Класс: 3 «а»
УМК: «Перспектива»
Тема урока: Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель: ознакомлениеучащихся с содержанием произведением Юрия Коваля «Сказка о серебряном соколе»,на основе анализа художественного произведения.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить обучающихся с фактами избиографии автора.
2. Способствоватьформированию умения прогнозировать содержание читаемого текста.
3.Формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоватьсявыборочным чтением для подтверждения своих суждений
Развивающие:
1.Развивать умение анализировать текст на основе анализа художественногопроизведения.
2.Развивать связную устную речь учащихся в процессе ответов на вопросы учителя.
3.Развивать навыки осмысленного, беглого чтения.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию нравственныхкачеств личности — справедливости, состраданию, сочувствию, в ходе анализапроизведения
Планируемые результаты:
Предметные:
· Знакомы с биографией Ю.Коваля;
· умеют прогнозировать содержание читаемоготеста;
· ориентируются в прочитанном тексте припоиске доказательств на свой ответ;
· владеют навыками выборочного чтениятекста, для подтверждения своих суждений.
Метапредметные:
Регулятивные:
· Умеютпринимать и сохранять учебную задачу;
· осуществляютсамоконтроль при чтении произведения;
· Оцениваютрезультаты своей деятельности.
Познавательные:
· Выясняют значения новых слов;
· выдвигают гипотезы в процессепрогнозирования читаемого;
· выполняют действия анализа;
· находят необходимые слова в тексте, наоснове опорных слов составляют свое высказывание.
Коммуникативные:
· Умеют вступатьв диалог с учителем и одноклассниками;
· умеют слушатьи слышать собеседника;
· умеютаргументировать свою точку зрения.
Личностные:
· Сформированытакие качества личности, как справедливость, сострадание, сочувствие.
Оборудование: учебник, презентация, интерактивноезадание.
План урока
1. Организационный этап. (1 минута)
2. Мотивация к учебной деятельности.Определение темы урока. (5 минут)
3. Подготовка к восприятию текста. (7минут)
4. Первичное восприятие. Анализхудожественного произведения. (25 минут)
5. Подведение итогов. Рефлексия. (6 минут)
6. Домашнее задание. (1 минута)
Ход урока
Этап фрагмен та урока |
Образо вате льная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности
|
Дидактиче ские средства, интерактив ноеоборудова ние |
Формы контроля, взаимо контроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
||||||||||||||
Предмет ные |
Метапред метные |
Личност ные |
||||||||||||||||||||
1. Организа ционный этап |
Настроить обучаю щихся на предстоя щую работу |
|
— Добрый день, ребята. Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Галия Ильдаровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. — Проверьте, на партах у вас должны лежать учебник, дневник, пенал. Всё лишнее уберите в портфели. Мы начинаем наш урок. |
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку |
Фронтальна я |
Речь учителя |
Самокон троль |
|
|
Моти вация к обу чению и целе напра влен ной позна ватель ной дея тель ности |
||||||||||||
2. Мотивация учебной деятельно сти. Определе ние темы урока. |
Обеспечить мотивацию учения школьни ков. |
Методы: беседа, рассказ Приемы: прием отгадыва ния темы через чтение-наоборот, прогнози рование |
— Кто мне может назвать раздел, произведения которого вы сейчас изучаете? — Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением этого раздела. — А как оно называется вы узнаете, прочитав фразу со слайда наоборот. На слайде: елокос монярберес о акзакС
— Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
— Как вы думаете, какое по жанру будет данное произведение? — Правильно. Об этом можно понять из названия. — Автором сказки является Юрий Коваль – советский, российский писатель, поэт, автор детских произведений. Художник, автор песен, сценариев для мультипликационных фильмов. Юрий Иосифович появился на свет в Москве в семье милиционера и врача. Уже в школе в качестве развлечения мальчик начал сочинять стихотворения вместе с одноклассниками. Студентом стал писать рассказы. Первые из них, «Дождь» и «Заяц», в 1956 году оказались на страницах вузовской газеты «Ленивец», автор получил за свои труды премию. За свою жизнь Юрий Иосифович создал обширную библиографию. В 2008 году журналом «Мурзилка» была учреждена премия имени Коваля. По его произведениям до сих пор снимают фильмы. Сам писатель участвовал в качестве актера в двух кинофильмах, написал 13 сценариев. О его жизни вышли три документальных картины. Кроме того, Коваль был талантливым художником. В конце 50-х годов он занимался в скульптурной мастерской и в художественной студии Б. Чернышева. Не единожды работы Коваля участвовали в выставках, были и персональные выставки. Нередко Юрий Иосифович иллюстрировал книги. — Кто были родители автора? — Когда Юрий Иосифович начал сочинять стихи? — Что больше всего запомнилось вам об этом авторе?
— Давайте вернемся к теме сегодняшнего урока. посмотрим на иллюстрации к произведению и попробуем предположить, о чем может пойти речь в сказке. На слайде — А вот верны ли ваши предположения мы узнаем в ходе урока. |
— Литературная сказка
Отгадывают название произведения — Сказка о серебряном соколе. — Сказка.
Слушают
— Милиционер и врач
— В школе
— То, что автор писал сценарии к кинофильмам. — Автор был ещё и художников и скульптором
Предполагают |
Фронтальная |
Речь учителя, иллюстрации к сказке, слайд презентации |
|
Знание биографии Ю.Коваля; умение прогнози ровать содержание читаемого теста. |
РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу. ПУУД:; умение выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования. КУУД: умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками. |
|
||||||||||||
2. Подготов ка к восприя тию текста |
Организа ция настроя на восприя тие текста; актуализа ция знаний и эмоций, которые помогут лучше усвоить произве дение. |
Методы: беседа, упражне ние
|
— В тексте сказки вам встретятся слова, которые могут вызвать у вас затруднения, давайте потренируемся в их прочтении. — Посмотрите на слайд. Сначала прочитаем эти слова по слогам, потом целым словом с ударением. (В) СЕРЕБРЯННОЙ БЕЛОСНЕЖНЫЙ ПРИГОРЮНИЛСЯ ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТИЛСЯ РАЗБОЛТАЛАСЬ ПРИКАЗЫВАЕТ ЗАШЕВИЛИЛАСЬ БЕЛОСНЕЖНАЯ ЗАЖМУРИЛИСЬ РАСКОЛДОВАННЫЕ
— Так же в тексте вам могут встретиться не только трудные для прочтения слова, но и незнакомые. — Предлагаю вам выполнить задание всем вместе, на доске. Ваша задача — подобрать к слову его значение. Кто готов соотнести значения первых двух слов, поднимает руку. Можете обсудить в паре. Интерактивное задание
— Молодцы! Теперь я уверена, что у вас практически не возникнет трудностей при прочтении. — И последнее, что мы сделаем, прежде чем перейти к прочтению сказки, прочитаем фразу, которую вы видите на слайде. Про себя. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодца урок. Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 — Как вы понимаете эти слова?
— Верно. Сегодня нам предстоит выяснить какой же урок содержится в этой сказке. |
Готовятся к прочтению трудных слов
Узнают значения новых слов
— В каждой сказке содержится какой-нибудь урок |
фронтальная |
Речь учителя, интерактивное задание, слайд презентации |
|
|
РУУД: умение оценивать результаты своей деятельности. ПУУД: умение выяснять значения новых слов. КУУД: умение слушать и слышать собеседника; умение аргументировать свою точку зрения. |
|
||||||||||||
4. Первичное восприятие. Анализ художест венного произведе ния. |
Организа ция чтения текста. Создание условий для понимания содержа ния произве дения, характера героев, замысла автора. |
Методы: работа с книгой, беседа Прием: прогнози рование |
— Открываем учебник на странице 120. Начинаем читать по цепочки, с первого ряда, по одному предложению. Чтение до конца 121 страницы -Куда шел солдат? -Кто встретился солдату на пути? Найдите его описание.
-Найдите в тексте, какое задание дал нечистый солдату? Почему солдат согласился послужить нечистому?
— Кого увидел солдат в клетках? -Найдите в тексте описание каждого сокола. Зачитайте описание первого сокола.
— Как выглядел второй и третий сокол? Каких цветов они были?
— Как вы думаете, что произойдет дальше? Что услышал солдат? — Давайте проверим. — Дальше читает Лена (Веселова). (до слов «Ну давай береза, говори дальше») — Спасибо. Продолжает Ваня (Шевцов). (до слов «Ладно, помалкивай»). — Спасибо, продолжает Соня (Погорелова) (до слов да там береза одна растет»). — Следующий Матвей (Салихкулов) (до слов вошел в медную палату») — О чем попросила береза солдата?
— Что сказал дед Николай солдатику? Прочитайте из текста. -Сразу ли разобрался солдат, что сердце ему приказывает? -Что же оно ему приказывало?
— Я вижу ваши глазки немного устали, давайте проведем разминку для глаз. Внимательно следите за объектами, появляющимися на доске. — Молодцы, слушаем дальше внимательно (читаю до слов «Во как») — Продолжает Лиля (Храмова) (до слов «Давай, давай»). — Спасибо, следующая Настя (Никулина) (до слов «всё лицо»). — Спасибо. Продолжаем чтение про себя, самостоятельно, до слов «И тут…». Отметьте у себя карандашиком в учебнике эту фразу. -Сколько раз пришлось солдату помогать девушке вылезти из березы? -Что подсказало сердце в первый раз?
-Пожалел солдат об этом? Почему?
-Почему же он не отказался от подсказок сердца ни во второй, ни в третий раз?
-Прочитайте строки, которые доказывают, что ему легче было отказаться. Как это характеризует его?
— Слушаем продолжение. (читаю до конца) -Как был вознагражден солдат за свою доброту и смелость? -Какие чудеса и волшебные превращения встретились в этой части сказки?
— Давайте вернемся к словам, которые мы прочитали в начале урока. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодца урок. — Какой же урок содержится в этой сказке? Найдите в тексте слова. Дам Вам подсказку, страница 123. — А какой урок ещё есть в этой сказке? -Молодцы, правильно! |
— На родину. — Нечистый «Рожа сладенькая, а грязная, ушки дрожат». — Сослужить ему службу, покараулить соколов. Потому что служба нехитрая, а денег заплатят. — Трех соколов
Крылья у него бурые, грудь красная, а глаза, как медью сверкают, аж в кровь отдают. — Второй – серебряного, третий – солнечный.
Высказывают предположения
Читают хорошо читающие дети
— Сослужить и ей службу, найти в деревне дедушку Николая и исполнить то, что он ему скажет
— А ты делай, что сердце прикажет — Нет
— Попить и Перекусить
Самостоятельно читают
— три — отпустить кровавого сокола. — Да, потому что сокол исцарапал его до крови — Чтобы девушка полностью вылезла из березы — «Всё лицо солдатское обожгло жаром …. . Не стал Плакать солдат, когда понял, что ослеп.» — Как храброго и смелого.
— К нему вернулось зрение. Он обрел родных. — Раны исцелил березовый сок, слезы сокола исцелили взор солдата, соколы превратились в людей.
— Делать, что сердце прикажет.
|
Фронтальная |
Речь учителя, учебник |
|
умение прогнози ровать содержание читаемого теста; умение ориентироваться в прочитанном тексте при поиске доказательств на свой ответ; владение навыками выборочного чтения текста, для подтверждения своих суждений. |
РУУД: умение осуществлять самоконтроль при чтении произведения. ПУУД: умение выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; умение выполнять действия анализа; умение находить необходимые слова в тексте, на основе опорных слов составляют свое высказывание. КУУД: умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками; умение слушать и слышать собеседника; умение аргументировать свою точку зрения. |
|
||||||||||||
5. Подведение итогов. Рефлексия |
Дать качествен ную оценку работы класса и отдельных уч-ся. |
Методы: беседа Прием: |
— Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги урока. — К каким видам сказок относится эта сказка? Она народная или авторская? — Кто ее автор? — Правильно ли поступил солдат? Как бы вы поступили на его месте?
— Я хотела бы услышать ваше мнение об уроке. И чтобы вы оценили свою работу на уроке. — Сейчас я раздам каждому таблицу, вам нужно будет заполнить её. В графу «П» – «плюс» записываете все, что понравилось на уроке, то что вам было полезно. В графе «М» – «минус» записываете все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или не нужным. В графу «И» – «интересно» вписываете все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотели узнать или может быть что-то непонятное. — Закончили. Кто бы хотел сказать, чем заполнил таблицу? — Сдайте, пожалуйста, листочки мне на стол. — Сегодня на уроке мне очень понравилось, как работали …. . Ставлю отметки |
— Авторская — Юрий Коваль |
фронтальная |
Речь учителя, слайд презентации |
|
|
РУУД: умение оценивать результаты своей деятельности. КУУД: умение вступать в диалог с учителем; умение аргументировать свою точку зрения. |
Сформированы такие качетсва личности, как справедливость, сострадание, сочувствие |
||||||||||||
6. Домаш нее задание. Информиро вание по его выполне нию |
Информиро вание о д.з. |
|
— Дома вам нужно будет …. |
|
фронтальная |
Речь учителя, дневник |
|
|
|
|
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Литературное чтение
-
2 слайд
елокос монярберес о акзакС
Сказка о серебряном соколе -
3 слайд
Юрий Иосифович Коваль
-
4 слайд
-
5 слайд
(В) СЕРЕБРЯННОЙ
БЕЛОСНЕЖНЫЙ
ПРИГОРЮНИЛСЯ
ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЕ
ОБОРОТИЛСЯ
РАЗБОЛТАЛАСЬ
ПРИКАЗЫВАЕТ
ЗАШЕВИЛИЛАСЬ
БЕЛОСНЕЖНАЯ
ЗАЖМУРИЛИСЬ
РАСКОЛДОВАННЫЕ -
6 слайд
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
-
7 слайд