения за год.

Выводы:

Происходит реальное развитие оценочныхумений.

Снижается уровень общей и учебной тревожности.

Осуществляется дифференциация не только попроцессу, но и по результату обучения.

Система оценивания позволяет увидетьдостижения ученика в сравнении с самим собой.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 464 с.
  2. Воронцов А.Б. “Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе”, журнал “Начальное образование” № 1 – 2003.
  3. Гуревич К.М., «Индивидуально-психологические особенности школьников», М., 1988 с. 268.
  4. Данилова Л.А. Методы диагностики младших школьников.- М.: Академия, 1997 с. 254.
  5. . Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва — Рига: ПЦ Эксперимент, 1999. Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. Школа 2000…

Интернет-ресурсы

  1. Методы оценивания в начальной школе. Виды безотметочного …
    rmo-msk.ru/…/metody-otcenivaniya-v-nachalnoy-shkole-vi…

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет