Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
Согласовано: Заместитель директора по УВР МКОУ «Октябрьская СОШ» ___________/Шуваева И.Н./
«_______»____________________2021 г. |
Утверждено: Директор МКОУ «Октябрьская СОШ» _____________/Суркова Е.А./ Приказ № ___ от «_______»____________________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Роднойязык
1 класс
Учитель: Цурикова Ольга Павловна
Рассмотрено: на Методическом объединении ________________________________ Протокол № ___ от «______»______________________2021 г. Руководитель МО ________________/__________________/
|
Лачиново,2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Учебныйпредмет «Родной (русский) язык» включен в образовательную область «Русскийязык и литературное чтение» учебного плана МКОУ «Октябрьская СОШ».
Нормативнаяоснова разработки программы:
-« Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012,
-ФГОС НОО,2009 г.;
-Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО,2018г.;
—Программа разработана на основе примернойосновной образовательной программы начального общего образования, на основеавторской программы «Русский родной язык» Примерные рабочие программы. 1-4классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова идр. ] под редакцией О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020.
-Планируемые результаты НОО,
-Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»,
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию вобразовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени,
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии ссодержательным наполнением учебных предметов федерального компонентагосударственного образовательного стандарта ( Приказ Министерства образования инауки от 04.10.2010 №986)
На изучение родного (русского) языка в 1-омклассе согласно учебному плану начального общего образования выделяется 17 часов в год (3-4 четверти – 0,5 ч).
Рабочая программаориентирована на использование учебно-методического комплекта « Школа России» ивключает в себя:
— Русский родной язык. 1класс. Учеб. пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова идр. М.: Просвещение, 2018.
— Русский роднойязык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И.Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
Цель программы:
ознакомление учащихся с основнымиположениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символическоговосприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенцииучащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогическойречи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общейкультуры человека.
Задачи:
• развитие речи, мышления,воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями,задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьниковпервоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике,фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыковкультуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать,участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказыванияи письменные тексты;
• воспитание позитивногоэмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности ксохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса кязыку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результатыосвоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Обучающийся научится:
·осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важностьобщения как значимой составляющей жизни общества;
·воспринимать русский язык как одной из основных национально-культурныхценностей русского народа, его значения в процессе получения школьногообразования, осознавать себя носителем этого языка;
·понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателеминдивидуальной культуры человека;
·уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;
·развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в томчисле в информационной деятельности, на основе представлений о нравственныхнормах и социальной справедливости;
·понимать и сопереживать чувствам других людей;
Обучающийся получит возможность научиться:
·эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
·понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
·высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
·выражать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курсарусского языка;
·сотрудничать с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнениясовместной деятельности на уроке и вне урока;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
·принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; всотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новыеучебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (всотрудничестве с учителем, одноклассниками);
·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективныеспособы достижения результата;
·выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся висточниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — впамятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способарешения;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оцениватьправильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнениедействия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
·выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
·адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другимилицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности испособности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
·использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источникахдля выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература,использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями исправочниками различных типов;
·записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных икоммуникационных технологий (далее – ИКТ);
·ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлятьвыбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевойзадачи;
·использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы,таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка,преобразовы-вать модели и схемы для решения учебных, практических илингвистических задач;
·владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров всоответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информациюиз текста художественного или познавательного, анализировать и оцениватьсодержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно илиписьменно содержание текста;
·осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачамикоммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать передаудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- играфическое сопровождение;
·осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии ипричинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка подпонятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
·слушать и слышать собеседника, вести диалог;
·ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
·понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитыватьразличные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с цельюуспешного участия в диалоге;
·строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательноеотношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
·признавать возможность существования различных точек зрения и права каждогоиметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;
·стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в томчисле в ситуации столкновения интересов;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности исотрудничества с партнёром;
·выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативныхзадач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётомособенностей разных видов речи, ситуаций общения;
·строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретнойречевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормылитературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность,содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
·активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решениякоммуникативных и познавательных задач;
·применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальнойшколе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык:прошлое и настоящее»
научится:
• распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русскогобыта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи учебника для определениялексического значения слова;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных сизученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»
научится:
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи итекста» научится:
• различать этикетные формы обращения в официальной инеофициальной речевой ситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражениямыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть различными приемами слушания научно-познавательных ихудожественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:выделять в нем наиболее существенные факты.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Секреты речи и текста (8 ч)
Как люди общаются друг с другом. Общение.Устная и письменная речь. Диалоговая форма устной речи.
Вежливые слова. Стандартные обороты речидля участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Какправильно поблагодарить?).
Как люди приветствуют друг друга. Секретыдиалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Зачем людям имена. Имена в малых жанрахфольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Спрашиваем и отвечаем. Цели и видывопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Сравниваем тексты. Сопоставление текстов.
Итоговый урок-игра «Русский язык: прошлоеи настоящее»
Раздел 2. Язык в действии (4ч)
Выделяем голосом важные слова. Рольлогического ударения.
Как можно играть звуками. Звукописьв стихотворном художественном тексте.
Где поставить ударение. Смыслоразличительнаяроль ударения. Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа попредупреждению ошибок в произношении слов).
Как сочетаются слова. Наблюдение засочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок всочетаемости слов).
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (5ч)
Как писали в старину. Особенностиоформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведенияоб истории русской письменности: как появились буквы современного русскогоалфавита.
Как писали в старину. Практическая работа «Оформлениебуквиц и заставок»
Дом в старину: что как называлось. Слова,обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что какназывалось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).
Во что одевались в старину. Слова,обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во чтоодевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Проект. Словарь в картинках. (Слова, обозначающие предметытрадиционного русского быта.)
Учебно-тематическое планирование
№п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Секреты речи и текста |
8 |
2 |
Язык в действии |
4 |
3 |
Русский язык: прошлое и настоящее |
5 |
Итого: |
17 |
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
по плану |
по факту |
|||
Секреты речи и текста. |
||||
1 |
Инструктаж по т/б. Как люди общаются друг с другом. |
1 |
14.01 |
|
2 |
Вежливые слова. |
1 |
21.01 |
|
3 |
Как люди приветствуют друг друга. |
1 |
28.01 |
|
4 |
Зачем людям имена. |
1 |
04.02 |
|
5 |
Спрашиваем и отвечаем. |
1 |
11.02 |
|
Язык в действии |
||||
6 |
Выделяем голосом важные слова. |
1 |
25.02 |
|
7 |
Как можно играть звуками. |
1 |
04.03 |
|
8 |
Где поставить ударение. |
1 |
11.03 |
|
9 |
Как сочетаются слова. |
1 |
18.03 |
|
Русский язык: прошлое и настоящее |
||||
10 |
Как писали в старину. |
1 |
01.04 |
|
11 |
Как писали в старину. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» |
1 |
08.04 |
|
12 |
Дом в старину: что как называлось. |
1 |
15.04 |
|
13 |
Во что одевались в старину. |
1 |
22.04 |
|
14 |
Проект. Словарь в картинках. (Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта.) |
1 |
29.04 |
|
Секреты речи и текста |
||||
15 |
Сравниваем тексты. |
1 |
06.05 |
|
16 |
Итоговый тест-опрос. |
1 |
13.05 |
|
17 |
Итоговый урок-игра «Русский язык: прошлое и настоящее» |
1 |
20.05 |
Календарно-тематическое планирование
Аннотация к рабочей программе
Полное наименование программы (с указанием предмета и класса).
|
Рабочая программа по родному языку 1 класс |
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы.
|
Учебный предмет «Родной(русский) язык» включен в образовательную область «Русский язык и литературное чтение» учебного плана МКОУ «Октябрьская СОШ».
|
Нормативная основа разработки программы.
|
— « Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012, — ФГОС НОО,2009г, — Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО,2018г, — Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской программы «Русский родной язык» Примерные рабочие программы. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др. ] под редакцией О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020. — Планируемые результаты НОО, — Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», — Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени, — Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ( Приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 №986)
|
Количество часов для реализации программы.
|
На изучение родного (русского) языка в 1-ом классе согласно учебному плану начального общего образования выделяется 17 часов в год (3-4 четверти – 0,5 ч).
|
Дата утверждения.
|
31.08.2021г |
Цель реализации программы.
|
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
|
Используемые учебники и пособия.
|
— Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2018. — Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.
|
Требования к результатам освоения.
|
Личностные результаты Обучающийся научится: · осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; · воспринимать русский язык как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; · понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: · принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками); Познавательные УУД Обучающийся научится: · использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов; · записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ); Коммуникативные УУД Обучающийся научится: · слушать и слышать собеседника, вести диалог; · ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; · понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; · строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Предметные результаты В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научится: • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится: • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); • осознавать смыслоразличительную роль ударения;
|
Методы и формы оценки результатов освоения.
|
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок в соответствии с критериями. |