Педсовет
Тема моеговыступления “Итоговая комплексная работа по русскому языку в основной школе”. Сучетом перехода образовательного процесса на стандарты ФГОС и преемственности вобучении на всех ступенях общего образования я считаю данную проблемуактуальной.
Русский язык как родной справедливо относится к числу важнейших учебныхпредметов в школе. Ведь родной язык – это и средство познания окружающего мира,и средство общения, и это общий государственный экзамен в 9 классе.
Важнейшей задачей современной системы образования является формированиесовокупности учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”,способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательногои активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимисяконкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Русскийязык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивныхдействий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными,регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся возможностьсамостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей наоснове формирования умения учиться.
Эффектным средством по достижению планируемых метапредметных результатов иформированию, я считаю систематически организуемую на уроке русского языка илитературы работу с текстом.
На уроках литературы, работая с текстом формируются личностные действия,направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей исмыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках,выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самогосебя и своего будущего.
На уроках русского языка работа с текстом открывает возможности дляформирования логических действий, анализа, сравнения, установленияпричинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксическойструктуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графическойформы букв обеспечивает в дальнейшем успешную сдачу ОГЭ в 9 классе по русскомуязыку.
Итак, соотнесем типовые задания по русскому языку итоговых комплексных работ в5 классе с заданиями теста ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
Одним из заданий в комплексной работе в 5 классе является озаглавить текст,определить тему текста, основную мысль текста. Приём составления планапозволяет глубоко осмыслить и понять текст. В дальнейшем это соответствуетзаданию А-2 в тесте ОГЭ в 9 классе: “Обоснуйте, в каком предложении содержитсяили не содержится информация для обоснования ответа на вопрос?”
Изучая тему “Главные члены предложения” в 5 классе, в итоговой комплекснойработе есть задания “Укажите, количество грамматических основ в предложении”или “Выпишите грамматическую основу из предложения”. Дети осознанно понимаютсмысл задания, что в одном случае нужно выписать главные члены предложениясловами, а в другом – указать их количество цифрой, что соответствует заданиюА-8, А-11 в тесте ОГЭ в 9-ом классе.
В каждой итоговой комплексной работе в 5-ом классе есть задание: произвестиморфемный разбор слов; т.е выделить значимые морфемы в слове, что в дальнейшемпоможет выполнить задания А-4, А-5 в ОГЭ.
Среди типовых заданий в итоговой комплексной работе в 5-ом классе есть задание:подобрать синоним или антоним к словам, которое помогает справитьсядевятиклассникам с заданием А-6: “Замените стилистически нейтральным синонимомразговорное слово в предложении…”
Комплексная проверочная работа с текстом по русскому языку в 5-ом классеоценивается по критериям, приближенным к критериям ОГЭ по русскому языку в 9-омклассе.
Дети ознакомлены с системой оценивания работы, с инструкцией выполнения ипорядком проведения такого урока.
На выполнение работы по русскому языку дается 40 минут.
Ответы и задания записываются в работе. Дети не пользуются орфографическимисловарями и справочными материалами. Возможно использовать черновик, но записив нем проверяться и оцениваться не будут.
Учитель дает совет, что нужно выполнять задания в том порядке, в котором ониданы. Если задание не удается выполнить, то можно перейти к следующему, но воставшееся время нужно вернуться и выполнить пропущенные задания.
Во время работы нельзя поворачиваться и общаться с другими учениками, задаватьвопросы учителю.
Уже регулярно с 5-го класса такой проводимый вид работы позволяет учащимся нетолько систематизировать и обобщать материал по темам, но и постепенноготовиться к успешной сдаче государственной итоговой аттестации по русскомуязыку.
