Технологическая карта
ФИО, должность: Кирдябкина Е.А., учительбиологии и химии
Учебный предмет: биология
Класс: 9 Б
Дата: 24.10.2022
Тема урока: Клетка — структурная единица всегоживого.
Цель урока: сформировать целостноепредставление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всегоживого, отработать задания ОГЭ, подготовиться к контрольной работе.
Тип урока: контрольно-обобщающий
Форма урока: урок-обобщения
Задачи урока:
Обучающая:
• систематизировать фактические знания о строении клетки растений иживотных, о функциях основных органоидов клетки;
• проверитьусвоение обучающимися этих знаний и умений.
Развивающая:
• способствовать развитию навыков аргументированного выступления,логического мышления, сравнения, продолжить развивать память и навыкисамостоятельной учебной работы
• Продолжитьформировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы
Воспитывающая: воспитывать интерес к предметубиология, бережного отношения к природе, к своемуздоровью, умения работать в парах, группах, с дополнительными источникамиинформации.
УУД:
1. Личностные результаты – формированиеответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
2. Метапредметные результаты:
— Регулятивные: умение самостоятельно определять целисвоего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе ипознавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательнойдеятельности;
— Познавательные: умение определять понятия,создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
— Коммуникативные: умение организовывать учебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты наоснове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать иотстаивать свое мнение.
Оборудование: учебник, дидактический и раздаточный материал, презентация, кубики.
Ходурока
Этап |
Время |
Содержание учебного Материала |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся
|
ФОУД |
УУД |
1.Организационный |
5 мин |
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем с вами наш урок. Будьте внимательны и активны. Чтобы настроиться на работу, мы немного поиграем. Работа с кубиками, как ассоциация органоидов клетки. На протяжении всего урока вы заполняете маршрутный лист (Приложение 1)
|
Проверяет готовность к уроку; создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности. |
Проверяют рабочие места. |
индивидуальная
|
Коммуникативные УУД: — слушают учителя — строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Регулятивные УУД: -самостоятельно организовывают свое рабочее место.
|
2. Сообщение темы. Постановка учебной задачи урока |
3 минут
|
Учитель читает загадку: Вам кажется, мала она, Но в микроскоп взгляните, Ведь это целая страна Как в натуральном виде.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о клетке) На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, её органоидов, об истории её открытия и создании клеточной теории. На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материалы по теме: “Клетка”.
Ребята! Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение.
Проблемный вопрос. Клетка – важная часть организма? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?
— Ребята, сформулируйте цель сегодняшнего урока? (обобщить знания по теме «Клетка») –Теперь запишите тему урока.
|
— выясняет готовность класса к изучению нового материала; — участие в дискуссии, ответы на вопросы.
|
Отвечают на вопросы, включаются в беседу.
|
фронтальная |
Коммуникативные УУД: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений Познавательные УДД: Подведение под понятие Аналогия, обобщение Установление причинно-следственных связей |
3. Актуализация опорных знаний- проверка теории |
15 минут |
Сейчас мы будем работать по группам, у Вас на партах лежат задания (метод Фишбоун). Приложение 2 Ребята, у нас остались еще органоиды клетки. Чтобы выяснить куда они пойдут, мы выполним задание 10 ОГЭ (Приложение 3)
|
Повторение темы, выяснение основных понятий темы
|
Ученики делятся на 6 групп. Каждая группа выполняет свое задание (в течение 10мин.) По истечении этого времени заслушиваются ответы и выступают представители групп, оформляют скелет рыбы и цветок. |
фронтальная |
Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Контроль Коррекция
|
4. Физминутка |
3 минуты |
Название органоидов расположены на стенах. Называется функция или строение органоидов. 1. Содержит молекулу АТФ (митохондрия) 2. Синтезирует белки (рибосома) 3. Главная часть клетки (ядро) 4. Бывают 3 видов: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты (пластиды) 5. Энергетическая станция клетки (митохондрия) 6. Содержит хромосомы (ядро) |
Опрос учащихся |
Отгадывают функцию и поворачиваются в сторону органоида |
Индивидуальная |
Познавательные УДД: Анализ, синтез, аналогия Подведение под понятие
|
5. Первичное закрепление |
5 + 5 минут |
— Организует работу по применению учащимися изученного материала;
Задание 24 ОГЭ (работа с текстом) –
Приложение 4
Самостоятельная работа со взаимопроверкой
Приложение 5 |
Организует закрепление знаний учащихся. |
-Осмысливают задание (определяют последовательность действий); — отвечают на вопросы -в ходе диалога предлагают варианты ответов к каждому пункту; -соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют свои записи. |
Фронтальная |
Познавательные УДД: Анализ, синтез, аналогия Подведение под понятие Построение логической цепи рассуждений, доказательств Регулятивные УУД: Контроль. Оценка. |
6. Рефлексия |
5 минут |
Самооценка обучающихся: Записать первую букву отгаданного слова а) органоид эукариотической клетки, содержащий хромосомы (Ядро) б) органоид, в котором глюкоза расщепляется с образованием АТФ (Митохондрия) в) органоид растительной клетки, выполняющий защитную функцию и состоящий из целлюлозы (Оболочка) г) небольшие округлые тельца, содержащие ферменты, которые способны расщеплять поступающие в клетку питательные вещества (Лизосомы) д) составляющие части клетки (Органоиды) е) вторая буква в слове ядро…..(Д) ж) шестая буква алфавита (Е) з) часть клетки между наружной мембраной и ядром называется…(Цитоплазмой) Получившееся слово — Я МОЛОДЕЦ!
На плакате приклеить цветную ( хорошо усвоил материал) или серую картинку (материал не полностью усвоен). |
Спрашивает некоторых учащихся |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные УДД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение второстепенной информации Коммуникативные УУД: Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД: Осознание ответственности за общее дело
|
6. Домашнее задание |
2 минуты |
1. Составить кроссворд по теме «Клетка» 2. В папках (рабочие тетради) выполнить задание с. 6 (для учащихся, кто сдает ОГЭ) |
Комментирует домашнее задание |
Воспринимают и записывают информацию |
Индивидуальная |
Коммуникативные УУД: — слушают объяснения учителя, — задают уточняющие вопросы. Регулятивные УУД: — соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом; — объективно оценивают свои результаты. |
7. Итог урока |
2 минут |
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности |
Возвращается к проблеме
Подводит итоги, выставляет оценки |
Отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. |
фронтальная |
Познавательные УУД: — систематизируют изученный материал
|
Приложение1
ФИ учащегося |
Фишбоун (1-3 б) |
Задание 10 ОГЭ (1-3 б) |
Физминутка (1-3 б) |
Задание 24 ОГЭ (1-3 б) |
Задание на соответствие (1-3 б) |
Общее количество баллов |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
12-15 б – «5»
9-11 б – «4»
6-8 б – «3»
0-5 б – «2»
Приложение2
Группа №1
Задания:
№1.О какой части клетки говорится в загадке? Есть у клетки оболочка,
|
№2. Каким свойством обладает фрагмент клеточной структуры, показанный на рисунке?
1) способностью синтезировать АТФ 2) постоянством формы 3) способностью синтезировать белок 4) избирательной проницаемостью
|
Группа №2
Задания:
№1.О какой части клетки говорится в загадке? Этот органоид важный,
|
№2. Каким свойством обладает фрагмент клеточной структуры, показанный на рисунке?
1) способностью синтезировать АТФ 2) хранение и передача наследственной информации 3) способностью синтезировать белок 4) накопление энергии
|
Группа №3
Задания:
№1.О какой части клетки говорится в загадке? Эти плотные тельца из белка и РНК
|
№2. Каким свойством обладает фрагмент клеточной структуры, показанный на рисунке?
1) синтезируют углеводы 2) осуществляют синтез белков 3) расщепляют белки до аминокислот 4) участвуют в накоплении неорганических веществ
|
Группа№4
Задания:
№1.О какой части клетки говорится в загадке? Выглядит сложно эта система,
|
№2. Каким свойством обладает фрагмент клеточной структуры, показанный на рисунке?
1) транспортирует вещества по клетке 2) накапливает ядовитые вещества 3) образует рибосомы 4) хранит наследственную информацию
|
Группа №5
Задания:
№1.О какой части клетки говорится в загадке? Тот органоид парой мембран
|
№2. Каким свойством обладает фрагмент клеточной структуры, показанный на рисунке?
1) фотосинтез 2) хранение и передача наследственной информации 3) способностью синтезировать белок 4) накопление энергии в виде молекулы АТФ
|
Группа №6
Задания:
№1.О какой части клетки говорится в загадке? Есть в цитоплазме у нас пузырьки,
|
№2. Каким свойством обладает фрагмент клеточной структуры, показанный на рисунке?
1) фотосинтез 2) хранение и передача наследственной информации 3) способностью синтезировать белок 4) внутриклеточное пищеварение
|
Приложение3
Задание 10ОГЭ:
Вставьте в текст«Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенногоперечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифрывыбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)впишите в приведённую ниже таблицу.
ОТЛИЧИЕРАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ
Растительнаяклетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточномсоке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую,малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) хлоропласт |
2) вакуоль |
3) пигмент |
4) митохондрия |
5) сливаются |
6) распадаются |
7) целлюлоза |
8) глюкоза |
Запишите вответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Приложение4
Задание 24 ОГЭ:
Используясодержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующиевопросы.
1) Что собойпредставляют пластиды?
2) Какую рольвыполняют вакуоли?
3) С какимиорганоидами растительной клетки связаны синтетические процессы обмена веществ?
Особенности растительной клетки
Врастительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро,эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с темона имеет существенные особенности строения.
Впервую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительнаяклетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неёограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет уживотных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматическойсети соседних клеток сообщаются друг с другом.
Другойособенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид,где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а такжеперевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды,имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся.Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах –хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах– происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. Впластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаютсяпродукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительнойклетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.
Третьимотличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей,развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собойполости, окружённые мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся врастворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическоедавление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, чтов клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор.Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.
Пояснение. Правильныйответ должен содержать следующие элементы:
1) Двумембранные органоиды, имеющиесобственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся.
2) Обеспечение клеточного тургора.
3) Рибосомы и пластиды.
Приложение5
Самостоятельная работа
Установите соответствия.
Структура Функции
1. Клеточнаямембрана а) место синтеза белка
2. Клеточнаястенка б) создание тока жидкости внутри клетки
3. Хлоропласт в) жесткий защитный покров некоторых клеток
4. ГладкаяЭПС г) фотосинтез
5. Ядро д)транспорт веществ
6. Рибосома е)синтез АТФ
7.Митохондрии ж) хранение генетической информации
8. Комплекс Гольджи з) регуляция транспорта веществ в клетку и из нее
9.Цитоплазма и) накопление и выведение вцитоплазму клеточных продуктов.